Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Извлечение образов из минимума информации




И наконец, изображение, содержащее крайний минимум информации (рис. 18.3), узор из белых и черных пятен, который, может быть, наилучшим образом иллюстрирует способность мозга воображать форму, завершенную во всех ее деталях, из скудных намеков, создаваемых светотенью. Если вы сразу не можете разглядеть изображение, попробуйте, держа книгу на расстоянии вытянутой руки, прищурить глаза и поводить головой вправо-влево (или перемещать книгу из стороны в сторону), непрерывно глядя на рисунок.

Изображение проявится быстро, и как только вы заметите его, вы вновь обнаружите, что мозг цепляется за «ответ» мертвой хваткой, не позволяя изображению вновь раствориться в бессмысленном наборе черных и белых квадратов и кругов. Кроме того, вы обнаружите, что накладываете подробности поверх минимального образа — иными словами, видите вещи, которых нет, но которые помогают «заполнить» и завершить картину. Например, вы можете увидеть, как эта молодая женщина улыбается, глядя прямо на вас; вы можете увидеть блестящие волосы, высокие скулы, сияющие глаза и т. д.

Перевернутые тени

Далее рассмотрим перевернутую картинку на рис. 18.4. Вы заметите, что расшифровать изображение довольно трудно, хотя смутно узнается человек с откинутой назад головой. Обратите особое внимание на странной формы черные пятна на нижнем краю рисунка; в перевернутом виде они выглядят совершенно бессмысленными.

Теперь переверните книгу и рассмотрите рисунок в нормальном положении. Те самые черные пятна внезапно приобретают форму, словно бы исчезая и сменяясь объемным изображением. Вы видите, в буквальном смысле, край носа? Там ничего нет — никакого края. Его достраивает ваш мозг, накладывая воображаемый край на белизну бумаги.

Рис. 18.3

Рис. 18.4


Тени, озаряющие путь

Переверните книгу еще раз, чтобы снова увидеть вроде бы бессмысленные черные формы. И опять рассмотрите картинку в нормальном положении, чтобы еще раз понаблюдать; в процессе воображения бессмысленные пятна приобретают сплошную объемную форму.

Это вполне свето-логично!

Рисунок Огастаса Джона, изображающий ирландского писателя Джеймса Джойса (рис. 18.7), проиллюстрирует момент, который представляется достаточно очевидным, но о котором все же следует сказать: когда свет падает на неровную поверхность, какой является поверхность лица, формы участков света и тени определяются конкретной формой поверхности (лица). На другом лице, освещенном точно тем же источником, под тем же углом, формы светотени будут другими (см. рис. 18.5).

Из этого утверждения логически следует, что верно и обратное: из определенных форм светотени возникает строго определенное лицо. Измените эти формы, и лицо станет другим. Вспомните скрытые изображения слов FLY и WIN, и вы увидите связь с данным выше утверждением: если бы слова были другими, иными были бы и белые, и черные формы.

Прежде чем вы скажете, что это совершенно очевидно, поспешу добавить, что самой удивительной (но и самой требовательной) вещью в видении и рисовании светотени является то, что каждая форма уникальна. Никаких обобщений; нет двух одинаковых форм. Когда Огас-тас Джон рисовал портрет Джойса, например, он должен был воспринимать тень, отбрасываемую на лицо Джойса его очками, как уникальный пример. На строго конкретную форму тени оказывают воздействие и конкретная форма очков, и конкретная форма лица Джойса, и конкретное освещение. Если бы это был другой человек, или другие очки, или другое освещение, тень, отбрасываемая очками, была бы другой. Более того, если бы сам Джойс позировал в несколько ином положении, например, повернувшись к художнику на четверть оборота, светотень была бы совершенно иной, хотя это было бы то же самое лицо — и каждую форму пришлось бы воспринимать заново, такой, какой она была бы на самом деле, иначе художник не добился бы и малейшего сходства.

