Монументальная и станковое искусство
Средства художественной выразительности архитектуры Принципы архитектуры:
Характер архитектурного объема и пространства Например, пирамиды, а точнее их форма, подразумевающая вечность или же вечную жизнь - земную и вечную. Архитектурный объем пирамиды - замкнутый, однако у греческих храмов он открытый, чему способствует колоннада.
Тектоника - взаимодействие несомых и несущих элементов архитектуры. Колонны. Припухлость колонны- энтазис, после которого идет еще больший угол возрастания - пример тектоники; А колонны в мусульманской мечети- это перевернутая тектоника (как будто подвешенные колонны).
принцип контраста экстерьера и интерьера - главная идея- внутренняя красота, а не внешняя, например собор Святой Софии в Константинополе- в нем главный акцент идет на пространство, ощущение вознесение на небо, из-за 30-ти метровый купол.
Работа света: 1- распределение, 2- количество, 3- цвет 1- Чем ближе к земле, тем освещение было темнее; большое влияние свет и тен оказывает на фасад, подчеркивая декор; 2- В готике- большие окна с витражами, влияет на характер художественного образа; 3- полихромная архитектура; например, деревянные конструкции- их цвет- красный + черепица; так же использование цвета в мусульманской архитектуре, которая строилась из кирпичей; однако в жарких странах использовались холодные цвета; в барокко - использование бирюзового и пастельных цветов.
церковь на полянке - цвет особняк на пречистенке - цвет
Влияние фактуры и текстуры материала на архитектуру. Текстура и фактура, как и цвет, влияют на наши эмоции и создавая ощущение благополучия, оказывая на смотрящего два мощных вида воздействия: визуальное и тактильное
Принцип Анхелавности - «нанизывание на одну ось», то есть все помещения расположены друг за другом. Принципы создания архитектурного ансамбля- египедский храм, Принцип восприятие архитектурных построек в ансамбле Принцип хиазма- крест на крест Х Принцип ансамблимости
церковь Покрова на Нерли- церковь женских пропорций. Большое влияние здесь оказывает ландшафт местности - дорога к церкви идет через небольшое поле, идя по которому единственной возвышенной точкой является церковь. вилла над водопадом- архитектор Райт- взаимосвязь архитектуры архитектуры и пейзажа Лекция 2
2-Скульптура как вид искусства
Скульптура. Пластика. Ваяние. Монументальное и станковое искусство.
Скульптура - дословно «вырезаю высекаю», в XIX веке использовали для работы с твердыми материалами такими как камень. Очень схожа с архитектурой взаимодействием объема с внешним пространством. Ваяние - тоже для работы на твердых материалах. Пластика - мягкие материалы, например: глина, воск, стук(смесь глины с мраморной стружкой); эти материалы прикреплялись на каркас.
Монументальная и станковое искусство
Монументальность - размеренность, масштаб, связь с архитектурой и окружающим пространством. Например: витраж - монументальная живопись; роспись или рельеф для конкретного места, которых нельзя переместить, потому что восприятие много потеряет при изменении первоначальных условий (скульптура «Рабочий и колхозница» - для восприятия снизу вверх). Иными словами, предназначенность произведения для конкретного места и времени без ущерба для восприятия.
Станковое - имеют камерный характер, (сделаны в мастерской)
Сокращение жанрового репертуара в скульптуре: изображение человека - портрет, анималистический жанр, в отличии от живописи, которая является многожанровым видом (бытовой, природа, натюрморт, религиозно-мифологический, анималистический и многое другое)
Скульптура делится на 2 типа: 1 - круглая скульптура - которая требует для восприятия кругового обхода а - статуи; б - скульптурный монумент; в - бюст (скульптурный портрет); г - скульптурная группа - сюжетно композиционно и пластически связанные межды собой многофигурная композиция; д- мелкая пластика (статуэтки); 2 - рельеф а - барельеф (ба-низкий), рельеф выступающий над плоскостью до половины объема; б - горельеф (го- высокий), рельеф выступающий более половины на плоскостью; в - врезанный или углубленный рельеф.
