Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пилип Орлик и его конституция




Огромное значение для понимания исторического развития украинской государственности имела попытка установления в Украине конституционного строя.

После смерти Ивана Мазепы в 1710 году гетманом был избран генеральный писарь Пилип Орлик. Это был один из величайших деятелей XVII-XVIII веков, самоотверженный украинский патриот, который вся жизнь посвятил борьбе за независимость Украины. Его деятельность как гетмана проходила в эмиграции. В день выборов П. Орлика 5 апреля 1710 года в Бендерах был подписан договор под названием «Пакты и конституции законов и вольностей Войска Запорожского» («Конституция прав и свободы Запорожского Войска»). Его содержание свидетельствовало о намерениях и убежденности составителей возвратиться из эмиграции на родину, где договор получит юридическую силу для всей У-краины.

На время составления договор был полностью реалистическим, а не теоретическим проектом, которым он стал позднее, когда возврат гетмана П.

Орлика в Украину стал невозможным. Историческое значение договора прежде всего в том, что он был первым конституционным актом в Украине.

Договор имеет четкую систему. Открывается он религиозной формулой, характерной для важных государственных актов того времени «...во имя Отца и Сына и Святого Духа, во имя Троицы Святой прославляемой». Далее идет интересная фраза, которая указывает, что договор имел временное значение: «...пусть свершится на вечную Войска Запорожского славу и память». Вслед за этим идут введение и 16 пунктов договора. Первые шесть пунктов имеют общегосударственное значение: о религии (п. 1), о территории и границе (п. 2), об отношениях с Крымом (на которые П. Орлик возлагал большие надежды) (п. 3), о Запорожской Сечи (пп. 4, 5).' Пункты с 6 по 16 говорят исключительно об украинской государственности. Основное их содержание — независимость Украины от Польши и Москвы. Предусматривалось создание казацкого парламента, который должен был созываться трижды в год. Кроме генеральной старшины в него должны были входить представители от Запорожской Сечи и по одному представителю от полков.

Наличие казацкого парламента ограничивало гетманскую власть и делало из Украины конституционное государство. «Конституция» ограничивала права гетмана в пользу старшинской аристократии и точно устанавливала, какими доходами мог пользоваться гетман.

«Конституция» уделяла внимание также социальному положению мещан, крестьян и казаков — «люден убогих». В целом она свидетельствовала о победе старшинской аристократии над гетманским абсолютизмом. И борьба, которая началась еще в годы Освободительной войны между двумя течениями в украинском государственном строительстве — самодержавным и республиканским, окончилась триумфом последнего. «Конституция», в которой гармонично объединялись интересы гетманской власти и казацкой старшины, как главного сословия в Украине, была в то же время манифестом государственной воли украинского народа, памятником украинской государственно-политической мысли.

Акт избрания П. Орлика гетманом и «Конституция» были подтверждены шведским королем Карлом XII. В «Конституции» неоднократно упоминается о протекторате шведского короля над Украиной. Это нужно «...для большей крепости Украины», «...для заховання оной целости в правах наданных и границах» (п. 7). Таким образом, этот протекторат не был подданством украинского народа Швеции. Он ориентировался на внешнюю независимость Украины и прочность ее внутреннего устройства.

21. В начале 40-х гг правительственная политика русификации Юго-Западного края приводит к столкновению здесь русских и польских влияний, активизации взаимодействия зросийшених украинских Левобережья и неополяченными украинских Правобережной Украины. На этой волне в 1842 - 1843 гг в Киеве возникает кружок во главе с П.Кулишем, в который входили О.Навроцький, О.Маркевич, Д.Пильчиков, Белозерский. Еще через два года к ним присоединяется Костомаров. Членов кружка объединяли общие литературные и научные интересы, любовь к украинской истории, казачества, казацких летописей. В дружеских беседах членов кружка все чаще появлялась идея славянского единства.

