Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизненно важные интересы в информационной сфере и угрозы жизненно важным интересам в информационной сфере

Информационная безопасность

Следующие факторы, наряду с задачами построения гражданского общества в Российской Федерации как информационного общества с возрастанием роли информационных ресурсов и технологий в развитии граждан, общества и государства в XXI веке, выводят вопросы информационной безопасности на первый план в системе обеспечения национальной безопасности:

• национальные интересы, угрозы им и обеспечение защиты от этих угроз выражаются, реализуются и осуществляются через информацию и информационную сферу;

• человек и его права, информация и информационные системы и права на них — это основные объекты не только информационной безопасности, но и основные элементы всех объектов безопасности во всех ее областях;

• решение задач национальной безопасности связано с использованием информационного подхода как основного научно-практического метода;

• проблема национальной безопасности имеет ярко выраженный информационный характер.

Укрепление информационной безопасности названо в концепции национальной безопасности Российской Федерации в числе важнейших долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяется также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности, где последняя выступает важным связующим звеном всех основных компонентов государственной политики в единое целое.

Государственная информационная политика (ГИП) представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер их реализующих, она является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

В рамках такой политики должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации.

В целом, сегодня сложились две тенденции в органах государственной власти в определении понятия и структуры информационной безопасности. Представители гуманитарного направления связывают информационную безопасность только с институтом тайны. Представители силовых структур предлагают распространить сферу информационной безопасности практически на все вопросы и отношения в информационной сфере, по сути, отождествляя информационную безопасность с информационной сферой. Эти два взаимоисключающих подхода порождают путаницу, причем не только в журнальных статьях, но даже в законодательных актах.

Истина, как всегда, лежит посередине.

Под информационной безопасностью (ИБ) понимается состояние защищенности национальных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Это соответствует логике Закона РФ «О безопасности» и содержанию Концепции национальной безопасности.

Перечислим основные составляющие и аспекты информационной безопасности (которые не следует отождествлять с ИБ в целом):

защита информации (в смысле охраны персональных данных, государственной и служебной тайны и других видов информации ограниченного распространения); иногда ошибочно, скорее по инерции, отождествляют два разных понятия — защита информации и информационная безопасность, хотя это сегодня совсем не одно и то же;

компьютерная безопасность или безопасность данных — набор аппаратных и программных средств для обеспечения сохранности, доступности и конфиденциальности данных в компьютерных сетях, меры по защите информации от неавторизованного доступа, разрушения модификации, раскрытия и задержек в доступе, при этом используется термин «критические данные», под которыми понимают данные, требующие защиты из-за вероятности нанесения (риска) ущерба и его величины в том случае, если произойдет случайное или умышленное раскрытие, изменение или разрушение данных. Целью является обезопасить систему, защитить и гарантировать - точность и целостность информации, минимизировать разрушения, которые могут иметь место, если информация будет модифицирована или разрушена.

При этом достигаются следующие цели: конфиденциальность критической информации, целостность информации и связанных с ней процессов (создания, ввода, обработки и вывода); доступность информации, когда она нужна; учет всех процессов, связанных с информацией.

защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры;

защищенность потребностей граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения в целом в качественной (ценной) информации, необходимой для их жизнедеятельности (функционирования), образования и развития, то есть информационно-психологическая удовлетворенность потребностей граждан и защищенность от негативных (преднамеренных и случайных) информационно-психологических и информационно-технических воздействий.

Жизненно важные интересы в информационной сфере и угрозы жизненно важным интересам в информационной сфере

По общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на:

угрозы конституционным правам и свободам граждан в области духовной жизни и информационной деятельности, духовному возрождению России;

угрозы развитию отечественной индустрии средств информатизации, телекоммуникаций и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка, выходу ее продукции на мировые рынки, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

• угрозы безопасности информационных ресурсов, нормальному функционированию информационных и телекоммуникационных систем как развернутых, так и создаваемых на территории России.

В Концепции национальной безопасности особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации придается использованию возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.

По уровням угрозы ИБ могут быть классифицированы следующим образом:

а) для личности:

• нарушение конституционных прав и свобод граждан на поиск, получение, передачу, производство и распространение объективной информации;

• лишение права граждан на неприкосновенность частной жизни;

• нарушение права граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации;

• посягательства на объекты интеллектуальной собственности;

б) для общества:

• препятствия в построении информационного общества;

• лишение права на духовное обновление общества, сохранение его нравственных ценностей, утверждение в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества, пропаганду национального, культурного наследия, норм морали и общественной нравственности;

• манипулирование массовым сознанием;

• создание атмосферы, препятствующей приоритетному развитию современных телекоммуникационных технологий, сохранению и развитию отечественного научного и производственного потенциала;

в) для государства:

противодействие:

• защите интересов личности и общества;

• построению правового государства;

• формированию институтов общественного контроля за органами государственной власти;

• формированию системы подготовки, принятия и реализации решений органами государственной власти, обеспечивающей баланс интересов личности, общества и государства;

• защите государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов;

• защите единого информационного пространства страны.

По происхождению основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере включают:

а) внутренние:

• отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации;

• ослабление роли русского языка как государственного языка Российской Федерации;

• размывание единого правового пространства страны вследствие принятия субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;

• разрушение единого информационного и духовного пространства России, активизация различного рода религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни общества, представляющих прямую опасность для жизни и здоровья граждан;

• отсутствие четко сформулированной информационной политики, отвечающей национальным целям, ценностям и интересам;

б) внешние:

• целенаправленное вмешательство и проникновение в деятельность и развитие информационных систем Российской Федерации;

• стремление сократить использование русского языка как средства общения за пределами России;

• попытки не допустить участия России на равноправной основе в международном информационном обмене;

• подготовка к информационным войнам и использование информационного оружия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...