Средства художественной выразительности скульптуры: 1 - композиция 2 - характер пластического объема (масса - сглаженная, свободная, фактурная и т.п.) 3 - вид материала и техника обработки (камень, глина). Для каждого худ. стиля свойственен свой материал, а для каждого стиля и эпохи свой вид обработки. 4 - цвет материала - фактура и текстура (природный цвет самого материала, раскраска - разрушает пластическую форму, если он использован не грамотно; и тонирование - грунт (мел с рыбьем клеям), при тонировании текстура материала остается и фактура (полировка и шероховатость)). 5 - свет и тень в скульптуре - в зависимости от того как смоделирована скульптура (свет может создавать драматические оттенки, например если объем сглажен образ спокойный и гармоничный; эмоциональное состояние - влияние эпохи). 6 - сочленение объемов - влияние на пластическую форму и образ 7 - масштабное соотношение 8 - инкрустация глаз
Примеры
1-Монументальное искусство
Рис.- 1;Минин и Пожарский Рис.- 2; Император Август
- Минин и Пожарский - скульптура стояла на против мавзолея, но в последствии ее переставили к собору Василия Блаженного - сейчас потерялась на этом фоне ракурсное восприятие (избегание не нужных точек восприятия).
- Или же франтон греческого храма - круглая скульптура, динамическая композиция, которую мы не можем изъять ее из архитектуры.
Статуи Кариатид
- Статуи Кариатид, заменяющие колонны, напоминающие каримские капители.
- Готический храм и скульптура, которые встречается обильно, где между скульптурами есть внутренняя духовная связь.
- Архитектура и скульптура древнего Египта - храм Рамзеса 2, скальный храм, где главная идея постройки - идея вечной жизни (пирамида, Колосс и т.п.)
Также масштабные соотношения иногда строится по принципу постепенного увеличения. Например:
- Колосс Родосский - масштабное соотношения природы и статуи.
- Статуи фараонов в натуральную величину - в них заключена идея вечности, сама постановка фигуры очень важна, она доводит фигуру до знака, исключая мимолетные позы. Например: образ наблюдающего фараона, в нем используется также вечный материал - базальт и парфит + полеровка, уплотняющие объем. Работа ведется от блока - 4 грани, наносили сетку, затем рисовали проекцию, по которой уже высекалась фигура.
Период Архаики (Греция VIII-VI)
- Статуя Куроса (юноша-атлет, обычно обнаженный) характерный образ древнегреческой пластики. Он стоит на плоской плите, с выдвенутой левой ногой - это случайный динамический объем. (человек в Греции являлся совершенством, его изучали, человек становится мерой всех вещей, максимум роста - до 2 метров) Здесь нет еще сгибания коленей, он статичен.
- Венера Милосская - (древнегреческая статуя) в ней используется принцип хеазма, это круглая скульптура. В ней использовался разный камень.
Новшества
- Появляются новые приемы ваяния: высечения скульптуры сразу (Микеланджело), а не по блокам, работали сразу, после того как опускали в воду восковую или деревянную скульптуру и смотрели как меняется ее объем.
Однако в эпоху барокко равновесие нарушается. « Я сделаю мрамор послушным, похожем на воск», - говорит Микеланджело.
Греческая статуя Флоры - женская фигура задрапированная, мужская статуя нередко тонировалась (использование цвета).
- Используется прием раскрашивания скульптуры из мягкого камня (цвет мужского тела более темный, чем женский). Например: раскрашивание скульптуры марг графа и марг графини - средневековье.
- Используется инкрустация глаз - в Египте брали для этого белый алибостор, тонкую пластину хрусталя и медная пластину - это была подводка глаза, а темное дерево - было зрачком + взгляд направленный в вечность. Это были портретные портретные скульптуры. Или же: ресницы делались из серебра, мрамор-глазное яблока, черный камень-зрачок.
Бронза Она использовалась как материал в архитектуре Древний Египта. Бронза использовалась для маленьких скульптур. Ее использовали греки для литья, затем сваиваили детали и зашлифовывали швы. Но также круглая скульптура была неразрывно связана с бронзой, т.к. она не боится пространства, не нуждается в подпорках как другие материалы (Дорифор не из бронзы делается с подпоркой). В эпоху Возрождения Бронза становится популярным материалом. Например: Донателло- статуя Давида.
