Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ деятельности управления образования и функциональное разделение труда




 

Для анализа и раскрытия темы данной курсовой работы взята такая организация, как Управление образования администрации Октябрьского района г. Минска.

Организация является структурным подразделением, проводящим государственную политику в области образования, осуществляющим регулирование, управление и государственный контроль за обеспечением качества образования на территории Октябрьского района. Управление входит в национальную систему образования РБ.

Деятельность Управления осуществляется в тесном взаимодействии с комитетом по образованию Мингорисполкома, Мингорисполкомом, а также с соответствующими структурными подразделениями.

Организация является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, действует в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

Система разделения труда включает следующие отделы:

· отделы управления;

· централизованная бухгалтерия;

· группа централизованного хозяйственного обслуживания;

· общенациональные средние школы, новые типы учебных заведений;

· детские дошкольные учреждения;

· общеобразовательная санаторная школа - интернат №9 для детей больным сколиозом;

· социально - педагогический центр с приютом;

· другие учреждения и организации, созданные в установленном порядке.

Основные задачи:

1. Соблюдение конституционных прав на образование и социальных гарантий участников образовательного процесса учреждений образования района.

2. Контроль за обеспечением качества образования, охраны детства, функционированием системы образования в районе.

3. Контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь в области образования и охраны детства.

4. Разработка и реализация районных целевых программ развития системы образования.

Основные функции:

5. Обеспечивает исполнение законодательства Республики Беларусь в области образования, охраны детства, программ по вопросам развития образования;

6. Выступает учредителем учреждений образования коммунальной собственности г. Минска относящихся к ведению управления;

7. Осуществляет государственную кадровую политику, направленную на комплектование Управления, учреждений образования коммунальной собственности г. Минска, относящихся к ведению Управления, высококвалифицированным специалистам, формирует в пределах своей компетенции кадровый состав и его резерв, обеспечивает подготовку и переподготовку кадров;

8. Согласовывает с комитетом по образованию Мингорисполкома кандидатуры для назначения на должности руководителей учреждений образования;

9. В установленном порядке решает вопросы о награждении, материальном поощрении и моральном стимулировании работников образования;

10.Осуществляет контроль за составлением смет договоров, выполнением работ;

11.Защищает интересы несовершеннолетних в суде;

12.Осуществляет иные функции, установленные законодательством Республики Беларусь.

Организация работы:

Управление образования возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности распоряжением главы администрации Октябрьского района г. Минска по согласованию с комитетом по образованию Мингорисполкома и Министерством образования Республики Беларусь.

Начальник Управления имеет заместителя, который назначается и освобождается от должности в установленном порядке.

Одной из основных задач для предприятия является выбор такой оптимальной организационной структуры управления, такое функциональное разделение труда при котором лучше всего отвечает целям предприятия, воздействует на него внутренним и внешним фактором в существующих условиях функционирования, а также реализуемым стратегиям предприятия. Совершенствование организационных структур управления должно обеспечиваться посредством поиска и реализации рациональных форм сочетания централизации, четкого разделения управленческих функций, установления обоснованного соотношения прав, обязанностей и ответственности как в рамках аппарата управления в целом, так и его отдельным его подразделением и работникам. В этом случае достигается необходимая действительность и целесообразная стабильность структуры. Организационная структура управления, как один из ключевых элементов управления, претерпели значительную эволюцию под действием внешних факторов.

Структура разделения труда является переменной составляющей данной организации. Под ней следует понимать совокупность упорядоченных связей между образующими ее элементами, обеспечивающих устойчивость системы и являющейся стержнем организации.

Функциональное разделение труда на данной организации имеет следующую структуру: (Приложение1)

Во главе организации стоит начальник управления. Ему непосредственно подчиняются все отделы входящие в эту организацию т.е.:

· отдел дошкольного и общего среднего образования;

· отдел идеологической и воспитательной работы;

· заместитель начальника по финансово-хозяйственной деятельности.

Второстепенными служащими является отдел охраны детства, который подчинен отделу идеологической и воспитательной работ.

Группа по централизованному хозяйственному обслуживанию, централизованная бухгалтерия, исходит из подчинения заместителя начальника по финансово хозяйственной деятельности.

