И техническое оборудование
Стр 1 из 15Следующая ⇒ БЕЗОПАСНОСТЬ, ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И УСЛОВИЯ ТРУДА Учебное пособие разработано Совместной комиссией работодателей и профсоюзов Швеции по вопросам охраны труда в сотрудничестве с Международной организацией труда СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ....................................................................................................................... 5 ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................ 7 Занятость в промышленности........................................................................................... 7 Методика обучения............................................................................................................. 8 Раздел 1. БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ...... 10 Причины несчастных случаев......................................................................................... 10 Опасность травмирования на рабочих местах.............................................................. 11 Три главные причины........................................................................................................ 11 Оказание первой помощи................................................................................................. 12 Расследование несчастного случая............................................................................... 19 Техническое оборудование.............................................................................................. 20 Грузоподъемное оборудование....................................................................................... 22 Транспортные средства................................................................................................... 25 Требования безопасности к станкам и оборудованию................................................. 26 Инструменты и оборудование......................................................................................... 31 Электричество и связанные с ним опасности............................................................... 33 Паровые котлы и сосуды под давлением...................................................................... 38 Поддержание порядка на рабочем месте...................................................................... 38
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ...................................................................................................... 40 Раздел 2. МИКРОКЛИМАТ, ОСВЕЩЕНИЕ И ШУМ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ................ 43 Условия труда влияют на производительность труда................................................. 43 Микроклимат рабочей зоны............................................................................................. 43 Измерение теплового напряжения.................................................................................. 46 Теплозащита...................................................................................................................... 49 Защита от холода.............................................................................................................. 52 Освещение......................................................................................................................... 54 Шум - неприятный звук..................................................................................................... 60 Вибрация в сочетании с шумом...................................................................................... 63 Децибеллы......................................................................................................................... 64 Способы ограничения уровня шума................................................................................ 65 Защита органов слуха....................................................................................................... 68 ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ...................................................................................................... 69 Раздел 3. ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ, СОЗДАВАЕМЫЕ ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ............................................................................................................... 71 Проверка и контроль за использованием химических веществ.................................. 71 Химические вещества и создаваемые ими опасности................................................. 71 A. Загрязнение атмосферы.............................................................................................. 73 Б. Газы................................................................................................................................ 76 B. Жидкости и пары........................................................................................................... 78 Г. Генетическое действие................................................................................................. 79 Д. Металлы и другие опасные химические вещества.................................................. 80 Е. Профессиональные болезни кожи............................................................................. 80
Профилактические меры................................................................................................. 83 Вентиляция........................................................................................................................ 86 Средства индивидуальной защиты................................................................................ 87 ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ...................................................................................................... 91 Раздел 4. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ РАБОТЫ К ЛЮДЯМ: ЭРГОНОМИКА....................... 92 Рабочее положение - стоя................................................................................................ 93 Рабочее положение - сидя............................................................................................... 97 Напряженная работа......................................................................................................... 99 Расположение органов управления и инструментов.................................................. 102 Сигнальные дисплеи и панели...................................................................................... 104 ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ.................................................................................................... 106 Раздел 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ.............................................. 