Контурная линия (силуэтная линия) является границей объема и окружающего пространства, она передает сбалансированость формы. А размах рук и широкий шаг - пространство.
Все больше преобладает культ физического тела. Появляется опора на одну ногу, которая называется контрапостом.
«Березка» Голубкина, лепилась из глины, затем сливалась гипсовая форма и затем заливалась уже вся фигура.
Дерево Дерево в средневековье - излюбленный материал. Также дерево использовалось в Древний Египте - в стоящих, идущих скульптурах. (Статуя царевича Карбиря, или статую сельского старосты). В дереве также использовалась инкрустация глаз. В переходе от дерева к камню, каменные структуры еще повторяют принципы и формы деревянных скульптур. Однако после средневековья дерево, как материал, забывается и только к 20 веку его использование снова возрастает.
Существовали различные техники создания скульптур из дерева: - хрисоэлефантинная техника- повторение формы дерева - наклеивалась слоновая кость - техника сверилатана
Эрмс Барлох - «Поющий» - статуя из дерево, изображены отдельные эмоции, скульптура переживает эту эмоцию.
Керамика В монументальной скульптуры этот материал используют меньше в основном в мелкой пластике.
Скульптурные портреты Цецериокунд - голова, бюст, сделанный по маске смятого с умершего человека, такая техника портретов перешла и в римские портреты.
Этруски - скульптурный портрет, изображение конкретный человек. Также Этруски активно используют на саркофагах из обоженной теракоты.
Борис Паусак- скульптурный портрет, используется пластическое единение - статую двух борцов
Мифические сцены Мирон - «миф о изобретении Афины флейты». (Марсий - божества связанный с низшими). Сюжет- Афина уходит оборачиваясь, а Маркий наоборот, таким образом получается общение между фигурами - сюжетно и пластически.
Бернини - «Аполон преследующий Дафну», сюжет- чтобы спастись от погони Дафна превращается в дерево. Нельзя не отметить и Давида у Бернини - в разную эпоху Давид изображался по-разному, у Бернини же он во время битвы.
«Девы мудрые и девы неразумные». Девы мудрые -изображают радость, а девы неразумные - пример запоздалого раскаяния. Эту притчу используют многие, т.к. здесь есть огромные возможности выражения сюжета.
Нефертити - незаконченная скульптура, из-за нешлифофки получается ровный переход от света к тени.
Индия - единство многообразии - отход от реального изображения фигуры, рука похожая на лиану или хобот слона. Кстати, материал стук любят в индии, из него вырезают фигурки или статуи.
Эрнст Барлах (выдающийся немецкий скульптор, художник и писатель) - «Разъяренный» (1910)
Палеолитические Венеры - из дерева, кости мамонта, камня- магическая скульптура- идея плодоносящей силы- важный акцент в статуях.
Ушетти- фигуры занятые своим делом, ритуальные фигурки, обслуживающие фараонов.
Рельеф. Горельеф. Барельеф.Углубленный рельеф. - Рельеф использовался уже в Египте. - Барельеф в нем главный силуэт + раскраска. А самые интересные барельефы - греческие.
-Горельеф - готика любит очень высокий рельеф и круглую скульптуру, поэтому нередко вписывали горельеф и в архитектурную формы - в капители. Примером может послужить - из-за передачи внутреннего характера образа - собор Нотердам де Пари. -Углубленный рельеф- использовался и в искусстве древнего Египта - применялся в роли контурной линии, которая могла изменятся, ее ширина, в зависимости от главенства персонажа. Египет можно рассматривать и с интересом в анималистическом жанре - ведь там имеется множество украшений или других бытовых вещей. Например в виде животных - арфа- бык или корова, в сосудах с различными формами - сосуд-голова, или же подставки дла зеркала.
