Стремления Филиппа IV Красивого установить протоабсолютистскую систему правления. Гибель Ордена Храма. Процес тамплиеров как уникальный пример средневекового права
Ранним утром 13 октября 1307г., в пятницу, члены ордена, проживавшие во Франции, были внезапно арестованы чиновниками короля Филиппа IV именем Святой инквизиции, а владения тамплиеров переходили королю. Братьев обвиняли в тягчайшей ереси - в том, что они отрекались от Иисуса Христа, плевали на распятие, питали склонность к гомосексуализму, и поклонялись идолам на своих собраниях. Эти обвинения основывались на доносах некоторых рыцарей, исключенных из ордена за пороки и недостойные поступки. Некоторые из этих рыцарей лично были знакомы с будущими обвинителями ордена. В октябре и ноябре арестованные тамплиеры почти одновременно признали свою вину. Ко многим заключенным применялись ужасные пытки, а ведь многие из допрашиваемых были не закаленными в бою, полными сил воинами, а служителями, работавшими в хозяйствах ордена или пожилыми ветеранами, ушедшими на покой в Европу. Затем де Моле публично повторил свое признание перед собранием теологов Парижского университета. Со своей стороны Филипп написал монархам христианского мира с просьбой последовать примеру и произвести аресты тамплиеров, поскольку все они стали отъявленными еретиками. Климент V воспринял эти аресты как посягательство на его авторитет. Однако после вспышки возмущения он попытался взять ответственность за случившееся на себя. 22 ноября 1307 г. он издал буллу «Pastoralis praeeminentiae», в которой отдал приказ всем монархам произвести аресты тамплиеров и именем папы начать отчуждение их земель. Булла положила начало процессам в Англии, на Пиренейском полуострове, в Германии, Италии и на Кипре. Два кардинала были посланы в Париж для того, чтобы лично допросить руководителей ордена.
Однако в присутствии представителей папы де Моле и генеральный смотритель де Пейро отказались от признаний и настоятельно просили остальных сделать то же. В начале 1308 г. папа приостановил инквизиционные процессы. Филипп IV и его легисты целых полгода тщетно пытались воздействовать на папу, побуждая его вновь начать следствие, манипулируя общественным мнением и мнением богословов, а также намекая папе на возможность санкций против него. Кульминацией этой кампании явилась встреча короля и папы в Пуатье в мае-июне 1308 г. Папа начал два расследования: одно должно осуществляться папской комиссией внутри ордена, второе - серия судебных процессов на уровне епископств, где местные суды должны были определить виновность каждого брата ордена. На октябрь 1310г. был намечен Вьенский собор, которому предстояло вынести решение по делу тамплиеров. В Шинон были посланы три кардинала, чтобы выслушать признания руководителей ордена. Те вернулись к исходным показаниям. Епископальные расследования, проводившиеся под давлением со стороны епископов, связанных с французским престолом, начались, видимо, в 1309 г., и, в большинстве случаев тамплиеры повторили свои первоначальные признания после применения тяжких продолжительных пыток. Папская комиссия, расследовавшая деятельность ордена в целом, начала слушания по делу лишь в ноябре 1309 г. Сперва казалось, что все пойдет по хорошо проторенному пути «добычи» признаний, однако, сперва неуверенно, а затем со все большей убежденностью, братья-тамплиеры перед лицом папской комиссии, вдохновляемые двумя талантливыми братьями-капелланами - Пьером де Болоньей и Рено де Провеном, - последовательно защищали орден и достоинство. К началу мая 1310г. почти шестьсот тамплиеров пришли к решению защищать орден, отрицая истинность вырванных под пытками признаний, сделанных либо перед инквизиторами в 1307 г., либо перед епископами в 1309 г. Папа поняв, что близкого конца процессу не предвидится, отложил Собор на год. Филипп IV предпринял жесткие меры. Архиепископ Санса, ставленник короля, вновь начав расследование по делу отдельных братьев в рамках своей епархии, установил, что сорок четыре человека виновны как повторно впавшие в ересь, передал их светскому суду. 12 мая 1310г. пятьдесят четыре тамплиера были приговорены к сожжению на костре и казнены в предместье Парижа.
