Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы и методы реализации исполнительной власти

 

Ориентиры государственного управления, их смена непосредственным образом влияют на его функции методы и государственного управления указывают на его целевые установки характер и содержание.

Резкое сокращение сектора государственной собственности и ориентировка, даже форсирование общего перехода к рыночным отношениям, местное самоуправление получили своё отражение в функциях методах и формах государственного управления (и местного самоуправления в его административном варианте)

Разные источники указывают разные формы и методы реализации исполнительной власти.

Формы

Формы реализации исполнительной власти в процессе государственного управления – наиболее важный аспект, ибо посредством именно их определяется реализация компетенции государственных органов. Так, изучение какой-либо ситуации закрепляется в справке, либо в информационной записке, по которым можно знать результаты изучения и оценку ситуации. Если по этой ситуации необходимо принятие управленческого решения, то оно принимается государственными органами в виде правового аспекта подлежащему соответствующему исполнению.

Формы управленческой деятельности представляют собой внешние, постоянно и типизировано фиксируемые выражения (проявления) практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей, функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности. По П. В. Алёхину [1] По формам мы можем судить о том, что и как делается в государственных органах по осуществлению их компетенции.

Обычно, среди форм государственно-управленческой деятельности исполнительной власти выделяют:

а) установление норм права

б) применение норм права

в) осуществления организационных действий (оперативно-организаторская работа) По Г. В. Атаманчуку [2]

г) осуществление материально-технических операций

Вполне можно говорить и о двух формах: правовых, посредствам которых фиксируются управленческие решения и действия, имеющие юридический смысл (установление и применение правовых норм); и административных, связанных с осуществлением определённых коллективных либо индивидуальных действий (оперативно-организационных и материально технических операций) По В. П. Алёхину [1]

Правовые формы управленческой деятельности исполнительной власти используются главным образом при подготовке принятии и исполнении управленческих решений. Здесь важно, чтобы основные управленческие и исполнительские действия, операции, прогнозные оценки, экспертизы статистические обобщения информационные сведения, социологические данные законодательные нормы и другие материалы, лежащие в основании управленческих решений, были чётко документированы.

Поскольку управленческое решение представляет собой в большинстве случаев правовой акт, существует проблема соотнесения его с компетенцией данного государственного органа, а также действующими нормативными, материальными и процессуальными нормами. Роль правового акта в государственном управлении определяется тем, соблюдены ли все правовые процедуры и требования при его подготовки и принятии, но самое главное тем, каким реальным управляющим потенциалом оно обладает.

Соблюдение правовых форм необходимо также при исполнении управленческих решений. Это правила доведения решений до исполнителей вплоть до их росписей вплоть до указания даты получения; типовые документы об оперативном и контрольном информировании хода исполнения; акты проверок и статистические сведения; материалы анализа и оценки вновь возникшей управленческой ситуации и многое другое, что требуется для того, чтобы иметь достоверное знание о качестве государственного управления. В общем, правовые формы придают «материальную» выразимость управленческой деятельности, что способствует её совершенствованию и изменению с точки зрения эффектности проведения в жизнь целей и функций государственного управления.

Большое место в управленческой деятельности занимают организационные формы, которые можно охарактеризовать как способы свободного коллективного поиска оптимального варианта решения какой-либо управленческой проблемы. По Б. М. Лазареву [3] В отличии от правовой формы, где выражено одностороннее волеизъявление уполномоченного государственного органа, в организационных формах более представлены различные точки зрения и подходы, обсуждения и дискуссии, компромиссы и согласования. Организационные формы позволяют решать по меньшей мере две задачи: проведения мозговой атаки на сложную, особенно особенно спорную управленческую проблему и обеспечения в процессе её компромисса и согласования возможных управленческих решений.

В управленческой практике используются много управленческих элементов: сессии, заседания, совещания, конференции и т.д. Их можно сгруппировать:

организационные действия

организационные мероприятия

организационные формы

организационные – правовые формы

организационные структуры

Такую классификацию даёт О. Н. Булаков [5].

Каждая группа отличается своим набором организационных элементов, местом и ролью в управленческой деятельности и в государственном управлении.

Вывод: к организационным и правовым формам управленческой деятельности необходим комплексный подход; они применяются с учётом сильных и слабых сторон каждой из форм, дифференциально и конкретно исходя из управленческой проблемы и ситуации, и каждый раз изменяются и оцениваются по результатам практического влияния на управленческие процессы.

Нет форм, применимых к любому случаю, каждая форма содержит лишь присущий ей потенциал решение определённой управленческой проблемы. Чтобы найти его и использовать, нужны знания, опыт и интуиция.

Методы

В научной литературе по-разному трактуются методы управленческой деятельности, но если обобщить высказанное по этому поводу суждения, то нетрудно придти к выводу, что, в общем, под методами управленческой деятельности подразумеваются способы приёма анализа и оценки управленческих ситуаций, и использование правовых и организационных форм, воздействие на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях.