Лекция 3
3-живопись и графика как вид искусства они оба воспроизводят внешний облик на плоскости они 2-хмерны но стрем к 3-хмерности живопись богата по сравнению к живописи скульптура беднее жанры живописи складывались постепенно в эпоху на смену иконе пришла алтарная картина - реальный пейзаж - фон на которой происходили библейские или евангельские сцены, могли быть натюрморты - символистические, донаторы-люди которые заказали картину для церкви, по бокам так же изображались бытовые сцены это большое полотно, персонажи обрели они были в реальном пространстве это натюрморт, выходили из этого жанра окончательно в 17 веке сформировалась - св лука в риме, в академ художеств во флоренции париже образовалась иерархия жанров, одни жанры стали высокие- престижные, такие как исторический жанр, на которых изображались др. герои, библейские сцены, цари и императоры, сложные многофигурные композиции. Баттальный жанр- битв, сражений, требует подготовленности; мифологич жанр - мифы легенды и тп - серов похищение европы, врубель - царевна лебедь; пан и тд; бытовой жанр - сцены из обыденной жизни людей -репин не ждали, бурлаки на волги, а другие низкие- портрет- он имеет свою типологию: 1-парадный изображается как бы на пьедистале, с атрибутами роскоши, отсутствует прямой взгляд на зрителя; тронные портреты; конные парадные партеты«- костЮмированный и 3- камерный, они различаются по фоме и задачи и пейзаж костюмированный партер приносит интригу, изображает модель в несвойственных им одеждах и позах - левицкий смольнянки - хрущева и хованская - в образе крестьян, пасторальный жанр обращ к жизни крестьян - они рисовались беспечными детьми природы, беспечными и беззаботными портрет димидова - основатель русской промышленности, он облачен в костюме садовника; рукой он указывает на выращенные им цветы, а за цветами изображен дом димидова; он превращал июные обездоленные души как бы в прекрасные цветы, роль садовника разыгрывается здесь не случайно камерный портрет обращается к небольшому формату- по-плечный, по-грудный - лни заменяли фотографии человек изображается домашним образом; например - рокотов- портрет неизвесной в розовом платье + контактность со зрителем, ему адресована и улыбка; василий трапинов - портрет булакова - одет не по пратоколу портрет различают по количест парный двойной групповой персональный портрет, персона- личность парный и двойной портрет различны! парный- ботинки, влюбленные, чашка и блюдце; портрет рафаеля - пара портретов; портрет леонора давецкая с ныном, портрет систер гагариных групповой потрет- больше 2; кепренский- портрет иммигрантов; поколенный портрет, поясной, в рост, по грудный- портрет титуса, оплечный; оглавый поворот головы модели - ан фас; в 3/4; в профиль
пейзаж-низкий, явления природы разновидности пейзажа: марина (маре- море) айвазовский; ведута - городской пейзаж; натюрморт - с немецкого мертвая натура- впервые появляется в алтарных картинах у ног гер-в; караваджо первый европейский натюрморт - плоды и фрукты анималистика- анимале- животное не всегда жанр предстает в читом виде6 иногда картина может соединять признаки нескольких жанров стали и варашилов к кремле после дождя - пейзаж - ведута и портрет на равных савицкий и шишкин - мишки в сосновом лесу серов - девочка с персиком - вера мамонтова - портрет + натюрморт + бытовой - сцена в интерьере 19 век выдвигает 2 жанра вперед - пейзаж - имперссионисты, он полностью исчерпывает себя и портрет живопись- станкОвую (на мольберте этюднике, пресс и тд) и монументальную - тесно связанна с архитектурой- ракурсное искажение художественные средства живописи - они разнообразны, но самое главное в них - цвет (как пространство в архитектуре), колорит - сис-ма организации цвета в картине- холодный и теплый, локальный- в линейно-плоскостной живописи (икона) 20 век - художники используют тональный колорит - в 16 веке- важнейшее технологическое открытие- масло- великое разнообразие (тициан - мастера венецианской школы, рембрант) иллюзия объема и пространства на плоскости- тональный колорит композиция в живописи строится на плоскости свет в живописи не отделим