Понятие и классификация контрабанды
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Термин «контрабанда» занимает одно из центральных мест в экономике таможенного дела. Свое происхождение он ведет от итальянских слов «contra» - против и «bando» - правительственный указ. Таким образом, контрабанда означает действия, предпринимаемые кем-либо вопреки решению властей, связанные с незаконным ввозом или вывозом товаров без уплаты таможенных сборов и пошлин. Так как контрабанда осуществляется при помощи сокрытия перемещаемого через таможенную границу товара, или вообще минуя таможенный контроль, современная трактовка контрабанды содержит уточняющие положения. Как социальное явление, контрабанда выражается в значительном ввозе / вывозе товаров и иных материальных средств (предметов) с нарушением установленных государством правил, которые ведут к разрушению основных институтов и систем общества и государства. Анализ служебной деятельности органов пограничного и таможенного контроля свидетельствует, что на современном этапе главными предметами контрабанды на путях международного сообщения являются: вывоз - энергоресурсы, стратегическое сырье и материалы, цветные металлы, оружие и боеприпасы российского производства, антиквариат, древесина, морепродукты, медикаменты и др.; ввоз - алкогольные напитки, табачные изделия, автомобили, оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества иностранного производства, наркотики, наркосодержащее сырье и другие товары широкого потребления. Активность контрабандной деятельности зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности РФ и способствующим контрабанде, относятся: преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;
зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров; недостаточный экспортный и валютный контроль и не замкнутость таможенной границы; неразвитость современной финансовой, организационной, транспортной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта. К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности и способствующим контрабанде, относятся: унаследованная от прошлого структурная деформированность национальной экономики, ее низкая конкурентоспособность, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энерго- и ресурсоемкостью; вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами; высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений; несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий многих экономических субъектов на рынках России, их низкая правовая, финансовая и договорная дисциплина; криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой, массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод финансовых средств за границу. В России контрабандная деятельность имеет ряд особенностей. Особенность первая - социально-географическая. Российская Федерация занимает настолько большое пространство, что объективно не может находиться вне различных мировых процессов. Достаточно сказать, что Россия граничит с 16 государствами, а протяженность границ РФ составляет 60 тыс. 932,8 км. Однако почти 14 тыс. км. границ не оформлены в международно-правовом отношении и не оборудованы в инженерном отношении, имеющиеся 400 пунктов пропуска не способны качественно осуществлять контроль и оформление транспортных средств, товаров и людей.
Из 89 субъектов Российской Федерации - 45 (51%) являются приграничными. Они занимают 76,6% территории России и в них проживает 43,1% населения. Трудное социальное, экономическое и политическое положение в приграничных субъектах вынуждает значительную часть населения этих регионов заниматься контрабандной деятельностью. Следует отметить также, что 24 субъекта РФ оказались в положении приграничных впервые. Следовательно, трудно ожидать от населения в 47,4 млн. человек моментального осознания указанного события. Значит, потребуется еще не один год, чтобы приграничное население осознало свой статус, во многом ограничивающий права граждан. Следовательно, налицо объективная закономерность существования контрабанды в приграничных районах. Особенность вторая - социально-экономическая. Радикальные изменения в социальной, экономической, политической и других сферах нашего государства совпали по времени и содержанию с существенными изменениями в соседних государствах. Экономический кризис и социальная нестабильность неизбежно стимулируют соседние государства использовать ситуацию в России для решения своих национальных задач. Как следствие - огромные масштабы контрабанды сырьевых источников (металл, нефть, газ, лес, рыбопродукты, и др.) из России в эти страны. Российские просторы и природные богатства привлекали и сейчас привлекают взоры многих зарубежных правительств, организаций, политических и экономических структур. В связи с этим актуальными и по сей день становятся слова, сказанные знаменитым русским ученым Д.И. Менделеевым: «Россия - это «особая», непознанная и неосвоенная страна. Она представляет собой и цель, и средство для экономики многих стран. Еще больший интерес она будет вызывать, когда многие народы реально столкнуться с результатами своей материальной деятельности, с проблемой жизненного пространства». Ввоз или вывоз товаров в обход уплаты установленных властями сборов и пошлин - очень древний бизнес. Зародился он одновременно с появлением первых государственных образований и попытками законодательного регулирования внешней торговли. Отдельные купцы, судовладельцы, жители приграничных районов и целые организованные сообщества контрабандистов становились на тернистый и опасный путь ухода от налогов и пошлин, посягая на монополию государства в данной сфере. Возможность приобретения дополнительных барышей с одной стороны, и преследования властей, с другой, делали во все времена контрабанду занятием высоко рискованным. Правительства, справедливо полагая, что контрабанда подрывает экономические основы государства и дискредитирует власть, устанавливали за таможенные правонарушения суровые наказания. Контрабанда и в настоящее время считается в большинстве стран мира тяжким преступлением и преследуется законом максимально жестко.
