Главная | Обратная связь
МегаЛекции

И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ





БЕЗОПАСНОСТЬ,

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ

И УСЛОВИЯ ТРУДА

Учебное пособие

разработано Совместной комиссией работодателей

и профсоюзов Швеции по вопросам охраны труда

в сотрудничестве с Международной организацией труда


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ....................................................................................................................... 5

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................ 7

Занятость в промышленности........................................................................................... 7

Методика обучения............................................................................................................. 8

Раздел 1. БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ...... 10

Причины несчастных случаев......................................................................................... 10

Опасность травмирования на рабочих местах.............................................................. 11

Три главные причины........................................................................................................ 11

Оказание первой помощи................................................................................................. 12

Расследование несчастного случая............................................................................... 19

Техническое оборудование.............................................................................................. 20

Грузоподъемное оборудование....................................................................................... 22

Транспортные средства................................................................................................... 25

Требования безопасности к станкам и оборудованию................................................. 26

Инструменты и оборудование......................................................................................... 31

Электричество и связанные с ним опасности............................................................... 33

Паровые котлы и сосуды под давлением...................................................................... 38

Поддержание порядка на рабочем месте...................................................................... 38

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ...................................................................................................... 40

Раздел 2. МИКРОКЛИМАТ, ОСВЕЩЕНИЕ И ШУМ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ................ 43

Условия труда влияют на производительность труда................................................. 43

Микроклимат рабочей зоны............................................................................................. 43



Измерение теплового напряжения.................................................................................. 46

Теплозащита...................................................................................................................... 49

Защита от холода.............................................................................................................. 52

Освещение......................................................................................................................... 54

Шум - неприятный звук..................................................................................................... 60

Вибрация в сочетании с шумом...................................................................................... 63

Децибеллы......................................................................................................................... 64

Способы ограничения уровня шума................................................................................ 65

Защита органов слуха....................................................................................................... 68

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ...................................................................................................... 69

Раздел 3. ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ, СОЗДАВАЕМЫЕ ХИМИЧЕСКИМИ

ВЕЩЕСТВАМИ............................................................................................................... 71

Проверка и контроль за использованием химических веществ.................................. 71

Химические вещества и создаваемые ими опасности................................................. 71

A. Загрязнение атмосферы.............................................................................................. 73

Б. Газы................................................................................................................................ 76

B. Жидкости и пары........................................................................................................... 78

Г. Генетическое действие................................................................................................. 79


Д. Металлы и другие опасные химические вещества.................................................. 80

Е. Профессиональные болезни кожи............................................................................. 80

Профилактические меры................................................................................................. 83

Вентиляция........................................................................................................................ 86

Средства индивидуальной защиты................................................................................ 87

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ...................................................................................................... 91

Раздел 4. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ РАБОТЫ К ЛЮДЯМ: ЭРГОНОМИКА....................... 92

Рабочее положение - стоя................................................................................................ 93

Рабочее положение - сидя............................................................................................... 97

Напряженная работа......................................................................................................... 99

Расположение органов управления и инструментов.................................................. 102

Сигнальные дисплеи и панели...................................................................................... 104

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ.................................................................................................... 106

Раздел 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ.............................................. 108

Повышение качества трудовой жизни.......................................................................... 108

Организация труда и содержание труда...................................................................... 109

Способы улучшения организации труда...................................................................... 111

Рабочее время................................................................................................................. 115

Время для отдыха и досуга........................................................................................... 117

Сменная работа............................................................................................................... 119

Новые схемы рабочего времени................................................................................... 123

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ.................................................................................................... 124

Раздел 6. ПОВСЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

БЕЗОПАСНОСТИ, ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ............................................ 125

Улучшение охраны и условий труда повышает производительность..................... 125

Мероприятия по охране труда....................................................................................... 126

Инспекционные программы проверки рабочих мест.................................................. 127

Служба охраны здоровья............................................................................................... 130

