Жизненно важные интересы в информационной сфере и угрозы жизненно важным интересам в информационной сфере
Информационная безопасность Следующие факторы, наряду с задачами построения гражданского общества в Российской Федерации как информационного общества с возрастанием роли информационных ресурсов и технологий в развитии граждан, общества и государства в XXI веке, выводят вопросы информационной безопасности на первый план в системе обеспечения национальной безопасности: • национальные интересы, угрозы им и обеспечение защиты от этих угроз выражаются, реализуются и осуществляются через информацию и информационную сферу; • человек и его права, информация и информационные системы и права на них — это основные объекты не только информационной безопасности, но и основные элементы всех объектов безопасности во всех ее областях; • решение задач национальной безопасности связано с использованием информационного подхода как основного научно-практического метода; • проблема национальной безопасности имеет ярко выраженный информационный характер. Укрепление информационной безопасности названо в концепции национальной безопасности Российской Федерации в числе важнейших долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяется также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности, где последняя выступает важным связующим звеном всех основных компонентов государственной политики в единое целое. Государственная информационная политика (ГИП) представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер их реализующих, она является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
В рамках такой политики должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. В целом, сегодня сложились две тенденции в органах государственной власти в определении понятия и структуры информационной безопасности. Представители гуманитарного направления связывают информационную безопасность только с институтом тайны. Представители силовых структур предлагают распространить сферу информационной безопасности практически на все вопросы и отношения в информационной сфере, по сути, отождествляя информационную безопасность с информационной сферой. Эти два взаимоисключающих подхода порождают путаницу, причем не только в журнальных статьях, но даже в законодательных актах. Истина, как всегда, лежит посередине. Под информационной безопасностью (ИБ) понимается состояние защищенности национальных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Это соответствует логике Закона РФ «О безопасности» и содержанию Концепции национальной безопасности. Перечислим основные составляющие и аспекты информационной безопасности (которые не следует отождествлять с ИБ в целом):
• защита информации (в смысле охраны персональных данных, государственной и служебной тайны и других видов информации ограниченного распространения); иногда ошибочно, скорее по инерции, отождествляют два разных понятия — защита информации и информационная безопасность, хотя это сегодня совсем не одно и то же; • компьютерная безопасность или безопасность данных — набор аппаратных и программных средств для обеспечения сохранности, доступности и конфиденциальности данных в компьютерных сетях, меры по защите информации от неавторизованного доступа, разрушения модификации, раскрытия и задержек в доступе, при этом используется термин «критические данные», под которыми понимают данные, требующие защиты из-за вероятности нанесения (риска) ущерба и его величины в том случае, если произойдет случайное или умышленное раскрытие, изменение или разрушение данных. Целью является обезопасить систему, защитить и гарантировать - точность и целостность информации, минимизировать разрушения, которые могут иметь место, если информация будет модифицирована или разрушена. При этом достигаются следующие цели: конфиденциальность критической информации, целостность информации и связанных с ней процессов (создания, ввода, обработки и вывода); доступность информации, когда она нужна; учет всех процессов, связанных с информацией. • защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры; • защищенность потребностей граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения в целом в качественной (ценной) информации, необходимой для их жизнедеятельности (функционирования), образования и развития, то есть информационно-психологическая удовлетворенность потребностей граждан и защищенность от негативных (преднамеренных и случайных) информационно-психологических и информационно-технических воздействий. Жизненно важные интересы в информационной сфере и угрозы жизненно важным интересам в информационной сфере
По общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на: • угрозы конституционным правам и свободам граждан в области духовной жизни и информационной деятельности, духовному возрождению России; • угрозы развитию отечественной индустрии средств информатизации, телекоммуникаций и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка, выходу ее продукции на мировые рынки, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; • угрозы безопасности информационных ресурсов, нормальному функционированию информационных и телекоммуникационных систем как развернутых, так и создаваемых на территории России. В Концепции национальной безопасности особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации придается использованию возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников. По уровням угрозы ИБ могут быть классифицированы следующим образом: а) для личности: • нарушение конституционных прав и свобод граждан на поиск, получение, передачу, производство и распространение объективной информации; • лишение права граждан на неприкосновенность частной жизни; • нарушение права граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации; • посягательства на объекты интеллектуальной собственности; б) для общества: • препятствия в построении информационного общества; • лишение права на духовное обновление общества, сохранение его нравственных ценностей, утверждение в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества, пропаганду национального, культурного наследия, норм морали и общественной нравственности; • манипулирование массовым сознанием; • создание атмосферы, препятствующей приоритетному развитию современных телекоммуникационных технологий, сохранению и развитию отечественного научного и производственного потенциала;
в) для государства: противодействие: • защите интересов личности и общества; • построению правового государства; • формированию институтов общественного контроля за органами государственной власти; • формированию системы подготовки, принятия и реализации решений органами государственной власти, обеспечивающей баланс интересов личности, общества и государства; • защите государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов; • защите единого информационного пространства страны. По происхождению основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере включают: а) внутренние: • отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации; • ослабление роли русского языка как государственного языка Российской Федерации; • размывание единого правового пространства страны вследствие принятия субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству; • разрушение единого информационного и духовного пространства России, активизация различного рода религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни общества, представляющих прямую опасность для жизни и здоровья граждан; • отсутствие четко сформулированной информационной политики, отвечающей национальным целям, ценностям и интересам; б) внешние: • целенаправленное вмешательство и проникновение в деятельность и развитие информационных систем Российской Федерации; • стремление сократить использование русского языка как средства общения за пределами России; • попытки не допустить участия России на равноправной основе в международном информационном обмене; • подготовка к информационным войнам и использование информационного оружия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|