Деятельность профсоюзов на территории РФ
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В последнее время стало модно ссылаться на несовершенство закона. Но, на мой взгляд, законодательство предоставляет профсоюзам достаточно функций, правовых рычагов для решения этих задач. И прав для их успешного решения предостаточно. Эти права закреплены в Трудовом кодексе, в ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», в ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Кроме того права профсоюзов также прописаны в законах «Об охране окружающей природной среды», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЗС». Так что вопрос о правах не стоит. Наверно, правильнее будет сказать, что требуется совершенствование этого законодательства. В октябре 2005 года исполнилось 100 лет образования российских профессиональных союзов. Исторически именно профсоюзы во всем мире стали первой, реально доступной широким массам трудящихся формой их организации. Возникновение профессиональных союзов в России было обусловлено всем ходом экономического и политического развития общества, явилось результатом длительного пути, пройденного российским рабочим движением. Так по данным статистики профсоюзы помогают снизить текучесть кадров на 30 - 65%. В США в рамках одной отрасли зарплата в компаниях, где есть профсоюз, на 10-15%, а то и на 50% выше, чем в тех, где профсоюз отсутствует (кроме того, члены профсоюза получают солидный социальный пакет). В европейских странах эта разница менее заметна. На предприятиях и в организациях, где имеются первичные профсоюзные организации, члены профсоюзов составляют от общего числа работающих более 73%; среди учащихся - 73%; среди работающей молодежи до 35 лет более 71%.
В 2009 году вновь создано - 221 первичная профсоюзная организация с численностью более 12 тыс. человек. Профсоюзное объединение СОЦПРОФ насчитывает около 1 миллион 570 тысяч членов и действует в 72 субъектах Российской Федерации. Членами профсоюза являются работники нефтяной и газовой промышленности. Количество членов достигает 1 млн 400 тысяч человек. Профсоюз объединяет работников государственных, муниципальных учреждений, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций и организаций общественного обслуживания (банки, страховые кампании, пенсионный фонд, фонд социального страхования), учащихся ведомственных учебных заведений. Количество членов превышает 1 млн человек. Профсоюз работников народного образования и науки РФ был образован в 1990 году. Профсоюз объединяет 5,5 млн человек, в его структуре 78 республиканских, краевых и областных организаций Профсоюза, 2488 окружных, городских, районных и 96231 первичных профсоюзных организаций. Профсоюз машиностроителей Российской Федерации объединяет более 450 тысяч работников тяжелого, энергетического, химического, нефтяного, строительно-дорожного машиностроения, станкостроения, приборостроения, инструментальной промышленности, Госстандарта, пенсионеров, учащихся. Российский профсоюз работников атомной энергетики и промышленности (РПРАЭП) был образован в марте 1992 года. Объединяет первичные профорганизации государственных унитарных предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений, акционерных обществ атомного комплекса страны. Число членов профсоюза составляет около 500 тысяч человек. Заключение Профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Функции профсоюзов - это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция - защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию - представительства интересов работников.
Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда. Защитная функция профсоюзов - это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей. В настоящее время единственная политика (позиция) профсоюзов в отношении занятости на предприятиях - сохранение численности работающих. Это достигается разными способами, которые профсоюзы оговаривают в коллективных договорах (перевод внутри предприятия, административные отпуска, изменение графика работы). В настоящее время основной проблемой профсоюзов является их финансовая несамостоятельность и полная административная зависимость. Профсоюз не воспринимается работодателем в качестве равноправного партнера и рассматривается как структура, полностью зависимая от доброй воли работодателя. Во многом, это определяется стереотипами, сложившимися еще в советское время. В результате, на многих предприятиях складывается ситуация, когда ответственность за бедственное положение на производстве и работников возлагается на государство. Все же количество профсоюзов продолжает расти. Лишь тогда, когда страна сумеет добиться существенного роста благосостояния своих граждан, начнётся отмирание профсоюзов и в России. Жизнь показывает: чем богаче страна, чем выше в ней уровень благосостояния, тем спокойнее строятся отношения на рынке труда, тем реже и короче забастовки, тем меньше роль профсоюзов и их численность.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Политические Организации (Социальная политика) Социальная политика и социальная защита во многом взаимосвязаны между собой. Важнейший инструмент социальной политики – социальная защита. Обычно социальная политика реализуется через различные формы социальной защиты населения. В социальной политике можно вычленить два взаимообусловленных, взаимодействующих элемента научно-познавательный и практически-организационный. Научно-познавательный элемент - выступает как результат анализа и осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, как обобщенный результат и оценка предыдущего курса социальной политики государства. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения. Весь этот аналитический материал дает возможность органам государственного управления выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее главные задачи и направления. Научно-познавательная сторона, характеризуя прежде всего уровень научной обоснованности социальной политики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию организаторской работы в этом направлении, а следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе. В то же время методологическая функция научно-познавательного компонента социальной политики не означает односторонности ее воздействия на характер и содержание организаторской и социальной работы в обществе. Практически-организационный компонент социальной политики государства – это непосредственное осуществление концептуальных положений, ее стратегических задач. Здесь большое значение приобретают разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства.
Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная интересам народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, сообщая ей уверенность в практических действиях.[5] Любые практические действия в области социальной работы представляют собой совокупность усилий отдельных личностей, наделенных наряду с общими и неповторимо индивидуальными качествами. Как и социальная практика, социальная работа не является просто суммой действий индивидуумов. Это взаимосвязанное цельное системное образование, проявляющееся на ином уровне, чем персональная практика социального работника. Благодаря ограниченному сочетанию системности и индивидуальности, дифференцированности социальная работа дополняет социальную политику государства, обогащая общество гуманистическими, духовно-нравственными ценностями. Успех социальной работы, как показывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориентированности кадров – обобщающего показателя, характеризующего слитность социально-политического мышления с навыками непосредственного, практического управления социальными процессами на всех уровнях, предполагающего высокое чувство ответственности работников органов государственного управления за реализацию социальной политики государства, утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни. Социальная защита представляет собой форму, способ социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной защите. Однако единство социальной политики и социальной защиты не означает их совпадения, тождества. Социальная защита по своему содержанию объемней социальной политики, динамичнее, подвижнее, в то время как социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в отношении социальной защиты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|