Требования безопасности и гигиены............................................................................ 133

Санитарно-бытовое обслуживание............................................................................... 136

Меры по улучшению безопасности, здоровья и условий труда............................... 139

Национальные и международные законы и правила................................................. 142

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ.................................................................................................... 146

Приложение. Руководство организатора дискуссии.................................................. 148

Безопасность и здоровье - право человека................................................................. 148

Рекомендации организатору дискуссии....................................................................... 149

Полезные советы............................................................................................................ 157


ПРЕДИСЛОВИЕ

Сегодняшние рабочие места определяются все возрастающими изменениями в технологии. Экономическое и социальное развитие также изменяет повседневную жизнь работников. Несмотря на достигнутый прогресс, задачи обеспечения безопасно­сти труда, охраны здоровья и условий труда для многих работников остаются все еще не реализованными, при том, что возникают и новые проблемы, связанные с измене­ниями в технологии.

Можно ли сейчас изменить условия труда, в которых работают мужчины и жен­щины многих стран так, чтобы они отвечали законным требованиям и ожиданиям ра­ботников? Этот вопрос является первостепенным для органов власти, работодателей и работников во всем мире.

Данное учебное пособие представляет собой результат объединенных усилий Со­вместной комиссии работодателей и профсоюзов Швеции по вопросам охраны труда и Международной организации труда (МОТ). Оно подготовлено для обучения работни­ков, непосредственно занятых улучшением условий труда на рабочих местах. Оно раз­работано специально для использования в развивающихся странах.

МОТ, созданная в 1919 году, разрабатывает и принимает международные стан­дарты труда для защиты работников и распространения практически важной информа­ции о проблемах в сфере труда. Поэтому многие Конвенции и Рекомендации МОТ свя­заны с проблемами обеспечения безопасности труда, охраны здоровья работников и условиями труда. Например, Конвенция № 1 (1919 г.) провозгласившая, что рабочее время не должно превышать восемь часов в день и 48 часов в неделю, оказала огромное влияние на законодательство и установившуюся практику в разных странах. Рекомендация № 5 (1919 г.) отстаивает создание специальных государственных органов по охране здоро­вья работников. Другими примерами могут служить Конвенция № 14 (1921 г.), касающая­ся выходных дней в промышленности, Рекомендация № 102 (1956 г.) о санитарно-бытовом обслуживании работников, Конвенция № 138 (1973 г.) о минимальном возрас­те работников и некоторые другие Конвенции и Рекомендации по безопасности труда, охране здоровья и условиям труда. Последними примерами могут служить Конвенция № 155 (1981 г.) и Рекомендация № 164 (1981 г.) по охране труда.

Новый импульс улучшению условий и охраны труда придала принятая в 1976 г. Международная программа по улучшению обеспечения безопасности, охраны здоро­вья и условий труда. Программа изложена в отчете Генерального директора МОТ на 60-й сессии Международной конференции по труду «Сделать труд более человеч­ным». Программа имеет широкий спектр задач, включая обеспечение безопасности и охрану здоровья на рабочем месте, время работы и другие проблемы рабочего време­ни, организацию труда и ее содержание, выбор технологий и обслуживания, а также санитарно-бытовое обслуживание работников.

В этом новом подходе учтена насущная необходимость полного совместного уча­стия работодателей и рабочих в осуществлении улучшений в данной сфере.

В 1974 году в Швеции Совместная комиссия работодателей и профсоюзов по во­просам охраны труда разработала учебное пособие, предназначенное для ознакомления


всех шведских работников с проблемами производственной среды и их решениями. Это пособие состояло из сведений о том, какими способами улучшить безопасность тру­да, сохранить здоровье в процессе труда и изменить условия труда к лучшему. Оно было рассчитано на использование рабочими и другими людьми, которые могут собираться вместе маленькими группами и обсуждать положение на своих рабочих местах с целью его улучшения. Эти усилия, подкрепленные соглашениями между работодателями и профсоюзами Швеции и закрепленные шведским законодательством, оказались очень успешными.