В январе 1846 г. кружок киевских интеллектуалов трансформируется в политическую организацию - Кирилло-Мефодиевского братства. Название организации имела символический характер. Слово "братство", вроде средневековых замкнутых корпоративных объединений со своими правилами поведения и символикой, напоминало масонскую ложу. У членов общества были свои тайные знаки членства - кольцо или иконы с ликами святых Кирилла и Мефодия, каждый член братства присягу на верность. Имена славных славянских просветителей IX в. Кирилла и Мефодия символизировали идеал славянского единства и приоритет просветительской деятельности.

Учредителями тайной политической организации были Николай Костомаров, в то время профессор Киевского университета, Василий Белозерский, учитель из Полтавы, и Николай Гулак, чиновник из канцелярии киевского генерал-губернатора. В апреле 1846 г. состоялось знакомство Костомарова с Т.Шевченко, который также присоединился к тайному обществу.

В отличие от декабристских и польских тайных организаций, в которые входили представители родовой знати, офицеры гвардии, мелкие дворяне и шляхта, Кирилло-Мефодиевского общества по своему составу было значительно демократическим: учителя, чиновники, студенты, мелкая шляхта, даже выходцы из крестьян. Участие в обществе также принимали Николай Савич, полтавский помещик, получивший высшее образование в Париже, Пантелеймон Кулиш, который в то время учительствовал в Петербурге, Афанасий Маркович, этнограф и фольклорист, студенты Киевского университета Александр Навроцкий, Иван Посяда, Георгий Андрузский, Александр Тулуб, Дмитрий Пильчиков и др..

На формирование идеологии кирилломефодиевцев влияли разные факторы. Прежде всего это взгляды и деятельность декабристов. Заметным было влияние и польской национальной идеологии, в частности "Книг народа польского" Адама Мицкевича, вроде которых Н. Костомаровым была заключена программа общества под названием "Книга бытия украинского народа". Т.Шевченко пытался привлечь к обществу представителей польского освободительного движения, бывших членов разгромленной тайной организации Содружество польского народа (Ю.Белин-Кенджицкий, Р.Подберезький). Также через Т.Шевченко братья пытались завязать связи с российским освободительным движением, в частности, деятелями тайного кружка петрашевцев (М.Момбелли, О.Плещеев).

Основная идея программных документов братства заключено Н. Костомаровым "Книга бытия украинского народа" и "Устав Славянского общества св. Кирилла и Мефодия", автором которого был Белозерский, вращалась вокруг цели объединения славянских народов на началах федерализма. Зародыши этой идеи можно встретить в программных обращениях декабристов, в частности Общества соединенных славян, но в идеологии деятелей Кирилло-Мефодиевского общества она была дополнена обоснованием мессианской роли украинского этноса в этом процессе.

Обращает на себя внимание и тот факт, что архаическая форма религиозно-мистического изложения программных задач организации в М.Костомарова сочетается с модерными романтическими идеями, захватом украинского народностью, ее прошлым, героизацией казачества как сокровищницы демократических традиций украинского народа, опыт которого и должен стать образцом для всех других славянских народов, когда, освободившись от чужеземного и социального ига, они объединятся в едином союзе - Славянщине.

Социальная составляющая программы предусматривала ликвидацию самодержавия, монархии, отмену состояний, сословных привилегий, титулов, социального неравенства, крепостничества, утверждение национальной независимости и республиканской формы правления.

В марте 1847 г. общество было разоблачено и члены его арестованы. В Петербурге арестован М.Гулака, впоследствии сюда были доставлены Костомаров, О.Навроцький, Т.Шевченко, Г.Андрузький, И.Посяда, П. Кулиш, Белозерский, М.Савич, О.Маркович, Д.Пильчиков и О.Тулуб к делу не привлекались за недостаточностью улик. Следствие длилось около двух с половиной месяцев, а по его результатам братьев было жестоко наказаны. М.Гулака заключен на 3 года в Шлиссельбургской крепости, а затем отправлен на поселение в Перми. Костомарова после пребывания в течение года в Петропавловской крепости выслан в Саратов. Белозерский сослан в Петрозаводск. Самое были наказаны Шевченко, у которого при обыске нашли рисунки и стихи, направленные против политического режима и царской семьи, - отдан в солдаты.