Один из двух главных вдохновителей защиты ордена в суде, Пьер де Болонья, чудесным образом исчез, а Рено де Провен был приговорен советом провинции Сане к пожизненному тюремному заключению. Благодаря этим казням удалось заткнуть рот почти всем непокорным - сопротивляться продолжали лишь особо отважные братья, и многие тамплиеры вернулись к своим первоначальным показаниям. Слушания папской комиссии также закончились в июне 1311 г. Летом 1311 г. папа объединил свидетельские показания, полученные им из Франции, с материалами следствия, мало-помалу поступавшими из других стран. Лишь во Франции и в тех районах, что находились под ее влиянием, от тамплиеров под пытками добились признания. В октябре состоялся Вьенский собор, и папа потребовал роспуска ордена на том основании, что тамплиеры обесчестили себя. Сопротивление святых отцов во время Собора было, весьма значительным, и папа под давлением короля Франции настоял на своем, заставив аудиторию молчать под страхом отлучения от церкви. Булла «Vox in excelso» от 22 мая 1312 г. возвестила о роспуске ордена, а согласно булле «Ad providam» от 2 мая вся собственность ордена безвозмездно передавалась другому крупному ордену - госпитальерам. Вскоре после этого Филипп IV изъял у госпитальеров крупную сумму в качестве компенсации за ущерб казне в время «праведного расследования». По мнению Рида, госпитальеры вынуждены были заплатить королю 310000 турских ливров. Что касается тамплиеров, то в отдельных случаях они, помимо тяжкой епитимьи, были приговорены к различным срокам заключения, в иных же случаях, особенно если братья так не признали вины, их ссылали в монастыри, принадлежавшие другим орденам, чтобы они до конца влачили существование. В большинстве европейских государств владения ордена прибрали к рукам светские правители. В Испании владения ордена перешли к другим орденам, например к ордену св. Марии Монтесской или к ордену Калатравы, куда и вступили бывшие тамплиеры. В Португалии король Дионисий оказался преследовать рыцарей – героев Реконкисты и в 1319 г. основал орден Христа, куда вошли бывшие братья Храма. Их предводители предстали перед папским судом 18 марта 1314 г. и были приговорены к пожизненному тюремному заключению. Гуго де Пейро, генеральный досмотрщик ордена, и Жоффруа де Гонневиль, приор Аквитании, выслушали приговор молча, однако Великий магистр Жак де Моле и приор Нормандии Жоффруа де Шарне громко протестовали, отвергая все обвинения, и утверждали, что их святой орден по-прежнему чист пред Богом и людьми. Король незамедлительно потребовал их осуждения как впавших в ересь вторично, и в тот же вечер они были сожжены на одном из наносных островков Сены, Еврейском острове.[80]
Перед казнью де Моле призвал папу и короля явиться через год на Божий Суд. Климент умер 20 апреля, а Филипп погиб на охоте 29 ноября сего года Возможно он покаялся, вспоминая как во время монетного бунта в париже он спасся в резиденции Тампля. Ночью из соседнего августинского монастыря пришли монахи с другими набожными людьми и бережно собрали обугленные останки рыцарей, словно святые мощи.[81] Данте Алигьери считал храмовников невинными жертвами алчного короля Филиппа, а Раймунд Луллий, мистик с Мальорки считал их виновными в ереси. Роковую роль сыграли народные настроения – во-первых страх перед папой и церковным проклятием, во-вторых боязнь перед дьявольщиной и вера в колдовство. Они упали на благодатную почву из обвинений, против ордена, в падении Иерусалима и накоплении богатств. В последующие века приспешники пап и королей Франции не признавали в этом поступке величайшую несправедливость, а демократы пытались изобразить братьев невинными жертвами тирании. В XVI в. Анри Корнелий Агриппа в трактате «Философия оккультизма» назвал рыцарей колдунами, а Жан Боден, сторонник конституционной монархии считал их маргинальным меньшинством. Во время борьбы протестантов с католиками, первые приводили в пример осуждение тамплиеров, как признак порочности католической церкви. Томас Фуллер и Эдвард Гиббон отмечают, что тамплиерам были присущи стяжательство и дурной нрав. В эпоху Просвещения, в XVII в. тамплиеров стали воспринимать, как волхвов древних оккультных религий. По мнению Питера Партнера в книге «Убитые волшебники» до наших дней в любой работе тамплиерах встречаются обрывки дикой фантазии и предубеждений из XVII века. Главными проповедниками «тамплиеризма» стали франкмасоны, «вольные каменщики», превратившие рыцарей ордена из исторических персонажей в мифических героев, отыскавших древние реликвии и раскрывших великие тайны. По меткому выражению М. Барбера «возникла своего рода небольшая индустрия, за счет которой питаются ученые, историки исскуства, журналисты, издатели и телевизионщики». Питер Партнер заявил, что «тамплиеризм выдуман шарлатанами, чтобы дурачить простофиль».