Эта информация не обрадует ваш Л-режим. Как мы уже видели раньше, такое видение прямо противоречит потребности Л-режима отыскать общее правило и руководствоваться им. Кроме того, формы света и тени, возникающие, например, на человеческом лице, никак не связаны со старыми символическими формами, которые развились в детстве и привязаны к словам и категориям (глаза, нос, рот, уши и так далее). Однако возникает па-

Рис. 18.5. Световая логика. Свет падает на предметы и (логически) создает блики, отраженный свет и отброшенные тени, которые являются такими, какие они есть, благодаря форме предмета, на который падает свет

Рис. 18.6


Художник внутри вас

радокс (для успокоения Л-режима): если формы светотени на лице нарисованы точно так, как вы их видите, — то есть обеспечивают ровно столько намеков на черты лица, сколько нужно, и не более, — воображение само проецирует все черты лица на формы теней, получая глаза, нос, рот, уши и все остальное! Например, если вы смотрите на левый глаз Джойса, разве вы не видите сами глаз, радужку, веки, выражение? Теперь переверните книг}' и взгляните на левый глаз. Вы увидите, что там ничего нет — ни глаза, ни радужки, ни век, ни выражения. Есть лишь пятно тени. Верните книгу в обычное положение. Теперь вы видите, что это вы сами наложили все перечисленные детали на рисунок, пользуясь своим воображением? Важно отметить, что ваше воображение всегда получает правильное изображение. Художнику нет нужды рисовать все детали; достаточно пары намеков — и Огастас Джон дал нам именно это, не больше.

Рисование по логике светотени

Чтобы проверить это, вы можете сами нарисовать портрет. Фотография вполне заменит живую модель, но если вы уговорите кого-нибудь позировать вам, тем лучше.

Рис. 18.7.

Огастас Джои (1878-1961). *Портрет Джеймса Джойса*, фрагмент. Национальная галерея Ирландии

Рис. 18.8.

Эдвард Штейхен

«Автопортрет». Фотография. С разрешения

Чикагского института изобразительного искусства


Тени, озаряющие путь

Если вы не найдете такого человека, можете воспользоваться фотопортретом американского фотографа Эдварда Штейхена (рис. 18.8). Вообразите, что он согласился позировать вам. Вообразите также, что вы установили фонарь таким образом, чтобы он светил сверху, освещая лишь некоторые участки: лоб, нос, белый шарф, руку, кисть и палитру. Позади фигуры мягко светит отраженный свет, но сама фигура остается большей частью в тени. Представленные ниже инструкции относятся к фотографии Штейхена, но те же общие указания применимы и в том случае, если вы выберете другую модель.

Прочтите, пожалуйста, все указания, прежде чем начнете рисовать.

1. Нарисуйте линии формата, соблюдая примерно то же соотношение ширины и длины, что и на рис. 18.9.

2. Положите бумагу на стол и с помощью точилки или ножа соскоблите немного графита с карандаша, наугад рассыпая его по листу. Рассыпав достаточное количество графитного порошка, круговыми движениями вотрите его в бумагу, используя салфетку. При необходимости добавляйте графитный порошок, пока не получите равномерную поверхность достаточно темного серого тона, как на рис. 18.10.

3. Теперь рассмотрите фотографию Штейхена. Обратите внимание на формы освещенных участков. При необходимости переверните книгу, чтобы видеть формы более четко. Пока книга перевернута, обратите внимание на то, что на темных участках почти ничего не видно — нет никаких ясно очерченных форм. Но когда вы вернете книгу в нормальное положение, черты лица проявляются как по волшебству, со всей тонкостью выражения лица, которое так интригует и мистифицирует зрителя.

Вашей задачей будет повторить это волшебство, снабжая зрителя минимумом информации, так чтобы он (и вы сами!) мог увидеть воображаемые черты, рисовать которые вам нет необходимости. Более того, вы вообще не будете пользоваться карандашом. Вашим инструментом с самого начала будет резинка. Сгодится любая резинка, какая у вас есть, в том числе резинка на обратном конце карандаша.

4. Вы будете использовать все четыре компонентных навыка рисования: края, негативные пространства, соотношения и пропорции и теперь еще светотень.