108 Повышение качества трудовой жизни.......................................................................... 108 Организация труда и содержание труда...................................................................... 109 Способы улучшения организации труда...................................................................... 111 Рабочее время................................................................................................................. 115 Время для отдыха и досуга........................................................................................... 117 Сменная работа............................................................................................................... 119 Новые схемы рабочего времени................................................................................... 123 ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ.................................................................................................... 124 Раздел 6. ПОВСЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ............................................ 125 Улучшение охраны и условий труда повышает производительность..................... 125 Мероприятия по охране труда....................................................................................... 126 Инспекционные программы проверки рабочих мест.................................................. 127 Служба охраны здоровья............................................................................................... 130 Требования безопасности и гигиены............................................................................ 133 Санитарно-бытовое обслуживание............................................................................... 136
Меры по улучшению безопасности, здоровья и условий труда............................... 139 Национальные и международные законы и правила................................................. 142 ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ.................................................................................................... 146 Приложение. Руководство организатора дискуссии.................................................. 148 Безопасность и здоровье - право человека................................................................. 148 Рекомендации организатору дискуссии....................................................................... 149 Полезные советы............................................................................................................ 157 ПРЕДИСЛОВИЕ Сегодняшние рабочие места определяются все возрастающими изменениями в технологии. Экономическое и социальное развитие также изменяет повседневную жизнь работников. Несмотря на достигнутый прогресс, задачи обеспечения безопасности труда, охраны здоровья и условий труда для многих работников остаются все еще не реализованными, при том, что возникают и новые проблемы, связанные с изменениями в технологии. Можно ли сейчас изменить условия труда, в которых работают мужчины и женщины многих стран так, чтобы они отвечали законным требованиям и ожиданиям работников? Этот вопрос является первостепенным для органов власти, работодателей и работников во всем мире. Данное учебное пособие представляет собой результат объединенных усилий Совместной комиссии работодателей и профсоюзов Швеции по вопросам охраны труда и Международной организации труда (МОТ). Оно подготовлено для обучения работников, непосредственно занятых улучшением условий труда на рабочих местах. Оно разработано специально для использования в развивающихся странах. МОТ, созданная в 1919 году, разрабатывает и принимает международные стандарты труда для защиты работников и распространения практически важной информации о проблемах в сфере труда. Поэтому многие Конвенции и Рекомендации МОТ связаны с проблемами обеспечения безопасности труда, охраны здоровья работников и условиями труда. Например, Конвенция № 1 (1919 г.) провозгласившая, что рабочее время не должно превышать восемь часов в день и 48 часов в неделю, оказала огромное влияние на законодательство и установившуюся практику в разных странах. Рекомендация № 5 (1919 г.) отстаивает создание специальных государственных органов по охране здоровья работников. Другими примерами могут служить Конвенция № 14 (1921 г.), касающаяся выходных дней в промышленности, Рекомендация № 102 (1956 г.) о санитарно-бытовом обслуживании работников, Конвенция № 138 (1973 г.) о минимальном возрасте работников и некоторые другие Конвенции и Рекомендации по безопасности труда, охране здоровья и условиям труда. Последними примерами могут служить Конвенция № 155 (1981 г.) и Рекомендация № 164 (1981 г.) по охране труда.
Новый импульс улучшению условий и охраны труда придала принятая в 1976 г. Международная программа по улучшению обеспечения безопасности, охраны здоровья и условий труда. Программа изложена в отчете Генерального директора МОТ на 60-й сессии Международной конференции по труду «Сделать труд более человечным». Программа имеет широкий спектр задач, включая обеспечение безопасности и охрану здоровья на рабочем месте, время работы и другие проблемы рабочего времени, организацию труда и ее содержание, выбор технологий и обслуживания, а также санитарно-бытовое обслуживание работников. В этом новом подходе учтена насущная необходимость полного совместного участия работодателей и рабочих в осуществлении улучшений в данной сфере. В 1974 году в Швеции Совместная комиссия работодателей и профсоюзов по вопросам охраны труда разработала учебное пособие, предназначенное для ознакомления всех шведских работников с проблемами производственной среды и их решениями. Это пособие состояло из сведений о том, какими способами улучшить безопасность труда, сохранить здоровье в процессе труда и изменить условия труда к лучшему. Оно было рассчитано на использование рабочими и другими людьми, которые могут собираться вместе маленькими группами и обсуждать положение на своих рабочих местах с целью его улучшения. Эти усилия, подкрепленные соглашениями между работодателями и профсоюзами Швеции и закрепленные шведским законодательством, оказались очень успешными. В 1978 году Совместная комиссия работодателей и профсоюзов Швеции по вопросам охраны труда вместе с Международной федерацией рабочих - металлистов создала подобное пособие на английском, испанском и португальском языках для применения его рабочими в развивающихся странах. В 1978 году Международная организация труда в сотрудничестве со Совместной комиссией работодателей и профсоюзов Швеции по вопросам охраны труда адаптировала материал этого пособия и пересмотрела его в свете Международной программы по улучшению обеспечения безопасности, охраны здоровья и условий труда.