Каждый из отделов управления непрерывно связаны между собой. В управлении образования различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений.

Каждый из отделов занимается непосредственно своей деятельностью и выполняет свои функции, а функции и обязанности каждого отдела заключаются в следующем:

Начальник управления образования:

Начальник Управления имеет заместителя, который назначается и освобождается от должности в установленном порядке.

Начальник Управления - осуществляет на основе единоналичия руководство деятельностью управления и несет персональную ответственность за выполнения стоящих перед ним задач и осуществление его функций;

· издает в пределах своей компетенции приказы, организует и проверяет их выполнение;

· обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины и защиту имущественных и иных интересов управления;

· утверждает штатное расписание Управления в пределах установленной структуры, численности и фонда заработной платы;

· принимает на работу в установленном законодательством порядке, а также увольнением с работы работников управления, руководителей подведомственных учреждений и их заместителей, обеспечивает повышение их профессиональной квалификации, применяет к ним меры поощрения, привлекает к дисциплинарной и материальной ответственности;

· утверждает должностные инструкции своих заместителей и других работников управления.

Отдел дошкольного и общего среднего образования:

К этому отделу можно отнести воспитателя дошкольного учреждения. Воспитатель дошкольного учреждения относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя дошкольного учреждения.

В своей деятельности воспитатель руководствуется:

· законодательными актами и нормативными документами;

· методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;

· уставом учреждения;

· приказами руководителя учреждения;

· правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;

· настоящей должностной инструкцией. (Приложение 2)

На воспитателя возлагаются следующие функции: 1. Планирование, организация и проведение воспитательно-образовательной работы. 2. Обеспечение охраны и укрепление здоровья детей. 3. Приобщение детей к национальной культуре и традициям и т.д. все эти функции воспитатель обязан выполнять и реализовывать в действительность.

Воспитатель несет ответственность за неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в пределах, определенных действующим трудовым законодательством.

Отдел дошкольного образования ведет полный контроль за деятельностью данного рода сотрудников, организует и обеспечивает их всем необходимым.

Второй отдел, который подчиняется и дает полную отчетность перед начальником управления это отдел идеологической и воспитательной работы. В данном отделе имеется начальник, заместитель начальника (руководителя начальника по идеологической работе)

В отделе по идеологической работе идет функциональное разделение труда.

Начальник назначается и освобождается от должности председателем комитета по образованию Мингорисполкома. Он подчиняется председателю и его заместителю а непосредственно начальнику подчиняются все сотрудники отдела воспитательной работы.

В своей деятельности то и другое должностное лицо руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законами РБ, Указами, Директивами и распоряжениями Президента РБ. В их обязанности входит: организация работы службы, проводить совещания с работниками всех учреждений данного района, распределять обязанности между ними, вносить предложения по применению к ним мер поощрения и взыскания. Координировать деятельность учреждений образования в вопросах воспитания и организации досуга и учащейся молодежи.

Основными целями и задачами отдела является - обеспечение функционирования и развитие системы воспитательной работы с детьми и молодежью. Координация деятельности учреждений образования по вопросам воспитания и молодежной политики. (Приложение 3)

Большую роль играет на предприятии Заместитель начальника по финансово - хозяйственной деятельности (финансовый директор). Без этой должности, штатной единицы не может функционировать ни один отдел в управлении образования т.к. он является лицом, с помощью которого можно решить любой финансовый вопрос по приобретению материальных ценностей, либо сдачи финансовой документации в банк. Другими словами это лицо несет ответственность за деятельность всех сотрудников управления.

На должность финансового директора принимают человека компетентного, грамотного, с высшим экономическим образованием и стажем работы по специальности в области финансовой деятельности не менее 5 лет.

Начальника по финансово-хозяйственной деятельности принимает наниматель т.е. сам начальник управления. Он подчиняется директору предприятия.

В своей деятельности руководствуется законодательными и нормативными документами, регулирующими производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия, уставом, распоряжением начальника, должностной инструкцией (Приложение 4).