Мальком Барбер писал:«Когда 14 сентября 1307 г. Филипп IV издал тайный указ об аресте тамплиеров, он оправдывал свою акцию тремя основными причинами: тамплиеры виновны в отречении от Бога и оплевывании креста, в непристойных поцелуях и мужеложстве, а также в идолопоклонстве. В июле 1308 г. Климент V наконец согласился возобновить судебное расследование, приостановленное в феврале, и 12 августа 1308 г. был выдвинут более полный и систематизированный список обвинений. Он включал 127 статей, которые легко разбиваются на семь основных групп. Во-первых, вступая в орден, неофит отрекался от Христа, а порой и от Пресвятой Девы Марии и всех святых, по требованию тех, кто его принимал, и эти люди утверждали, что Христос — не настоящий Бог, а лжепророк и он вовсе не был распят во имя спасения человечества, но казнен из-за своих собственных прегрешений. А потому у вступавшего не оставалось надежды на спасение души через веру в Иисуса Христа. Затем новичка заставляли плевать на Святое распятие или на изображение Христа, а иногда попирать распятие ногами или мочиться,на него. Во-вторых, в рассказах об идолопоклонстве тамплиеров особо упоминались кот и голова, и у этой головы иногда было даже три лица. Голове поклонялись как спасительнице и прославляли ее как дающую богатство; она якобы способна заставить деревья цвести, а землю — давать невероятные урожаи. Тамплиеры касались головы или обвязывали ее тонкими веревками, которые затем носили на талии. В-третьих, они не верили в святые таинства, а их капелланы избегали даже произносить святые слова во время мессы. В-четвертых, они считали, что могут исповедаться великому магистру и другим руководителям ордена, которые вправе отпускать им грехи, хотя многие из этих руководителей — миряне. В-пятых, известно, что приоры ордена целуют неофитов в губы, в пупок, в живот, в ягодицы, в спину и пониже спины и что в ордене поощряется мужеложство и подобные отношения даже навязываются новичкам. В-шестых, тамплиеры всегда всеми средствами, законными и незаконными, старались умножить доходы ордена. Пожертвования использовались также незаконно, из них, например, не делалось отчислений в пользу больниц.
В-седьмых, собрания и прием новых членов всегда проходили за запертыми дверями, по ночам, под строгой охраной, и на них присутствовали только члены братства. Братья, которые приоткрывали кому-то из посторонних тайну собрания, карались заключением в тюрьму или смертной казнью».[82] В 1810 г. в Париже молодой французский адвокат Ф. Ренуар, автор пьесы «Тамплиеры» с разрешения Наполеона Бонапарта изучил папские архивы о процессе тамплиеров и не нашел никаких признаков вины рыцарей. В XIX в. германский историк Г. Пруц доказал, что тамплиеры занимались колдовством. Через 10 лет американский специалист по инквизиции, Г.Ч. Ли доказал, что признания братьев ордена Храма в ереси были выбиты под пытками и обеспечены жесточайшим давлением папской инквизиции.[83] Выводы к главе 3
Тамплиеры были основной силой христиан на Святой Земле, защищая там интересы папства и обеспечивая своими успехами признание в Европе мудрости папских решений. Для этого им была предоставлена широкая автономия в действиях и крупные средства – в то время как католическая Европа разрывалась на куски в феодальных войнах и жестко контролировалась церковью. Ордену Тамплиеров принадлежали значительные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и на Западе, особенно во Франции. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему папой римским, которому он непосредственно подчинялся, и светскими монархами, на землях которых проживали тамплиеры. После потери Святой Земли, по вине феодального мира, не желающего сражаться за Святую Землю, орден был обескровлен. Его руководство не заметило угрозы со стороны духовных и светских завистников, и продолжало вести подчеркнуто независимую от политику. Само существование подобной структуры как Орден Тамплиеров в Европе противоречило старым и новым общественным европейским ценностям. Поскольку папство не желало, не было способно решить эту проблему, точка в истории Ордена была поставлена доминирующим на тот период времени европейским государством. Очевидно, что в обвинительном списке содомия, поклонение Дьяволу появились для усиления эмоционального воздействия на обывателя. Именно эти пункты привели к «огненному» финалу. Заключение
Обобщая исследование, проведенное в данной работе можно сказать, что Орден Тамплиеров занимает – даже среди трех великих военно-монашеских орденов – особое место. Достигнув огромного военно-политического могущества, он с великим шумом, вступив в конфликт с королем Франции, которого поддерживал сам глава католической церкви. Это событие надолго осталось в памяти современников и потомков, породив множество слухов, версий, легенд, а затем и исторических исследований. В результате написания работы были достигнуты поставленные в ведении цели работы и получены слудующие данные: Орден возник в 1118 году, когда Гюго де Пэйн, Годфруа де Сен-Омер и семь товарищей дали клятву охранять паломников, идущих Святым путем из Яффы в Иерусалим. Они явились ко двору Балдуина II, короля Иерусалима и попросили позволения начать свой Святой путь. Король одобрил их решение, и отвел рыцарям южное крыло дворца, построенное на месте храма Соломона и бывшей мечети Куббат-ал-Захры. Через десять лет орден получил название — Орден Храма. Благородные рыцари Гуго де Пейн, Годфруа де Сент-Омер, Андре де Монбар, Гундомар, Ролан, Жоффруа Бизо, Пэйн де Мондидье, Аршамбо де Сент-Аман дали обеты целомудрия, послушания и бедности. Любое предприятие требует финансирования. Поэтому Балдуин II со своим двором, а также духовенство снабдили орден доходами со своих имений. Некоторые — навечно, некоторые — на время. В 1127 году по указу короля Иерусалима Гюго де Пейн был направлен в качестве посла к римскому папе Гонорию II. Цель поездки — организация нового крестового похода, или как альтернатива — хотя бы посильная помощ для улучшения защиты Иерусалима. Также де Пейн должен был нанести визит в графство Анжу, где Балдуин II поручил ему вести переговоры о свадьбе своей дочери Мелисенды с графом Анжуйским Фульком V. Посетил Гюго и Бернара Клервосского, цистерианского аббата, дядю Анре де Монбар. Бернар родился в Труа, в 1090г. в знатной семье. Чтобы избежать конфликтов, связанных с наследством(у него были старшие родственники), родители определили Бернару будущее аббата. Будучи аббатом, состоял членом монашеского ордена Цистерианцев. Гюго де Пейн явился к нему с просьбой составить устав ордена Храма. В 1128 устав был разработан. Орден получал щедрые дары и быстро повышал свою численность. Многие знатные люди передавали в руки бедных рыцарей земли, финансы, оружие. Орден несмотря на обет бедности получил право управлять землями и вассалами. На протяжении своего существования, огромные богатства попадали в руки ордена. Тамплиеры показали себя большими дипломатами, торговцами и воинами. Начиная со Второго крестового похода доблестные воины участвовали во всех. Ордена рыцарей храма и ордена св. Иоанна(госпитальеры) были основной ударной силой христианского мира против сарацин. По уставу ордена, выкуп пленных не допускался, а бежавший в бою считался опозоренным, и должен был один год есть с земли. Среди рыцарей ордена можно было встретить представителей наиболее знатных фамилий всей христианской Европы. Железная дисциплина и отличное финансирование делало их непобедимыми. Знаменательная, и грустная дата в истории ордена — падение Иерусалима, столицы Святой Земли. Для рыцарей это