 

22. Оригинальным мыслителем был Иван Франко (1856-1916) - поэт, публицист, философ, общественно-политический деятель. В его огромнейшем литературном и научном наследии (более 3000 литературных произведений и научных работ!) можно выделить четыре группы проблем, привлекавших его внимание: крестьянская (или аграрная), рабочая, национальная, общие проблемы, определяющие общественное развитие, проблемы права и политической жизни европейского общества того времени.

На формирование его взглядов решающее значение имел Т.Г. Шевченко, благодаря которому у него выработалось негативное отношение к политической системе Российской империи, к тому положению, в котором находился украинский народ в условиях социального и национального угнетения. Великий поэт высоко ценил вклад прогрессивных деятелей в культуру, особенно А. Герцена и Н. Чернышевского, хорошо знал европейскую культуру. Интересовался он и марксизмом, глубоко изучал произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, а некоторые их работы перевел на украинский язык. Их идеи оказали свое влияние на формирование его мировоззрения, но великий поэт и мыслитель воспринимал их не безоглядно, подвергал острой критике ряд положений, гениально предвидел негативные последствия некоторых марксистских постулатов. Это можно рассмотреть на проблеме рабочего класса. Принимая близко к сердцу его проблемы и пытаясь найти научные пути их решения, И. Франко не принял основную марксистскую доктрину об исторической миссии пролетариата как могильщика капитализма. К решению этой проблемы он подходил с позиции "рабочих", к которым он относил всех трудящихся, в том числе - крестьян, интеллигенцию, "мелких мастеров", "мелких собственников". Не разделял он и идеи диктатуры пролетариата как орудия свершения социалистических преобразований. Критикуя марксистские взгляды относительно государства, Франко гениально предвидел: "Всевластие коммунистического государства, обозначенное во всех 10 точках Коммунистического Манифеста, на практике означало бы триумф новой бюрократии над обществом, над всей его материальной и духовной жизнью".

Большое внимание уделял И. Франко решению национального вопроса. Для него будущая Украина - это развитая, высококультурная нация Европы. Он придавал большое значение развитию культуры, подчеркивая особое значение языка: "Для успешного развития необходимы институты национальные и прежде всего национальный язык, без которого воспитание народа не может иметь желаемого прогресса".

Свое собственное отношение к социализму и социал-демократии имела выдающаяся представительница украинской культуры Леся Украинка (1871-1913), которая с 90-х годов начала знакомиться с марксистской и социалистической литературой, заботилась о ее переводе на украинский язык. Она интересовалась деятельностью многих партий, но не считала ни одну из них соответствующей ее убеждениям. Некоторые партии и их деятелей подвергала острой критике за ограниченный национализм, а социал-демократические партии России и Украины - за игнорирование национального вопроса или недостаточное внимание к нему. Отстаивая право народа на революционную борьбу против угнетателей, Л. Украинка выступила против учения Л.Н. Толстого "о непротивлении злу насилием".

МАРК КРОПИВНИЦКИЙ

(1840-1910 гг.)

Основатель украинского профессионального театра Марк Лукич Кропивницкий родился в селе Бежбайрак на Херсонщине (ныне с. Кропивнйцкое; Кировоградской обл.) в семье мелкого шляхтича, управляющего помещичьим имением. Детство и юношеские годы были трудными: мать оставила семью ради родовитого дворянина, командира кавалерийского эскадрона майора Рудзевича, отец вступил в брак с няней своих детей.

Систематического образования Марк не получил. Почти год он учился вместе с сыновьями князя Кантакузена, у которого работал отец. За это сравнительно короткое время научился свободно говорить по-французски и немецки. После отъезда князей в Италию Марка забрал на воспитание генерал Бутовский, надеясь в будущем сделать из мальчика офицера. Тем не менее, намерение генерала не осуществилось. Его сестра (генеральша Гудима-Львович) выгнала «воспитанника» во двор к батракам, а со временем назначила лакеем своего зятя офицера Бракера, жившего в Елизаветграде. Здесь Марка отдали в уездную школу, где он проявил прекрасные способности. Однако из-за болезни мальчика забрали домой, а после выздоровления отец отвез его в Бобринецкую уездную школу. Марк жил у своей бабушки Дубровинской, семья которой, по свидетельству самого Кропивницкого, была музыкальной. Дядья Алексей, Егор и Николай играли на разных инструментах, пели.