В его функции входит руководство финансово-экономической деятельностью предприятия, направленное на достижение высокой эффективности производственной деятельности при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Обязан регулировать финансовые отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами.

Обеспечивать разработку финансовой стратегии предприятия и его финансовой устойчивости.

Обеспечивать своевременное поступление доходов, оформление в установленные сроки финансово-расчетных и банковских операций оплату счетов поставщиков и подрядчиков, погашение займов, выплату заработной платы рабочим и служащим, перечисление налогов и сборов в бюджет, во внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения.

Руководить работой по экономическому планированию на предприятии.

Финансовый директор имеет право осуществлять проверку работы всех подразделений в области финансово-экономической деятельности, давать указания.

В группу по централизованному хозяйственному обслуживанию управления образования входят такие штатные единицы как:

· секретарь машинистка (референт);

· инженер по охране труда;

· инженер по строительству;

· инженер по технике безопасности;

· кладовщик;

· грузчик;

· водитель;

· юрист;

· кадровая служба;

Секретарь - машинистка (референт) (Приложение 5) принимается на работу только начальником управления, а также увольняется только им.

Основными задачами секретаря - машиниста являются организационное и документальное обеспечение управленческой деятельности. Подчиняется непосредственно начальнику управления. Секретарь в своей деятельности руководствуется:

- законодательными актами;

· Уставом предприятия;

· приказами (указаниями) руководства управления образования;

· нормативно-методическими материалами по организации делопроизводства. Секретарь должен владеть вопросами: составления документации, применение средств вычислительной и организационной техники;

· культуры труда и служебной этики;

· охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

На секретаря возлагаются следующие функции:

- информационно - справочное обслуживание по документам предприятия;

· руководство и контроль за организацией делопроизводства в структурных подразделениях (школах, детских дошкольных учреждениях, гимназиях и т.д.)

· документирование деятельности совещательных органов предприятия.

Секретарь должен осуществлять подготовку необходимых документов, хранение документальной информации, оформлять приказы по личному составу, ведение табеля учета рабочего времени работников управления и многое другое.

Инженер по охране труда и технике безопасности (Приложение 6) играет немаловажную роль в существовании любого предприятия, фирмы, организации. Это та штатная единица присутствует в каждой бюджетной организации. На эту должность в данном структурном подразделении назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы не менее 3 лет.

Инженер должен знать:

· все законодательные и нормативные правовые акты по вопросам охраны труда и технике безопасности;

· методы изучения условий труда на рабочих местах;

· организацию работы по охране труда;

· систему стандартов безопасности труда;

· особенности эксплуатации оборудования на предприятии.

Инженер ведет контроль отчетности всех учреждений образования надлежащих данному району, следит за их выполнением в каждом из выше перечисленных учреждений. В случае невыполнения может наложить штрафные санкции т.е. депремировать руководителя учреждений или лица отвечающие за эту сферу деятельности.

Инженер имеет право проверок, обследования технического состояния зданий, сооружений, оборудования, эффективность работ вентиляционной системы, т.д. При аттестации рабочих мест в любом учреждении образования инженер по охране труда, можно сказать, занимает главенствующее место.

Самый большой отдел, который имеется в управлении образования, это централизованная бухгалтерия. Само название централизованная говорит о том, что вся документация, весь оборот денежных средств происходит именно в бухгалтерии, и именно в управлении образования, а не в школах, садах, гимназиях и т.д. Централизованная бухгалтерия включает в себя такие группы: - группа расчета с рабочими и служащими или группа заработной платы;

· отдел детского питания;

· группа учета материальных ценностей;

· экономическая группа;

· кассир;

· ревизор.

Главным руководителем в централизованной бухгалтерии является главный бухгалтер и главный экономист, у каждого из них есть свои заместители т.е. заместитель главного бухгалтера и заместитель главного экономиста

Каждый из этих отделов занимается своими функциональными обязанностями и несет полную ответственность за свои действия.

Обязанности главного бухгалтера и простого рядового бухгалтера имеют преимущественные отличия, но тем не менее за действия каждого бухгалтера отвечает главный бухгалтер т.к. все финансовые документы (справки в банк, справки по месту требования и т.д.) подписываются только сам главным бухгалтером.