означало уход из мест, которые им должно защищать. А ведь в этой защите и был их смысл жизни… В 1187 году произошла ожесточенная битва за Иерусалим. Глава мусульман, султан Саллах ад-Дин совершал все новые победы, захватывая все новые города. Так, 5 июля ему досталась Тивериада, с 9 по 10 июля Акра, Яффа, Мирабель, 26 июля был взят Торон… 29 июля ад-Дину достались Сарепта и Сидон, 9 августа — Бейрут. В качество выкупа за сеньоров были сданы Джабайл и Ботрон, 5 сентября сдался Аскалон в качестве выкупа королевы Сибиллы за своего мужа, короля Иерусалима Ги де Лузиньяна. Салах ад-Дин после того, как предпринял неудачную попытку захвата Тира, и продолжительной осады Аскалона принял решение начать осаду Иерусалима. В столице Святой Земли готовились к этому. В Иерусалим прибыл Балиян д’Ибелин, муж Марии Комниной, вдовы Амори I, и установил временное правление. Посвятив в рыцари шестьдесят аристократов и горожан, начав чеканить монету, д’Ибелин начал подготовку к анти-осадным действиям. Предложение Салах Ад-Дина насчет капитуляции было отвергнуто без раздумий. Превосходство мусульман было ощутимо, несмотря на то, что христиане, бившиеся за Гроб Господень, сражались как львы… Иерусалим пал. Балиану удалось склонить Салах ад-Дина на свои условия капитуляции, пригрозив разрушить мечеть Омара или весь город вообще. Так, по условиям капитуляции выкуп одного мужчины стоил десять безантов, женщины — пять, и ребенка — один. Это было великодушно, так как за 10 безантов можно было дать свободу десяти детям или двум женщинам. Три-четыре тысячи человек смогли выкупить себя сами, десять тысяч освобождены султаном-победителем. Также, совместными усилиями зажиточных горожан, госпитальеров, тамплиеров и патриарха Иерусалима удалось выкупить еще восемь тысяч человек. Как уже упоминалось, Орден вел широкую финансовую деятельность. И в числе его должников был даже король франции — Филипп IV Красивый. Власть Филиппа была довольно формальной для Ордена, м их могущество — очень даже завидным. Это не могло не бесить Филиппа. Под предлогом случайного доноса, были допрошены несколько рыцарей. Далее последовали тайные переговоры с папой — Климентом V. Произошел небольшой спор, кто будет судить Орден, светская власть или Церковь. Если называть вещи своими именами, то это был спор о том, кому достанутся богатства Ордена. Светская власть выдвинула следующие обвинения: 1. Отречение от Иисуса Христа. Плевок на крест. 2. Поцелуи в различные части тела. 3. Содомия (по материалам википедии содомия - анальный секс или секс с животными) 4. Священники ордена не освящали Святые Дары и при причастии искажали. Духовная власть в лице папы выдвинула следующие обвинения: 1. Поклонение коту, который являлся на их собрания. 2. В каждой провинции у них были идолы, а именно головы идола, называемого Бафометом (некоторые из них имели три лица, а некоторые только одно) и человеческие черепа. 3. На своих собраниях они поклонялись этим идолам. 4. Почитание этих идолов как представителей Бога и Спасителя. 5. Утверждение, что голова идола может сделать их богатыми и спасти души. 6. Идолы — причина богатства ордена. 7. Благодаря идолам земля плодородна и рыцари таким образом увеличивают урожаи. 8. Они обвязывали головы каждого из этих идолов или просто касались их короткими веревками, которые затем носили на теле под рубахой; 9. Во время принятия нового члена в ряды ордена ему выдавались вышеупомянутые короткие веревки (или одна длинная, которую можно было разрезать); 10. Все, что они делали, они делали из благоволения перед этими идолами. В последтвии, почти все обвинения были опровергнуты, однако братьев ордена уже было не вернуть. Тема исследования связана с современностью. Значение тамплиеров показательно контрастирует с их малым количеством. На