Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ii критерии оценивания эссе




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ

Итоговая аттестация выпускников школ

Астана, 2017

ВВЕДЕНИЕ

В рамках интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство, развития конкурентоспособности отечественного образования необходимо обновление содержания образования, ориентированного на переход от концепции «образование на всю жизнь» к пониманию необходимости «обучения в течение всей жизни». Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы определено, что «в целях совершенствования действующего формата ЕНТ будут предусмотрены разделение процедуры ЕНТ на итоговую аттестацию в школе и вступительные экзамены в вуз...».

Итоговая аттестация выпускников – процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования. В рамках обновления содержания образования меняется и формат итоговой аттестации.

Согласно приказу Министра образования и науки РК от 16 ноября 2016 года № 660 «О внесении изменения в приказ Министра образования и науки РК от 18.03.2008 № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» итоговая аттестация выпускников школ будет проводиться по 5 предметам в следующих формах:

– письменный экзамен по родному языку и литературе (язык обучения) в форме эссе;

– письменный экзамен по алгебре и началам анализа;

– устный экзамен по истории Казахстана;

– тестирование по казахскому языку в школах с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения; русскому языку в школах с казахским языком обучения;

– предмет по выбору – тестирование.

Разнообразие форм контроля по конкретным предметам выбрано с учетом их специфики. Проведение итоговых экзаменов позволит проверить умения и навыки выпускников, указанные в государственном общеобязательном стандарте образования и сформированные в рамках школьных предметов в течение всех учебных лет.

Цель данного пособия – дать методические рекомендации по написанию эссе и представить критерии оценивания письменного экзамена по русскому языку и литературе. В пособии также указана специфика эссе и его отличие от сочинения, приведены примеры эссе с анализом.

I ЭССЕ. СТРУКТУРА ЭССЕ

Жанр эссе находится в постоянном развитии и становится особенно востребованным в настоящее время, когда обществу требуется конкурентоспособная личность.

Эссе – это прозаическое сочинение, имеющее композиционную цельность и логическую последовательность. Эссе должно выражать личное мнение по данной проблеме, дополненное примерами из художественных текстов, средств массовой информации и личного жизненного опыта.

Целью написания эссе является развитие умения учащихся творчески осмысливать выбранную тему, выражать свое мнение и суждение по поставленной проблеме, аргументируя свою позицию.

Задачи:

1. Уметь последовательно и логически верно передавать собственное суждение.

2. Уметь аргументировать, приводя примеры соответствующей теме.

3. Показать навыки ассоциативного и критического мышления.

4. Показать грамотное орфографическое, пунктуационное, стилистическое написание текста.

5. Показать разнообразие словарного запаса.

Отличительные признаки эссе:

- прозаическое произведение;

- небольшой объем;

- субъективные впечатления и размышления автора;

- композиционная цельность;

- образность и цитирование.

В отличие от сочинения эссе трактует одну частную тему и передает «индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, о том или ином событии или явлении». Эссе свойственно преобладание впечатлений, а не фактов, непринужденность, эмоциональность изложения, смешение речевых, стилистических пластов. Оно ориентируется на разговорную речь, которая обеспечивает легкость, доверительность обращения к читателю (таблица 1).

 

 

Таблица 1 – Отличие эссе от сочинения

  Эссе Сочинение
Определение разновидность очеркового жанра или вид творческой работы, представленной в форме аргументированного рассуждения и отражающей субъективную авторскую позицию по отношению к общественно значимой проблеме социального, морально-этического, научного, культурно-исторического плана творческая работа по заданной теме, которая может быть выполнена как описание, повествование, рассуждение или анализ художественного текста, литературных образов, эстетических концепций
Цель побудить читателей к размышлению, вызвать у них эмоциональный отклик на прочитанное благодаря убедительности и яркости изложения развить навыки устной и письменной речи, связанные с умением формулировать собственные суждения по проблемным вопросам, анализировать отдельные явления, факты или фрагменты текста, излагать мысли в логической последовательности, производить обобщения и делать выводы
Способ раскрытия темы субъективная авторская позиция объективный анализ
Композиция свободная структурированная

 

Существует несколько видов эссе.

По содержанию: философские, литературно-критические, исторические, художественные, публицистические.

Обязательные компоненты эссе:

· осмысление предложенной темы

· выделение проблемы

· формулирование идеи эссе в виде тезиса (тезисов)

· аргументация авторской позиции

· авторская оценка темы и выбранной проблемы

Свободная форма эссе позволяет располагать обязательные компоненты в произвольном порядке.

Ø Осмысление темы

Ученик, опираясь на личный опыт, собственное видение, объясняет свое понимание темы, используя в качестве доказательства примеры из художественных произведений.

Ø Выделение проблемы

Тема текста позволяет выделить ту или иную проблему, подлежащую обсуждению. При этом необязательно, чтобы ученик принял позицию, обозначенную в теме.

Ø Формулирование идеи эссе

Рекомендуется идею эссе представить в виде тезиса (тезисов). Тезисом может быть авторская мысль, цитата, фразеологизм, пословица, поговорка, риторическое восклицание.