от цвета, но все же считается отдельным средством рисунок - мастерство рисовальщика, конструкция и материалы и техники станковой живописи основой для станковой живописи служат самые разнообразные материалы, затем грунт, гипсовый или клеевой, потом краски и пигментов -сухие порошки и связующие средства, от связующего зависит техника живописи энкаустика- связующие - воск (югоша в золотом венке) анприма- за один раз (фоюнский портрет) этой живописи присуще некоторая этюдность; темпера- яичные или другие связующие, колорит холодный звучный (ботичелли - рождение венеры) темперы плохо смшиваются масло- братья ван эйн, связующие - растительные масла и лаки, 15 век голландия пастель - живопись цветными мелками- 18 век или конец 19 столетия корера- портрет мальчика, или дега - голубые танцовщицы акварель и гуашь - краски на клеевой основе разводимые водой акварель гуашь и пастель к графике, если пастель -штрих а монументальная живопись - основа -стена свод или балкон 4 техики 1-аль секко (секко - сухой) по сухой основе, по сухой штукатурке, она хрупкая, плохо сохраняется использовалась в др египте или на дальней востоке 2 - аль фреско (свежий сырой влажный) - живопись по сырой штукатурке а- двуслойная фреска - появилась в древности до эпохи возражд сенопия-1 слой - по сухой штукатурке, а 2-ой энтоника - суточные швы- помогают вычисли сколько писалась работа музей синопии в пизе - из разрушенных храмов однослойная фреска в 16 веке (рафаэль, микел) отказ от синопии, на картон картон по контору проколот шилом для того чтобы подмостерья методом припороха перенести (голова мадонны - следы припороха и дырочек мазайка - живопись из керамических или метал пластин, эмали смальты или кусочков по сырой штукатурке, может быть 2-х слойной мазайка появилась в др греции (античную мазайку отличает большое разнообразие цетов) смальта, прозрачное стекло с пластинкой золота византийская мазайка из смальты- эффект мерцания, вдавливали на разную глубину производство цветного стекла обогатило коорит 15 - синего, 16- зеленого витраж- изображения на стекле или из кусочков цветного стекла на тему евангелевский и библейских тем
графика как вид искусства виды графики станковая - самодостаточна прикладная подчинена функции какого либо предмета - книжная (обложка, шрифт, иллюстрации); плакат, журнальный и газтный рисунок, промышленная графика худ средства - главным является рисунок в наиболее чистом виде - это главное средсво графики, где изображение с помощью линии и штриха сочитание 2 цветов- белого - бумага или какого ибо ееще композиция- подчинена плоскости материалы и техники зависят от вида графики графика: уникальная и печатная уникальная- рисунок 2-эстамп основа-негрунтованная бумага, материалы: 1-твердые - графитный карандаш, серебр. карандаш и свинцовый; 2-мягкие - уголь, сангина, соус -мелки, пастель, восковые мелки и 3-разводимые водой - тушь, чернила, гуашь и акварель, сепия - чернила каракатицы эстамп имеет свои техники: 1-гравюра - пресс нужен 2-литография - пресс нужен 3-шелкография пресс не нужен 4-монотипия пресс не нужен эстамп (эстампе- штамповать, оттискивать) - оттиск на бумаге- тиражирование техники гравюры (граве - процарапывать) - изображение создает на печатной форме какого-либо материала 1-ксилография- гравюра на дереве - появилась еще в средневековье, в 15 веке проникла в европу (например японская гравюра) 2- металография-печатная форма из металической пластины медь или цинк- сухая игла или офорт - медная пластина покрывается лаком.... 3- линогравюра или гравюра на линолиуме, он не изнашивается быстро гравюра на картоне, дает маленький тираж
литография к гравюре не относится, используется каменная плита, на котором рисуют и протравливают кислотой - твердая печатная форма, передает стилистику свободного рисунка
шелкография- печать по трафарету пресс не нужен
монотипия- маленький тираж
лаврентев -история дизайна
лекция 4
4-История стилей
Декоративно- прикладное искусство очень схоже с архитектурой. Архитектура - использование клише - утилитарное качество и эстетическое качество. У дек. прикладное искусства есть те же качества.