момент расцвета Ордена рыцарей-храмовников всего 15 тысяч тамплиеров сновали по Европе в поисках новых источников прибыли. Инквизиция без крови захватила штаб-квартиру Ордена со 140 вооруженными тамплиерами. Сама идея столь наглого деяния могла возникнуть не ранее перевода казны Франции в Лувр. Инквизиция была административным ресурсом, с которым тамплиеров смогли бы справиться, изначально придерживайся они тактики "выжженной земли". Бегство операндов от тамплиеров к инквизиторам стало возможным в силу того, что властью и светской толпой Инквизиция поначалу воспринималась альтернативой тамплиерам без доминанты ростовщичества. Показательно, что тамплиеров сменили банкиры Северной Италии, до сих пор остающейся деловым лидером современной Италии. Наши постоянные обращения к тамплиеров связаны с тем, что здесь впервые проявляются закономерности современного мира и конфликт толпы со современными спецслужбами. В целом социальное движение тамплиеров дало толчок к многолетнему процессу формирования современных спецслужб. Показателен тот факт, что практически все крупные и лучшие спецслужбы вынуждены противостоять друг другу на Среднем Востоке, очаге несостоявшейся цивилизации тамплиеров. Документальные источники
1. Брук К. Возрождение XII века. Пер. и комм. Панасьев А. Н. по Christopher Brooke. The Twelfth Century Renaissance. N.Y., 1970. // Agnuz.Info. Католическая информационная служба// http://www.agnuz.info/library/books/bruk_ vozrojdenie_12v/. 2. Вальтер Мап. Об основании ордена тамплиеров (1181 - 93). Пер. с лат. Баранов А. – 2007 по Walter Map, De nugis curialium, ed. M. R. James, rev. C. N. L. Brooke and R. A. B. Mynors (Oxford, Clarendon Press, 1983), 1.18, pp. 54 - 55 // http://www.templiers.info/historical_materials/index.php?id=sources_translation&sources_translation=walter_map-about_the_basis_of_templars_01 3. Гийом Тирский. История деяний в заморских землях. Кн. XII. Гл. VII. Об учреждении ордена тамплиеров (1170 - 84). Пер. с лат. Стасюлевич М. М. // http://www.templiers.info/historical_materials/index.php?id=sources_translation&sources_translation=william-of-tyre-about-the-basis-of-templars-01. 4. Гийом Тирский. О Земле Иерусалимской и её обитателях (1168 - 1187) // Горелов Н. Царствие небесное: Легенды крестоносцев XII - XIV веков – СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2006 – С. 142 - 154. 5. Латинский Устав Ордена Храма (1128) // http://www.templiers.info/historical_materials/index.php?id=sources_translation&sources_translation=latin_rule_of_the_templars_rus 6. Фульхерий Шартрский. Речь папы Урбана II на Клермонском соборе из «Деяний франков» // Хрестоматия по истории Средних веков. Пособие для преподавателей средней школы / Под ред. Н. П. Грацинского и С. Д. Сказкина. Т. 1. – М.: Гос. уч.-пед. изд. Мин. Просв. РСФСР, 1949. – С. 309 - 310. 7. Яков де Витри. Истории из проповедей // Горелов Н. Царствие небесное: Легенды крестоносцев XII - XIV веков – СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2006 – С. 140. Литературные источники 1. Андреев А. Р. Монашеские ордена. Бенедектинцы, цистерцианцы, кармелиты, иоанниты, тамплиеры, тевтонцы, францисканцы, доминиканцы, августинцы, капуцины, урсулинки, театинцы, иезуиты и другие. М: Альтернатива – Евролинц, 2003 – 339 с. 2. Андреев А. Р. Рыцарские ордена: С крестом и мечом - М.: Алгоритм, Эксмо, 2004. – 384 с. 3. Баранов И. Иоанниты // Католическая энциклопедия. Т. II: И – Л. – М.: Издательство Францисканцев, 2005. С. 410 – 419. 4. Барбер М. Орден тамплиеров в социальном контексте // TemplarHistory.Ru [http://www.templarhistory.ru/ home.php?d6aobbtHkfzrkqwN9dVbjtKkH%26velfzr]. 5. Барбер М. Процесс тамплиеров: Алетейя, Энигма; 1998//Оригинал: Malcolm Barber, “The Trial of the Templars”Перевод: Ирина Тогоева// http://bookz.ru/authors/malkolm-barber/malcolm_barber01.html 6. Бартлетт Р. Становление Европы: Экспансия, колонизация, изменения в сфере культуры. 