Основные проблемные моменты, возникающие в работе таможенного поста и пути их разрешения
Существует ряд значительных проблемных моментов связанных с реализацией норм Таможенного кодекса, которые существуют как на Костромском таможенном посту, так и на большинстве таможенных постов Российской Федерации. Итак, достаточно либеральный Таможенный кодекс – это на сегодняшний день данность. Но либеральные положения в теории, чаще всего плохо сказываются на практике, особенно, если для прогрессивных идей нет основы, базиса, на который они должны опираться. На мой взгляд, есть конкретные статьи, которые однозначно нуждаются в изменениях. Кроме того, некоторые нормы не учитывают реальной практики и создают неудобства, как для работников таможенных органов, так и для участников внешнеэкономической деятельности. Одна из проблем – обеспечение уплаты таможенных платежей крупными организациями, работающими в области ВЭД много лет, имеющих положительный в ней опыт, стопроцентную уплату таможенных платежей и налогов. Мне кажется, что необходимо разрешить руководству таможенных постов или руководству таможен решать данный вопрос самостоятельно в отношении организаций, зарекомендовавших себя с положительной стороны, имеющих достаточное имущество, которого вполне бы хватило для уплаты таможенных платежей, в случае нарушения. Кроме того, по моему мнению, в Кодексе нужна норма, прописывающая упрощенную процедуру таможенного оформления в отношении тех организаций, кто формирует федеральный бюджет. В этом случае, говорится не только о тех предприятиях, для которых установлен упрощенный порядок таможенного оформления в ст. 68, но и о крупных экспортерах и импортерах – тех, кто на каждом конкретном посту имеет наибольший размер таможенных платежей.
Результатом таких изменений выиграют не только представители бизнеса – за счет сокращения процедуры таможенного оформления, но и государство – за счет увеличения доходов, поскольку все эти процессы взаимосвязаны. Несмотря на упрощение и ускорение таможенной процедуры оформления, у должностных лиц таможенных органов стало больше работы. И этому есть объяснения: первая причина, в частности, на Костромском посту – низкая штатная численность при достаточно высоких объемах декларирования. Изначально, отдел таможенного оформления и контроля состоял из 43 человек, теперь численность работников снижена до 12, и это при возросших объемах внешнеторговой деятельности, по сравнению с предыдущими годами. Проблема становится ощутимее, если часть из этих людей находятся в отпуске, на больничном листе, учебном отпуске. Бывают случаи, когда на определенном этапе таможенного оформления работает только один человек, хотя, например, результаты возросли, если бы их было не менее четырех. Более того, таможенное оформление явно проходило бы быстрее, сотрудники меньше уставали, и при этом допускали меньше бы ошибок. Вторая причина, это оформление большого количества документов. Речь идет не о том пакете документов, который предоставляется декларантом вместе с декларацией, а о тех формах документов, которые по новому ТК необходимо оформлять должностным лицам таможенных органов, например, гарантийный сертификат, таможенная расписка при принятии обеспечения уплаты таможенных платежей. Кроме того, таможенный пост работает в рамках постоянных проверок, контроля, анализа работы, отчетности о деятельности за каждый период, что является дополнительным объемом работы. Еще одна составляющая блока проблем, это проблема технического плана. На настоящий момент на Костромском таможенном посту существует проблема в недостаточном обеспечении компьютерной, офисной техникой, программными продуктами, которые должны обеспечивать производственный процесс в таможенных органах, обеспечивать нормальную работу таможенных постов. Обеспечение современной техникой и более совершенными программами – необходимо по причинам ускорения и усовершенствования процесса таможенногооформления. На сегодняшний день, техника, компьютеры, программы для них находятся на недостаточном уровне, что явно усложняет работу таможенного поста.
