Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Визуально-пространственный

Вопрос 34. Основные понятия интеллекта

Интеллект — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Интеллект — способность системы создавать в ходе самообучения программы для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи.

Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека.

Согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели.

Интеллект — это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага. Интеллект может актуализироваться только в информационном пространстве. Каждый вид деятельности формирует свое информационное пространство. Поэтому информационное пространство есть и интеллектуальное пространство, потому что в нем уже заложены принципы планирования, организации использования и поэтапного контроля для достижения цели.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Уточним:

  • любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности;
  • глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
  • гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления:
  • логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных ею взаимосвязей;
  • доказательность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов;
  • критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи:
  • широта мышления — способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.

Интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.

Уровнем интеллекта называют уровень развития интеллектуальных способностей относительно возраста. Люди с недостаточным уровнем интеллекта больны олигофренией — врожденным слабоумием.

Социальный интеллект

Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками (исследования связей интеллекта с эмоционально-волевыми особенностями, социально-экономическими условиями и т.д.).

Действительно, интеллект необходимо рассматривать как сложную многоуровневую структуру:

  • интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом (социокультурный подход):
  • интеллект как следствие адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (генетический подход);
  • интеллект как особая форма человеческой деятельности
  • интеллект как продукт целенаправленного обучения;
  • интеллект как совокупность элементарных процессов обработки информации (информационный подход);
  • интеллект как особая форма содержания сознания (феноменологический подход);
  • интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (структурно-уровневый подход);
  • интеллект как фактор саморегуляции (регуляционный подход).

Семь видов интеллекта

1. Вербально-лингвистический

Среди тех, кто хорошо учился в школе, немало людей, обладающих вербально-лингвистическим интеллектом. Они любят читать, на память цитируют знаменитых писателей и хорошо пишут сочинения. В бизнесе такие люди могут проявить себя на юридическом поприще.

Логико-математический

Эти люди любят иметь дело с числами и решать математические задачи. Они могут в уме перевести простые дроби в десятичные быстрее, чем вы сделаете это на калькуляторе.

В школе они обычно учатся на «отлично», а затем поступают в университеты. Многие становятся учителями, профессорами и учеными. Как правило, они работают в университетах, крупных корпорациях и правительственных учреждениях. Люди с математическими способностями склонны выбирать себе такие сферы бизнеса, как финансы, компьютерное программирование, технические области.

Телесно-кинестетический

Этим видом интеллекта обладает большинство спортсменов. Самые одаренные из них переходят в профессиональный спорт или хореографию, а некоторые находят себя в бизнесе, связанном со здравоохранением и отдыхом.

Визуально-пространственный

Люди с таким типом интеллекта любят искусство, посещают художественные школы и даже становятся преуспевающими художниками. Из них также часто выходят архитекторы, дизайнеры, графики, разработчики веб-сайтов.

Музыкальный

Люди, обладающие этим видом интеллекта, часто мечтают стать рок-музыкантами или певцами. Некоторые хотят играть в симфоническом оркестре. Они быстро осваивают музыкальные инструменты, любят слушать музыку и хорошо разбираются в нотах. Такие люди прекрасно себя чувствуют, выступая на сцене, и связывают свою карьеру, как правило, с музыкой.

Межличностный

Этот вид интеллекта особенно важен для тех, кто по долгу профессии общается с людьми: политиков, священников, продавцов, специалистов по рекламе. Люди, обладающие такими способностями, без труда знакомятся, строят взаимоотношения и заводят друзей. Они чувствуют себя в обществе, словно рыба в воде.

Интраперсональный

Если межличностный интеллект требуется для общения с окружающими, то интраперсональный (внутриличностный) это умение общаться с самим собой. Люди, обладающие таким интеллектом, хорошо контролируют собственную мыслительную деятельность. Такой интеллект ещё называют эмоциональным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...