Главный бухгалтер относится к категории руководителей. На эту должность назначается лицо имеющее высшее профессиональное (экономическое, финансово - экономическое) образование, либо прошедшее переподготовку и стаж финансово-бухгалтерской, финансово - экономической) работы не менее 10 лет. Его принимает на работу только начальник управления и утверждает этот прием председатель комитета Мингорисполкома.

Главный бухгалтер должен знать законодательство о бухгалтерском учете, постановления, приказы, … формы и порядок финансовых расчетов, методы хозяйственно - финансовой деятельности предприятия, порядок приемки, оприходования, хранения и расчетов денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, правила расчетов с дебиторами и кредиторами, составлением бухгалтерского баланса и отчетности и т.д.

Главный бухгалтер осуществляет руководство работниками централизованной бухгалтерии управления образования. На время отсутствия главного бухгалтера (командировки, отпуск, болезнь и прочее.) его обязанности исполняет заместитель.

Главный бухгалтер сообщает начальнику управления о всех выявленных недостатках в работе бухгалтерии предприятия, структурных подразделений с обязательным объяснением причин их возникновения, а также предположением способов их устранения.

Устанавливает и распространяет служебные обязанности подчиненных ему работников и принимает по обеспечению их исполнения. Согласовывает назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц во всех учреждениях района. Имеет право действовать от имени всей бухгалтерии предприятия, представлять его интересы с другими организациями. Имеет права на поощрение отличившихся работников, а также руководителей учреждений.

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотрены инструкцией, несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности.

Главный экономист в какой-то степени приравнивается к главному бухгалтеру. Отличие состоит в том, что главный экономист выполняет экономические функции, отвечает за экономического рода работу, должен умело создавать штатное расписание для всех учреждений района, рассчитывать оклады при повышении ставки первого разряда и т.д. Планировать, закладывать в сметы денежные средства таким образом, чтобы их хватило на предстоящий год. Разрабатывает проекты перспективных и годовых планов по труду и заработной плате предприятия и учреждений. Рассчитывать фонды заработной по заработной плате и численность работников, доводить плановые показатели до подразделений управления образования. Определять на основе действующих положений размеры премий. Вести учет показателей по труду и заработной плате, анализировать их и составлять установленную отчетность.

За совершение в процессе своей деятельности правонарушений, несет уголовную ответственность.

Что касается бухгалтеров управления образования, то это лица, которые относятся к категории специалистов. На эту должность назначаются лица имеющие высшее профильное по специальности образование, либо лица проходящие переподготовки и стаж работы не менее 3 лет.

Назначение на эту должность производит руководитель организации. Каждый бухгалтер должен знать законодательные акты, приказы, распоряжения, постановления бухгалтерского учета, план и корреспонденцию счетов и т.д. Должен владеть вычислительной техникой.

Бухгалтер подчиняется непосредственно главному бухгалтеру. (Приложение 8)

Бухгалтер группы заработной платы (расчета с рабочими и служащими) должен знать расчет заработной платы работников учреждений образования. Своевременно и грамотно выдавать и заполнять справки в банк, в другую организацию (по месту требования). Начиная с 2003 года когда ввелся персонифицированный учет должен в обязательном порядке знать что представляет эта программа, что входит в ее составляющую. Выполнять поручения своего руководителя.

Группа по учету материальных ценностей. Основной задачей этого отдела является определение потребности и обеспечение ее всеми видами материальных ресурсов. Эта группа работает совместно с учреждениями организации.

Бухгалтер данной группы должен уметь вести учет материальных ценностей знать т.е. контролировать сроки годности, службы и т.д. материалов. Уметь проводить инвентаризацию материальных ценностей, а также списание материальных ценностей, расчетных и платежных обязательств.

Знать распоряжение, постановления Республики Беларусь, касающиеся их деятельности. Порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Анализ по предприятию показал, что все существующие отделы работают в соответствии с должностной инструкцией. Каждый отдел подчиняется непосредственно начальнику управления, а начальник комитету Мингорисполкома. Организация является структурным подразделением, имеющая в подчинении детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы, которые несут отчетность за свои действия перед управление образования.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...