Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Презентация статистических данных о российском уровне грамотности.

Дискуссия «Русский язык в мире»

Тарасова Наталья, г.Челябинск,

воспитатель

Цель: привлечь внимание подростков к проблеме значимости русского языка.

Задачи:

- Привлечь внимание подростков к «засорению» русского языка заимствованными словами.

- Развить способности подростков логического изложения мыслей, умения высказывать свою точку зрения, а также аргументировать своё высказывание, формулировать выводы.

- Способствовать формированию умения анализировать и давать оценку поступкам и событиям.

Участники: отряд подростков 12-14 лет.

Место проведения в проекте: дискуссия «Русский язык в мире» проводится в рамках проекта отрядной деятельности, посвящённого проблемам безграмотности, обеднения словарного запаса населения, общей деградации русского языка. Проводится она в начале основного периода с целью выяснения отношения подростков к данной проблеме и формирования у них понимания, принятия, положительного настроя на изучение языка и самосовершенствование, в общем.

Идея дела: ребятам предлагаются вопросы для обсуждения, устраивается дискуссия, в ходе которой они сами делают вывод о важности русского языка и нужности его сохранения.

Обеспечение: 2 флипчарта, 2 маркера, магниты, малярный скотч, белые листы А4 и А1, столик, 4 корзинки, чёрные, белые и жёлтые камешки, ноутбук, колонки.

Особенности подготовки: участникам даётся предварительное исследовательское задание – подготовить презентацию статистических данных о российском уровне грамотности.

 

Ход дела:

Звучит песня о России.

Дети занимают места в гостиной.

Вступительная часть.

- Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы приветствуем вас на дискуссии «Русский язык в мире»! Проблема русского языка в современной жизни очень актуальна, и именно вы, современное поколение, можете раскрыть её наиболее полно и стать «голосом» российской молодёжи. Мы с вами не только обсудим самые важные на сегодняшний день вопросы, но и постараемся определить пути решения существующих проблем.

- Для того, чтобы наша дискуссия прошла наиболее организовано и продуктивно, нам необходимо соблюдать некоторые правила.

Ведущий знакомит с правилами дискуссии:

1. Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.

2. С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи.

3. Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Этим дискуссия отличается от скандала на базаре. Рассказчик должен доказать, почему он так считает. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Это правильно, потому что это верно» и пр. аргументами не являются.

4. Уважайте мнение любого человека. Иногда мнение важной персоны или авторитета изначально считается верным просто в силу статуса этого человека (профессор, опытный исследователь). Прислушивайтесь к ним, но без фанатизма. Опирайтесь на реальные факты. Иногда свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению давней проблемы, считавшейся неразрешимой.

5. Придерживайтесь дружелюбного тона. Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом («мой коллега, собеседник, оппонент»). Ваш оппонент — не ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения. Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.

6. Не спорьте ради спора! Подобным профессиональным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выяснение отношений.

7. В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Иногда это люди, считающие себя лучше и правильнее всех. Люди, слышащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Зачастую подобная гибкость оценок и суждений утрачивается с возрастом. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чем-либо.

- Уважаемые участники дискуссии «Русский язык в мире», принимаете ли вы эти правила?

Подростки отвечают.

Презентация статистических данных о российском уровне грамотности.

- Нашу сегодняшнюю дискуссию мы будем вести, опираясь только на факты. Именно о них вы должны были узнать в ходе подготовки к нашему делу. Сейчас мы предлагаем вам представить результаты своих исследований о российском уровне грамотности.

Подростки презентуют статистику о российском уровне грамотности и отвечают на вопросы участников дискуссии. Ответы фиксируются ведущим дискуссии.

- Так же мы хотели бы познакомить вас со следующими интересными фактами:

1. По итогам международного исследования компетенций взрослого населения PIAAC, по грамотности в области чтения россияне показали результаты выше среднего балла: 275 против 273 баллов. По этому показателю самые высокие позиции заняли Япония (296), Финляндия (288) и Нидерланды (284).

2. В Докладе программы развития ООН за 2009 год приводится список стран в порядке уровня грамотности. В докладе используются данные о грамотности среди взрослого населения ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) от апреля 2007 года. В данном списке Россия занимает 15 позицию.

- Чтобы как можно глубже вникнуть в суть изучаемой проблемы, необходимо рассматривать её с разных сторон, абстрагируясь от собственных взглядов. Для обсуждения следующего вопроса вам необходимо будет принять на себя заданную роль, независимо от того, какая позиция ближе вам на самом деле. Как вы уже могли заметить, наш зал разделён на 3 сектора: первый сектор ответ «да», второй сектор ответ «нет», третий сектор ответ «Может быть».

- Л. Н. Толстой утверждал, что «нравственность человека видна в его отношении к слову». По словам Вольтера, «прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена». Таким образом, они отмечали большую роль грамотности в жизни человека.

- А что же означает понятие «грамотность» и кто такой «грамотный человек»?

Подростки отвечают.

- Большое спасибо, все высказанные вами мнения присутствуют в общем определении понятия «грамотность».

Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...