Определение числа перекачивающих станций
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
На основании уравнения баланса напоров, необходимое число перекачивающих станций составит
, (1.40)
где HСТ=mМ×hМ – расчетный напор станции. Как правило, значение n0 оказывается дробным и его следует округлить до целого числа. Рассмотрим вариант округления числа ПС в меньшую сторону (рис. 1.13.). В этом случае при n<n0 напора станций недостаточно, следовательно для обеспечения плановой производительности QПЛ необходимо уменьшить гидравлическое сопротивление трубопровода прокладкой дополнительного лупинга (вставки большего диаметра). При этом характеристика трубопровода станет более пологой и рабочая точка А1 сместится до положения А2.
Рис. 1.13. Совмещенная характеристика нефтепровода при округлении числа ПС в меньшую сторону 1 – характеристика трубопровода постоянного диаметра; 2 – характеристика трубопровода с лупингом (вставкой)
Необходимую длину лупинга определяем следующим образом. Запишем уравнение баланса напоров для расчетного n0 и округленного n числа перекачивающих станций
(1.41)
Вычитая из первого уравнения второе, получим
(1.42) откуда (1.43)
Аналогичное выражение можно получить и для вставки большего диаметра (1.44) Во втором случае при округлении числа перекачивающих станций n0 в большую сторону, в трубопроводе установится расход Q>QПЛ (рис. 1.14). Если нет возможности обеспечить такую производительность, требуется снизить напор станции. Уменьшить напоры ПС можно следующими способами: установкой сменных роторов, отключением части насосов (циклической перекачкой), а также обточкой рабочих колес.
Рис. 1.14. Совмещенная характеристика нефтепровода
при округлении числа ПС в большую сторону
При обточке рабочего колеса магистрального насоса его напор должен быть уменьшен до величины (1.45)
Диаметр уменьшенного после обточки рабочего колеса равен
, (1.46)
где DЗ – диаметр заводского рабочего колеса; Q – подача насоса, равная QПЛ; аМ, bМ – коэффициенты характеристики магистрального насоса, равные ; (1.47)
(1.48)
hМ1, hМ2 – напор магистрального насоса, соответственно при подачах и на границах рабочего диапазона. Для построения характеристики (Q–H) насоса с обточенным рабочим колесом пользуются соотношениями
(1.49)
где QЗ, hМ – координаты точки заводской напорной характеристики насоса.
Следует отметить, что степень обточки рабочего колеса DУ/DЗ должна быть не менее 0,9. В противном случае это приведет к значительному уменьшению коэффициента полезного действия насоса. При циклической перекачке эксплуатация нефтепровода осуществляется на двух режимах (рис. 1.15): часть планового времени T2 перекачка ведется на повышенном режиме с производительностью Q2>QПЛ (например, если на каждой ПС включено mМ магистральных насосов). Остаток времени T1 нефтепровод работает на пониженном режиме с производительностью Q1<QПЛ (например, если на каждой ПС включено mМ -1 магистральных насосов). Параметры циклической перекачки определяются из решения системы уравнений (1.50)
где VГ – годовой объем перекачки, VГ=GГ/r.
Значения Q1 и Q2 определяются из совмещенной характеристики либо аналитически. Решение системы сводится к вычислению T1 и T2
. (1.51)
1.6. Расстановка перекачивающих станций по трассе нефтепровода
Расстановка перекачивающих станций выполняется графически на сжатом профиле трассы. Метод размещения станций по трассе впервые был предложен В. Г. Шуховым и носит его имя.
Рассмотрим реализацию этого метода для случая округления числа перекачивающих станций в большую сторону на примере одного эксплуатационного участка. В работе находятся три перекачивающие станции, оборудованные однотипными магистральными насосами и создающие одинаковые напоры HСТ1= HСТ1= HСТ1. На ГПС установлены подпорные насосы, создающие подпор hП. В конце трубопровода (эксплуатационного участка) обеспечивается остаточный напор hОСТ (рис. 1.16). Рис. 1.16. Расстановка перекачивающих станций по трассе нефтепровода постоянного диаметра
По известной производительности нефтепровода определяется значение гидравлического уклона i. Строится треугольник гидравлического уклона abc (с учетом надбавки на местные сопротивления) в принятых масштабах сжатого профиля трассы. Из начальной точки трассы вертикально вверх в масштабе высот строится отрезок AC, равный суммарному активному напору перекачивающих станций AC=hП+n·HСТ. Вычитая из суммарного активного напора отрезок СС1, равный величине hОСТ, строим через точки С1B1 прямую линию, параллельную гипотенузе гидравлического треугольника abc. Точка C1 должна совпадать с конечной отметкой zК нефтепровода. Место положения на трассе второй перекачивающей станции определяется с помощью отрезка, проведенного из вершины напора HСТ1 параллельно линии гидравлического уклона до пересечения с профилем. Расположению второй перекачивающей станции будет соответствовать точка M на профиле трассы. Аналогичными построениями определяется место размещения следующей станции (точка N). Добавляя к напору станций подпор, передаваемый с головной ПС, получим линию распределения напоров по длине нефтепровода. При округлении числа перекачивающих станций в меньшую сторону рассчитывается длина лупинга (вставки) и гидравлический уклон на участке с лупингом (вставке). Рассмотрим особенности расстановки ПС по трассе нефтепровода в этом случае. Исходные данные для построения примем как в случае, рассмотренном выше. Дополнительно строится гидравлический треугольник abd. Его гипотенуза bd определяет положение линии гидравлического уклона на участке с лупингом iЛ (рис. 1.17). Из точек С1 и B1 строится параллелограмм C1F1B1K1, стороны F1B1 и C1K1 которого параллельны линии bd, а стороны C1F1 и B1K1 – параллельны линии bc гидравлических треугольников abc и abd. При этом горизонтальные проекции отрезков C1F1 и B1K1 равны протяженности лупинга в горизонтальном масштабе.
Как видно из рисунка, при размещении всего лупинга в начале нефтепровода, линия падения напора будет изображаться ломаной C1F1B1, а в случае расположения его в конце нефтепровода – ломаной B1K1C1. По правилу параллелограмма лупинг можно размещать в любом месте трассы, поскольку все варианты гидравлически равнозначны. Лупинг также можно разбивать на части. Однако предпочтительнее размещать лупинг (или его части) в конце трубопровода (перегонов между перекачивающими станциями). Расстановка перекачивающих станций по трассе в случае прокладки лупинга выполняется в следующем порядке. Из точек C2 и C3 строятся части аналогичных C1F1B1K1 параллелограммов до пересечения с профилем трассы. Таким образом, вторую перекачивающую станцию можно разместить в зоне возможного расположения B2K2, а третью – в зоне B3K3. Предположим, что исходя из конкретных условий, станции решено расположить в точках X и Y.
Рис. 1.17. Расстановка перекачивающих станций и лупингов по трассе нефтепровода
Проводя из точки X линию, параллельную iЛ, до пересечения с линией C2B2, определяется протяженность лупинга lЛ1. Аналогичные построения выполняются для размещения остальных лупингов и станций. Сумма длин отрезков lЛ1, lЛ2 и lЛ3 должна равняться расчетной длине лупинга lЛ, найденной из выражения (1.43).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|