Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корневищ однодольных растений.

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области

«Московский государственный областной гуманитарный институт»

Фармацевтический факультет

Кафедра фармакологии и фармацевтических дисциплин

 

Методические указания для студентов по теме:

 

 

«Строение стеблей однодольных растений (надземного и стебля корневища)»

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения темы:

1. Способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1)

2. Способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48)

 

Методические указания для студентов по теме: «Строение стеблей однодольных растений (надземного и стебля корневища)»

 

По разделу 7 «Вегетативные органы растений»

Цель работы: Познакомиться с анатомическим строением стебля и корневища однодольных растений.

Вопросы для подготовки к занятию

1. Строение стебля растений класса однодольные.

2. Строение стебля-соломины растений класса однодольные.

3. Строение корневища растений класса однодольные.

4. Функции стеблей и корневищ. Отличия их анатомического и морфологического строения.

Теоретическая часть

В фармацевтической практике есть лекарственное растительное сырье «трава», «корневища», «корневища с корнями», «корневища и корни». Под названием «трава» в данном случае понимают высушенные надземные части травянистых растений, поэтому в состав сырья входят стебли с листьями, цветками и незрелыми плодами. В соответствии c требованиями, предъявляемыми к нормативной документации на лекарственное растительное сырье, должна быть проведена диагностика всех компонентов растительного сырья и подтверждена достоверными рисунками микроскопической структуры.

В стебле любого растения выделяют следующие части: покровная ткань, первичная кора и центральный осевой цилиндр (стела), который всегда начинается с перицикла и включает проводящие ткани и сердцевину.

Стебель однодольных растений имеет следующие общие особенности строения:

1. Пучковый тип строения стебля. Пучки закрытые, коллатеральные, распределены беспорядочно по всей стеле (атактостель).

2. Все ткани в стебле первичного происхождения. Вторичное утолщение отсутствует.

3. Первичная кора слабовыражена или отсутствует.

4. Центральный цилиндр обычно начинается со склеренхимы перициклического происхождения.

5. Покровная ткань – эпидерма.

Корневище - это видоизмененный побег. В отличие от надземного стебля в корневище однодольных очень хорошо развита первичная кора, внутренний слой которой представлен двух-, трехслойной эндодермой. В центральном цилиндре может быть 2 типа пучков: закрытые коллатеральные и амфивазальные. Механической ткани практически нет, а основная ткань представлена запасающей паренхимой.

Практическая работа

Задание 1. Рассмотрите с троение стебля однодольного растения.

1. Изготовьте препарат поперечного среза стеблякупены лекарственной или кукурузы, или воспользуйтесь готовым препаратом (рис. 81, 82).

2. Рассмотрите препарат сначала при малом увеличении микроскопа. Зарисуйте схему его строения, отметив: покровную ткань – эпидерму, первичную кору, центральный цилиндр, закрытые коллатеральные пучки (флоэму и ксилему), склеренхиму, паренхиму.

3. Рассмотрите срез при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте фрагмент стебля, на котором должны быть отмечены детальные особенности строения первичной коры, перициклической зоны и пучков, расположенных в центре и на периферии центрального цилиндра. Обозначьте все ткани стебля.

4. Покрасьте препарат сернокислым анилином, изучите месторасположение одревесневших элементов, укажите их на рисунке.

Задание 2. Изучите с троение стебля-соломины однодольного растения (злаковые)

1. Изготовьте временный препарат поперечного среза стебляржи или воспользуйтесь готовым препаратом (рис. 83, 84, 85, 86).

2. Рассмотрите препарат сначала при малом увеличении микроскопа. Зарисуйте схему его строения, отметив: покровную ткань – эпидерму, склеренхиму, хлоренхиму, воздушную полость, проводящие пучки (флоэму и ксилему),

3. Рассмотрите срез при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте фрагмент стебля, на котором должны быть отмечены детальные особенности строения. Обозначьте все ткани стебля.