В Бобринце Марк встретился с матерью. Хорошо зная музыку, она учила его игре на фортепиано, скрипке, гуслях, поставила голос, разучивала с ним вокальные партии, приобщала к театру.

В 1854 г. Марк впервые увидел цирковые представления и очень заинтересовался ими. В город прибыла труппа Млотковского, и семья Дубровинских быстро завела знакомство с актерами, под их влиянием собственными силами начала ставить украинские и русские пьесы. Участвовал в спектаклях и юный Марк.

В 1856 г. юноша закончил уездное училище с похвальной грамотой и отправился с матерью в Киев, чтобы поступить в гимназию. Но экзамены не сдал, а потому вернулся в родные степи. По требованию отца, непременно желавшего сделать из сына судебного чиновника, он идет на службу в Бобринецкий уездный суд.

Гнетущая канцелярская атмосфера и чиновничья работа не могли удовлетворить впечатлительную душу и пытливый ум Кропивницкого. Он не досиживал «уставных канцелярских часов», бросал недописанные бумаги и убегал к слободской молодежи или на спектакли. Жандармским властям, конечно, не нравился такой чиновник и они занесли его в список «неблагонадежных лиц», из которого писатель не был вычеркнут до последних дней своей жизни.

В 1862 г. Кропивницкий делает еще одну попытку продолжить образование: едет в Киев и там настойчиво готовится к поступлению на юридический факультет университета. На протяжении почти двухлетнего пребывания в Киеве изучает украинскую, русскую литературу, историю, знакомится с некоторыми украинскими и русскими театральными и литературными деятелями, часто посещает театр. На киевской сцене ему посчастливилось дважды увидеть знаменитую Фабиянскую: её непринужденная, простая и убедительная игра так растрогала артистичную душу юноши, что он сам взялся за перо и принялся писать мелодраму под названием «Никита Старостенко».

Разумеется, увлечение театром, работа над первым произведением отнимали много времени, столь необходимого для подготовки к вступительным экзаменам, что и не преминуло сказаться: он вновь провалился и вынужден был в феврале 1864 г. возвратиться на родину.В Бобринце Марк устраивается в уездный суд столоначальником и через некоторое время налаживает связи с любительским театральным кружком, организованным актерами Соболевыми, принимает в нем активное участие. Вскоре он становится нетолько душой кружковцев, а и фактическим руководителем. На небольшой убогой сцене с успехом шли «Ревизор» Н. Гоголя, «Не в свои сани не садись» и «Доходное место» А. Островского, «Наталка Полтавка» и «Солдат-Чародей» И. Котляревского, а также пьеса «Никита Старостенко», которую Кропивницкий окончательно завершил в Бобринце.

В 1865 г. уезд был переведен из Бобринца в Елизаветград, куда переехало много членов любительского кружка, в том числе и Иван Карпович Тобилевич — первый помощник и советник Кронивницкого в театральных делах, в частности в выборе репертуара и приобретении реквизита.

В Елизаветграде Кропивницкий жил и работал совсем мало и по неизвестным причинам вернулся в Бобринец, где занял должность секретаря городской ратуши. Тем не менее, связей с кружком,не терял: пешком ходил в Елизаветград для участия почти в каждом новом спектакле. Именно за отлучку без официального разрешения начальства, когда Марк Лукич отправился играть Фому Кичатого в драме «Назар Стодоля» Т. Шевченко, его уволили с должности, однако через несколько месяцев, по требованию жителей Бобринца, восстановили на прежнем месте работы.

После смерти отца в 1870 г. М. Кропивницкий оставляет службу, распродает имущество и отправляется в Одессу с намерением продолжить образование в политехническом институте или университете.