В 1978 году Совместная комиссия работодателей и профсоюзов Швеции по во­просам охраны труда вместе с Международной федерацией рабочих - металлистов создала подобное пособие на английском, испанском и португальском языках для применения его рабочими в развивающихся странах.

В 1978 году Международная организация труда в сотрудничестве со Совместной комиссией работодателей и профсоюзов Швеции по вопросам охраны труда адаптиро­вала материал этого пособия и пересмотрела его в свете Международной программы по улучшению обеспечения безопасности, охраны здоровья и условий труда.

Теперь после апробации и применения этого пособия на различных семинарах по обучению работников в различных частях земного шара этот материал может быть с успехом применен на курсах по обучению руководителей, мастеров, рабочих, уполно­моченных (доверенных) лиц по охране труда и других заинтересованных лиц во всех отраслях промышленности в развивающихся странах.

- СОВМЕСТНАЯ КОМИССИЯ

РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ПРОФСОЮЗОВ ШВЕЦИИ

ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА, СТОКГОЛЬМ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА, ЖЕНЕВА


ВВЕДЕНИЕ

«Это учебное пособие предназначено для того, чтобы помочь вам в обсужде­нии вопросов обеспечения безопасности труда, охраны здоровья и условий труда любого работника на своем рабочем месте».

Занятость в промышленности

Многие из нас искали и находили работу в промышленности с целью обеспечить себе гарантированную занятость. Другой, в равной степени важной причиной, поиска работы было желание приобрести новые навыки и сделать профессиональную карьеру. Все мы хотим, чтобы работа приносила нам удовлетворение и не была опасной для здоровья. Мы также хотим, чтобы она стимулировала наш дальнейший профессиональный рост и развивала личные качества.

Однако многие из нас считают, что выполняемая нами работа должна быть более «человечной». Мы опасаемся, что наша работа недостаточно безопасна, а условия тру­да на рабочем месте опасны для здоровья, жизни и для нашего человеческого достоин­ства, а также для профессиональных навыков. Часто нам кажется, что наши культурные ценности и самоуважение должны быть гораздо лучше защищены на рабочем месте.

Что же можно сделать, чтобы работа была более человечной, приносила больше удовлетворения и стимулировала наше личное развитие? Многие страны Азии, Афри­ки, Латинской Америки и других частей света уже приняли изменения в законодатель­стве и планах национального развития. Но такие действия не принесут желаемых ре­зультатов, если на рабочих местах не будет проявлено должной инициативы.

Используя пособие «Безопасность, охрана здоровья и условия труда», мы по­пытаемся обсудить необходимость «очеловечивания» труда на производстве. Пособие предназначено для повсеместного использования рабочими, мастерами и всеми заинте­ресованными лицами в промышленности в любой точке земного шара.

Учебный курс включает следующие Вопросы для изучения:

1. Чтение по темам:

♦ Обучение по охране труда.

♦ Человек, безопасность, здоровье и техническое оборудование.

♦ Микроклимат на рабочем месте, освещение и шум.

♦ Опасности для здоровья при использовании химических веществ.

♦ Эргономика: приспособление работы к возможностям человека.

♦ Организация труда и рабочее время.

♦ Повседневная деятельность по выполнению требований охраны труда.

Преподаватели будут читать вам лекции в качестве вступления к разным разделам этого пособия, но вам и самим нужно прочитать и понять содержание всех разделов учебного пособия.


2. Обсуждение изученных тем:

Чтение пособия поможет вам обсудить состояние безопасности, охраны здоровья и условий труда в вашей стране. В нем вы найдете и темы для обсуждения вопросов, относящихся к лекции. Обсуждение подобранных для вас «Вопросов для обсуждения»позволяет сравнить информацию, представленную в пособии, с вашим повседневным опытом, учитывающим реальную ситуацию в стране. Во время обсуждения мы бы хо­тели услышать, что вы думаете и каков ваш опыт. Этот обучающий курс предназначен для вас и для вашей конкретной ситуации!