Особенностью этих методов является то, что они применяются в процессах управления по поручению государства, т.е. официально, а также в установленном порядке (процедуре). Требования:

1) Обладать способностью формировать и обеспечивать реализацию управляющих воздействий.

2) Быть разнообразнее и приспособленными к использованию направлений, быть реальными и гибкими. По П. В. Алёхину [1]

Имеются различные классификации методов управленческой деятельности. Такую классификацию даёт Г. В. Атаманчук [2]:

а) методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления.

б) методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления.

Методы функционирования органов государственной власти и органов МСУ охватывают способы, приёмы, действия лиц вовлечённых в процессы государственного управления, которые связаны с подготовкой и реализацией управленческих решений, а также осуществлением правовой и организационной государственно-управленческой деятельности.

Главной проблемой государственного управления в целом и в практической деятельности по формированиям и реализации его многогранных проявлений в частности выступает проблема обусловленности, обоснованности и эффективности всех управленческих функций, организационных структур, форм, методов и стадий управленческой деятельности. Его решению и подчинены методы первой группы.

Так, при подготовке управленческих решений используются следующие способы и приёмы действий:

1) изучение конкретных управленческих ситуаций на местах, в управляемых объектах;

2) теоретическое осознание существа управленческой проблемы;

3) ознакомление с имеющимся опытом решения подобной экономической задачи;

4) составление информационных записок, докладных и справок;

5) анализ статистических материалов;

6) обоснование различных альтернатив решения проблемы в условиях ограничения или возможного изменения ресурсов.

Государственная политика общего перехода к рыночным отношениям, считает А. Б. Венгеров [7], предопределила возрастающее значение методов управленческой деятельности, ведущих к созданию организационных, правовых, экономических деятельности предприятий, учреждений, организаций, как субъектов таких отношений. Данный тезис, хотя и в разной степени относится к государственным и негосударственным предприятиям и учреждениям.

Большая группа методов функционирования органов государственной власти и местного самоуправления связана с правовой и организационной государственно-управленческой деятельностью. Общие характеры имеют методы работы с информацией, методы правотворческой, оперативно-исполнительной и правоохранной и деятельности, методы подготовки и проведения организационных мероприятий, методы отбора и развития управленческих кадров. В общем, с одной стороны в ведении структур государственного управления, и исполнительной власти, в частности, находится много методов, которые позволяют им надлежащим образом функционировать, но, с другой, постоянно ощущается слабость, инертность в деле рационального эффективного его использования.

Управление есть взаимодействие людей, поэтому в нём главное значение принадлежит приёмам, способам, операциям стимулирования, активизации и направления деятельности человека со стороны государственных органов и должностных лиц. По аспектам влияния на интересы и мотивы поведения человека и соответственно по содержанию методы обеспечения реализации целей и функций исполнительной власти можно подразделить на: морально-этические, социально-политические экономические и административные. По П. В. Алёхину [1]).

Морально-этические методы представляют собой обращение к достоинству чести и совести человека. Они включают в себя меры воспитания, разъяснение и популяризацию целей и содержания управления, средства морального поощрения и взыскания. Смысл их состоит в том, чтобы вырабатывать и поддерживать определённые убеждения, духовные ценности нравственные позиции психологические установки в отношении управления и тех действий, которые необходимы для его осуществления. Многие из них сегодня забыты, что не украшает государственное управление и не делает чести исполнительной власти.

Социально-политические методы связаны с условиями труда, быта, досуга людей, их статус в обществе, возможности свободной самореализации. Это влияет на социально-политические взгляды и интересы людей. Углубление демократизма государства объективно ведёт к возрастанию роли данных методов.

Экономические методы обусловлены ролью экономических интересов в жизни людей и соответственно в управленческих процессах. Возможности приобретения и расширения личной собственности, свобода предпринимательства, действующие в обществе материальные стимулы, характер и уровень оплаты труда, другие экономические явления всегда привлекают внимание, и, оперируя ими, органы государственной власти и местного самоуправления могут многого добиться в реализации целей и функций исполнительной власти и государственного управления.

Особое место в государственно-управленческой деятельности, осуществляемой исполнительной властью занимают административные методы, содержащие способы, приёмы действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности людей со стороны соответствующих управляющих субъектов государства. Их признаки по П. В. Алёхину [1]:

а) прямое влияние государственного органа или должностного лица на волю исполнителей путём установления их обязанностей, норм поведения и издания конкретных команд;

б) односторонний выбор способа решения стоящей задачи, варианта поведения, однозначное решение ситуации, подлежащее обязательному исполнению.

в) безусловная обязанность распоряжений и указаний, невыполнение которых может повлечь за собой различные виды юридической ответственности.