керамика Майолика - аптечный сосуд, керамика покрыта непрозрачной глазурью. Рожден в эпоху Возрождения. Надписи в композициях различных изделий (15 век - расцвет Майолики) Альбарелла - аптечный сосуд,тарелки для невест - различные задачи керамистов. Историата- стиль влияние на которого оказала история.
Художественное стекло - в эпоху Возрождения; Венецианское стекло - секреты производства художественного стекла. («Полосатое стекло») Многоручные вазы- Испания Западно- Европейское декоративное искусство
Барокко- тма движения, желание поразить и удивить. Использование жемчуга; (Стекло) Тема природы и растений, особенно в Рококо, в которых украшения перебивали порой форму придмета компень- немецкие стаканы под пиво, образ горы с головой быка
форма- функции предмета орнамент - зарождение орнамента
Дельфский Фаянс- подражание китайским изделиям, изображение китайского быта в начале 18 столетия - открытие фарфора
Рококо- извилистые края блюд Галантные сцены в статуэтках тема природы- в посуде используется широко стили которые появляются в архитектуры влияли и на декоративно прикладное искусство
1748-49 Виноградов - стекло в москве
Основные стили декоративно- прикладного искусства: -рококо -барокко -модерн
модерн в работах по художественному стеклу Эвиля Гале модерн - все растет и развивается использование разнообразных материалов в дек-прикладном искусстве (слоновая кость, олово и тд) Гпнс Гальвен младший - эскизы кубков и подвески история народных промыслов используют многие приемы декоративно- прикладного искусства центры народных промыслов- в тестах Виситеора- центр лаковой миниатюры Палев
народное искусство очень разнообразно - это коллективное творчество: городское или крестьянское старинные мотивы, народная промышленность и дизайн орнаментальность - основной носитель красоты, ощущается на форме вещей
хохломская роспись; городетская роспись - в гроде Городец; прялочная роспись производственные объединения искусство села Жестого роспись на подносах - элементы стиля классицизм абраамцево мотив травка мотив яблочки скопин - керамика гжель центры керамики - дымковская глиняная игрушка кружевонапоминает искусство барокко чернение по серебру красное село дизайн или художественное конструирование предметов и всей вещественной среды; художественное конструирование, промышленное производство - это все дизайн польза и красота александ родченко сначало был архитектором конструктивистом, это оказало влияние и на фотографию и книжную графику - «я научу вещи жить как души», таиров, татлин, лесицкий (работал в школе с малевичем); прауны лесицкого, фигурины- обложка, проекты небоскребов 1929 год из стен ВХУТЕМАСа будетляы- жители страны будущего коллаж- популярный жанр, зарожденный в 20-е годы суприматизм школа шагала и малевича, суприматический фарфор дизайн как архитектура вид искусстваи часть техники предпосылки создания дизайна в 19 века 20-30 годы- окончательное формирование дизайна вид проектно художественной деятельности связан с разработкой.. с организанией художестевнного компоновка, стилеобразование зарождение дизайн, проектный подход это активное формирование новой культуры дизайн отвечает за целостность мира 1889 год -парижская выставка - выставка машин или эйфелева башна промышленная революция
концептуальное творчество - дизайн суприматический фарфор- малевич
магомедов- пионеры совецкого дизайна
сергей григорьевич строганов фаберже- декоративно - прикладное искусство
Лекция 5
5-Искусство Древней Греции
Оно имеет огромное значение для развития культуры, это основа. Греция раньше имела более большие территории + кикладские острова в Эгейском море
