Переход к информационному обществу.
Ireland's Information Society Steering Committee дает толкование определению информационное общество. В его понимании, в информационном обществе: · интенсивно производится, передается и используется информация; · факторы времени, расстояния и местоположения теряют свое значение; · все финансовые операции осуществляются электронным путем; · труд и быт коренным образом меняются под воздействием компьютерных и коммуникационных технологий. Целый раздел программы посвящен тому, как, по мнению Комитета, изменится жизнь при переходе к информационному обществу. Вот краткое изложение положений этого раздела. Во всех домах будут установлены компьютеры, подключенные к современным сетям связи. Сети свяжут дома граждан между собой, а также с библиотеками, больницами и поликлиниками, школами, офисами, местными и национальными властными структурами и пр. Сети позволят многим работать, не покидая дома. Отсутствие жесткой привязанности к месту работы изменит социальные отношения: больше людей будет трудиться вне жестких административных структур, заводя собственное дело или работая по найму, но на более гибких, нежели сейчас, условиях. Это изменит структуру предприятий, сделав их менее централизованными и забюрократизированными, и приведет к возникновению "виртуальных фирм". Такие фирмы будут оперативно организовываться для выполнения конкретной работы и безболезненно распадаться после ее завершения. Они будут обходиться без офиса и (почти) без постоянных работников. Сотрудники таких фирм могут находиться в разных местах, возможно, даже в разных странах, и координировать свою работу с помощью компьютерных сетей. Информационное общество будущего превратится в "общество непрерывного обучения", которое не будет замкнуто в стенах школ и университетов, а рассредоточится среди различных общественных институтов. Парадигме учебы, которая заканчивается после выпускного бала в школе или университете, придет конец. Во многих случаях учителя и ученики будут общаться между собой через компьютерные сети. Сами преподаватели также будут непрерывно переучиваться.
Переход к информационному обществу часто сравнивают с индустриальной революцией. Ясно, он будет означать если не коренную ломку, то серьезное изменение экономических и социальных отношений в обществе. Ясно также, что информационное общество открыто не для всех, и в самое ближайшее время сформируется новое мировое разделение труда, при котором одни страны будут обрабатывать информацию, а другие по-прежнему довольствоваться традиционным материальным производством. Кто будет доминировать в новом мире, абсолютно очевидно. Для того чтобы войти в клуб и не остаться на обочине, предупреждает Комитет, нужно действовать. Предпосылки для развития есть. Но необходимы серьезные перемены - технологические, экономические и социальные. Технология. Казалось бы, Ирландия с ее высокотехнологичной индустрией лучше многих стран технически подготовлена к новой эпохе. Однако существует проблема - телекоммуникационная сеть. До последнего времени ирландские телекоммуникации находились практически целиком в руках государственного монополиста - компании Telecom Eireann. Последствия монополизма традиционны: высокие цены (тариф на местные телефонные звонки в рабочее время составляет 6 долларов в час) и проблема "последней мили". Тем не менее, Telecom Eireann удалось построить хорошую опорную оптоволоконную сеть, каналы связи с внешним миром также отвечают современным требованиям. По мнению Комитета, в информационную эпоху каждый дом необходимо подключить как минимум к каналу связи ISDN, а некоторым предприятиям потребуются каналы с пропускной способностью до 34 Мбит/с. Для этого необходимо расширить опорную сеть и решить проблему "последней мили", что требует больших вложений. Как считает Комитет, первоочередной задачей является демонополизация рынка телекоммуникационных услуг и привлечение на него частного капитала - естественно, под государственным контролем. В первую очередь, должна быть создана законодательная база либерализации этого рынка и разработаны адекватные процедуры лицензирования и государственного контроля. На переходный период правительство должно создать льготные условия инвестиций в телекоммуникации, контролировать тарифы и поощрять внедрение новых технологий. Комитет также наметил основные направления развития: для предприятий, это подключение к оптоволоконной сети, а для населения, в основном, - модернизация существующей телефонной сети (доведение ее до уровня ADSL) и использование для передачи данных сетей кабельного телевидения.
