Введение в информационные системы
К новым научным концепциям относятся: 1. Концепция постиндустриального общества 2. Концепция информационного общества 3. Концепция новой экономики
Постиндустриальное общество В концепции постиндустриального общества важнейшие методологические принципы почерпнуты из позитивистской философии и экономических учений 19 века. Эта концепция обозначила признаки индустриальной цивилизации, которые положили в основу периодизации социального развития, особенности технологического развития производства, обмена и разделения общественного продукта. В 18, 19 и начале 20го веков ученые определили основные положения постиндустриальной доктрины, развились такие отрасли, как аэрокосмическая, электротехническая, химическая, транспортное машиностроение. В этих отраслях основное место занимали ученые, инженеры, техники (80% рабочих). Проводились фундаментальные исследования, главное место в НИОКР отводилось созданию новых продуктов, улучшению их качества. Термин «постиндустриальное общество» впервые был применен японским ученым Кумарасвами в 1916 году. Английский философ, представитель либерального социализма Пенти впервые употребил это понятие. В 1958 году американский социолог Рисман употребил это понятие в своих исследованиях. Наиболее выдающиеся достижения в этой области принадлежат американскому ученому Беллу. В 1959 году он выступил на международном социологическом семинаре в городе Зальцбург (Австрия) и дал определение постиндустриальному обществу, которое рассматривал в качестве социума, в котором индустриальный сектор отходит на второй план, а первое место отводится науке, т.е. наука становится основной производительной силой. В 1973 году вышла книга Белла «Грядущее постиндустриальное общество», где он воплотил идеи других ученых, которые ранее исследовали это понятие.
Подавляющее большинство ученых в качестве основных признаков постиндустриального общества рассматривают: - ускорение научно-технического прогресса; - снижение роли материального производства; - уменьшение его доли в производстве общественного продукта; - развитие услуги информации; - изменение мотивов и характера человеческой деятельности; - появление нового типа ресурсов, вовлекаемых в производство; - существенная модификация всей социальной структуры на базе информатизации. Постиндустриальное общество (по Беллу) – общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, к проведению исследований, расширению образования и повышению качества жизни, в котором класс технических специалистов превратился в класс консультантов и экспертов-технократов, в котором внедрение нововведений зависит от теоретических знаний.
17.09.12 Этот класс существует в условиях внедрения новых достижений на основе теоретических исследований.
Существует 3 вида обществ:
Они различаются по трех характеристикам:
Именно эта схема позволяет сформулировать известное положение об этих трех обществах, согласно которому отношения построены в доиндустриальном обществе на взаимодействии человека с природой, в индустриальном обществе – на взаимодействии человека с преобразованной им природой, в постиндустриальном обществе – на взаимодействии между людьми и на обмене информации. Интенсивность динамики и структурных сдвигов национального хозяйства экономически развитых государств определялось достижениями научно-технического прогресса, который активизировался в середине 50х гг. Наука превратилась в мощную производительную силу, произошли серьезные изменения в технике, которая охватила такие виды деятельности человека, как технологическую, транспортную, энергетическую, экономическую. Появились новые автоматизированные системы машин. Натуральное сырье было заменено искусственным. Появились новые технологии – лазерная, плазменная и т.д. Зарождалась новая информационная революция и теория, которая вмещает информационную составляющую экономической теории, т.к. теория информационного общества. Идея информационного общества становилась в таком контексте инструментом обоснования возможностей ускоренного развития на основе замещения растущим потоком информации творческих возможностей личности. Теория информационного общества впервые была открыта японским ученым Умесао. Эта теория была в дальнейшем развита ученым Масуда и стала по-новому звучать в работах Сакайя. Концепция информационного общества, как и постиндустриальная доктрина, лежат в русле того направления европейской философии, в котором эволюцию человечества принято рассматривать сквозь призму прогресса знания. Пик ее популярности приходится на начало 70х гг., когда многие экономисты согласились с выводом о том, что культура, психология, социальная жизнь, экономика находятся под влиянием техники и электроники, особенно – компьютеров и коммуникации, а производственный процесс более не является основным процессом деятельности человека. В те же годы начало усиливаться мнение о том, что знание, как в марксовой теории – труд, является фактором самовозрастания стоимости. А так как информатизация является ни чем иным, как замещением труда, то термин «информационное общество» стал обозначением нового формирующегося порядка.
В 60е гг. одновременно было введено понятие информационного общества японским ученым Умесао и американским ученым Махлупом. Большинства американских и японских исследователей, начиная со второй половины 80х гг., начали акцентировать внимание не столько на информации, сколько на знаниях, что привело к целому спектру новых определений современного общества. Это общество стали называть обществом знаний (knowledge society).
Среди прочего было отмечено, что распространение информации приводит к ее росту, что исключает понятие редкости. В то же время потребление информации не приводит к исчерпанию производственного ресурса. Таким образом, сторонники теории информационного общества приходили к правильному в основном тезису о том, что редкость ресурсов заменена на их распространенность. Эта формула получила в дальнейшем широкое признание и нашла свое подтверждение в практике 80-90 гг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|