Периодизация Древней Греции: -крито-мекенская или эгейская или ахейско-менойская 20-12 века до нашей эры; главный центр культуры- остров крит с его знаменитыми дворцами. Крит населяли минойцы у которых культура была похожа на восточно-европейскую, их мекены, тиринф, пилос - ахейская культура, город Троя. -минойско-ахейская -минойци и ахейцы- индоевропейский народ. Появилась письменность, монументальная скульптура и фресковая живопись -12-8 века до нэ - гомеровский период, или темные века или эпоха геометрики (троицкая войнв, нашествие греков-дорийцев, извержение вулкана на острове Санторино - темные века, нет письменности и полноценного искусства) геометрический орнамент - эпоха геометрики; развитие керамики; Гомеровский период, гомер - собирал предания о деянии ахейских вождей и объединил их в 2 эпических цикла. Пантеон богов и другие исторические факты эпоха архаики (архаес - древний) 7-6 века до нашей эры - расцет греческой цивилизации - изобретение алфавита, письменности, возрождается государственность, появляются многочисленные города, идет большой рост городов - демографический кризис - развитие каменных сооружений - здание суда, театры и т.д. Ордер - важнейшее средство композиции. Дорический и Ионический ордер. Зачатки научных знаний - философия, появление школы поэзии и философии (на остове Лесбус); появляется круглая скульптура и рельеф, монументальная скульптура 5-4 века до нэ- эпоха классики. Классикус - образцовый - период наивысших достижений культуры, отстраиваются города, (камень) ансамбль акрополя, коринский ордер, скульптура лидирует как вид искусства полностью реализуется (мирон фидий проксий, леохард и другие. Платон и Аристотель - философия -эпоха эллинизма (греки называли свою страну эллада) конец 4-1 века до нашей эры 334-324 годы до нашей эры - александр македонский и его походы - знакомство с восточной культуры, он доходит до средней азией и индии, проиходит синтез восточной и греческой (греческий язык-международный, философии религии и другие) культур, главные города переносятся на восток- александрия египетская. Греческая культура продвигается и на запад к италии.
Эпоха архаики -расцвет греческой культуры- процесс колоннизации у греции Типы греческих храмов. Строились театры, он состоял из полукруглого театрона, орхестра, и скена
Антовый храм - храм прямоугольный, спереди стояли 2 колонны, которые поддерхивали портик внутреннее помещение- наос Простиль- 4-х колонный портик, амфипростиль - 2 фасала периптор- 4 фасада, периптерон - обрамленный колонадой со всех сторон псевдопериптор- колонна передает определенный ритм и нужны как декор диптер - дио - 2 двойная колоннада обрамляет здание псевдодиптер- дипред как будто с пропущенным рядом колонн моноптор- центрический тип храма - круглый в плане - представляет собой колоннаду раставленную по кругу, в толос круглую сцену обрамляет
ордер -строй порядок, важнейшее средство архитектурной выразительности Дорический оодер- стены из кирпича, перекладины и колонны из дерева, на сложение ордера повлияла пифогорийская теория- числовая гармония «Они всю вселенную признали гармонией и числом» - платон о пифокорийцах; пьедистал; колонны - человечекская фигура, Антаглемент - все несомое колоннами - мир богов и героев антреморфоизм - человек - центр «человек - мера всех вещей» - отличие от других культур - это они передают европейской культуре. 3-х ступенческий стериобат верхняя ступень - стилобат; несущие элементы - стены и колонны они состоят из 2-х частей - ствол - имеет эназиз - резко сужается вверх, выражен очень ярко, каннилюры - желобки у ствола и капитель- голова, переход от круглой опоры и квадратной болки, эхин и абак; гиботрахелеон - шейка колонны, атланты заменяющие дорические колонны, все несомое антаблемент- архетраф- первая бакла над колоннами фриз - триглиф- конец балки и метоп - вставляющиая в пустоты плита и карниз- прямоугольный с мутулами - концы стропил выступаюших палок от кровли; Симв- водосточный желоб, которую завершает львиная голова. растояние между колоннами - интерколонний в антаблименте находила свое место скультура (темпан - заполнение франтона; скульптурные акратерии- венчающие вершину франтона
Ионический ордер- это олицетворение женской красоты, появляются много декоративных элементов, иногда колонны заменяются креатидами появляется база, эхин капители с декоративными элементами - овой и язычками, архетрав разделен на 3 фасции, фриз - ленточные без метоп и триглиз
коринфский ордер, колимах - увидел корзину заросшую эхин высокий колоковидный, которых скрыт листьями аканты; легкай анталемент и другое похоже на ионический ордер