950-1350 гг. / Пер. с англ. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – 432 с. 7. Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке / Пер. с фр., предисл. и науч. ред. В. Д. Балакина. – М.: Мол. Гвардия, 2004. – 243 с. 8. Вага Ф. Тамплиеры: история и легенды / Пер. с итал. – М.: Издательство «Ниола-Пресс»; ООО «Издательский дом “Вече”», 2007. – 128 с. 9. Воше А. Средневековая религиозность VIII – XII вв. / реферировал Э. И. Шифман // Идеология феодального общества в Западной Европе: проблемы культуры и социально-культурных представлений средневековья в современной зарубежной историографии: Реф. сб. – М.: ИНИОН, 1980 – С. 75 - 93. 10. Гуревич А. Я. Популярное богословие и народная религиозность средних веков // Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М.: Наука, 1976. - С. 65 - 91. 11. Даркевич В. П. Аргонавты Средневековья. – М.: КДУ, 2005 - 254 с. 12. Дафтари Ф. Исмаилиты и крестоносцы: история и миф // Традиции исмаилизма в средние века: Сб. статей: Пер. с англ. - М.: Ладомир, 2006. – С. 160 - 177. 13. Добиаш-Рождественская О. А. Западное средневековое искусство // Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья: сборник работ. – М.: Наука, 1987. С. 18 - 51. 14. Добиаш-Рождественская О. А. Эпоха крестовых походов (Запад в крестоносном движении). Общий очерк. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 120 с. 15. Дюби Ж. Европа в средние века / Пер. с фр. В. Колесникова. - Смоленск: Полиграмма, 1994. – 316 с. 16. Дюби Ж. Трехчастная модель, или представления средневекового общества о себе самом / Пер. с фр. Ю. А. Гинзбург. – М.: Яз. рус. культуры, 2000 - 316 с. 17. Дюби Ж. Тысячный год от Рождества Христова / Пер. с фр. Н. Матяш, - М.: Путь, 1997 - 236 с. 18. Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. – М.: Наука, 1980. – 320 с. 19. Кардини Фр. Европа и ислам. История непонимания / Пер. с итал. Е. Смагиной, А. Карловой, А. Митрофанова, СПб: Alexandria, 2007 – 326 с. 20. Кардини Фр. Истоки средневекового рыцарства / сокр. пер. с итал. В. П. Гайдука; Вступ. ст. и общ. ред. В. И. Уколовой, Л. А. Котельникова. – М.: Прогресс, 1987 - 384 с. 21. Карсавин Л. П. Культура Средних веков. / Примеч. А. В. Арсентьев – М.: Издательский дом «Книжная находка», 2003. – 222 с. 22. Карсавин Л. П. Монашество в средние века: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1992 – 191 с. 23. Конопленко А. А. Орден меченосцев в политической истории Ливонии. Диссертация на соиск. уч. степ. кандидата ист. наук – Саратов, 2005. – 294 с. 24. Лависс Э., Рамбо А. Эпоха крестовых походов / Пер. с фр. М. Гершензона. – Изд. испр. и доп. – М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2007. – 1086 с. 25. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Пер. с фр. С. В. Чистяковой и Н. В. Шевченко под ред. В. А. Бабинцева. 2-е изд., испр. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. – 328 с. 26. Ле Гофф Ж. Рождение Европы / Пер. с фр. А. И. Поповой. Предисл. А. О. Чубарьяна. – СПб.: «Александрия», 2007. – 398 с. 27. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. под общ. ред. В. А. Бабинцева; Послесл. А. Я. Гуревича. – Екатеринбург: У-Факториал, 2007. – 560 с. 28. Лобе М. Трагедия ордена тамплиеров / Пер. с фр. Журавлевой Д. А., СПб.: Евразия, 2003 - 218 с. - (Clio) - Пер.: Lobet, Marcel. La tragique histore de l'Ordre du temple. - Bruxelles, 1954. 29. Лортц Й. История церкви: Рассмотренная в связи с историей идей. – Т. I. Древность и средние века. – М. «Христианская Россия», 1999. – 511 с. 30. Лучицкая С. И. Крестовые походы // Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – С. 234 - 238. 