В Одессе он посещает итальянскую оперу, народный русский театр, организованный графами Морковым и Чернышевым. Высоко оценивая артистические способности Кронивницкого, актер Р. Выходцев предложил ему вступить в русскую труппу и принять участие в спектакле «Сватанье на Гончаровке». Спектакль, состоявшийся 13 ноября 1871 г., фактически решил судьбу М. Кропивницкого как профессионального актера и драматурга. Он согласился вступить в русскую труппу графов Моркова и Чернышева. После смерти последнего театр начал ориентироваться на водевильный и опереточный жанр, поэтому Кропивницкий в 1873 г. переходит в Харьковский театр Александрова-Колюпанова.

Работа в русских театрах стала для М. Кропивницкого большой школой. В это время уже широко были известны его пьесы «Дай сердцу волю, заведет в неволю» (1863 г.), «Помирились» (1869 г.), «За сиротой и Бог с Калитой, или Неожиданное сватанье» (1872 г.), «Невольник» (1872 г., инсценировка одноименной поэмы Т. Шевченко).

Слава об актере и драматурге распространяется далеко за пределами Украины и достигает Петербурга. Прогрессивные столичные театры приглашают Кропивницкого на театральный сезон и притом с украинским репертуаром. Это побуждает его к организации украинской труппы, которая в скором времени и была создана. На летний сезон 1874 года трупа отправляется в Петербург.

Здесь М. Кропивницкий встречается с местными артистами, знакомится со многими прогрессивно настроенными русскими деятелями литературы и искусства, с которыми на протяжении всей жизни будет поддерживать тесную связь.

В 1875 г. М. Кропивницкий получил приглашение в Галичину. Эти гастроли стали выдающимся культурным событием. Западно-украинский зритель увидел замечательную реалистичную игру мастера украинской сцены, услышал цветистый и сочный украинский язык, который актеры Галичины при создании в пьесах украинских народных образов переиначивали на польский манер. Неестественность, искусственность и надуманность в постановке украинских пьес галицкими театрами не могли не вызвать негодования Кропивницкого.

В октябре 1875 г. он вернулся в Елизаветград, где вместе с И. Тобилевичем активно участвовал в организации театральных любительских кружков и сам выступал в украинских и русских спектаклях. Любительское театральное искусство в Украине в то время было настолько развито, что назрела неотложная потребность создания украинской театральной труппы. Но царизм в 1876 г. издал указ, строго запрещавший «разные общественные спектакли и чтения на малороссийском языке, а равно и печатание на нем текстов к музыкальным нотам».

Лишенный возможности служить родному искусству, М. Кропивницкий в 1876 г. выехал в Крым, где устроился артистом труппы Л. Яковлева. Крым привлекал его как энергичного и талантливого молодого артиста, который славился умением организовывать театральное дело. Именно таких энтузиастов-организаторов не хватало тогда многим крымским труппам, театрам, где сосредоточилось немало случайных актеров-неудачников.

С первых дней работы на симферопольской сцене приходится вести отчаянную борьбу за реалистичный репертуар, который бы правдиво отображал народную жизнь. Кропивницкий играет городничего в «Ревизоре» Н. Гоголя, исполняет и другие роли во многих жизненных пьесах выдающихся русских авторов. Местное население доброжелательно относилось к нему как артисту, театральному деятелю, который быстро занял в труппе Яковлева положение ведущего режиссера, а пресса высоко оценивала его игру.

В Крыму Кропивницкий продолжает писать оригинальные произведения, завершает перевод драмы русского писателя И. Чернышева «Сломанная жизнь», пишет стихотворный рассказ «Турецкая война со славянами», в котором призывает всех братьев-славян к объединению и борьбе с врагом.

Так и не сумев преодолеть рутинерство и бездарность артистов труппы Яковлева, которая, к слову, вскоре распалась, М. Кропивницкий в феврале 1877 г. выехал из Украины и поступил в другую русскую труппу.