Важно, чтобы обучение, которое вы начинаете, проходило в возможно более при­ятной и дружеской атмосфере.

Занятия желательно вести в хорошо проветриваемом помещении, в которое не доносится шум. Неплохо было бы использовать видеопроектор, доску и мел. Во время просмотра слайдов или видеофильма рекомендуется затемнить окна. Для групповых дискуссий наиболее приемлемы небольшие аудитории.

Методика обучения

В течение всего курса обучения при обсуждении проблем отдельных разделов по­собия старайтесь работать маленькими группами. Темы этих обсуждений связаны с лекциями, которые также основаны на содержании пособия. «Темы для обсуждения» и групповая работа позволяют вовлечь в обсуждение всех слушателей. Обсуждение должно основываться на конкретных условиях труда слушателей. Вот примерный спи­сок некоторых тем для обдумывания и обсуждения:

♦ Как развивается наша промышленность?

♦ Какие изменения мы ожидаем от новых технологий?

♦ Почему на рабочих местах происходят различные несчастные случаи, в том числе смертельные?

♦ Почему очень часто на оборудовании не устанавливают предохранительных устройств?


♦ Почему на рабочем месте бывает слишком жарко или слишком шумно?

♦ Какие химические вещества на моем рабочем месте опасны для моего здоровья?

♦ Какие факторы гарантируют комфортное самочувствие на работе?

♦ Как можно улучшить условия нашей работы?

♦ Какие существуют законы и иные нормативные акты, связанные с работой, и как они применяются?

♦ Как можно изменить существующие условия труда, чтобы процесс труда стал более гуманным?

Составьте программу действий для вашего собственного рабочего места.

Важно, чтобы все слушатели согласились отвести определенное время для груп­повых дискуссий. Групповые дискуссии является хорошо проверенным и доказанным средством обучения. Такая работа с пособием и обсуждение в группах давно доказаны как наилучший способ обучения при использовании данного пособия.

Участники группового обсуждения сами решают, как обсуждать вопросы настоя­щего курса обучения. Если вам кажется, что некоторые проблемы требуют более тща­тельного обсуждения, вы вправе высказать свое мнение.

Вопросы для обсуждения:

♦ Ознакомьтесь с содержанием этого пособия.

♦ Какие вопросы, по вашему мнению, должны быть обсуждены в первую очередь на групповых занятиях?

РАЗДЕЛ 1.

БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ

И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

«Люди получают травмы, становятся инвалидами и даже погибают на рабо­чих местах из-за несчастных случаев на производстве. Что можно сделать для предотвращения несчастных случаев на производстве?»

Причины несчастных случаев

Этот несчастный случай довольно типичен. Рабочий работал, стоя на лестнице, и неожиданно упал с нее. За этими легко видимыми фактами скрыты некоторые основ­ные причины происшедшего несчастного случая. Расследование причин несчастного случая помогает предотвратить такие случаи в будущем.

В начале любого расследования нужно выяснить, не было ли отклонений от пра­вильных приемов работы. К таким отклонениям могут относиться неправильно или плохо функционирующее оборудование, неверно подобранные рабочие материалы, не­соблюдение безопасных приемов работы, недостаточное место в проходах и коридорах или разлитая по полу жидкость.



Один из самых частых несчастных случаев, вызывающий серьезные травмы, связан с падением с лестницы или платформы. Нужно тщательнее разбираться в каждой причине несчастных случаев. Скажем так: с лестницы сам по себе никто не падает.



Опасность травмирования на рабочих местах

Опасность травмирования существует на всех рабочих местах. Безопасность мо­жет быть гарантирована только осведомленностью о возможных рисках и своевремен­ной защитой от них до того момента, пока опасности не будут полностью устранены.

