Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изложение материала от общего к частному (конкретному).

Вводная информация

«XXI век — век огромных потоков информации».

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:

  • эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
  • мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.

Области применения Интеллект-карт:

Обучение
  • создание ясных и понятных конспектов лекций;
  • максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
  • написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.

В контексте обучения интеллект-карты можно использовать для следующих задач:

  1. Конспектирование
    • Учебников, книг, статей
    • Лекций на слух
  2. Написание статей/рефератов/курсовых
  3. Анализ/понимание
  4. Запоминание

Конспектирование

«В одно ухо влетело, из другого вылетело». Как часто бывает, что прочли учебник, вроде все поняли, но за 2-3-4 недели промежутка между прочтением и сдачей экзамена все вылетело из головы. И часто, чтобы вспомнить весь материал необходимо заново прочитать 200-300 страниц учебника.

  • А хотелось бы просмотреть 2-3 страницы конспектов, которые бы с 90% точностью позволили бы восстановить в голове информацию о прочитанных 200-300 страницах.

Именно это и позволяют сделать Интеллект-карты!!!

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «карты памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Ведь словесное описание порождает массу лишней информации, заставляет наш мозг работать в несвойственной ему манере. В итоге это приводит к потере времени, к снижению концентрации и к быстрой утомляемости!

Широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Бьюзен систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии. Из 82 книг, написанных Бьюзеном и посвященных этой тематике, самой известной является — «Научите себя думать»: она входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.

Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что интеллект карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.

Интеллект карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей. И это понятно, ведь создание интеллект карт помогает к решению любой проблемы подойти более осмысленно, разложив ее по полочкам. Тем более что применение интеллект карт возможно в различных сферах нашей жизни. На западе, среди успешных людей, интеллект карты уже давно получили популярность. Вот пример интеллект карты миллиардера Ричарда Брэнсона:

Области применения интеллект карт:

1. Ментальные карты можно использовать для планирования собственной жизни;

2. Интеллект карты помогают принять правильное решение;

3. Составление интеллект карт поможет вам подготовиться к презентации и убедить аудиторию;

4. Составить расписание на день, месяц, год; семейный бюджет.

 

Очень выгодно и полезно использовать карты ума для обучения:

При конспектировании лекций, написании курсовых работ (рефератов, дипломов, диссертаций), анализе, понимании и запоминании больших объемов информации использование ментальных карт просто необходимо. Информация, изложенная в форме привычных конспектов (кипа исписанных листов, друг от друга внешне ничем не отличающихся) ведет к большим временным потерям. На запись, а в дальнейшем на поиск и прочтение необходимой информации уходит много времени. А вот составление интеллект карт помимо того, что способствует лучшему усвоению и запоминанию текста, еще и влечет за собой развитие творческого и креативного мышления, являясь своеобразной зарядкой для ума. «Для тела – аэробика, а для ума – нейробика», уже говорилось, что привычные и однообразные дела приводят к невозможности сконцентрироваться на новом материале, к снижению умственных способностей и ухудшению памяти.

А что для студента конспектирование лекций? Однообразное и скучное занятие.

Преимущества ментальных карт перед стандартным способом записи:

Правила составления ментальных карт:

Фрагмент из книги Тони Бьюзена «Супермышление», в котором автор описывает технологию создания интеллект-карт:

  • Всегда используйте центральный образ.
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Как можно чаще используйте графические образы.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.

 

Ассоциируйте:

Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами ментальных карт.

  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.

Стремитесь к ясности в выражении мыслей:

  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
  • Старайтесь все слова располагать горизонтально.

Конкретный пример составления ИК:

Изложение материала от общего к частному (конкретному).

1. В центре листа рисуем образ, символизирующий поставленный вопрос, понятие. Подписываем его.

2. На главных ветках записываем основные части (признаки, черты) этого понятия. Если не используете ответвления, то рисуете максимально близко или показываете стрелочками.

3. На ветках 2-го уровня – разукрупняем информацию.

4. Проставляем везде где возможно статьи, ключевые слова, понятия, которое понадобятся нам для пояснения того или иного материала.

Получаем карту-план подготовки к развернутому ответу на наш вопрос.

На самом деле если ее разрисовать по полной программе – то получается эта карта вполне серьезной и практичной.

Вот некоторые наглядные примеры ИК, которые выполняли другие студенты в процессе обучения по различным темам:

Ваше первое Задание:

Задание по теме «Конституционное право»: Интеллектуальная карта «Классификация прав и свобод человека и гражданина на основе Конституции РФ» (личные, политические, экономические, культурные и социальные)

Дерзайте! Успехов!

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...