Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуационная задача (образец)

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области

«Московский государственный областной гуманитарный институт»

Фармацевтический факультет

Кафедра фармакологии и фармацевтических дисциплин

 

Методические указания для студентов по теме:

 

 

«Строение стеблей древесных двудольных и хвойных растений»

 

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения темы:

1. Способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1)

2. Способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48)

 

Методические указания для студентов по теме: «Строение стеблей древесных двудольных и хвойных растений»

 

По разделу 7 «Вегетативные органы растений»

Цель работы: Познакомиться с анатомическим строением многолетних стеблей голосеменных и покрытосеменных древесных растений.

Вопросы для подготовки к занятию

1. Анатомическое строение стебля многолетнего древесного растения из класса двудольных, отдела покрытосеменных.

2. Анатомическое строение стебля многолетнего древесного хвойного растения.

3. Характеристика поперечных и продольных срезов стеблей древесных растений, их значение для диагностики ЛРС.

Теоретическая часть

Специфика строения стеблей древесных растений обусловлена многолетней активной деятельностью апикальных и латеральных меристем. Все, что находится кнаружи от камбия, называется корой, внутрь от камбия находится древесина. Поэтому в стебле древесных растений выделяются следующие комплексы: кора, древесина, сердцевина. Кора – сложный комплекс. Она включает покровные ткани (эпидерма, перидерма или корка), первичную и вторичную кору. В центре стебля находится сердцевина. К периферии от нее концентрическими слоями располагаются годичные кольца древесины (ксилемы), которые составляют основной массив стебля.

Практическая работа

Задание 1. Рассмотрите распилы многолетних стволов. Рассмотрите распилы многолетних стволов хвойных и лиственных древесных растений (рис. 95). Схематично зарисуйте один из них и сделайте обозначения. Должны быть отмечены: корка, кора, камбий, древесина, сердцевина. Запишите в тетради такие понятия как заболонь, ядровая древесина (ядро) и годичное кольцо, отметьте их на схеме.

Задание 2. Изучите строение стебля хвойного растения (сосна, ель, пихта).

1. Изготовьте препарат поперечного среза стеблясосны (ели, пихты), окрасьте его сернокислым анилином (в желтый цвет окрасятся лигнифицированные клеточные стенки клеток).

2. Рассмотрите препарат сначала при малом увеличении микроскопа. Обратите внимание на непучковое строение стебля (рис. 96, 97). Зарисуйте схему его строения, соблюдая масштаб, и отметьте: перидерму, коровую часть стебля, камбий, ксилему с годичными кольцами, сердцевину, многочисленные смоляные ходы во всех частях органа.

3. Рассмотрите срез при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте фрагмент стебля, на котором должны быть отмечены детальные особенности строения. Обозначьте все ткани стебля. Обратите внимание на однородность древесины, состоящей из трахеид (сосуды и либриформ отсутствуют). Отметьте различия по величине трахеид, которые закономерно повторяются в каждом кольце. Укажите на рисунке тонкостенные трахеиды с большой полостью, расположенные в светлой части кольца и толстостенные трахеиды с малой полостью, расположенные в темной части кольца. Запишите их функции. Отметьте на рисунке первичные и вторичные сердцевинные лучи, запишите их функцию и отличия. Отметьте месторасположение флоэмы, запишите ее состав. Обратите внимание на многочисленные смоляные ходы (схизогенные вместилища), зарисуйте их строение.

Задание 3. Изучите строение древесины хвойного растения (рис. 66, 67, 68).

1. Рассмотрите готовый препарат поперечного среза древесины сосны (ели, лиственницы). Зарисуйте годичное кольцо прироста, отметьте на рисунке широкопросветные трахеиды, слагающее весеннюю древесину и толстостенные, узкопросветные трахеиды, составляющие осеннюю древесину, древесинные лучи и смоляные каналы.

2. Рассмотрите готовый препарат радиального среза древесины сосны (ели, лиственницы). Зарисуйте длинные, вытянутые в продольном направле нии прозенхимные клетки со слегка закругленными окончаниями – трахеиды. Отметьте на рисунке трахеиды ранней древесины, трахеид поздней ревесины, лучевые трахеиды, окаймленные поры, лучевую паренхиму.

3. Рассмотрите готовый препарат тангентального среза древесины сосны (ели, лиственницы). Зарисуйте строение древесины на тангентальном срезе, отмечая трахеиды с цепочками окаймленных пор на радиальных стенках, простые однорядные и сложные многорядные лучи со смоляными каналами.

Задание 4. Изучите строение стебля древесного покрытосеменного растения (липа, калина, крушина, дуб).