Технологический прогресс происходит постоянно, но одновременно с повышени­ем производительности и безопасности на рабочем месте, он может сам создать новые опасности.

В этом разделе мы обсудим следующие моменты:

♦ причины несчастных случаев

♦ первая помощь пострадавшему

♦ техническое оборудование

♦ грузоподъемное оборудование

♦ транспортные средства

♦ станки

♦ инструменты и оборудование

♦ электричество и опасности, вызванные им

♦ сварка

♦ поддержание чистоты на рабочем месте.

В конце каждого раздела будут даны полезные советы.

Вопросы для обсуждения:

♦ Какие типы опасностей, о которых говорилось в начале раздела «Безопасность, здо­ровье и техническое оборудование», наиболее существенны?

♦ Какие меры принимаются для того, чтобы работники были осведомлены о наиболее серьезных опасностях?

♦ Считаете ли вы, что работники достаточно знают о наиболее серьезных опасностях?

Три главные причины

Несчастные случаи вызывают как человеческие страдания, так и значительные производственные потери и материальный ущерб. Для проведения эффективного рас­следования и предотвращения новых несчастных случаев нужно выяснить, чем вызва­ны отклонения от обычных приемов работы. К трем главным факторам относятся:

Техническое оборудование. Например: отсутствие оборудования или его неудач­ная конструкция приведут в последствии к неожиданным событиям, которые в резуль­тате закончатся несчастным случаем.

Условия труда могут повлиять на нас непосредственно, вызывая несчастные слу­чаи. К неблагоприятным факторам производственной среды относятся:

♦ беспорядок на рабочем месте

♦ высокий уровень шума

♦ слишком высокая или очень низкая температура воздуха

♦ недостаточная вентиляция

♦ плохое освещение


Несчастные случаи вызывают как человеческие страдания, так и значительные производственные потери и материальный ущерб.

Персонал. Ваши действия сами могут увеличить риск несчастных случаев. Любая работа в итоге должна планироваться с учетом «человеческого фактора». Работодатель несет ответственность за планирование и состояние рабочего места. Важными факто­рами могут быть:

♦ Опыт работы. Обычно самыми критическими являются начало работы и начало новой операции. То же самое относится и к перемене работы.

♦ Информация и инструктаж о приемах работы и возможных опасностях.

♦ Возраст. С возрастом люди обычно больше подвержены опасностям, например, при падении. И вообще, с годами ухудшается зрение и слух.

Таковы некоторые факторы, вызывающие несчастные случаи на производстве.

Оказание первой помощи

Аптечка и материалы для оказания первой помощи должны быть всегда под ру­кой для оказания помощи при ранении или недомогании на всех рабочих местах. В ка­ждом подразделении должны быть лица, умеющие оказать первую помощь. Для оказа­ния помощи должна быть аптечка и носилки с одеялами. Нужно знать, где в случае не­обходимости можно найти человека, обученного приемам оказания первой помощи.

При несчастном случае нужно сделать следующее:

♦ защитить от поражения других людей

♦ вызвать мастера или лицо, отвечающее за оказание первой помощи. При необ­ходимости вызвать скорую помощь.

♦ оказать помощь пострадавшему.



Задачей каждого является скорейшее оказание первой помощи при несчастном случае или неожиданно заболевшему человеку. Предпринимаемые в первые минуты действия являются решающими для спасения жизни или предотвращения дальнейшего ухудшения состояния пострадавшего. Каждый работник должен знать в лицо человека, оказывающего первую помощь, и места, где его можно найти. Этот человек отвечает за комплектность аптечки и следит за ее содержимым.


В случае серьезного несчастного случая при оказании первой помощи нужно со­блюдать следующий порядок:

1. Проверка дыхания

Проверить, свободны ли у пострадавшего органы дыхания.

Если человек находится без сознания или лежит на спине, он может задохнуться, потому что язык может перекрыть доступ воздуха, заблокировав дыхательные пути.