Кроме того, необходимо проводить учебные, разъяснительные работы по вопросам работы с офисной и компьютерной техникой, компьютерными программами, поскольку именно за этими продуктами будущее, как таможни, так и других областей деятельности. Мне кажется, что хотя и далек тот день, когда Костромской таможенный пост будет работать в проекте «Электронная таможня», но навыки работы в рамках пакетов информационных программ, их различных версий необходимы уже сейчас. Сейчас сотрудники Костромского таможенного поста имеют минимально необходимый объем знаний в области компьютерной техники и программ для работы. Именно поэтому, необходимо обучение, как существующим программным средствам, так и появляющимся вновь. На ближайшие годы таможенной службой Российской Федерации намечена модернизация информационных таможенных систем. Этого требуют время и новый Таможенный кодекс. Для осуществления такой модернизации получен кредит Всемирного банка. Возможно, что часть этих средств пойдет и на оснащение Костромского таможенного поста, да и всей Костромской таможни, в целом. Кроме того, необходимо наличие специалистов по информационно-техническому обеспечению, по анализу техники выпускаемой в индустриально развитых странах, по анализу производимых программ, по приобретению информационного и технического обеспечения. Наконец, необходимо при приобретении нового технического оборудования, выбирать более совершенную и дорогую, поскольку она будет служить дольше, расходы на ремонт будут минимальными, несмотря на высокую покупную цену. Еще одна проблема Костромского таможенного поста – кадровая. На службу в таможню берут специалистов с высшим профессиональным образованием, опытом работы, дисциплинированных, исполнительных, обязательных, характеризующихся положительно как с профессиональной точки зрения, так и с личностной. Кроме того, существуют и другие принципы отбора на таможенную службу. Работа на Костромском таможенном посту соответствует всем требованиям, которые предъявляются кандидатам на работу в Костромской таможне. Деятельность должностных лиц Костромской таможни строго регламентирована, ответственна, требует больших знаний в области законодательства, как российского, так и международного, своевременного ознакомления с нормативной базой, регулирующей деятельность таможенных органов. Более того, работа на Костромском таможенном посту требует больших способностей, работоспособности, дисциплинированности, исполнительности и выдержки. Поэтому в последнее время, кадровая проблема стала ощутимее, поскольку столь ответственная работа должна подкрепляться материально, что на данный момент, не соответствует. Кроме того, за последние несколько лет таможенная служба претерпела существенные изменения, лишившись тех немногих социальных гарантий, отличавших ее. Среди них можно назвать: бесплатный проезд в общественном транспорте, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставление других льгот.
Поэтому, представляется необходимым, для решения кадровой проблемы реализация следующих предложений: повышение заработной платы в несколько раз, возвращение некоторых льгот, увеличение штатной численности постов. Конечно, вопросы, проблемы существуют, но впереди достаточно длительный переходный период, в течение которого будет происходить пересмотр некоторых норм, сближение участников внешнеэкономического процесса, привыкание к новому порядку. Этому должна способствовать деятельность как вышестоящих таможенных органов, должностных лиц таможенного поста, участников внешнеторговой деятельности. Эти органы и организации должны вырабатывать наиболее приемлемые правила в работе друг с другом, решать совместно возникающие проблемы, вопросы, действовать в общих интересах, нарабатывать положительную практику совместной работы.
В значительной степени, разрешению проблемных вопросов должна способствовать аналитическая и нормотворческая деятельность ФТС России. Она должна собирать, анализировать и принимать принципиально новое, единообразное решение проблемы, которое выражается в нормотворческом процессе. Кроме того, он должен содействовать с представителями бизнес-структур, организаций, работающих в области ВЭД. За последний год ФТС были разработаны и изданы нормативные документы, обеспечивающие единообразное применение положений нового Таможенного кодекса, регламентирована деятельность таможенных постов по таможенному оформлению и таможенному контролю, организовано обучение сотрудников всех таможенных подразделений, проведены консультации по вопросам нового законодательства всех интересующихся лиц, но такую работу необходимо продолжать. И продолжать не только по действующему законодательству, но и, интересуясь о тех нормах, которые хотели бы видеть в таможенном праве, как участники ВЭД, так и должностные лица таможенных органов. Более того, не видится иного выхода из проблемных ситуаций, кроме как консультирования работниками таможенных постов разработчиков законодательных и нормативных актов. Поскольку, чаще всего получается, что законодательный и нормативный акт – это решение «сверху» и его нормы, не всегда соответствуют наработанной практике, но обязательны к исполнению. Кроме того, несмотря на стремление государства, участников внешнеэкономической деятельности к максимальному продвижению в сторону полной либерализации международной торговли, необходимо объективно оценивать степень готовности к такой свободе федерального бюджета, внутреннего рынка, правоохранительных структур. А пока не будет соответствующей оценки, в регулировании внешней торговли и внешнеэкономической деятельности будут существовать нерешенные проблемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|