Теперь после апробации и применения этого пособия на различных семинарах по обучению работников в различных частях земного шара этот материал может быть с успехом применен на курсах по обучению руководителей, мастеров, рабочих, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и других заинтересованных лиц во всех отраслях промышленности в развивающихся странах. - СОВМЕСТНАЯ КОМИССИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ПРОФСОЮЗОВ ШВЕЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА, СТОКГОЛЬМ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА, ЖЕНЕВА ВВЕДЕНИЕ «Это учебное пособие предназначено для того, чтобы помочь вам в обсуждении вопросов обеспечения безопасности труда, охраны здоровья и условий труда любого работника на своем рабочем месте». Занятость в промышленности Многие из нас искали и находили работу в промышленности с целью обеспечить себе гарантированную занятость. Другой, в равной степени важной причиной, поиска работы было желание приобрести новые навыки и сделать профессиональную карьеру. Все мы хотим, чтобы работа приносила нам удовлетворение и не была опасной для здоровья. Мы также хотим, чтобы она стимулировала наш дальнейший профессиональный рост и развивала личные качества. Однако многие из нас считают, что выполняемая нами работа должна быть более «человечной». Мы опасаемся, что наша работа недостаточно безопасна, а условия труда на рабочем месте опасны для здоровья, жизни и для нашего человеческого достоинства, а также для профессиональных навыков. Часто нам кажется, что наши культурные ценности и самоуважение должны быть гораздо лучше защищены на рабочем месте. Что же можно сделать, чтобы работа была более человечной, приносила больше удовлетворения и стимулировала наше личное развитие? Многие страны Азии, Африки, Латинской Америки и других частей света уже приняли изменения в законодательстве и планах национального развития. Но такие действия не принесут желаемых результатов, если на рабочих местах не будет проявлено должной инициативы. Используя пособие «Безопасность, охрана здоровья и условия труда», мы попытаемся обсудить необходимость «очеловечивания» труда на производстве. Пособие предназначено для повсеместного использования рабочими, мастерами и всеми заинтересованными лицами в промышленности в любой точке земного шара. Учебный курс включает следующие Вопросы для изучения: 1. Чтение по темам: ♦ Обучение по охране труда. ♦ Человек, безопасность, здоровье и техническое оборудование. ♦ Микроклимат на рабочем месте, освещение и шум. ♦ Опасности для здоровья при использовании химических веществ. ♦ Эргономика: приспособление работы к возможностям человека. ♦ Организация труда и рабочее время. ♦ Повседневная деятельность по выполнению требований охраны труда. Преподаватели будут читать вам лекции в качестве вступления к разным разделам этого пособия, но вам и самим нужно прочитать и понять содержание всех разделов учебного пособия. 2. Обсуждение изученных тем: Чтение пособия поможет вам обсудить состояние безопасности, охраны здоровья и условий труда в вашей стране. В нем вы найдете и темы для обсуждения вопросов, относящихся к лекции. Обсуждение подобранных для вас «Вопросов для обсуждения» позволяет сравнить информацию, представленную в пособии, с вашим повседневным опытом, учитывающим реальную ситуацию в стране. Во время обсуждения мы бы хотели услышать, что вы думаете и каков ваш опыт. Этот обучающий курс предназначен для вас и для вашей конкретной ситуации! Важно, чтобы обучение, которое вы начинаете, проходило в возможно более приятной и дружеской атмосфере. Занятия желательно вести в хорошо проветриваемом помещении, в которое не доносится шум. Неплохо было бы использовать видеопроектор, доску и мел. Во время просмотра слайдов или видеофильма рекомендуется затемнить окна. Для групповых дискуссий наиболее приемлемы небольшие аудитории. Методика обучения В течение всего курса обучения при обсуждении проблем отдельных разделов пособия старайтесь работать маленькими группами. Темы этих обсуждений связаны с лекциями, которые также основаны на содержании пособия. «Темы для обсуждения» и групповая работа позволяют вовлечь в обсуждение всех слушателей. Обсуждение должно основываться на конкретных условиях труда слушателей. Вот примерный список некоторых тем для обдумывания и обсуждения: ♦ Как развивается наша промышленность? ♦ Какие