Ii критерии оценивания эссе
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ Итоговая аттестация выпускников школ Астана, 2017 ВВЕДЕНИЕ В рамках интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство, развития конкурентоспособности отечественного образования необходимо обновление содержания образования, ориентированного на переход от концепции «образование на всю жизнь» к пониманию необходимости «обучения в течение всей жизни». Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы определено, что «в целях совершенствования действующего формата ЕНТ будут предусмотрены разделение процедуры ЕНТ на итоговую аттестацию в школе и вступительные экзамены в вуз...». Итоговая аттестация выпускников – процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования. В рамках обновления содержания образования меняется и формат итоговой аттестации. Согласно приказу Министра образования и науки РК от 16 ноября 2016 года № 660 «О внесении изменения в приказ Министра образования и науки РК от 18.03.2008 № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» итоговая аттестация выпускников школ будет проводиться по 5 предметам в следующих формах: – письменный экзамен по родному языку и литературе (язык обучения) в форме эссе; – письменный экзамен по алгебре и началам анализа;
– устный экзамен по истории Казахстана; – тестирование по казахскому языку в школах с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения; русскому языку в школах с казахским языком обучения; – предмет по выбору – тестирование. Разнообразие форм контроля по конкретным предметам выбрано с учетом их специфики. Проведение итоговых экзаменов позволит проверить умения и навыки выпускников, указанные в государственном общеобязательном стандарте образования и сформированные в рамках школьных предметов в течение всех учебных лет. Цель данного пособия – дать методические рекомендации по написанию эссе и представить критерии оценивания письменного экзамена по русскому языку и литературе. В пособии также указана специфика эссе и его отличие от сочинения, приведены примеры эссе с анализом. I ЭССЕ. СТРУКТУРА ЭССЕ Жанр эссе находится в постоянном развитии и становится особенно востребованным в настоящее время, когда обществу требуется конкурентоспособная личность. Эссе – это прозаическое сочинение, имеющее композиционную цельность и логическую последовательность. Эссе должно выражать личное мнение по данной проблеме, дополненное примерами из художественных текстов, средств массовой информации и личного жизненного опыта. Целью написания эссе является развитие умения учащихся творчески осмысливать выбранную тему, выражать свое мнение и суждение по поставленной проблеме, аргументируя свою позицию. Задачи: 1. Уметь последовательно и логически верно передавать собственное суждение. 2. Уметь аргументировать, приводя примеры соответствующей теме. 3. Показать навыки ассоциативного и критического мышления. 4. Показать грамотное орфографическое, пунктуационное, стилистическое написание текста. 5. Показать разнообразие словарного запаса. Отличительные признаки эссе: - прозаическое произведение;
- небольшой объем; - субъективные впечатления и размышления автора; - композиционная цельность; - образность и цитирование. В отличие от сочинения эссе трактует одну частную тему и передает «индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, о том или ином событии или явлении». Эссе свойственно преобладание впечатлений, а не фактов, непринужденность, эмоциональность изложения, смешение речевых, стилистических пластов. Оно ориентируется на разговорную речь, которая обеспечивает легкость, доверительность обращения к читателю (таблица 1).
Таблица 1 – Отличие эссе от сочинения
Существует несколько видов эссе. По содержанию: философские, литературно-критические, исторические, художественные, публицистические. Обязательные компоненты эссе: · осмысление предложенной темы · выделение проблемы · формулирование идеи эссе в виде тезиса (тезисов) · аргументация авторской позиции · авторская оценка темы и выбранной проблемы Свободная форма эссе позволяет располагать обязательные компоненты в произвольном порядке. Ø Осмысление темы
Ученик, опираясь на личный опыт, собственное видение, объясняет свое понимание темы, используя в качестве доказательства примеры из художественных произведений. Ø Выделение проблемы Тема текста позволяет выделить ту или иную проблему, подлежащую обсуждению. При этом необязательно, чтобы ученик принял позицию, обозначенную в теме. Ø Формулирование идеи эссе Рекомендуется идею эссе представить в виде тезиса (тезисов). Тезисом может быть авторская мысль, цитата, фразеологизм, пословица, поговорка, риторическое восклицание. Ø Аргументация Тезис (тезисы) требует аргументации. Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых, на литературные произведения и др. Фактический материал может быть отправной точкой в размышлениях автора. В эссе используется не менее двух аргументов из любых вышеперечисленных источников. Аргументы должны быть вескими и убедительными. Ø Авторская оценка темы и выбранной проблемы Для эссе характерно кольцевое обрамление, поэтому важно в конце работы вернуться к заявленному тезису (тезисам), чтобы дать оценку проблеме. Примечание: оригинальным считается то эссе, в котором автор сумел заинтересовать читателя свободной организацией композиции, неожиданным сцеплением фактов, ассоциаций, афористичностью языка, новизной выводов. Рекомендации для учащихся по работе над эссе: Для написания интересного эссе необходимо помнить, что оно предполагает понимание цели написания, ярко выраженную авторскую позицию по предложенной теме, искренность, эмоциональность, умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка, приводить широкий спектр аргументированных доводов и суждений, показывая высокий интеллектуальный уровень знаний. Несмотря на свободную форму организации композиции, структура эссе предполагает такие части, как введение, основная часть и заключение. Вводная часть · В вводной части автору достаточно включить 1-2 абзаца, состоящих из 2 и более предложений, которые позволят привлечь внимание читателя, подвести его к проблеме, которой посвящено эссе.
· Можно начать с цитаты или яркой фразы. Для привлечения внимания можно использовать риторические вопросы, сравнительную аллегорию, когда неожиданный факт или событие связывается с темой эссе. Основная часть · Основная часть состоит из тезиса (тезисов) и нескольких аргументов. · Тезис необходимо оформить в виде короткой законченной мысли, которую хочет донести автор до читателя эссе. · Рекомендуется включать слова и словосочетания, позволяющие дополнить высказывания необходимой информацией, характерные для данного типа текста. Заключение · В заключительной части автору необходимо сделать выводы и подвести итоги. · Заключение и вступление должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении резюмируется мнение автора). · В заключении можно использовать слова и словосочетания, позволяющие подвести итог и сделать резюме. Успешность написания эссе зависит от четко составленного плана для организации своих мыслей (написание плана в окончательной редакции работы не требуется), установления связей между ними, от систематической практики и от умения интегрировать знания и навыки, полученные из различных предметных областей, а также знание художественных текстов. Форма проведения эссе. На написание эссе по родному языку и литературе отводится 3 астрономических часа. На выбор будет предложено 10 тем эссе: 5 литературных тем, 5 свободных тем. Рекомендуемое количество слов – 250-300 слов. Участникам экзамена разрешается пользоваться хрестоматиями, текстами произведений, орфографическими, толковыми словарями, энциклопедическими словарями крылатых слов и выражений. II КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ Эссе учащихся оценивается по критериям, представленным в Таблицах 2-6. Таблица 2 – Критерии оценивания содержания эссе
Таблица – 3 Шкала перевода баллов в отметку
Таблица 4 – Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи эссе
Таблица 5 – Шкала перевода баллов в отметку
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|