Экономика Обеспечение граждан и предприятий доступом к компьютерам и линиям связи - не самоцель. На основе информационных технологий необходимо модернизировать экономику страны и привести ее в соответствие с реалиями информационного общества. Развитие информационных технологий означает, с одной стороны, расширение и усиление отраслей, непосредственно связанных с обработкой и передачей информации; с другой, для традиционного бизнеса, - расширение рынка, возникновение новых способов дистрибуции, сервиса и маркетинга, а также появление принципиально новых товаров и услуг. Особые надежды в Ирландии возлагаются на "индустрию содержания" (content industry), то есть производство фильмов, музыки, радиопрограмм, издательскую деятельность и рекламу. Ирландцы не без оснований полагают, что богатая и находящаяся сейчас на подъеме культура их страны, помноженная на технический гений компьютерщиков, позволит стране завоевать прочные позиции на бурно развивающемся рынке мультимедиа. Конечно, государство не должно чрезмерно вмешиваться в экономику, поэтому в этой части программа, в основном, ограничивается призывами к предприятиям активнее осваивать информационные технологии. Впрочем, чтобы эти призывы не были пустым звуком, их внедрение предлагается подкреплять налоговыми льготами. Наиболее серьезным станет государственное участие в "индустрии содержания": Комитет считает необходимым создание специального комплекса, Digital Park, на территории которого будут располагаться предприятия этой индустрии.
Образование Информационное общество должно работать на человека, но пользоваться его благами и участвовать в его создании могут только достаточно подготовленные люди. Ирландия гордится своей системой образования. Она дает прекрасные фундаментальные знания и по праву считается одной из лучших в Европе, но в своем нынешнем виде непригодна для подготовки Homo informaticus. В 1996 году лишь 65% школ имели хотя бы один компьютер, а в престижных университетах уровень обеспеченности компьютерами составлял от одного PC на 10 студентов до одного на 30. Этот уровень в несколько раз ниже рекомендованного Советом Европы. Впрочем, преподаватели многих учебных заведений слабо представляют, что делать с компьютерами: очень мало и соответствующих программ, и подготовленных надлежащим образом людей. Эта ситуация воспринимается Комитетом как очень серьезная. Комитет предложил выделить вопросы образования в отдельную программу - "National Learning Initiative" ("Национальная образовательная инициатива"). В рамках этой программы предложено предоставить образованию соответствующую материальную базу (компьютеры, линии связи), переработать учебные планы и обеспечить переподготовку преподавателей. Кроме этого, вузы планируется сделать центрами развития информационного общества - исследовательскими, обучающими и координирующими. Только школьного и институтского образования, однако, недостаточно. Концепция информационного общества предполагает образование людей в течение всей их жизни (life-long education). Информационные технологии развиваются очень быстро, профессии зарождаются и умирают, а от работников требуются новые и новые навыки. Поэтому людям необходимо непрерывно учиться, и основную заботу по их обучению должны взять на себя фирмы. До сих пор ирландские компании, следуя британской традиции, практически не уделяли внимания переподготовке сотрудников, и правительство обязано переломить эту традицию. Кроме того, оно должно позаботиться о том, чтобы привить хотя бы минимальные навыки жизни в информационном обществе (в котором вряд ли кому-либо удастся избежать общения с компьютерными терминалами) представителям незащищенных социальных групп - работникам низкой квалификации и безработным.
Государство Государство должно обеспечить необходимую базу строительства нового общества и само соответствовать этому обществу. В первую очередь, оно должно разработать соответствующую законодательную базу в области телекоммуникаций, защиты интеллектуальной собственности и защиты частной жизни граждан в новых условиях. Кроме того, оно должно обеспечить использование информационных технологий в своих взаимоотношениях с гражданами, для того чтобы сделать их более эффективными. Граждане должны иметь возможность быстро, легко и практически бесплатно получать всю интересующую их информацию о деятельности правительства и своих отношениях с государством (например, налоговыми и социальными службами) по электронным каналам; эти же каналы предоставят возможность эффективной обратной связи. Наконец, на государстве лежит тяжесть воплощения в жизнь таких ключевых пунктов программы, как демонополизация телекоммуникаций, развитие сетевой инфраструктуры и проведения реформы образования. Развитие отдельных услуг отражено в Приложении №1, в котором предоставлены услуги электронного правительства и функции, которые они выполняют.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|