Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тестовые задания для самоконтроля готовности к занятию

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области

«Московский государственный областной гуманитарный институт»

Фармацевтический факультет

Кафедра фармакологии и фармацевтических дисциплин

 

Методические указания для студентов по теме:

 

 

«Строение стеблей травянистых двудольных растений (надземного и стебля корневища)»

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения темы:

1. Способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1)

2. Способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48)

 

 

Методические указания для студентов по теме: «Строение стеблей травянистых двудольных растений (надземного и стебля корневища)»

 

По разделу 7 «Вегетативные органы растений»

 

Цель работы: Познакомиться с разнообразием анатомического строения надземных стеблей и корневищ травянистых растений класса двудольные.

Вопросы для подготовки к занятию

1. Строение стебля двудольного травянистого растения. Пучковый и непучковый тип строения.

2. Строение корневища двудольного растения. Пучковый и непучковый тип строения.

3. Функции стеблей и корневищ. Отличия их анатомического и морфологического строения.

Теоретическая часть

У большинства однодольных растений все ткани, слагающие стебли, первичные, у двудольных и голосеменных, наряду с первичными, развиваются и вторичные ткани – производные камбия и феллогена. В стеблях травянистых двудольных растений, а также в их корневищах четко выражены три части: эпидерма, первичная кора, которая внутри ограничена крахмалоносным влагалищем (эндодерма), и центральный осевой цилиндр, занимающий всю остальную часть стебля. Экзодерма первичной коры обычно сложена колленхимой и хлоренхимой. Мезодерма первичной коры состоит из клеток паренхимы, в которых могут быть крахмальные зерна или кристаллы щавелевокислого кальция (оксалата кальция), обычно друзы. В первичной коре могут развиваться воздухоносные полости и разные вместилища выделений, наличие которых и типы их строения нередко имеют важное диагностическое значение. Центральный цилиндр, или стела, состоит из перицикла, проводящей системы и сердцевины, которая нередко разрушается и на ее месте образуется воздухоносная полость.

Разнообразие типов строения стеблей и корневищ, прежде всего, обусловлено топографией проводящих тканей; особенностями вторичного утолщения, в котором участвуют пучковый и межпучковый камбий; присутствием идиобластов, развивающихся в разных участках стелы.

В стеблях и корневищах травянистых двудольных растений формируются открытые коллатеральные пучки, располагающиеся по кругу (эустела), а при непучковом строении – полый цилиндр проводящих тканей (сифоностела), в котором, как и в отдельных пучках, флоэма занимает наружное, а ксилема – внутреннее положение.

Практическая работа

Задание 1. Изучите пучковый тип строение стебля травянистого двудольного растения (тыква, кирказон, подсолнечник, клевер и др.)

1. Изготовьте временный препарат поперечного среза стебля, окрасьте его сернокислым анилином (лигнифицированные клеточные стенки окрасятся в желтый цвет) или воспользуйтесь готовым препаратом.

2. Рассмотрите препарат сначала при малом увеличении микроскопа (рис. 89, 90, 91). Зарисуйте схему его строения, отметив: покровную ткань – эпидерму, первичную кору, центральный цилиндр, открытые коллатеральные пучки (флоэму и ксилему), склеренхиму, паренхиму, сердцевинные лучи.

3. Рассмотрите срез при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте фрагмент стебля, на котором должны быть отмечены детальные особенности строения первичной коры, перициклической зоны и пучков, расположенных по кругу (эустела). Обозначьте все ткани стебля. Укажите на рисунке месторасположение одревесневших элементов.

4. Окрасьте препарат реактивом Люголя, запишите в тетради какие окрасились ткани и их локализацию.

Задание 2. Изучите непучковый тип строение стебля травянистого двудольного растения (лен, паслен, мыльнянка и др.)

1. Изготовьте препарат поперечного среза стебляржи, окрасьте его сернокислым анилином (лигнифицированные клеточные стенки окрасятся в желтый цвет) или воспользуйтесь готовым препаратом.