памятники греч. зодчества эпохи архаики Арх. храмы Пеструма храм артемиды в эфесе, древние причасляли к одному из чудес света, влияние востока памятники архаической скульптуры Кора - сначала в виде «доски» почти без объема, позже появляется движение, складки на одеждах, эта скульптура ярко раскрашивалась курос - господин, изображались обнаженными, фронтальная статичная коппозиция, выдвинутая ного длинее опорной
Акрополь фелектин плегра - написали трактат о зодчестве, нашли правельные пропорции Парфенон - 8х2+16+1 угловая колонна соотношение колонн - 1 к 2, фихтерий с 13-ти метровой богиней Афиной парфенос, Фидий- первый открыл оптические изменения для франтонов
фидий сделал тронную статую зевса олимпийского- древниеотносили его к одному из чудес света
полиглет - младший современник Фидия, написал канон - дорифор (копьеносиц) просчитывает все- симметрия, использует кантропост (или принцип хеазма) - итог его политических изысканий; Калокоготия - идеал прекрасного человека
Мирон - работал как и полиглет только в бронзе - активное пространственное движение - дискобол, знаток реальной пластической анотомии (движение и напряжение мышц); скульптурная группа Афина и Марсий - построен на контрасте дикого и природного против разумного и прекрасного, скульптурная группа образует круг; женская скульптура подобно натуральной-
пракситий- предпочитал мрамор, отказался от пропорции предложенным поликлетом, вводит в скульптуру новое - неустойчивое положение скульптуры, все статуи имеют схожую обстановку, использует опоры; Пракситель, Афродита Книдская (первый изобразил богиню нагой) выходящая из воды и прекрывающаяся руками
Скопос- статуя вакханки или менады- спутница бога диониса, эта статуя расчитывает круговой обход, что небыло у его предшественников
Леохар - Апалон Биливидерский - момент полета стрелы (артемида версальская, похищение ганимеда)
Лисипп - отдыхающий геракл - переисбыток мышечной массы - новый атлетический идеал; искусство др рима - римляне многое переняли у греков, переняли 3 ордера, чаще всего Коримский, изобрели арку и свод, бетон, курола, монолитно-сводчитая конструкция, колизей - отлит из кирпича и бетона, в плане представляет собой элипс, построен в 1 веке нашей эры, в нем использованы все 3 вида колонн, используются пилястры арочные мосты через реку тибр и аквидуки - водопроводная система; триумфальные арки в честь побед, арки тима и, аполодор дамаски - пантеон, представляет соой ротонду, в центре купола - окулес - для освещения, внутри купла использовались кисоны. Пантеон - место славы или место где погдебены великие, в древности купол был позолочен, внутри вписывается огромный шар
каракала - целый комплекс, в нем используются все типы перекрытий
Римский домус состоящий из атрия - жилые комноты с тобуларием- кобинетом хозяина, вистибюля, наема, таберны - таверны и перестильный дворик с садом и водоемаами
римские форумы- общественные центры: библиотеки, и общественно значимые постройки с пложедями, но не рынки. Например форум трояна
римская скульптура - портрет из погребального культа6 научились обрабатывать мрамор; портреты документальны или надгробные портреты
колонна трояна - рельеф - исторический рельеф,
Лекция 6
6-Период Нового Времени 6- Период Нового Времени 6-Период Нового Времени 6- Период Нового Времени 13-14 века - века изменения в архитектуре и во всем искусстве.
Возрождение имеет периодизацию: 1. Проторенессанс (2-ая половина 13 века — начало 14 века) 2. Раннее Возрождение (середина 15 — начало 16 века) 3. Высокое Возрождение (конец 15 первые 20 лет 16 века) 4. Позднее Возрождение (середина 15 — 30-ые — 90-ые годы 16 века) 5. Северное Возрождение
Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы ее «возрождение» - так и появился термин. Значительность человеческой жизни важна. Человек - господин, он подобен Богу. Они почти полагают, что над миром стоит не Бог, а человек. Поэтому личность человека прослеживается во всех видах искусства, даже в архитектуре.
Джотто ди Бантоне - итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса. О
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|