4. Отметьте отличительные особенности строения стебля-соломины злаков от других стеблей однодольных растений.

Задание 3. Рассмотрите строение корневища однодольного растения.

1. Изготовьте временный препарат поперечного среза корневища ландыша, окрасьте его сернокислым анилином (лигнифицированные клеточные стенки окрасятся в желтый цвет).

2. Рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа (рис. 87, 88). Зарисуйте схему его строения, отметив: покровную ткань, первичную кору, центральный цилиндр. Отметьте месторасположение эндодермы, типы строения пучков (коллатеральные и амфивазальные) и их локализацию.

3. Рассмотрите срез при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте фрагмент стебля, на котором должны быть отмечены детальные особенности строения. Обозначьте все ткани стебля.

Задание 4. Составьте таблицу сравнительных признаков для стеблей и

корневищ однодольных растений.

  Стебель растений класса однодольные Корневище растений класса однодольные
Морфологические признаки:    
Анатомические признаки:
Покровная ткань      
Первичная кора      
Механическая ткань      
Особенности строения и функции эндодермы    
Типы пучков      

Сделайте вывод о том, какие морфологические и анатомические признаки позволят вам отличить эти органы растения.

Вопросы для самоконтроля

1. Тип стели, характерный для стебля однодольного растения.

2. Особенности структуры первичной коры стеблей однодольных растений.

3. Покровная ткань стеблей и корневищ однодольных растений.

4. Локализация механических тканей стеблей однодольных.

5. Проводящие ткани, характерные для однодольных растений.

6. Морфологические признаки корневища.

7. Типы пучков, которые можно встретить у однодольных растений.

8. Отличительные признаки корневища от стебля однодольных растений.

Тестовые задания

Выберите один правильный ответ:

1. тип проводящего пучка под номером 3 1) закрытый коллатеральный 2) открытый коллатеральный 3) амфивазальный 4) амфикрибральный 5) открытый биколлатеральный  
2. признаки, характерные для стеблей однодольных растений  
1) проводящие пучки открытые 2) проводящие пучки отсутствуют 3) проводящие пучки располагаются кольцом 4) проводящие пучки располагаются по всему стеблю 5) строение непучковое  
3. запасающая ткань В КОРНЕВИЩЕ обычно развивается 1) в ксилеме 2) во флоэме 3) в первичной коре 4) в перидерме 5) в перицикле  
4. признаки, характерные для корневищ однодольных 1) наличие радиального пучка 2) непучковое строение органа 3) пучки раполагаются кольцом 4) первичная кора отсутствует 5) первичная кора мощно развита  
5. проводящий пучок, в котором флоэма окружает ксилему называется 1) коллатеральный 2) биколлатеральный 3) амфивазальный 4) амфикрибральный 5) центрофлоэмный  
6. ТИП СТЕЛИ СТЕБЛЯ ОДНОДОЛЬНОГО РАСТЕНИЯ НАЗЫВАЕТСЯ 1) протостель 2) сифоностель 3) эустель 4) атактостель 5) диктиостель  
7. ТИП СТЕЛИ, ИЗОБРАЖЕННЫЙ НА РИСУНКЕ 1) протостель 2) сифоностель 3) атактостель 4) эустель 5) диктиостель  
8. НА РИСУНКЕ ИЗОБРАЖЕНО 1) стебель однодольного растения 2) стебель двудольного растения 3) стебель древесного растения 4) корневище двудольного растения 5) корневище однодольного растения
9. ПОКРОВНОЙ ТКАНЬЮ У ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ 1) перидерма 2) эпидерма 3) корка 4) ризодерма 5) веламен
10. ТИП ПРОВОДЯЩЕГО ПУЧКА 1) закрытый коллатеральный 2) открытый коллатеральный 3) амфивазальный 4) амфикрибральный 5) открытый биколлатеральный    
       
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...