изменения мы ожидаем от новых технологий? ♦ Почему на рабочих местах происходят различные несчастные случаи, в том числе смертельные? ♦ Почему очень часто на оборудовании не устанавливают предохранительных устройств? ♦ Почему на рабочем месте бывает слишком жарко или слишком шумно? ♦ Какие химические вещества на моем рабочем месте опасны для моего здоровья? ♦ Какие факторы гарантируют комфортное самочувствие на работе? ♦ Как можно улучшить условия нашей работы? ♦ Какие существуют законы и иные нормативные акты, связанные с работой, и как они применяются? ♦ Как можно изменить существующие условия труда, чтобы процесс труда стал более гуманным? Составьте программу действий для вашего собственного рабочего места. Важно, чтобы все слушатели согласились отвести определенное время для групповых дискуссий. Групповые дискуссии является хорошо проверенным и доказанным средством обучения. Такая работа с пособием и обсуждение в группах давно доказаны как наилучший способ обучения при использовании данного пособия. Участники группового обсуждения сами решают, как обсуждать вопросы настоящего курса обучения. Если вам кажется, что некоторые проблемы требуют более тщательного обсуждения, вы вправе высказать свое мнение. Вопросы для обсуждения: ♦ Ознакомьтесь с содержанием этого пособия. ♦ Какие вопросы, по вашему мнению, должны быть обсуждены в первую очередь на групповых занятиях? РАЗДЕЛ 1. БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ «Люди получают травмы, становятся инвалидами и даже погибают на рабочих местах из-за несчастных случаев на производстве. Что можно сделать для предотвращения несчастных случаев на производстве?» Причины несчастных случаев Этот несчастный случай довольно типичен. Рабочий работал, стоя на лестнице, и неожиданно упал с нее. За этими легко видимыми фактами скрыты некоторые основные причины происшедшего несчастного случая. Расследование причин несчастного случая помогает предотвратить такие случаи в будущем. В начале любого расследования нужно выяснить, не было ли отклонений от правильных приемов работы. К таким отклонениям могут относиться неправильно или плохо функционирующее оборудование, неверно подобранные рабочие материалы, несоблюдение безопасных приемов работы, недостаточное место в проходах и коридорах или разлитая по полу жидкость. Один из самых частых несчастных случаев, вызывающий серьезные травмы, связан с падением с лестницы или платформы. Нужно тщательнее разбираться в каждой причине несчастных случаев. Скажем так: с лестницы сам по себе никто не падает. Опасность травмирования на рабочих местах Опасность травмирования существует на всех рабочих местах. Безопасность может быть гарантирована только осведомленностью о возможных рисках и своевременной защитой от них до того момента, пока опасности не будут полностью устранены. Технологический прогресс происходит постоянно, но одновременно с повышением производительности и безопасности на рабочем месте, он может сам создать новые опасности. В этом разделе мы обсудим следующие моменты: ♦ причины несчастных случаев ♦ первая помощь пострадавшему ♦ техническое оборудование ♦ грузоподъемное оборудование ♦ транспортные средства ♦ станки ♦ инструменты и оборудование ♦ электричество и опасности, вызванные им ♦ сварка ♦ поддержание чистоты на рабочем месте. В конце каждого раздела будут даны полезные советы. Вопросы для обсуждения: ♦ Какие типы опасностей, о которых говорилось в начале раздела «Безопасность, здоровье и техническое оборудование», наиболее существенны? ♦ Какие меры принимаются для того, чтобы работники были осведомлены о наиболее серьезных опасностях? ♦ Считаете ли вы, что работники достаточно знают о наиболее серьезных опасностях? Три главные причины Несчастные случаи вызывают как человеческие страдания, так и значительные производственные потери и материальный ущерб. Для проведения эффективного расследования и предотвращения новых несчастных случаев нужно выяснить, чем вызваны отклонения от обычных приемов работы. К трем главным факторам относятся: Техническое оборудование. Например: отсутствие оборудования или его неудачная конструкция приведут в последствии к неожиданным событиям, которые в результате закончатся несчастным случаем. Условия труда могут повлиять на нас непосредственно, вызывая несчастные случаи. К неблагоприятным факторам производственной среды относятся: ♦ беспорядок на рабочем