31. Лучицкая С. И. Мусульмане и христиане в Святой Земле (частная жизнь западноевропейских рыцарей сквозь призму взаимных представлений мусульман и христиан) // Человек и его близкие на Западе и Востоке Европы (до начала нового времени) / Под. ред. Бессмертный Ю. Л., Рос. акад. наук. Ин-т всеобщ. истории, М.: Ин-т всеобщ. истории РАН, 2000 – С. 105 - 122. 32. Лучицкая С. И. Паломничество // Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – С. 337 - 342. 33. Мельвиль М. История ордена тамплиеров / Пер. с фр. Г. Ф. Цыбулько. – СПб.: Евразия, 2007. – 363 с. 34. Мишо Г. История крестовых походов – М.: Алетейа, 2001 – 368 с. 35. Мор Г. Ордены и аналогичные сообщества в современном католицизме // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1984. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. –278 с.-С.31–49. 36. Морисон С. Крестоносцы / Пер. с фр. Е. В. Морозовой. – М.: Издательство «Весь Мир», 2003. – 176 с. 37. Настенко И. А., Яшнев Ю. В. История Мальтийского ордена: В 2 кн. Книга I. Из глубины веков: госпитальеры в Святой Земле, на Кипре, Родосе и Мальте. XI - XVIII вв. – М.: «Русская панорама», 2005. – 416 с. 38. Овсиенко Ф. Г. Военно-монашеские ордены. Рыцарские ордены // Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический Проект, 2006. 1258 с. – С. 209 – 210. 39. Перну Р. Крестоносцы. / Пер. с фр. Карачинский А. Ю. и Малинин Ю. П. Науч. ред. Малинин Ю. П. – СПб.: «Евразия», 2001. – 320 с. 40. Перминов П. Под сенью восьмиконечного креста. – М.: Междунар. Отношения, 1991. – 168 с. 41. Постановление Тюлюжского собора 1046 г. «О Божьем мире» // Хрестоматия по истории Средних веков. Пособие для преподавателей средней школы / Под ред. Н. П. Грацинского и С. Д. Сказкина. Т. 1. – М.: Гос. Уч.-пед. изд. Мин. Просв. РСФСР, 1949. – С. 224 - 226. 42. Райли-Смит Дж. Изучение крестовых походов // История крестовых походов / Под ред. Райли-Смит Дж., пер. с англ. Е. Дорман. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – 11-22 с. 43. Рид П. П. Тамплиеры / Пер. с англ. В. М. Абашкина. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 410 с. 44. Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. Пер. с фр. Карачинского А. Ю.; Вступительная статью Близнюк С. В. – СПб.: Издательская группа «Евразия», 2002. – 448 с. 45. Роулинг М. Европа в Средние века. Быт, религия, культура / Пер. с англ. Л. А. Калашниковой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 223 с. 46. Руа Ж. Ж. История рыцарства. 3-е изд. – М.: Алетейа, 2004. – 248 с. 47. Сбитнева Е. Тайны крестовых походов и рыцарские ордена. – М.: Рипол Классик, 2003. – 429 с. 48. Ткач М. И. Тайны католических монашеских орденов. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 432 с. 49. Ткач М. И., Какабидзе Н. В. Тайны рыцарских орденов. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 432 с. 50. Усама-ибн-Мункыз. Отрывок из «Книги назидания», Пер. М. А. Салье // Хрестоматия по истории Средних веков. Пособие для преподавателей средней школы / Под ред. Н. П. Грацинского и С. Д. Сказкина. Т. 1. – М.: Гос. уч.-пед. изд. Мин. Просв. РСФСР, 1949. – С. 335 - 338. 51. Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века / Пер. с фр. Ф. Ф. Нестерова. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 356 с. 52. Фокчиньский И. Крестовые походы // Католическая энциклопедия. Т. II: И – Л. – М.: Издательство Францисканцев, 2005. С. 1370 – 1376. 53. Французский Устав Ордена Рыцарей Тамплиеров по Upton-Ward, J. M. 1972, The Rule of Templars. Published by The Boydell Press, Woodbridge, Suffolk, UK. / Пер. с англ. Румянцев П., Котенева В., 1997 // ИПИОХ [http://www.templiers.info/templiers/index.php?id=templars_from_within&templars_from_within=the_French_Rule_of_Templars].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|