Классификация контрабандных операций может проводиться по следующим признакам: по степени опасности для государства и общества; по масштабам экономического ущерба; по видам контрабандных товаров; по способам осуществления и т.д. Например, классификация контрабанды по степени опасности для государства и общества может проводиться на основании следующей градации: Наиболее опасной считается контрабанда вооружения, взрывных устройств и ядерных припасов, биологического и химического оружия, огнестрельного оружия и боеприпасов к нему; Далее по степени опасности следуют наркотические, ядовитые, отравляющие и радиоактивные вещества; Предметы художественного, исторического и археологического достояния, культурные ценности; Товары массового потребления (в том числе сигареты, алкогольные напитки, одежда, обувь, бытовая техника и электроника и т.п.); Предметы роскоши (автомобили класса люкс, дорогостоящие ювелирные изделия, яхты и проч.). Классификация контрабанды может осуществляться и по иным критериям - например, по видам контрабандных товаров. Это удобно в том случае, когда анализируются продуктовые группы, по которым наиболее часто делаются попытки незаконного ввоза или вывоза. Это могут быть такие товары, как мобильные телефоны, сигареты, иностранные автомобили, алкогольные напитки, медикаменты.
Классификация по способу осуществления используется в том случае, когда исследуются такие аспекты контрабанды, как манипуляции и мошенничества с таможенными документами, явное или тайное перемещение товаров через таможенную границу, рассматриваются формы и способы сокрытия товаров. Иными словами, в теории и практике таможенного дела используются самые разные классификации контрабанды, которые целесообразны и полезны в каждом конкретном случае. Очевидно, что вести эффективную борьбу с контрабандой не представляется возможным без надлежащего анализа и классификации данного явления, которые являются первой фазой в ряду мер по противодействию этому распространенному правонарушению.
Экономический ущерб
О хозяйственных потерях для национальной экономики следует говорить в двух аспектах: во-первых, в плане прямых потерь государственного бюджета от недополучения таможенных платежей, налогов и сборов; во-вторых, в плане подрыва равенства возможностей всех участников рыночной конкуренции. По первому пункту подчеркнем следующее. В связи с тем, что экономической основой государственного бюджета служат налоги и таможенные платежи (соотношение которых для современной России составляет примерно половинную пропорцию), правительству и законодательной власти следует уделять особое внимание величинам таможенных пошлин и сборов, с одной стороны, и масштабу контрабандных операций, с другой. Завышенная ставка таможенной пошлины и высокие издержки надлежащего таможенного оформления товаров делают контрабанду хотя и рискованной, но все же высоко прибыльной операцией. А чем выше прибыль, тем большее количество желающих готово пойти на риск ради значительных денежных сумм. Кроме того, располагая крупными денежными средствами, контрабандисты объединяются в организованные преступные сообщества с мощной ресурсной и интеллектуальной базой. В орбиту их деятельности вовлекаются таможенники, сотрудники милиции, военные, работники прочих силовых структур и государственного аппарата. И тогда борьба с контрабандой многократно осложняется. Примеры тому можно почерпнуть из российской практики - это и дело «Трех китов», связанное с контрабандой мебели, и «автомобильная мафия», занимающаяся незаконной перепродажей иномарок, и контрабанда сигарет, сотовых телефонов и многое другое. Что же касается взаимосвязи контрабанды и подрыва режима честной конкуренции, то здесь необходимо отметить следующие важные моменты. Те субъекты рынка, которые получают товар с более низкими издержками (которые образуются из-за неуплаты таможенных пошлин, налогов и сборов), оказываются в более выгодном положении по отношению к прочим участникам рынка. Таким образом, более конкурентоспособными оказываются компании, пользующиеся контрабандой, т.е. «серым» импортом или экспортом. Преступный бизнес, находящийся под покровительством госчиновников и силовых министерств, начинает доминировать, подавляя конкурентов и монополизируя рынок.