месте ♦ высокий уровень шума ♦ слишком высокая или очень низкая температура воздуха ♦ недостаточная вентиляция ♦ плохое освещение Несчастные случаи вызывают как человеческие страдания, так и значительные производственные потери и материальный ущерб. Персонал. Ваши действия сами могут увеличить риск несчастных случаев. Любая работа в итоге должна планироваться с учетом «человеческого фактора». Работодатель несет ответственность за планирование и состояние рабочего места. Важными факторами могут быть: ♦ Опыт работы. Обычно самыми критическими являются начало работы и начало новой операции. То же самое относится и к перемене работы. ♦ Информация и инструктаж о приемах работы и возможных опасностях. ♦ Возраст. С возрастом люди обычно больше подвержены опасностям, например, при падении. И вообще, с годами ухудшается зрение и слух. Таковы некоторые факторы, вызывающие несчастные случаи на производстве. Оказание первой помощи Аптечка и материалы для оказания первой помощи должны быть всегда под рукой для оказания помощи при ранении или недомогании на всех рабочих местах. В каждом подразделении должны быть лица, умеющие оказать первую помощь. Для оказания помощи должна быть аптечка и носилки с одеялами. Нужно знать, где в случае необходимости можно найти человека, обученного приемам оказания первой помощи. При несчастном случае нужно сделать следующее: ♦ защитить от поражения других людей ♦ вызвать мастера или лицо, отвечающее за оказание первой помощи. При необходимости вызвать скорую помощь. ♦ оказать помощь пострадавшему. Задачей каждого является скорейшее оказание первой помощи при несчастном случае или неожиданно заболевшему человеку. Предпринимаемые в первые минуты действия являются решающими для спасения жизни или предотвращения дальнейшего ухудшения состояния пострадавшего. Каждый работник должен знать в лицо человека, оказывающего первую помощь, и места, где его можно найти. Этот человек отвечает за комплектность аптечки и следит за ее содержимым. В случае серьезного несчастного случая при оказании первой помощи нужно соблюдать следующий порядок: 1. Проверка дыхания Проверить, свободны ли у пострадавшего органы дыхания. Если человек находится без сознания или лежит на спине, он может задохнуться, потому что язык может перекрыть доступ воздуха, заблокировав дыхательные пути. Человека в бессознательном состоянии нужно сразу перевернуть лицом вниз. После чего осмотреть, нет ли поражений спины. Если нельзя определить наличие дыхания через рот или через нос и грудная клетка неподвижна, значит у пострадавшего наблюдается остановка дыхания. Позовите на помощь. Затем освободите дыхательные пути пострадавшего, откинув назад его голову. Сделайте искусственное дыхание. Первые четыре вдоха должны быть быстрыми, остальные делайте в нормальном ритме. Результативность проверяется по движению грудной клетки. 2. Прекращение дыхания, искусственное дыхание Если человек просто упал в обморок, поддержите его голову одной рукой, а другую руку положите ему на лоб. Откиньте ему голову назад. Зажмите ему нос и вдувайте воздух через рот. Если не исключена возможность поражения шеи, возьмите пострадавшего за подбородок и поднимите его от шеи, не двигая ее. Следите за грудной клеткой пострадавшего, и когда она поднимется, станет ясно, что легкие стали наполняться воздухом. Повторяйте дыхательные движения каждые пять секунд. Продолжайте искусственное дыхание до тех пор, пока пострадавший не начнет дышать, или до прибытия врача. Если вы обучены приемам проведения закрытого массажа сердца, начните его, если к этому имеются показания. 3. Остановка кровотечения Если у пострадавшего началось кровотечение, попробуйте его остановить, нажав на артерию или подняв вверх пораженную конечность. В большинстве случаев этого бывает достаточно для остановки кровотечения. Пострадавшего нужно уложить с приподнятыми конечностями ног, кроме случаев поражения головы или грудной клетки или затруднения дыхания. 