2. Рассмотрите препарат сначала при малом увеличении микроскопа (рис. 92). Зарисуйте схему его строения, отметив: покровную ткань (эпидерма), проводящие ткани (флоэма и ксилема), выделяя слой лубяных волокон, сердцевину и ее полость.

3. Рассмотрите срез при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте фрагмент стебля, на котором должны быть отмечены детальные особенности строения. Обозначьте все ткани стебля.

4. Окрасьте препарат льна реактивом хлор-цинк-йод. Запишите в тетради окраску лубяных волокон, значение льна для медицины и ткацкой промышленности.

Задание 3. Изучите пучковый тип строения корневища двудольного растения (змеевик, бадан).

1. Изготовьте поперечный срез корневища, поместите его на предметное стекло в хлоралгидрат и нагрейте над плиткой до появления пузырьков (можно положить на горячую батарею на 20-30 минут), затем накройте его покровным стеклом и поместите на предметный столик микроскопа. Можно воспользоваться готовым препаратом.

2. Рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа (рис. 93). Зарисуйте схему его строения, отметив: покровную ткань, первичную кору, центральный цилиндр. Отметьте месторасположение эндодермы, тип строения пучков и их локализацию.

3. Рассмотрите срез при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте фрагмент стебля, на котором должны быть отмечены детальные особенности строения. Обозначьте все ткани стебля.

4. Окрасьте один из срезов сернокислым анилином и отметьте местонахождение и количество одревесневших элементов. Запишите в тетрадь вывод о количестве механических тканей в корневищах двудольных растений.

Задание 4. Изучите непучковый тип строения корневища двудольного растения (синюха, мыльнянка).

План исследования смотрите в задании № 3 (рис. 94).

Задание 5. Запишите в тетрадь основные отличительные признаки анатомического строения стеблей от корневищ травянистых двудольных растений.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Формирование вторичная структуры стебля.

2. Типы стели, которые можно встретить у двудольных травянистых растений.

3. Проводящие пучки, характерные для стеблей двудольных растений.

4. Элементы, которыми представлена вторичная флоэма и ксилема стеблей растений класса двудольные.

5. Гистологическое строение первичной коры стеблей растений класса двудольные.

6. Отличие строения стеблей и корневищ двудольных травянистых растений.

7. Отличие строения стеблей однодольных и двудольных травянистых растений.

 

Тестовые задания

Тестовые задания для самоконтроля готовности к занятию

Выберите один правильный ответ:

1. Вторичная ксилема образуется из … 1) прокамбия 2) перицикла 3) основной меристемы 4) камбия 5) феллогена
2. Стебель растет в толщину за счет … 1) апикальной меристемы 2) латеральной меристемы 3) интеркалярной меристемы 4) раневой меристемы 5) травматической меристемы
3. на рисунке изображена ткань 1) склеренхима 2) уголковая колленхима 3) пластинчатая колленхима 4) рыхлая колленхима 5) флоэма  
4. тип органа на схеме. 1) стебель однодольного 2) стебель двудольного 3) корневище однодольного 4) корневище двудольного 5) корень однодольного
5. на рисунке изображена 1) первичная ксилема 2) вторичная ксилема 3) первичная флоэма 4) вторичная флоэма 5) перидерма  
6. тип органа на схеме. 1) стебель однодольного 2) стебель двудольного 3) корневище однодольного 4) корневище двудольного 5) корень однодольного  
7. Клетки, откладываемые камбием к периферии, превращаются в … 1) первичную флоэму 2) вторичную флоэму 3) первичную ксилему 4) вторичную ксилему 5) перицикл  
8. проводящего пучка под номером 1 ИМЕЕТ тип 1) закрытый коллатеральный 2) открытый коллатеральный 3) амфивазальный 4) амфикрибральный 5) открытый биколлатеральный  
9. на рисунке знаком «?» отмеченА 1) эпидерма 2) перидерма 3) экзодерма 4) эндодерма 5) ризодерма  
10. признак, характерный для корневищ двудодольных 1) наличие радиального пучка 2) пучки закрытые коллатеральные 3) пучки амфивазальные 4) пучки располагаются кольцом 5) пучки разбросаны по всему органу  
         
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...