Снова посмотрите на светлые участки фотографии и отметьте, где они располагаются относительно краев формата. (Можете положить на фотографию пластиковую сетку, которой вы пользовались в главе 17 и которая поможет вам разместить формы и правильно размерить их в формате, а можете действовать «на глаз». Помните, что

Рис. 18.9. Определите пропорции формата для вашего рисунка. Отношение ширины и длины фотографии Штейхена на рис. 18.8 составляет примерно 1:1'/4

Рис. 18.10. Подготовьте равномерно-серый графитовый фон


Художник внутри вас

На фотографии Штейхена зритель экстраполирует черты, скрытые тенью.

Я с удивлением обнаружила, что словарные определения слов часто содержат в себе подсказки в отношении происходящих в П-режиме процессов воображения. Нижеследующее определение тесно связано с тем, что происходит, когда вы заглядываете в тень:

«Экстраполировать — распространять известные данные или опыт на явление, не известное или не переживавшееся, с тем чтобы вывести предположительное знание о неизвестном явлении на основе предполагаемой непрерывности, соответствии или иного рода параллельности между ним и тем, что уже известно; приобретать знание о явлении, не известном или не переживавшемся».

*Словарь Уэбстера*, 1972

визирование соотношений и пропорций — необходимая составляющая любого рисунка.)

5. Следующий шаг очень важен. Думайте о светлых формах на фотографии как о буквах в изображениях слов FLY и WIN. Выполняя этот рисунок, вы будете вытирать резинкой формы «букв» и отставлять нетронутыми темные места, которые служат негативными пространствами (вспомните темные формы между буквами). Если вы аккуратно сотрете светлые формы фотографии, то в результате точно опишете конкретную объемную поверхность этого конкретного лица. Поэтому очень внимательно рассмотрите первую форму, например, светлый участок на лбу, а затем работайте резинкой, пока не получите нужную форму (рис. 18.11). Переходите к соседней светлой форме — на носу, например, — и вытирайте эту форму, добиваясь правильного расположения и правильных размеров относительно первой светлой формы (рис. 18.12). Потом идет светлая форма на верхней губе, затем на подбородке и так далее (рис. 18.13).

6. После каждого шага отклоняйтесь от рисунка, прищуривайтесь или двигайте головой вперед-назад, чтобы увидеть, не начинает ли проявляться изображение и не начинаете ли вы видеть вещи, которых на самом деле нет. Когда это происходит, используйте всплывающий образ для усиления, изменения или исправления своих световых форм. Вы обнаружите, что происходит постоянно переключение режимов: рисование, воображение, рисование, воображение, рисование, воображение. В этот момент вы будете действительно видеть по-другому, переживать гештальт, рисовать по-настоящему.

Это воистину чудесное переживание. Если вы рисуете человека, вы наверняка увидите, как он красив, когда ваши глаза и ум видят его в этом ином режиме. Если человек хорошо вам знаком, как вы будете изумлены тем, что никогда раньше по-настоящему не видели его, никогда не замечали, как прекрасны его глаза, какой у него чудесный нос, как красива линия подбородка! Даже если

Вытирая формы, которые вы можете видеть (светлые формы), вы обретаете возможность экстраполировать однотонные участки тени («заглянуть» в них).

Рис. 18.11

Рис. 18.12

Рис. 18.13


Тени, озаряющие путь

Рис. 18.14. Автопортрет студента Давида Кардоны

Рис. 18.15. Автопортрет студентки Кэрол Крофтс

Рис. 18.16. Автопортрет студента Эрни Антонелли

вы рисуете с фотографии, ощущение чуда ошеломит вас. Как прекрасен этот образ в окружении таинственной светотени! Как прекрасен этот человек!

7. Образ ожил! Когда вы вытерли все светлые формы, можете карандашом усилить некоторые темные участки. Не забудьте перевернуть фотографию, чтобы проверить, изображено ли на самом деле то, что вы думаете, что видите. Не добавляйте лишнюю информацию, иначе вы испортите всю «игру».

Теперь начинайте рисовать. Вам понадобится для работы не менее получаса, так что позаботьтесь, чтобы вам не помешали в течение этого времени.

На рис. 18.14—18.16 приведены примеры рисунков студентов, выполненных в соответствии с описанной выше процедурой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...