Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые основы проектирования экскурсионных маршрутов




 

На сегодняшний день существуют следующие ГОСТЫ и Законы в сфере организации и проектирования туристских услуг, в том числе и экскурсионных маршрутов.

1. ГОСТ 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. Настоящий стандарт устанавливает порядок и правила проектирования туристских услуг, в том числе входящих в туристский продукт. Настоящий стандарт применяется юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальными предпринимателями, оказывающими туристские услуги или услуги по разработке технических документов в сфере туризма.

Основные этапы проектирования туристских услуг.

Проектирование туристских услуг осуществляется в несколько этапов:

1) составление моделей туристских услуг;

2) разработка технических требований и нормируемых характеристик услуг;

3) установление технологических требований и определение технологии процесса оказания туристских услуг;

4) определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг;

5) утверждение документов на проектируемые туристские услуги.

2. При составлении модели туристской услуги используют ГОСТ 53522 и учитывают следующие факторы:

1) вид туристской услуги;

2) основную направленность/назначение туристской услуги (оздоровление, осмотр природных достопримечательностей, посещение объектов историко-культурного наследия и др.);

3) маршрут путешествия (путь следования, пункты отправления и прибытия, перечень пунктов ночевок, стоянок и т.п.);

4) перечень соисполнителей (поставщиков услуг по размещению туристов, организации питания и перевозок);

5) метод обслуживания туристов;

6)перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дополнительные услуги (организация досуга, консалтинговые, информационные и другие услуги).

Установление нормируемых характеристик/показателей для каждой туристской услуги осуществляют в зависимости от ее вида и назначения. Для каждой характеристики/показателя услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения.

Основными требованиями к туристским услугам и условиям обслуживания туристов являются:

- соответствие назначению;

- безопасность;

- точность и своевременность исполнения;

- эргономичность;

- комфортность;

- эстетичность;

- информативность;

- доступность.

Характеристики туристских услуг, указанные в проектных документах, должны соответствовать требованиям национальных стандартов.

Дополнительными требованиями к процессам оказания услуг являются:

- категория, тип, количество и пропускная способность объектов туристской индустрии (средств размещения, горнолыжных трасс, пляжей и др.), используемое снаряжение и оборудование;

- количество и компетентность необходимого персонала, обслуживающего туристов на каждом этапе оказания услуги, и необходимый уровень профессиональной подготовки;

- обязательства исполнителей и соисполнителей туристских услуг по надлежащему их оказанию в соответствии с заключенными договорами, включая условия возмещения ущерба.

Установление технических и технологических требований при проектировании туристских услуг осуществляется для процессов формирования, продвижения и реализации туристского продукта.

Результатом данного этапа проектирования являются проекты технических условий, технологических инструкций, технологических карт, стандартов работы персонала и других документов.

3. Определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг проводят по показателям в соответствии с ГОСТ Р 52113. В документах, регламентирующих проведение контроля качества, устанавливаются методы и формы проведения контроля на соответствие запроектированным характеристикам.

Анализ разработанных проектов документов на туристские услуги проводится специалистами - представителями соответствующих функциональных подразделений туристской организации, в том числе с привлечением независимых экспертов.

Анализ проводится с целью подтверждения:

- соответствия установленных характеристик проектируемой услуги требованиям безопасности для жизни и здоровья туристов, а также охраны окружающей среды;

- соответствия требований к процессам обслуживания туристов запроектированным характеристикам услуг;

- эффективности методов контроля качества туристских услуг и объективности оценки их характеристик.

Анализ проектов документов направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий и может быть осуществлен методом верификации (инспекционное обследование маршрута, ознакомительный тур и др.).

Результатом анализа проектов документов является уточнение содержания технических документов на проектируемые туристские услуги.

Утверждение проектных документов на туристские услуги осуществляется руководителем туристской организации. В случае проектирования услуги по заявке заказчика технические документы на проектируемые туристские услуги согласовываются с заказчиком.

Внесенные в проектные документы изменения и дополнения утверждаются руководителем туристской организации и согласовываются с заказчиком, если проектирование проведено по его заявке.

4. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.06.2009 N 123-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 03.05.2012 N 47-ФЗ) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

В настоящем Законе используются основные понятия, установленные Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Рассмотрим основные термины и определения на примере Республики Татарстан:

- внутренний туризм в Республике Татарстан (далее - внутренний туризм) путешествия в пределах Республики Татарстан лиц, постоянно проживающих в Республике Татарстан;

- въездной туризм в Республике Татарстан (далее - въездной туризм) - путешествия в пределах Республики Татарстан лиц, не проживающих постоянно на территории Республики Татарстан;

- этнографический туризм - путешествия, осуществляемые в целях ознакомления с материальной и духовной культурой, особенностями быта, обрядов и обычаев этносов, проживающих на территории Республики Татарстан;

- аграрный туризм - путешествия, осуществляемые в целях ознакомления с сельскохозяйственным производством и деятельностью сельскохозяйственных предприятий на территории Республики Татарстан;

- экологический туризм - путешествия, ориентированные на углубленное ознакомление с природными ценностями территории Республики Татарстан и создающие экономическую заинтересованность населения, проживающего на туристских территориях Республики Татарстан, в сохранении природы;

- спортивный туризм - путешествия, походы, массовые спортивные мероприятия, туристско-спортивные туры, включающие элементы спорта, которые регулируются Единой Всероссийской спортивной классификацией и иными действующими нормативными правовыми актами (пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, авто-мото, спелео, парусный, конный, комбинированный);

- туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные, информационные, интеллектуальные и иные потребности туристов; содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;

- экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное физическое лицо, осуществляющее деятельность по сопровождению и ознакомлению туристов (экскурсантов) с туристскими ресурсами Республики Татарстан;

- туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;

- туристский продукт - комплекс услуг по перевозке туристов и размещению их, предоставляемых за общую цену (независимо от возможности включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

- социальный туризм - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

- туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

- туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

- турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

- экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика [22].


Резюме по главе 1

 

С начала 1930-х гг. открылась новая эра в развитии горных лыж – они становятся популярным видом массового отдыха и туризма. «Горнолыжный бум» был вызван появлением канатных дорог – подъемников.

Стремительное развитие туризма, организация массового отдыха горнолыжников, обеспечение необходимого при этом комфорта привели к созданию в ряде развитых стран целой индустрии зимнего отдыха, занявшей ведущие позиции в национальной экономике. Современный горнолыжный центр включает гостиничные комплексы, систему маятниковых, канатно-кресельных и буксировочных дорог – подъемников, трассы спусков разной протяженности и сложности, учебные склоны, службу трасс и контрольно спасательную службу, спортивные организации и сооружения, магазины, пункты проката спортинвентаря, горнолыжные школы.

Известно, что горнолыжный отдых зависит от природных условий. Поэтому при планировании современных горных курортов учитывают несколько факторов:

1. Наличие снега в течение 4–5 месяцев в году плотного снежного покрова.

2. Высоту местности.

3. Особенности рельефа.

4. Погодные условия горнолыжного сезона.

5. Отсутствие лавинной и селевой опасности.

6. Разнообразие и уникальность ландшафтов.

Одно из лидирующих положений по динамике развития туристской индустрии России занимает Республика Татарстан. Благодаря продуманной политике органов государственной власти в республике существенно улучшился инвестиционный климат в сфере туризма, постоянно растет количество объектов туризма, увеличиваются туристские потоки и количество рабочих мест в туристской отрасли.

На фоне других субъектов Приволжского федерального округа Республика Татарстан обладает редким туристско-рекреационным потенциалом, который определяется:

- богатыми природно-ресурсными возможностями;

- уникальным культурно-историческим наследием;

- разнообразным этнографическим составом;

- выгодным географическим положением;

- наличием мегаполиса – г. Казань.

Рассмотрев особенности горнолыжного туризма, можно сделать следующие выводы:

- горнолыжный туризм относится к специальным видам туризма, так как является комбинированным видам туризма и включает элементы следующих видов: лечебно-оздоровительный, рекреационный, спортивный, любительский, экологический туризм. Горнолыжный туризм – ярко выраженный сезонный вид туризма.

- по созданию турпродукта горнолыжный туризм относится к капиталоемким и трудоемким видам туризма. Видовое разнообразие горных лыж, техники катания можно разделить на отдельные группы: скоростной спуск, слалом, слалом-гигант, супер-гигант, скоростной спуск, фристайл, могул, прыжки.

- наиболее популярными горнолыжными центрами Татарстана являются: горнолыжные комплексы: горнолыжный комплекс «Ян», и спортивно-деловой комплекс «Федотово» и горнолыжный спортивно-оздоровительный комплекс «Казань».


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...