Человека в бессознательном состоянии нужно сразу перевернуть лицом вниз. По­сле чего осмотреть, нет ли поражений спины.



Если нельзя определить наличие дыхания через рот или через нос и грудная клетка неподвижна, значит у пострадавшего наблюдается остановка дыхания. Позовите на помощь. Затем освободите дыхательные пути пострадавшего, откинув назад его голову. Сделайте искусственное дыхание. Первые четыре вдоха должны быть быстрыми, остальные делайте в нормальном ритме. Результативность проверяется по движению грудной клетки.


2. Прекращение дыхания, искусственное дыхание

Если человек просто упал в обморок, поддержите его голову одной рукой, а дру­гую руку положите ему на лоб. Откиньте ему голову назад. Зажмите ему нос и вдувайте воздух через рот.


Если не исключена возможность поражения шеи, возьмите пострадавшего за под­бородок и поднимите его от шеи, не двигая ее.

Следите за грудной клеткой пострадавшего, и когда она поднимется, станет ясно, что легкие стали наполняться воздухом.

Повторяйте дыхательные движения каждые пять секунд. Продолжайте искусствен­ное дыхание до тех пор, пока пострадавший не начнет дышать, или до прибытия врача.

Если вы обучены приемам проведения закрытого массажа сердца, начните его, если к этому имеются показания.

3. Остановка кровотечения

Если у пострадавшего началось кровотечение, попробуйте его остановить, нажав на артерию или подняв вверх пораженную конечность.

В большинстве случаев этого бывает достаточно для остановки кровотечения.

Пострадавшего нужно уложить с приподнятыми конечностями ног, кроме случаев поражения головы или грудной клетки или затруднения дыхания.

4. Предотвращение шока

При серьезных несчастных случаях, например, при серьезных ранениях с боль­шой потерей крови, сдавливании, поражении грудной клетки или брюшной полости с внутренним кровотечением или серьезных ожогах и др., существует высокий риск шо­кового состояния.

Шок при серьезных несчастных случаях может привести к смертельному исходу. Но его можно предотвратить!

Сначала проверьте, дышит ли пострадавший сам. Затем для предотвращения шока уложите его на бок лицом вниз. Ослабьте любую давящую одежду. Подложите под пострадавшего одеяло и прикройте его. Защитите его от прямого солнечного света. Не давайте ему пить, если это не было предписано врачом. При необходимости смочите ему губы и язык.

Примерные действия для предотвращения шока:

♦ освободить дыхание: человека в бессознательном состоянии всегда нужно уложить на бок и немного на живот. Если повреждена шея, нужно обращаться с ней очень осторожно.

♦ остановить кровотечение: надавить на пораженный участок, конечность при­поднять.

♦ уложить пострадавшего: ноги должны быть приподняты выше уровня головы. Полезным является тепло, поэтому пострадавшего нужно укрыть одеялом. Нужно измерить температуру тела.


5. Раны, порезы, натертости

Самое распространенное поражение - это порез или натертость.

Если порез или натертость кровоточат, надо сначала остановить кровотечение и очистить рану, тщательно и осторожно промыв ее водой с мылом. После этого следует забинтовать ее.

Лицо, отвечающее за оказание первой помощи, должно следить за чистотой рук. Нельзя касаться руками открытой раны и той поверхности бинта, которая непосредст­венно соприкасается с раной.

С серьезными ранами и порезами нужно обратиться к врачу. В таком случае пер­вая помощь ограничивается наложением повязки.

Все глубокие раны или натертости, полученные при работе вне помещения, должны быть обработаны врачом для предотвращения поражения столбняком.

Если застарелая рана начала воспаляться (появились припухлость, изменение цве­та, болевые ощущения), нужно обратиться к компетентному медицинскому персоналу.