4. Предотвращение шока При серьезных несчастных случаях, например, при серьезных ранениях с большой потерей крови, сдавливании, поражении грудной клетки или брюшной полости с внутренним кровотечением или серьезных ожогах и др., существует высокий риск шокового состояния. Шок при серьезных несчастных случаях может привести к смертельному исходу. Но его можно предотвратить! Сначала проверьте, дышит ли пострадавший сам. Затем для предотвращения шока уложите его на бок лицом вниз. Ослабьте любую давящую одежду. Подложите под пострадавшего одеяло и прикройте его. Защитите его от прямого солнечного света. Не давайте ему пить, если это не было предписано врачом. При необходимости смочите ему губы и язык. Примерные действия для предотвращения шока: ♦ освободить дыхание: человека в бессознательном состоянии всегда нужно уложить на бок и немного на живот. Если повреждена шея, нужно обращаться с ней очень осторожно. ♦ остановить кровотечение: надавить на пораженный участок, конечность приподнять. ♦ уложить пострадавшего: ноги должны быть приподняты выше уровня головы. Полезным является тепло, поэтому пострадавшего нужно укрыть одеялом. Нужно измерить температуру тела. 5. Раны, порезы, натертости Самое распространенное поражение - это порез или натертость. Если порез или натертость кровоточат, надо сначала остановить кровотечение и очистить рану, тщательно и осторожно промыв ее водой с мылом. После этого следует забинтовать ее. Лицо, отвечающее за оказание первой помощи, должно следить за чистотой рук. Нельзя касаться руками открытой раны и той поверхности бинта, которая непосредственно соприкасается с раной. С серьезными ранами и порезами нужно обратиться к врачу. В таком случае первая помощь ограничивается наложением повязки. Все глубокие раны или натертости, полученные при работе вне помещения, должны быть обработаны врачом для предотвращения поражения столбняком. Если застарелая рана начала воспаляться (появились припухлость, изменение цвета, болевые ощущения), нужно обратиться к компетентному медицинскому персоналу. Ожоги Если на пострадавшем человеке загорелась одежда, лучшим способом тушения на нем огня является набрасывание на него одеяла или катание его по полу. После тушения огня проверьте, не нарушено ли у пострадавшего дыхание, затем охладите его водой, покройте место ожога повязкой и как можно скорее отправьте пораженного в больницу. Ни при каких обстоятельствах не пытайтесь снять с пострадавшего одежду. Если поверхность ожога больше размера ладони или если обожжено лицо, можно наложить на ожог защитную повязку. После таких предварительных мер необходимо срочно доставить пострадавшего в больницу или показать врачу. Если ожоги более серьезны, вполне вероятно, что пострадавший впадет в шоковое состояние. Всегда нужно быть готовым принять все меры для предотвращения шока. Если пораженный участок меньше размера ладони, начните обработку раны с охлаждения ожога. Можно сразу же промыть рану под проточной водой или дистиллированной водой из аптечки первой помощи. Для обработки раны никогда не используйте муку, масло, крем, алкогольные вещества, йод или подобные препараты! Нельзя на ожог накладывать пластырь.
Химические ожоги При попадании на кожу кислоты или щелочи, надо сразу смыть их с кожи водой, если в инструкции не указаны другие меры. Затем пораженный участок обрабатывают так же, как и ожог. Часто раны от разъедающих веществ намного серьезнее, чем это кажется в начале. Поэтому независимо от степени поражения рану должен осмотреть врач. Опасные химические вещества, например, кислоты и щелочь, могут очень быстро вызвать серьезные химические ожоги. Если такие вещества попали в глаза или на кожу, их нужно срочно смыть водой, буквально в течение нескольких секунд. В непосредственной близости от рабочего места должен быть установлен аварийный душ или фонтанчик. Доступ к таким местам всегда должен быть свободным, а их рабочее состояние надо регулярно проверять. Такие опасности можно предотвратить, если отгородить место рабочего процесса, связанного с применением химических веществ. Обязательно применение индивидуальных средств защиты: очки, перчатки, фартуки. 8. Поражение глаз Особенно серьезно нужно отнестись к поражению глаз или области вокруг них. Самой распространенной жалобой бывает: «что-то попало в глаз». Если в глаз по Запомните! ♦ Если предмет застрял в глазу, он может быть удален только врачом! Щелочь или кислота при попадании в глаза вызывают сильную боль. Из-за опасности поражения глаз едкие вещества немедленно смываются водой (сразу же после поражения в течение не более 10 минут). После промывания надо показаться врачу. Если в глаза попал слепящий свет электрической дуги, например, при сварочных Вопросы для обсуждения: ♦ Опишите необходимые условия для оказания первой помощи. ♦ Что должно находиться в аптечке для оказания первой помощи? ♦ Обучен ли кто-либо из вашей рабочей группы приемам оказания первой помощи? ♦ Какими навыками должен обладать такой человек? ♦ Опишите самые важные приготовления для оказания первой помощи при серьезных травмах. 