В методах воздействия на федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации со стороны федеральных органов государственной власти прямое властное юридическое воздействие уступают оказанию помощи, методом согласования и контроля исполнения федеральных правовых актов местного значения. Однако надо иметь в виду, что государственное управление – юридически властная деятельность, которой, в рамках, установленных законом, охватываются также органы управления субъектов Российской Федерации, особенно по предметам и полномочиям совместного ведения органов государственного управления Российской Федерации и его субъектов (государственная власть едина)

В практической деятельности органов государственной власти стали чаще использоваться такие приёмы, как одобрение решений, инициатив, программ, сопровождаемые иногда конкретными предписаниями органам исполнительной власти в обеспечении их реализации.

По мнению В. П. Алёхина [1] наряду с рекомендациями, советами и т.п., органами государственного управления используются методы непосредственных императивных предписаний и государственного принуждения в пределах представленной им компетенции. Более широко они применяются:

1)В отношении государственных организаций.

2)В сфере административно-политической деятельности.

В настоящее время широко применяется такой метод, как государственные заказы.

Государственные заказы были введены ещё в СССР в 1990 году. Они сужали область применения адресных заказов, но имели директивный характер. Условие, что размещение государственных заказов должно сопровождаться материально-техническим и финансовым обеспечением их выполнения, на практике не соблюдалось.

Институт государственных заказов используется государством и сейчас. Он имеет свою перспективу в условиях рыночных отношений, а также позволяет;

а) обеспечивать государственные потребности и рационально использовать бюджетные средства;

б) содействовать развитию эффективных производств и видов социальной деятельности, влияя с их помощью на формирование прогрессивной отраслевой структуры;

в) стимулировать платёжеспособный спрос государства.

Государственные заказы – инструмент осуществления государственных программ (экономических, социальных, научно-технических, экологических)

Экономической и правовой основами формирования и реализации государственных заказов на различных уровнях государственного управления является формирование соответствующих бюджетов и установленные права федеральных органов и органов, субъектов Российской Федерации в их составлении и расходовании.

Следовательно, государственный заказ в современных условиях – гибкий, своеобразный инструмент государственного регулирования, не противоречащий рыночным отношением. Более того, субъекты рынка часто ориентируются на государственные заказы.

Законы и иные правовые акты, отражая особенности регулирования отношений, связанных с формированием и размещением заказов, позволяет выделить их общие и наиболее важные моменты. Они сводятся к следующим:

а) законы формируются, размещаются и исполняются на договорной основе;

б) заказы размещаются на предприятиях, учреждениях и организациях независимости от форм собственности и ими исполняются;

в) государственные заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации и компетентными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственные заказчики формируют работу по выполнению целевых программ и обеспечению поставки продукции для государственных нужд;

г) финансовые ресурсы, главным образом из бюджетов, выделяются государственному заказчику, которые осуществляет финансирование и выполнение заказов;

д) гарантом обязательств государственного заказчика выступают соответствующие органы исполнительной власти.

Государственный заказ определяется, как задание Правительства РФ на очередной календарный год федеральным органом исполнительной власти на переподготовку, и повышение квалификации государственных служащих в пределах, предусмотренных в федеральном бюджете средств на эти цели.

Государственный заказ размещается в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление дополнительного, профессионального обучения государственных служащих. Он осуществляется государственным заказчиком, как правило, на конкурсной основе в период формирования заявок федеральных органов исполнительной власти на государственный заказ.

Положением определяется процедура формирования, содержание и утверждение государственного заказа на переподготовку, и повышение квалификации указанных государственных служащих. Указом президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 года «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации» введён государственный заказ на переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих, занимающих должности, определённые Реестром государственных служащих, утверждённых указом Президента РФ от 11 января 1995 года № 33.

Важно не противопоставлять методы управленческой деятельности, а применять их комплексно, избирательно, в соответствии с обстоятельствами, характером ситуаций, и уровнем поведения людей. Каждый метод имеет свои пределы, и в эти пределы он должен вовлекаться в государственное управление, в том числе для обслуживания соответствующих стадий управленческой деятельности.

Выводы.

1.Формы – понятие более широкое, включает в себя методы.

2.Формы бывают двух видов: правовые и организационные.

3.Методы можно объединить в 2 вида: функционирования и обеспечения. Каждый из которых включает в себя несколько дополнительных методов.


Вывод

 

Были проработаны такие понятия, как исполнительная власть, её структура, роль в механизм государства. Выяснилось, что исполнительная власть это одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Имеет совокупность полномочий по управлению государственными делами:

- полномочия подзаконодательного регулирования;

- полномочия внешнеполитического представительства;

- полномочия по осуществлению административного управления и др.

Имеет систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия: Правительства, советы министров, имеющие статус правительств, министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, главные управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы.

Государственно-управленческая деятельность всегда была необходимой, и сохраняется в качестве таковой и в наши дни. Главное заключается в обязательных изменениях форм и методов этой деятельности, диктуемых условиями общественного развития в переходный период. Выяснилось, что формы бывают правовые и организационные, а доминирующие методы: обеспечения и функционирования. К методам функционирования можно отнести правовые и административные методы(согласования и контроля), а к методу обеспечения: морально-этические, социально-политические, экономические и административные. Государственный заказ, метод непосредственных императивных предписаний и государственного принуждения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...