Ожоги

Если на пострадавшем человеке загорелась одежда, лучшим способом тушения на нем огня является набрасывание на него одеяла или катание его по полу. После туше­ния огня проверьте, не нарушено ли у пострадавшего дыхание, затем охладите его во­дой, покройте место ожога повязкой и как можно скорее отправьте пораженного в больницу. Ни при каких обстоятельствах не пытайтесь снять с пострадавшего одежду.

Если поверхность ожога больше размера ладони или если обожжено лицо, можно наложить на ожог защитную повязку. После таких предварительных мер необходимо срочно доставить пострадавшего в больницу или показать врачу.

Если ожоги более серьезны, вполне вероятно, что пострадавший впадет в шоковое состояние. Всегда нужно быть готовым принять все меры для предотвращения шока.

Если пораженный участок меньше размера ладони, начните обработку раны с ох­лаждения ожога. Можно сразу же промыть рану под проточной водой или дистиллиро­ванной водой из аптечки первой помощи.

Для обработки раны никогда не используйте муку, масло, крем, алкогольные ве­щества, йод или подобные препараты! Нельзя на ожог накладывать пластырь.

 

Запомните!        
♦ все серьезные раны, порезы, натертости и ожоги должны обрабатываться врачом
или медсестрой!        

Химические ожоги

При попадании на кожу кислоты или щелочи, надо сразу смыть их с кожи водой, если в инструкции не указаны другие меры.

Затем пораженный участок обрабатывают так же, как и ожог. Часто раны от разъ­едающих веществ намного серьезнее, чем это кажется в начале. Поэтому независимо от степени поражения рану должен осмотреть врач.


Опасные химические вещества, например, кислоты и щелочь, могут очень быстро

вызвать серьезные химические ожоги. Если такие вещества попали в глаза или на

кожу, их нужно срочно смыть водой, буквально в течение нескольких секунд.

В непосредственной близости от рабочего места должен быть установлен аварийный

душ или фонтанчик. Доступ к таким местам всегда должен быть свободным, а их

рабочее состояние надо регулярно проверять.

Такие опасности можно предотвратить, если отгородить место рабочего процесса,

связанного с применением химических веществ. Обязательно применение

индивидуальных средств защиты: очки, перчатки, фартуки.

8. Поражение глаз

Особенно серьезно нужно отнестись к поражению глаз или области вокруг них.

Самой распространенной жалобой бывает: «что-то попало в глаз». Если в глаз по­
пала пылинка, и она находится неглубоко, то ее можно промыть или осторожно про­
мокнуть влажным тампоном или уголком чистого носового платка.

Запомните!

Если предмет застрял в глазу, он может быть удален только врачом!

Щелочь или кислота при попадании в глаза вызывают сильную боль. Из-за опас­ности поражения глаз едкие вещества немедленно смываются водой (сразу же после поражения в течение не более 10 минут). После промывания надо показаться врачу.

Если в глаза попал слепящий свет электрической дуги, например, при сварочных
работах, что может вызвать воспаление или раздражение. В таком случае лучше всего
как можно скорее обратиться к врачу.

Вопросы для обсуждения:

♦ Опишите необходимые условия для оказания первой помощи.

♦ Что должно находиться в аптечке для оказания первой помощи?

♦ Обучен ли кто-либо из вашей рабочей группы приемам оказания первой помощи?

♦ Какими навыками должен обладать такой человек?

♦ Опишите самые важные приготовления для оказания первой помощи при серьез­ных травмах.


9. Поражение электрическим током

Воздействие электрического тока влияет на сердце и очень быстро может стать смертельным. Дополнительные травмы бывают вызваны падением с подмостков, лест­ницы или другого высокого места при воздействии электрического тока.

Если пострадавший все еще касается проводника с током, нужно отключить ток, прекратив его подачу, с помощью выключателя. Если ток отключить нельзя, то с по­мощью длинного, чистого, сухого и изоляционного приспособления типа палки надо оттащить человека от источника тока или убрать от него сам источник тока.