9. Поражение электрическим током Воздействие электрического тока влияет на сердце и очень быстро может стать смертельным. Дополнительные травмы бывают вызваны падением с подмостков, лестницы или другого высокого места при воздействии электрического тока. Если пострадавший все еще касается проводника с током, нужно отключить ток, прекратив его подачу, с помощью выключателя. Если ток отключить нельзя, то с помощью длинного, чистого, сухого и изоляционного приспособления типа палки надо оттащить человека от источника тока или убрать от него сам источник тока. Запомните! ♦ Неизолированное прикосновение к человеку, находящемуся под воздействием После освобождения пострадавшего от источника тока, сделайте ему закрытый массаж сердца, если это необходимо, на месте. Не тратьте драгоценное время на доставку пострадавшего в лечебное учреждение или в другое место. Как правило, электрические ожоги не нужно обрабатывать на месте. 10. Переломы конечностей, растяжение связок и вывихи При подозрении на перелом необходимо наложить шину на конечность для предотвращения дальнейшего перелома и уменьшения боли. Наложите лубок, пару палок или даже свернутые рулоном газеты поверх одежды и закрепите их наложением повязки. Шина или палки должны быть достаточно длинными, чтобы захватить суставы выше и ниже перелома. Чтобы избежать ненужного давления на место перелома, положите прокладку между шиной и конечностью. При открытом переломе наложите повязку, а потом шину. При переломе рук или ног не усугубляйте положение, пытаясь выпрямить конечность. На рисунке изображен правильный способ транспортировки человека с переломом ноги. На ногу наложена шина из свернутых роликом одеял, чтобы нога не двигалась больше, чем необходимо. На каждом рабочем месте и на каждом предприятии должен быть план и обеспечены условия для быстрейшей доставки пострадавшего в больницу и проведения лечения всех возможных поражений. 11. Повреждение черепа и позвоночника Удары по голове могут привести к потере сознания и повреждению спинного мозга. Если пострадавший дышит и находится в сознании, его нельзя перемещать, если только не требуется освободить его дыхательные пути. В этом случае поверните его немного набок лицом вниз, стараясь не повредить позвоночник. В таком положении удается предотвратить кровоток в дыхательные пути из-за поражения горла или полости рта. Никогда не кладите тампон в нос для остановки кровотечения. Если кровь течет из ушей, не пытайтесь ее промыть. Если человек лежит без сознания с плотно сжатыми челюстями, не пытайтесь силой их разжать. Запомните! ♦ Человек в бессознательном состоянии совершенно беззащитен. Обращайтесь с таким человеком как можно осторожнее и заботливее. Никогда не пытайтесь напоить человека в бессознательном состоянии: вода может попасть в дыхательные пути или легкие и вызвать удушье. При подозрении на перелом позвоночника или тазовых костей перемещать больного может только профессионал-врач. 12. Поражения брюшной полости Если поражение брюшной полости вызвано ударом, падением тяжелого предмета на человека или если его задавили и др., то пострадавшего нужно немедленно доставить в больницу. Пострадавшему нельзя давать ни есть, ни пить. Открытые раны следует покрыть чистым влажным бинтом. С особой осторожностью нужно доставить пострадавшего в больницу. 13. Как поднять пострадавшего Когда пострадавшего надо доставить в безопасное место для ожидания прибытия скорой помощи, лучше всего это сделать с помощью носилок или большого одеяла. Чтобы поскорее вынести пострадавшего из опасного места, источника пожара, лучше всего его тащить за одежду по полу.
Запомните! ♦ Основные правила поведения при несчастном случае: 1) предотвратить поражение Вопросы для обсуждения: ♦ Какие имеются условия на вашем рабочем месте для оказания первой помощи при травмах, связанных с повреждениями глаз и/или кожи? ♦ Не получал ли кто-нибудь на вашем предприятии удара электрическим током? Если да, то почему это произошло? ♦ Какие еще необходимы условия для оказания первой помощи пострадавшему помимо применения аптечки? ♦ Можете ли в
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|