Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные отношения человека

Социальные отношения

Человек – существо общественное, поэтому и оценивать свойства личности нужно в системе социальных отношений, так как здесь будут проявляться важные черты человеческого характера. А раз так, то стоит разобраться, что такое социально-психологические отношения и какими они бывают.

Общественные (социальные) отношения – это разнообразные формы взаимозависимостей, которые возникают при взаимодействии людей друг с другом. Особенностью социальных отношений, отличающей их от межличностных и других видов отношений, является то, что люди предстают в них только как социальное «Я», которое не является полным отражением сущности конкретного человека.

Таким образом, главным признаком социальных отношений является установление устойчивых взаимосвязей между людьми (группами людей), которые позволяют членам общества реализовывать свои социальные роли и статусы. Примерами социальных отношений могут служить взаимодействия с членами семьи и коллегами по работе, общение с друзьями и преподавателями.

Существуют различные классификации социальных отношений, а потому и их видов немало. Давайте рассмотрим основные способы классификации отношений такого рода и дадим характеристику их некоторым видам.

Особенности социальных отношений

Самая характерная особенность социальных отношений заключается в том, что они в большинстве случаев не являются симметричными:

• во-первых, симпатия, уважение или любовь, испытываемые одним человеком по отношению к другому человеку может натолкнуться на противоречивое отношение (антипатию, неуважение, ненависть и т.п.) этого другого человека;

• во-вторых, определенный человек может определенным образом относиться к прези-денту страны, председателю парламента или главе правительства, но при этом он в большинстве случаев (кроме людей, лично с данными политическими лидерами взаимо-действующих) не может рассчитывать на какие-то их отношения к себе, на взаимное отношение;

• в-третьих, относясь определенным образом к обществу, в котором он живет, данный человек может рассчитывать на определенное, лично на него ориентированное отношение общества к нему только в том случае, когда он приобретает широкую из-вестность в обществе своей деятельностью, как это и произошло в случаях с известными политическими лидерами;

• в-четвертых, социальные отношения связывают определенным образом индивидов и их группы, когда объектом этих отношений становятся их коренные интересы и потребности (экономические, социальные и др.) и когда в процессе развития этих отношений люди выступают в качестве носителей определенных социальных статусов и ролей, в большинстве своем не являющихся ни взаимно заменимыми, ни симмет-ричными, например, начальника и его подчиненного.

Таким образом, социальные отношения проявляются в определенных видах взаимодействий между людьми, в процессе которых эти люди реализуют свои социальные статусы и роли, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и регламентации, особенно жесткие в управленческой деятельности.

 

 

Социальные отношения классифицируют по следующим признакам:

• по объему власти (отношения по горизонтали или вертикали);

• по владению и распоряжению собственностью (сословные, классовые);

• по сферам проявления (экономические, религиозные, моральные, политические, эстетические, правовые, массовые, межличностные, межгрупповые);

• по регламентированности (официальные и неофициальные);

• по внутренней социально-психологической структуре (когнитивные, коммуникативные, конативные).

Некоторые из видов социальных отношений включают в себя группы подвидов.

Официальные и неофициальные отношения могут быть:

• долгосрочными (друзья или коллеги);

• кратковременными (случайные знакомые);

• функциональными (исполнитель и заказчик);

• постоянными (семья);

• учебными;

• субординационными (начальство и подчиненные);

• причинно-следственными (жертва и преступник).

Применение конкретной классификации зависит от целей и задач исследования, причем для того, чтобы охарактеризовать то или иное явление может использоваться как одна, так и несколько классификаций. Например, для характеристики социальных отношений в коллективе логично будет использовать классификацию, опирающуюся на регламентацию и на внутреннюю социально-психологическую структуру.

Как уже говорилось выше, конкретный вид социальных отношений рассматривает только одну из сторон личности человека, поэтому, когда требуется получить более полную характеристику, необходимо принимать во внимание систему социальных отношений. Так как эта система находится в основе всех личностных свойств человека, она определяет его цели, мотивацию, направленность его личности. А это дает нам представление об отношении человека к людям, с которыми он общается, к организации, в которой он работает, к политическому и гражданскому строю своей страны, к формам собственности и т.д. Все это дает нам «социологический портрет» личности, но не стоит рассматривать эти установки как какие-то ярлыки, которые общество наклеивает на личность. Эти черты проявляются в действиях, поступках человека, в его интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойствах. Психология здесь неразрывно связана с психологией, поэтому-то анализ психологических свойств личности должен производиться с учетом положения человека в системе социальных отношений.

Социальные отношения человека

Социальные отношения по своему содержанию соответствуют той деятельности, в ходе которой они возникают (торговая деятельность - торговые отношения, педагогическая деятельность - педагогические отношения, спортивная деятельность - спортивные отношения и т.п.).

Напряженность социальных отношений может привести к конфликтам. На этот счет в рамках философии и социологии развивается специальная теория социальных конфликтов (конфликтология). Конфликты могут разрешаться или, последовательно развиваясь, переводить общественные отношения в какую-то новую фазу.

Позитивное разрешение конфликта возможно двумя способами:

- через консенсус - (от греч. кон - такой же, сене - чувство), т.е. через достижение единомыслия, единодушия, когда конфликтующие стороны вырабатывают общую, третью позицию;

- через компромисс - когда стороны делают взаимные уступки, шаги навстречу друг другу, сохраняя свою специфику, самобытность.

Негативное развитие конфликта возможно тоже двумя путями:

- через конфронтацию - когда стороны длительно сохраняют противостояние, не делают шагов навстречу друг другу, не принимают «протянутой руки»;

- через катастрофу — когда во взаимном противостоянии, в неспособности к диалогу, но в ориентации на насильственные способы борьбы обе стороны конфликта уничтожают друг друга.

Современное общество, пережившее множество социальных потрясений и войн, все более разрабатывает различные варианты именно позитивных способов разрешения конфликтов, т.е. компромиссов и консенсусов.

Культура - общественное достояние, но создается она благодаря творчеству индивидов, личностей, поэтов, художников, скульпторов, ученых, актеров, режиссеров, токарей, конструкторов, кулинаров, модельеров, врачей и т.д. Не все они входят в историю, но их потенциал остается в «багаже культуры» и рано или поздно включается в ее актуальное бытие. Каждый человек имеет возможность реализовать себя в общественной культуре как профессионал, то есть в профессиональной деятельности, как гражданин, в своих социально-политических функциях и как личность, в своей универсальной, многообразной деятельности.

Чем богаче собственный внутренний потенциал человека, тем основательнее его вклад в общее дело, в совокупный общественный потенциал.

В этом плане весьма спорно выглядит создание специализированных (математических, языковых, экономических и т.д.) школ, потому что они, как представляется, не готовят человека к универсальной общественной деятельности, они не обеспечивают надежность социального выживания человека в сложную переходную эпоху, когда закрываются, сокращаются, ликвидируются, трансформируются одни сферы деятельности и создаются, открываются, прогнозируются новые сферы. В таких условиях шансы для продвижения больше у разносторонне или даже всесторонне развитого человека. И это является основанием для прогнозирования развития всей системы образования общества. Время узких специалистов, профессионалов прошло. Наступает время много- и разносторонне развитых личностей. Универсально развитые люди потребуются в XXI веке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...