В 1882 г. он основывает в Киеве новое театральное общество, которое со временем реорганизовывается, пополняется лучшими артистами украинской сцены — М. Заньковецкой, Н. Садовским, М. Старицким и др. М. Кропивницкий занимает положение ведущего режиссера. Актеры гастролируют по городам и селам Украины, России, Беларуси, Грузии, и везде спектакли сопровождаются бурными аплодисментами. В 1886-1887 гг. труппа выступала на сценах петербургских и московских театров. Реалистический театр М. Кропивницкого составлял сильную конкуренцию российскому императорскому театру, где властвовали западноевропейские традиции с присущими им вычурностью, надуманностью и внешними эффектами. Даже в Крыму с его пестрым населением украинские спектакли, особенно при участии Кропивницкого, были очень популярны. В 1886 г. он вновь прибыл в Крым в составе труппы М. Старицкого, которая гастролировала в Севастополе почти весь сентябрь.

Еще трижды (в 1889, 1891, 1896 гг.) приезжал Кропивницкий со своей труппой в Крым. Один из прогрессивных местных театроведов выступил в «Крымском вестнике» с большим обзором театральной, артистической и драматургической деятельности художника, справедливо считая его основателем украинского реалистического профессионального театра, творцом социально-бытовой драмы второй половины XIX в.

В 1891 г. М. Кропивницкий объездил со своей труппой много городов Украины, побывал в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Таганроге. Спектакли шли почти ежедневно. Актеры работали с большим напряжением и подъемом, своей правдивой и мастерской игрой буквально пленяя зрителей. Каждый спектакль шел при переполненном зале, а выход на сцену известных артистов, в том числе и Кропивницкого, всегда сопровождался громовыми аплодисментами.

М. Кропивницкого не раз приглашали на столичную сцену, однако он не хотел расставаться с Украиной, родным искусством и отказывался от перехода в императорский театр. Артист всегда подчеркивал жизненность украинского театра, доказывал, что и на украинском языке можно и нужно раскрывать величественные образы, созданные лучшими актерами русского и зарубежного театров, и вместе с тем указывал на то, что украинцы имеют право на свои язык и культуру.

Вот так, в условиях притеснений, запретов и преследований, жил и творил Марк Кропивницкий, неся вместе с М. Старицким и И. Тобилевичем (Карпенко-Карым) основное бремя руководства украинским театром и обеспечения его оригинальным отечественным репертуаром. Чрезвычайные трудности в работе надломили его силы и здоровье. Марко Лукич стал плохо слышать, что было для него большой трагедией и вынудило оставить театр. Он поселился на хуторе Уют возле Харькова, работал в своей усадьбе — выращивал виноград, лучшие сорта яблонь, груш и особенно черешни, которую очень любил. За образцовое ведение хозяйства даже был награжден медалью.

Тем не менее, несмотря на ухудшение здоровья и упадок сил, он еще выезжал на гастроли. В начале апреля 1910 г. его пригласили в Одессу и Киев. Прибыв за кулисы знакомого с молодых лет Одесского оперного театра, опытный, но уже обессиленный актер выступать не смог... Бурными аплодисментами зрители вызвали его на сцену. И он вышел. Извинился и, ссылаясь на недуг, сказал, что выступать не может.

Погостив у сына, М. Кропивницкий вечером выехал в Харьков и на станции Врадиевка внезапно умер в вагоне. Это произошло 21 апреля 1910 года.

Смерть основателя украинского театра, выдающегося драматурга и режиссера вызвала большую скорбь среди прогрессивных деятелей литературы и искусства, актеров, зрителей. В адрес украинского театра и отдельных трупп поступило немало соболезнующих телеграмм, писем, почти все газеты и журналы напечатали некрологи.

За 47 лет работы на поприще театра Марк Кропивницкий создал сорок восемь пьес, значительная часть которых вошла в сокровищницу украинской классической драматургии. Подавляющее большинство пьес еще при его жизни было опубликовано и поставлено. И сегодня не сходят со сцены его классические драмы и комедии. Как истинный патриот Украины, М. Кропивницкий через всю жизнь пронес пылкую любовь к родному краю и своему народу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...