создания нештатных аварийно-спасательных формирований
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПРИКАЗ Г. г. Москва № 999 Об утверждении Порядка создания Нештатных аварийно-спасательных формирований В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2882) приказываю: Утвердить прилагаемый Порядок создания, нештатных аварийно-спасательных формирований.
Министр С.К. Шойгу
Приложение к приказу МЧС России от 23.12.05 № 999
ПОРЯДОК создания нештатных аварийно-спасательных формирований 1. Hacтоящий порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - Порядок) определяет основы создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны 2. Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. 3. Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасительных формирований составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 7, ст.799), от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст. 3503) и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
4. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение № 1). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение №-2). В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования. 5. Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются: Проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при вeдении военных действий или вследствие этих действий;
участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению(загрязнению): санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территории; участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения; обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения. 6. Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с yчетом методических рекомендаций по созданию подготовке, оснащению и применению нештатных нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываемыми Министерством РФ no делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации. 7. Применение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций, разрабатываемыми в установленном порядке. 8. Федеральные органы исполнительной власти, исходя из ст. 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», в отношении бюджетных организаций, находящихся в их ведении вправе: определять организации, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования; организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;
вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования; организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований; осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных..формирований до предназначению. 9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы и местного самоуправления, исходя из статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», на соответствующих территориях вправе: определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования; организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований; вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществляют их учет; организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований; осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований; 10. Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования: разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений; осуществляют подготовку и руководство, деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований; осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований; осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований; поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.
11. При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. 12. МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, а так же контроль в этой области. 13. Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются: по подчиненности: территориальные организаций; по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: посты, группы, звенья, команды; по предназначению радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки и разграждения, разбора завалов, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты. Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время – 24 часа, военное время - б часов. 14. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации) С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных местностях, нештатные аварийно-спасательные формирования доукомплектовываются невоеннообязанными. Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации. Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь, комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений. 15. Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности. 16. Накопление хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.
17. Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, с учётом положений статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». 18. Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы 19. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает: обучение по программам подготовки спасателей в учебных центрах и иных образовательных учреждениях в соответствии с Основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 48, ст. 5561): обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований; обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России; участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф. 20. Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в организации включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований в рабочее время. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России. Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований. 21. Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение). Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия. Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, а на учебных местах командиры структурных подразделений.нештатных аварийно-спасательных формирований. Занятия проводятся в учебных городках, на участках местности или на территории организации. На тактико-специальные занятия нештатные аварийно-спасательные формирования выводятся в полном составе, с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов. Практические занятия с нештатными аварийно-спасательными формированиями разрешается проводить по структурным подразделениям. Занятия по темам специальной подготовки могут проводиться также путем сбора под руководством начальника соответствующей спасательной службы. 22. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен: знать: характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них; особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе); предназначение формирования и функциональные обязанности; производственные технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих из содержания паспорта безопасности объекта; порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность; место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ; назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования; порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий; выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ; поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы; оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места; работать на штатных средствах связи; проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, iiiii и обеззараживание территорий; незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации; выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретной организации. Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения (альпинистского, водолазного).
Приложение № 1 к Порядку, утвержденному приказом МЧС России от 23.12.2005 г. № 999
Примерный перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований I. Примерный перечень создаваемых территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований
* Создаются в субъектах Российской Федерации, городах, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, городах, имеющих химически опасные объекты или производство. ** Создается в субъектах Российской Федерации, городах, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, городах и населенных пунктах, имеющих особо ценные объекты культурного наследия России
II. Примерный перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований организаций
* Создаются на химически опасных объектах, производящих или использующих АХОВ. ** В мирное время, при развертывании ЗС вместимости до 150 чел. – 10 чел., от 150-600 чел. – 21 чел., более 600 чел. – 36чел.
Приложение № 2 к Порядку, утвержденному приказом МЧС России от 23.12.2005г. № 999
Примерные нормы оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами
1. Средства индивидуальной защиты
Примечание: При отсутствии в организациях типов (марок) материально-технических средств, указанных в нормах оснащения, разрешается применение иных материально-технических средств отечественного производства с близкими по значению характеристиками.
2. Медицинское имущество
Примечания: 1. Медицинские пункты формирований обеспечиваются необходимым медицинским имуществом за счет лечебных учреждений (медицинских пунктов) на базе которых они создаются. 2. Взамен приобретенного ранее имущества, обозначенного * (п.п. 1,4,5) осуществляется закладка Комплекса индивидуального медицинского гражданской защиты КИМГЗ «Юнита».
3. Средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля
Примечания: 1. Источники питания приобретаются ежегодно на все дозиметрические приборы, находящиеся в запасе и резерве. 2. Индикаторные средства для приборов химической разведки и газового контроля на каждый вид отравляющих и аварийно химически опасных веществ пополняются по мере их использования. 3. При отсутствии в организациях типов (марок) материально-технических средств, указанных в нормах оснащения, раз 4. Наименование и марки приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля, в нормах оснащения, могут меняться в связи с выпуском универсальных и более современных (отечественного производства).
4. Средства спецобработки
Примечания. 1. Дегазирующие, дезактивирующие и дезинфицирующие вещества приобретаются через соответствующие службы материально-технического снабжения, а также используются имеющиеся на местах дегазирующие материалы, учет которых возложен на территориальные органы управления МЧС России. 2. При отсутствии на предприятиях, в учреждениях и организациях типов (марок) материально-технических средств, указанных в нормах оснащения, разрешается применение иных материально-технических средств отечественного производства с близкими по значению характеристиками.
5. Инженерное имущество
|