Тестовые задания для самоконтроля готовности к занятию
Министерство образования Московской области Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Московский государственный областной гуманитарный институт» Фармацевтический факультет Кафедра фармакологии и фармацевтических дисциплин
Методические указания для студентов по теме:
«Строение стеблей травянистых двудольных растений (надземного и стебля корневища)»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения темы: 1. Способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1) 2. Способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48)
Методические указания для студентов по теме: «Строение стеблей травянистых двудольных растений (надземного и стебля корневища)»
По разделу 7 «Вегетативные органы растений»
Цель работы: Познакомиться с разнообразием анатомического строения надземных стеблей и корневищ травянистых растений класса двудольные. Вопросы для подготовки к занятию 1. Строение стебля двудольного травянистого растения. Пучковый и непучковый тип строения. 2. Строение корневища двудольного растения. Пучковый и непучковый тип строения. 3. Функции стеблей и корневищ. Отличия их анатомического и морфологического строения.
Теоретическая часть У большинства однодольных растений все ткани, слагающие стебли, первичные, у двудольных и голосеменных, наряду с первичными, развиваются и вторичные ткани – производные камбия и феллогена. В стеблях травянистых двудольных растений, а также в их корневищах четко выражены три части: эпидерма, первичная кора, которая внутри ограничена крахмалоносным влагалищем (эндодерма), и центральный осевой цилиндр, занимающий всю остальную часть стебля. Экзодерма первичной коры обычно сложена колленхимой и хлоренхимой. Мезодерма первичной коры состоит из клеток паренхимы, в которых могут быть крахмальные зерна или кристаллы щавелевокислого кальция (оксалата кальция), обычно друзы. В первичной коре могут развиваться воздухоносные полости и разные вместилища выделений, наличие которых и типы их строения нередко имеют важное диагностическое значение. Центральный цилиндр, или стела, состоит из перицикла, проводящей системы и сердцевины, которая нередко разрушается и на ее месте образуется воздухоносная полость. Разнообразие типов строения стеблей и корневищ, прежде всего, обусловлено топографией проводящих тканей; особенностями вторичного утолщения, в котором участвуют пучковый и межпучковый камбий; присутствием идиобластов, развивающихся в разных участках стелы. В стеблях и корневищах травянистых двудольных растений формируются открытые коллатеральные пучки, располагающиеся по кругу (эустела), а при непучковом строении – полый цилиндр проводящих тканей (сифоностела), в котором, как и в отдельных пучках, флоэма занимает наружное, а ксилема – внутреннее положение. Практическая работа Задание 1. Изучите пучковый тип строение стебля травянистого двудольного растения (тыква, кирказон, подсолнечник, клевер и др.) 1. Изготовьте временный препарат поперечного среза стебля, окрасьте его сернокислым анилином (лигнифицированные клеточные стенки окрасятся в желтый цвет) или воспользуйтесь готовым препаратом.
2. Рассмотрите препарат сначала при малом увеличении микроскопа (рис. 89, 90, 91). Зарисуйте схему его строения, отметив: покровную ткань – эпидерму, первичную кору, центральный цилиндр, открытые коллатеральные пучки (флоэму и ксилему), склеренхиму, паренхиму, сердцевинные лучи. 3. Рассмотрите срез при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте фрагмент стебля, на котором должны быть отмечены детальные особенности строения первичной коры, перициклической зоны и пучков, расположенных по кругу (эустела). Обозначьте все ткани стебля. Укажите на рисунке месторасположение одревесневших элементов. 4. Окрасьте препарат реактивом Люголя, запишите в тетради какие окрасились ткани и их локализацию. Задание 2. Изучите непучковый тип строение стебля травянистого двудольного растения (лен, паслен, мыльнянка и др.) 1. Изготовьте препарат поперечного среза стебляржи, окрасьте его сернокислым анилином (лигнифицированные клеточные стенки окрасятся в желтый цвет) или воспользуйтесь готовым препаратом. 2. Рассмотрите препарат сначала при малом увеличении микроскопа (рис. 92). Зарисуйте схему его строения, отметив: покровную ткань (эпидерма), проводящие ткани (флоэма и ксилема), выделяя слой лубяных волокон, сердцевину и ее полость. 3. Рассмотрите срез при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте фрагмент стебля, на котором должны быть отмечены детальные особенности строения. Обозначьте все ткани стебля. 4. Окрасьте препарат льна реактивом хлор-цинк-йод. Запишите в тетради окраску лубяных волокон, значение льна для медицины и ткацкой промышленности. Задание 3. Изучите пучковый тип строения корневища двудольного растения (змеевик, бадан). 1. Изготовьте поперечный срез корневища, поместите его на предметное стекло в хлоралгидрат и нагрейте над плиткой до появления пузырьков (можно положить на горячую батарею на 20-30 минут), затем накройте его покровным стеклом и поместите на предметный столик микроскопа. Можно воспользоваться готовым препаратом. 2. Рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа (рис. 93). Зарисуйте схему его строения, отметив: покровную ткань, первичную кору, центральный цилиндр. Отметьте месторасположение эндодермы, тип строения пучков и их локализацию.
3. Рассмотрите срез при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте фрагмент стебля, на котором должны быть отмечены детальные особенности строения. Обозначьте все ткани стебля. 4. Окрасьте один из срезов сернокислым анилином и отметьте местонахождение и количество одревесневших элементов. Запишите в тетрадь вывод о количестве механических тканей в корневищах двудольных растений. Задание 4. Изучите непучковый тип строения корневища двудольного растения (синюха, мыльнянка). План исследования смотрите в задании № 3 (рис. 94). Задание 5. Запишите в тетрадь основные отличительные признаки анатомического строения стеблей от корневищ травянистых двудольных растений.
Вопросы для самоконтроля 1. Формирование вторичная структуры стебля. 2. Типы стели, которые можно встретить у двудольных травянистых растений. 3. Проводящие пучки, характерные для стеблей двудольных растений. 4. Элементы, которыми представлена вторичная флоэма и ксилема стеблей растений класса двудольные. 5. Гистологическое строение первичной коры стеблей растений класса двудольные. 6. Отличие строения стеблей и корневищ двудольных травянистых растений. 7. Отличие строения стеблей однодольных и двудольных травянистых растений.
Тестовые задания Тестовые задания для самоконтроля готовности к занятию Выберите один правильный ответ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|