1. Приготовьте препарат поперечного среза стебля. Окрасьте его сернокислым анилином (в желтый цвет окрасятся лигнифицированные клеточные стенки клеток), либо воспользоваться готовым препаратом.

2. Рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа (рис. 98, 99, 100, 101). Зарисуйте схему его строения, соблюдая масштаб, и отметьте: сердцевину, древесину с годичными кольцами, камбий, вторичную кору (флоэма, паренхима серцевинных лучей и перициклическая зона), первичную кору и покровную ткань.

3. Рассмотрите срез при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте фрагмент стебля, на котором должны быть отмечены детальные особенности строения. Обозначьте все ткани стебля. Укажите типы тканей, которые входят в состав первичной коры (пластинчатая колленхима, паренхима, эндодерма), вторичной коры (перицикл, камбий, флоэма). Отметьте разделение луба на твердый и мягкий, запишите какими клетками представлен каждый из них. Отметьте на рисунке весеннюю и осеннюю часть годичных колец.

Задание 5. Изучите строение стебля древесного покрытосеменного растения (липа, калина, крушина, дуб) в продольном разрезе.

Изготовьте продольный препарат калины (крушины, дуба, окрасьте его сернокислым анилином. Можно воспользоваться готовым препаратом продольного среза липы. Рассмотрите его на малом и большом увеличениях (рис. 102, 103). Зарисуйте, отметив последовательно расположенные ткани.

Задание 6. Составьте таблицу признаков для стеблей хвойных и древесных покрытосеменных (двудольных) растений.

Части стебля Хвойное растение Покрытосеменное растение
I. Покровная ткань    
II. Первичная кора    
III. Центральный цилиндр:    
Перицикл    
Флоэма    
Камбий    
Ксилема    
Сердцевина    

 

Сделайте вывод о том, какие анатомические признаки позволят вам отличить эти органы растения.

Вопросы для самоконтроля

1. Принципиальные отличия стебля древесного и травянистого растения.

2. Гистологические признаки, по которым можно отличить стебель голосеменного растения от стебля древесного покрытосеменного.

3. Тип строения стеблей древесных растений.

4. Строение первичной коры в стебле хвойного и древесного покрытосеменного растения из класса двудольных.

5. Строение вторичной коры.

6. Годичное кольцо, его происхождение.

7. Особенности анатомической структуры стебля сосны.

Тестовые задания

Выберите один правильный ответ:

1. ткань, КОТОРАЯ обычно формируются из камбия в стебле 1) эпидерма 2) ксилема 3) колленхима 4) перицикл 5) перидерма
2. на рисунке изображено 1) схизогенное вместилище 2) лизигенное вместилище 3) клетки идиобласты 4) сосуд ксилемы 5) флоэма
3. под номером 2 на рисунке изображено 1) трахеида 2) членик сосуда 3) лубяное волокно 4) ситовидная клетка 5) клетка спутница
4. на рисунке изображено 1) членик сосуда 2) трахеида 3) ситовидная клетка 4) древесинное волокно 5) склереида
5. тип трахеального элемента 1) кольчатый 2) спиральный 3) сетчатый 4) лестничный 5) точечно-поровый
6. Проводящими элементами флоэмы голосеменных растений являются 1) трахеиды 2) ситовидные клетки 3) сосуды 4) смоляные ходы 5) членики ситовидных трубок
7. на рисунке изображено 1) устьице 2) чечевичка 3) железистый волосок 4) гидатода 5) нектарник  
8. нА РИСУНКЕ ИЗОБРАЖЕНО 1) схизогенное вместилище 2) лизигенное вместилище 3) тилы 4) железистый волосок 5) гидатода  
9. на рисунке изображенА покровная ткань 1) феллоген 2) эндодерма 3) эпидерма 4) перидерма 5) корка  
 
10. тип органа на схеме. 1) стебель однодольного растения 2) стебель двудольного растения 3) стебель древесного двудольного растений 4) стебель голосеменного растений 5) корневище двудольного растения  
           

Ситуационная задача (образец)

На поперечном срезе объекта, при увеличении микроскопа 15×8, видно, что в центре находится сердцевина. Покровная ткань перидерма. Проводящие ткани расположены кольцом. Ксилема представлена тонкостенными и толстостенными трахеидами, формирующими годичные кольца. В общей массе трахеид обнаруживаются радиальные полоски – сердцевинные лучи из удлиненных паренхимных клеток, расположенных в один ряд. Кора представлена паренхимой, первичной и вторичной флоэмой и перициклической зоной. Границей между древесиной и вторичной флоэмой является камбий. В древесине и в первичной коре присутствуют смоляные ходы. Нарисуйте схему органа, обозначая все структуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...