Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектурные творения Кристофера Рена




Блистательная архитектура Франции времен Людовика XIV оказала влияние на творчество Кристофера Рена (1632—1723) — од­ного из самых выдающихся зодчих Англии. К архитектуре он обра­тился сравнительно поздно, когда ему было 33 года. До этого време­ни он был известен у себя на родине как математик и изобретатель, астроном и общественный деятель. В 1665 г. Рен предпринял поезд­ку во Францию, где изучал творчество известных французских ар­хитекторов.

В 1666 г. в результате большого пожара в Лондоне была уничто­жена чуть ли не половина города. Современники удрученно говори­ли: «Лондон был, но его больше нет». Кристофер Рен сразу же при­ступил к разработке плана восстановления Сити — центральной части столицы. Трижды он предлагал королю свой план, отдалённо напоминавший планировку версальских садов Ленотра, но лишь в 1669 г. был назначен королевским ар хитектором.

 

Рисунок 7 Кристофер Рен. Собор Святого Павла. Лондон

Самым тщательным образом им были рассчитаны важнейшие узлы и магистрали города, ведущие к главным площадям. Активно участвуя в архитектурном строительстве, Рен регла­ментировал высоту построек, толщину стен, сложен­ных из кирпича. Из 87 сгоревших церквей Рен спро­ектировал более 50 новых, 35 восстанавливалось под его непосредственным руководством. Органично впи­санные в окружающую местность, они объединяли архитектурное пространство, подчёркивая целесооб­разность и продуманность планировки.

Фасады церквей были оформлены в духе класси­цизма, в них преобладали прямые линии, размерен­ный ритм, утончённость отделки, во всём чувствова­лись устойчивость и сдержанная сила. Их главной от­личительной особенностью стал большой купол и фасад с портиком перед главным входом. Интерьеры не поражали излишеством украшений и пышной па­радностью, напротив, они в большей степени распола­гали присутствующих к сосредоточенности и внутрен­ней собранности во время церковного богослужения.

Главное творение Кристофера Рена — собор Святого Павла (1675—1711), возведённый на руинах средневекового собора. Его ог­ромный купол (111 м), возвышающийся над городом, виден почти отовсюду. Снаружи он поднят на высокий барабан, цилиндрическая форма которого оформлена колоннадой. Купол венчает тяжёлый фо­нарь с проёмами для освещения. Фасад храма украшает глубокий двухъярусный портик с колоннами, образующий торжественный вход внутрь помещения. Интерьеры собора отличаются продуманно­стью оформления и благородством отделки. Особенно поражает голо­вокружительный эффект подкупольного пространства. При создании этого уникального сооружения Рен использовал не только элементы классицизма, но и барокко (башни западного фасада) и даже готики (опоры для купола и барабана).

Кристофер Рен строил не только церкви, но и парадные дворцы, университетские здания, библиотеки, госпитали, обсерваторию. В каждом из этих сооружений проявился необычайный талант вели­кого архитектора. Его архитектурные творения вполне могли бы со­ставить большой, тесно застроенный город.

Рисунок 8 Кристофер Рен. Госпиталь в Гринвиче

Придавая архитектуре исключительную роль в формировании национальной культуры, Рен писал в своих записках: «Архитектура имеет своё политическое назначение; обществен­ные здания являются украшением страны; она утверждает на­цию, привлекает народ и торговлю; заставляет народ любить родную страну, каковая страсть — источник всех великих дея­ний в государстве...»

В честь Кристофера Рена благодарные англичане воздвигли па­мятник в центре Лондона. Великий зодчий похоронен в соборе Свя­того Павла, надпись на его надгробии гласит: «...если ищешь памят­ник, оглянись».

 

Вопросы и задания

1. Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям клас­сицизма?

2. Расскажите об архитектурных творениях Кристофера Рена. Какова его роль в осуществлении плана восстановления лондонского Сити после по­жара 1666 г.?

 

Творческая мастерская

Проведите для своих одноклассников заочную экскурсию по Версалю. Для её подготовки можно использовать видео- или диафильмы, слайды или открытки.

Познакомьтесь с картинами русского художника А.Н. Бенуа (1870— 1960) из цикла «Версаль. Прогулка короля». Как в них передана общая ат­мосфера придворной жизни французского короля Людовика XIV? Почему их можно рассматривать как картины-символы?

Рисунок 9 А.Н. Бенуа. Версаль. Прогулка короля. 1906. Москва

Попробуйте с помощью компьютерной графики спроектировать архи­тектурные сооружения или парк в стиле Версальского дворца.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...