Информационные услуги и продукты
Информационные ресурсы Изучив эту тему, вы узнаете: т что определяет информационные ресурсы; что такое информационный продукт; к* что такое информационная услуга и какие существуют основные виды услуг. Представление Об информационных ресурсах В информационном обществе важно иметь представление о воз можных информационных ресурсах. В словаре С. И. Ожегова поясняется, что ресурс — это запас, источник чего-нибудь. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, уже ставших классичс скими экономическими категориями: ♦ материальные ресурсы — совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производстна общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т. д.; ♦ природные ресурсы — объекты, процессы, природные уело вия, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей; ♦ трудовые ресурсы — люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе; ♦ финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в рас поряжении государственной или коммерческой структуры; ♦ энергетические ресурсы — носители энергии: уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т. д. Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы». В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» это понятие определяется следующим образом. Информационные ресурсы — это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в ин- формационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках
Надо понимать, что документы и массивы документов, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапли- вали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки. В настоящее время нет ясных рекомендаций относительно того, как осуществлять прогнозирование потребностей общества в информационных ресурсах. Это снижает эффективность использования информационных ресурсов и приводит к увеличению продолжительности переходного периода от индустриального общества к информационному. Тем не менее информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания. ♦ Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются: государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации; ♦ библиотечные информационные ресурсы; ♦ информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии. Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом.
Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых. Развитие мировых информационных ресурсов позволило: ♦ превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность; ♦ сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг; ♦ образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ; ♦ повысить обоснованность и оперативность принимаемых ре шений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации. Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов. Информационные услуги и продукты Информационные ресурсы являются основой для создания ин формационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о некотором объекте конкретной предметной области. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т. д.
Информационный продукт — это совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный или нематериальный продукт, с помощью услуг.
Услуга — это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей ч» человека или организации. Информационная услуга — это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. До недавнего времени основным местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов нашей страны являлись библиотеки. Перечислим основные виды информационных услуг, предоставляемые библиотечной сферой:
+ предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению; ♦ результаты библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и т. п.); ♦ результаты фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье); Ф научно-техническая пропаганда и рекламная деятельность (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т. п.); ♦ результаты информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюктурные справки и т. д.).
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте. Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т. п. Базы данных фактически существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях, хотя они и не назывались базами данных. С появлением компьютеров существенно увеличились объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширился круг ни формационных услуг. В настоящее время, когда идет интенсивная информатизация всех сторон жизнедеятельности общества, большое значение имеет дистанционный доступ к удаленным централизованным базам данных. И здесь огромную роль играет всемирная сеть Интернет и информационно-поисковые системы. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быст рыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря нее большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей; высокой оперативности предоставления услуг; возможно сти отказа от собственных информационных систем.
Основным источником информации для информационного об служивания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информа ционных услуг, связи и отношения между ними, порядок и ус ловия продажи и покупки информационных услуг. С середины 60-х до середины 70-х годов XX века в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие раз личные виды информации по всевозможным отраслям знаний.
Начиная с середины 70-х годов, с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных, ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных. С 80-х годов информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества. Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально- технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии. Контрольные вопросы и задания Задания ♦ Составьте классификацию информационных продуктов, используемых в школе. ♦ Составьте классификацию информационных услуг, предоставляемых школой. ♦ Составьте классификацию информационных продуктов и услуг, предоставляемых крупной компанией, занимающейся производством и распространением видеопродукции. ♦ Используя возможности Интернета, создайте базу информационных ресурсов по теме, которая наиболее вам интересна. Какие информационные услуги вы сможете оказывать после создания такой базы? Контрольные вопросы ♦ Что такое материальные ресурсы? Приведите примеры. ♦ Что такое природные ресурсы? Приведите примеры. ♦ Что такое трудовые ресурсы? Приведите примеры. ♦ Что такое финансовые ресурсы? Приведите примеры. ♦ Что такое энергетические ресурсы? Приведите примеры. ♦ Что такое информационные ресурсы? Приведите примеры. ♦ Почему информационные ресурсы играют важнейшую роль в развитии страны? ♦ Почему информационные ресурсы причисляют к рангу стра тегических ресурсов страны? ♦ Как вы понимаете термин «отчужденность информации»? ♦ Что такое «информационный продукт»? Приведите примеры. ♦ Что входит в понятие «услуга»? Приведите примеры. ♦ В чем отличие информационной услуги от обычной услуги? ♦ Какие информационные услуги вы знаете? ♦ Какова роль компьютерных баз данных в развитии информи ционных ресурсов? ♦ Что определяет информационный потенциал страны?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|