Запомните!

♦ Неизолированное прикосновение к человеку, находящемуся под воздействием
электрического тока, может стать смертельным.

После освобождения пострадавшего от источника тока, сделайте ему закрытый массаж сердца, если это необходимо, на месте. Не тратьте драгоценное время на дос­тавку пострадавшего в лечебное учреждение или в другое место.

Как правило, электрические ожоги не нужно обрабатывать на месте.

10. Переломы конечностей, растяжение связок и вывихи

При подозрении на перелом необходимо наложить шину на конечность для пре­дотвращения дальнейшего перелома и уменьшения боли. Наложите лубок, пару палок или даже свернутые рулоном газеты поверх одежды и закрепите их наложением повяз­ки. Шина или палки должны быть достаточно длинными, чтобы захватить суставы вы­ше и ниже перелома. Чтобы избежать ненужного давления на место перелома, положи­те прокладку между шиной и конечностью.

При открытом переломе наложите повязку, а потом шину.

При переломе рук или ног не усугубляйте положение, пытаясь выпрямить конечность. На рисунке изображен правильный способ транспортировки человека с переломом но­ги. На ногу наложена шина из свернутых роликом одеял, чтобы нога не двигалась больше, чем необходимо. На каждом рабочем месте и на каждом предприятии должен быть план и обеспечены условия для быстрейшей доставки пострадавшего в больницу и проведения лечения всех возможных поражений.

11. Повреждение черепа и позвоночника

Удары по голове могут привести к потере сознания и повреждению спинного мозга.

Если пострадавший дышит и находится в сознании, его нельзя перемещать, если только не требуется освободить его дыхательные пути. В этом случае поверните его немного набок лицом вниз, стараясь не повредить позвоночник. В таком положении удается предотвратить кровоток в дыхательные пути из-за поражения горла или полос­ти рта. Никогда не кладите тампон в нос для остановки кровотечения.

Если кровь течет из ушей, не пытайтесь ее промыть. Если человек лежит без соз­нания с плотно сжатыми челюстями, не пытайтесь силой их разжать.


Запомните!

Человек в бессознательном состоянии совершенно беззащитен. Обращайтесь с та­ким человеком как можно осторожнее и заботливее.

Никогда не пытайтесь напоить человека в бессознательном состоянии: вода мо­жет попасть в дыхательные пути или легкие и вызвать удушье.

При подозрении на перелом позвоночника или тазовых костей перемещать боль­ного может только профессионал-врач.

12. Поражения брюшной полости

Если поражение брюшной полости вызвано ударом, падением тяжелого предмета на человека или если его задавили и др., то пострадавшего нужно немедленно доста­вить в больницу. Пострадавшему нельзя давать ни есть, ни пить. Открытые раны сле­дует покрыть чистым влажным бинтом. С особой осторожностью нужно доставить по­страдавшего в больницу.

13. Как поднять пострадавшего

Когда пострадавшего надо доставить в безопасное место для ожидания прибытия скорой помощи, лучше всего это сделать с помощью носилок или большого одеяла.

Чтобы поскорее вынести пострадавшего из опасного места, источника пожара, лучше всего его тащить за одежду по полу.



Если вы один и нужно как можно быстрее вынести пострадавшего из опасной зоны, такой способ «волочения» является самым простым и приемлемым.

 


Запомните!

Основные правила поведения при несчастном случае: 1) предотвратить поражение
других людей, 2) срочно оказать помощь пострадавшему.

Вопросы для обсуждения:

♦ Какие имеются условия на вашем рабочем месте для оказания первой помощи при травмах, связанных с повреждениями глаз и/или кожи?

♦ Не получал ли кто-нибудь на вашем предприятии удара электрическим током? Ес­ли да, то почему это произошло?

♦ Какие еще необходимы условия для оказания первой помощи пострадавшему по­мимо применения аптечки?





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.