Рассматривая экономический ущерб, наносимый контрабандой, нельзя не отметить и некоторые ее положительные стороны. Нередко бывает так, что контрабандные товары стоят более дешево, чем товары легальные, что, несомненно, выгодно потребителям. Так, например, цены на видео и компьютерные компакт-диски на российских рынках могут различаться в 3-4 раза. Контрабандный и пиратский товар гораздо более конкурентоспособен за счет отсутствия отчислений авторам интеллектуальной собственности, таможенных платежей, налогов и сборов. Нередко контрабандисты удовлетворяют повышенный спрос населения на какой-либо товар иностранного происхождения в условиях, когда официальные межгосударственные связи нарушены или находятся в «замороженном» состоянии. Однако в целом, несмотря на некоторые положительные стороны, контрабанда приносит национальной экономике значительно больше вреда, чем пользы. И это хорошо заметно не только по экономическим, но и социальным эффектам. Социальный ущерб. С экономическим ущербом от контрабанды тесно увязаны социальные последствия. Недополучение значительных денежных сумм в бюджет государства создает напряженность в расходной его части. Из-за недостатка финансовых средств государством замораживаются зарплаты государственным служащим, военным и прочим категориям «бюджетников», не повышаются своевременно пенсии и социальные пособия. Так, например, Законом «Об образовании» РФ регламентировалась зарплата учителям и преподавателям вузов в размере не ниже средней оплаты труда по промышленности. Однако в течение 1990-2000-х гг. эта норма закона не соблюдалась из-за дефицита средств в государственном бюджете. Не лучше обстоят дела и с величиной пенсии у основной массы российских граждан, величина которой составляет 20-25% от их прежней зарплаты, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 60-70%. На первый взгляд, социальные последствия от контрабанды, описанные выше, выглядят преувеличенными и не играют ведущей роли в общественных трансфертах и поддержании социальной справедливости. Однако более тщательный анализ дает иную картину. Так, объемы контрабандной торговли в России за период 1990-2000-х гг. составляет колоссальную величину, оцениваемую ежегодно в сумму 12-15 млрд. долл. Нелегальные вырубки леса продаваемого контрабандно в Китай, Финляндию и другие страны, составляет сумму в 1-1,2 млрд. долл., беспошлинный вывоз морепродуктов российскими и иностранными судами наносит ущерб в 1-1,5 млрд. долл., незаконный ввоз иностранных автомобилей обходится казне в 0,2-0,3 млрд. долл. и т.д. В совокупности все контрабандные операции оборачиваются потерей для бюджетов всех уровней суммами годового ущерба в сотни миллиардов рублей, которые могли бы повысить социальные выплаты населению как минимум на треть. Учитывая действие мультипликативных эффектов инвестиций и занятости, можно прогнозировать повышение уровня жизни российского населения при существенном уменьшении контрабанды на 40-45%. Политические последствия контрабанды. Нередко контрабанда служит одной из причин обострения политических конфликтов и обострения межгосударственных отношений сопредельных стран. Нежелание или невозможность полностью закрыть таможенную границу для контрабандных товаров одним из государств вызывает недовольство стран-соседей. Особая напряженность в политических отношениях возникает при контрабанде в районы с нестабильной ситуацией оружия, боеприпасов, продовольствия. В государствах со слабой центральной властью - таких, например, как Афганистан, Сомали, Бирма, Пакистан, поток контрабандных товаров через границу состоит, в основном, из наркотиков и оружия, которые, попадая в сопредельные страны, создают там проблемы социального и криминального характера. Наркотрафик в богатые и благополучные страны Европейского Союза вызывает политическую реакцию - в Афганистан направляются войска и полицейские силы для помощи центральному правительству, которое пытается уничтожить плантации опийного мака, выращиваемого местными крестьянами. Естественно, что крестьяне и их семьи недовольны такой политической властью, которая лишает их средств к существованию и оказывают сопротивление правящему режиму. Подобная поддержка снизу делает криминально-контрабандную экономику очень живучей и трудно искоренимой. Нельзя не отметить и еще один аспект политических отношений, связанный с контрабандой и перекрытием таможенной границы. На политической карте мира имеется немало регионов, требующих для себя самостоятельности и формирования собственной государственности. Это так называемые «непризнанные» территории, которые по тем или иным причинам настаивают на политической и экономической независимости. Это и Нагорный Карабах, и Приднестровье, и индийский штат Пенджаб, и некоторые районы Турции, населенные курдами. Примеры сепаратистски настроенных регионов приведенными фактами не ограничиваются и могут быть значительно расширены. Вдохновленные примерами признания автономного края Косово, республик Южная Осетия и Абхазия, непризнанные районы активизируют свою борьбу за независимость. Центральные правительства, пытаясь лишить политической поддержки населением местных лидеров, пытаются перекрыть товарные потоки через таможенную границу непризнанных территорий. В ответ власти сепаратистски настроенных анклавов, заявляя, что их хотят задушить экономически, начинают де-факто торговать котрабандно, обостряя существующие политические противоречия. Криминальные последствия контрабанды. Мы уже отмечали то обстоятельство, что контрабанда ухудшает общее состояние с преступностью в той или иной стране. В настоящее время в связи с глобализацией мирохозяйственных связей, границы национальной преступности начинают постепенно стираться. Сообщества людей и организаций, занимающихся контрабандой как бизнесом, становятся более изощренными, хорошо обеспеченными интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами. Не только колумбийские и мексиканские наркокартели обладают самым современным оружием, самолетами и даже подводными лодками. контрабанда преступление конкуренция экономический
Список литературы
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс». Послед. Обновление 12.07.2009. 2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс». - Послед. Обновление 12.07.2009. . Гирько А.С. Понятие экономической контрабанды, ее уровень и динамика // Российский следователь. - 2008. - №3. . Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. /М., 2007. . Волженкин Б.В. Экономические преступления./М., 2007.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|