Ø Аргументация

Тезис (тезисы) требует аргументации. Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых, на литературные произведения и др. Фактический материал может быть отправной точкой в размышлениях автора. В эссе используется не менее двух аргументов из любых вышеперечисленных источников.

Аргументы должны быть вескими и убедительными.

Ø Авторская оценка темы и выбранной проблемы

Для эссе характерно кольцевое обрамление, поэтому важно в конце работы вернуться к заявленному тезису (тезисам), чтобы дать оценку проблеме.

Примечание: оригинальным считается то эссе, в котором автор сумел заинтересовать читателя свободной организацией композиции, неожиданным сцеплением фактов, ассоциаций, афористичностью языка, новизной выводов.

Рекомендации для учащихся по работе над эссе:

Для написания интересного эссе необходимо помнить, что оно предполагает понимание цели написания, ярко выраженную авторскую позицию по предложенной теме, искренность, эмоциональность, умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка, приводить широкий спектр аргументированных доводов и суждений, показывая высокий интеллектуальный уровень знаний.

Несмотря на свободную форму организации композиции, структура эссе предполагает такие части, как введение, основная часть и заключение.

Вводная часть

· В вводной части автору достаточно включить 1-2 абзаца, состоящих из 2 и более предложений, которые позволят привлечь внимание читателя, подвести его к проблеме, которой посвящено эссе.

· Можно начать с цитаты или яркой фразы. Для привлечения внимания можно использовать риторические вопросы, сравнительную аллегорию, когда неожиданный факт или событие связывается с темой эссе.

Основная часть

· Основная часть состоит из тезиса (тезисов) и нескольких аргументов.

· Тезис необходимо оформить в виде короткой законченной мысли, которую хочет донести автор до читателя эссе.

· Рекомендуется включать слова и словосочетания, позволяющие дополнить высказывания необходимой информацией, характерные для данного типа текста.

Заключение

· В заключительной части автору необходимо сделать выводы и подвести итоги.

· Заключение и вступление должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении резюмируется мнение автора).

· В заключении можно использовать слова и словосочетания, позволяющие подвести итог и сделать резюме.

Успешность написания эссе зависит от четко составленного плана для организации своих мыслей (написание плана в окончательной редакции работы не требуется), установления связей между ними, от систематической практики и от умения интегрировать знания и навыки, полученные из различных предметных областей, а также знание художественных текстов.

Форма проведения эссе. На написание эссе по родному языку и литературе отводится 3 астрономических часа. На выбор будет предложено 10 тем эссе: 5 литературных тем, 5 свободных тем.

Рекомендуемое количество слов – 250-300 слов. Участникам экзамена разрешается пользоваться хрестоматиями, текстами произведений, орфографическими, толковыми словарями, энциклопедическими словарями крылатых слов и выражений.

II КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ

Эссе учащихся оценивается по критериям, представленным в Таблицах 2-6.

Таблица 2 ­­– Критерии оценивания содержания эссе

Критерии Дескрипторы Баллы
Глубина раскрытия темы и убедительность суждений 2 балла убедительное осмысление предложенной темы  
эссе не соответствует основной теме  
выделение проблемы  
неверно выделена проблема или проблема не обозначена  
Аргументация 3 балла наличие аргумента(-ов) из художественного произведения, соответствующего теме эссе  
отсутствие аргумента(-ов) из художественного произведения  
наличие аргумента(-ов) из других источников, подтверждающего позицию автора  
отсутствие аргумента(-ов) из других источников, подтверждающего позицию автора  
наличие индивидуальной позиции автора  
отсутствие индивидуальной позиции автора  
Композиционная цельность и логичность 3 балла наличие композиционной цельности, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается  
нарушена композиционная цельность  
наличие внутренней логики, умение идти от частного к общему, от общего к частному  
нарушена последовательность изложения мысли во всех частях работы, нет внутренней логики  
оригинальность (интересные сцепления, неожиданные повороты), новизна выводов  
не продемонстрирован индивидуальный и творческий подход  
Речевая культура 2 балла использование художественно-изобразительных средств и стилистических фигур  
однообразие грамматического строя речи, бедный словарь  
эмоциональность, живость речи  
низкое качество речи  
Максимальный балл  

Таблица ­– 3 Шкала перевода баллов в отметку

Баллы Отметка
9-10  
7-8  
4-6  
0-3  

Таблица 4 – Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи эссе

Критерии Дескрипторы Баллы
Орфография 3 балла орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка  
допущено 1-2 ошибки  
допущено 3-5 ошибок  
допущено более 5 ошибок  
Пунктуация 3 балла пунктуационных ошибок нет или допущена 1 ошибка  
допущено 2-3 ошибки  
допущено 4-5 ошибок  
допущено более 5 ошибок  
Соблюдение грамматических норм 2 балла грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка  
допущено 2-3 ошибки  
допущено более 4 ошибок  
Соблюдение речевых и стилистических норм 2 балла стилистических и речевых ошибок нет или допущена 1 ошибка  
допущено 2 - 3 ошибки  
допущено более 3 ошибок  
  Максимальный балл  

Таблица 5 – Шкала перевода баллов в отметку

Баллы Оценка
9-10  
7-8  
4-6  
0-3  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...