Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечивающие подсистемы информационных систем

 

В целом работу ИС в контуре управления определяют ее функциональная структура и информационное обеспечение; поведение человека — организационное и кадровое; функции автомата — математическое и техническое обеспечения.

Функциональная структура (рис. 3.5) представляет собой перечень реализуемых ею функций (задач) и отражает их соподчиненность. Под функцией ИС понимается круг действия ИС, направленных на достижение частной цели управления. Состав функций, реализуемых в ИС, регламентируется ГОСТом и подразделяется на информационные и управляющие функции.

 

Информационные функции — это централизованный контроль (1 — измерение значений параметров, 2 — измерение их отклонений от заданных значений) и вычислительные и логические операции (3 — тестирование i работоспособности И С и 4 — подготовка и обмен информацией с другими I системами). Управляющие функции должны осуществлять: 5 — поиск и расчет рациональных режимов управления, 6 — реализацию заданных режимов управления.

Информационное обеспечение — это совокупность средств и методов построения информационной базы (рис. 3.6). Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных внутри ИС, документов, графиков и сигналов вне ИС. Информационное обеспечение подразделяют на внешнее и внутреннее.

Математическое обеспечение состоит из алгоритмического и программ­ного (рис. 3.7). Алгоритмическое обеспечение представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации. Программное обе­спечение состоит из общего (ОС, трансляторы, тесты и диагностика и др., т.е. все то, что обеспечивает работу «железа») и специального (прикладное программное обеспечение, обеспечивающее автоматизацию процессов управления в заданной предметной области).

Техническое обеспечение состоит из устройств: измерения, преобразо­вания, передачи, хранения, обработки, отображения, регистрации, ввода/ вывода информации и исполнительных устройств (рис. 3.8).

Кадровое обеспечение — это совокупность методов и средств по органи­зации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС. Его целью является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего

ее развития. Кадровое обеспечение включает в себя методики обучения, программы курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними и т.д.

Организационное обеспечение — это совокупность средств и методов организации производства и управления им в условиях внедрения ИС. Целью организационного обеспечения является: выбор и постановка задач управления, анализ системы управления и путей ее совершенствования, разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала, внедрение задач управления. Организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции и т.д.

Это обеспечение является одной из важнейших подсистем И С, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. В его состав входит четыре группы компонентов.

Первая группа включает в себя важнейшие методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы (общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС, типовые проектные решения, методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятиях; методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации).

Ко второй группе относят совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС (комплексы задач управления, включая типовые пакеты прикладных программ; типовые структуры управления предприятием; унифицированные системы документов; общесистемные и отраслевые классификаторы и т.п.).

В третью группу входит техническая документация, получаемая в про­цессе обследования, проектирования и внедрения системы (технико-экономическое обоснование; техническое задание; технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в экс­плуатацию).

К четвертой группе относится подсистема, в которой представлено организационно-штатное расписание, определяющее, в частности, состав I специалистов по функциональным подсистемам управления.

Правовое обеспечение предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которая включает в себя совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результирующей информации системы.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) представляет собой совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в информационных системах, а также правил формализации естественного языка, включающих в себя методы сжатия и раскрытия текстовой инфор­мации для повышения эффективности автоматизированной обработки информации. Средства, входящие в подсистему ЛО, делятся (рис. 3.9) на две группы: традиционные языки (естественные, математические, алгорит­мические, языки моделирования) и предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые, языки СУБД, операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).

Технологическое обеспечение (Electronic Data Processing — EDP) ИС соответствует разделению И С на подсистемы по технологическим этапам первичной информации (этапы технологического процесса сбора,
передачи, накопления, хранения, обработки первичной информации, получения и выдачи результатной информации);

• организационно-распорядительной документации (этапы получения иcходящей документации, передачи на исполнение, этапы формирования
и хранения дел, составления и размножения внутренних документов
и отчетов);

• технологической документации и чертежей (этапы ввода в систему
и актуализации шаблонов изделий, ввода исходных данных и формирования проектной документации для новых видов изделий, выдачи на плоттер чертежей, актуализации банка ГОСТов, ОСТов, технических условий, нормативных данных, подготовки и выдачи технологической документации по новым видам изделий);

• баз данных и знаний (этапы формирования баз данных и знаний,
пвода и обработки запросов на поиск решения, выдачи варианта решения
и объяснения к нему);

• научно-технической информации, ГОСТов и технических условий,
правовых документов и дел (этапы формирования поисковых образов
документов, формирования информационного фонда, ведения тезауруса
справочника ключевых слов и их кодов, кодирования запроса на поиск, выполнения поиска и выдачи документа или адреса хранения документа).

Технологическое обеспечение развитых ИС включает в себя подсистемы: OLTP — оперативной обработки данных транзакционного типа, которая обеспечивает высокую скорость обработки большого числа транзакций, ориентированных на фиксированные алгоритмы поиска и обработки информации БД; OLAP — оперативный анализ данных для поддержки принятия управленческого решения.

 

 

Классификация информационных систем

Понятие структурированности задач. При создании или классификации ИС неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным — математическим и алгоритмическим — описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации задачи, определяемый степенью участия человека в принятии решения на основе получаемой информации. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определя ет степень автоматизации задачи.

Различают три типа задач, для которых создаются ИС: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.:

Структурированная (формализуемая) задача — задача, в которой известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.

Неструктурированная (неформализуемая) задача — задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.

В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования ИС для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т. е. без участия человека.

Типы информационных систем. ИС, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида (рис. 18):

—создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение;

—разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.

ИС, создающие управленческие отчеты, предоставляют пользователю информационную поддержку, т. е. доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку.

Процедуры манипулирования данными в ИС должны обеспечивать следующие возможности:

—составление комбинаций данных, получаемых из различных источников;быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;

—управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;

—логическую независимость данных одного типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;

—автоматическое отслеживание потока информации
для наполнения баз данных.

ИС, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными и экспертными.

Модельные ИС предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования. Основные функции модельной ИС:

—возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования («как сделать, чтобы»?, «что будет, если»?), анализ чувствительности и др.;

—достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;

—оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;

—возможность графического отображения динамики модели

—;возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

Экспертные ИС обеспечивают выработку и оценку пользователем возможных альтернатив за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний. Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.

Экспертная поддержка первого уровня исходит из концепции типовых управленческих решений, в соответствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т. е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создают информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.

Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений, который генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.

Классификация по степени автоматизации. В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой ИС определяют как ручные, автоматические, автоматизированные.

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.

Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин «информационная система» обязательно вкладывается понятие автоматизированной системы. Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения (рис. 19).

Классификация по характеру использования информции. По этой классификации ИС делят на информационо-поисковые и информационно-решающие.

Информационно-поисковые системы производят ввс систематизацию, хранение и выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данш (например, информационно-поисковые системы в библ отеках, железнодорожных и авиакассах).

Информационно-решающие системы осуществляют в операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить управляющие и советующие ИС.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут слу­жить системы оперативного планирования выпуска продукции и бухгалтерского учета.

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не реализуется им немедленно в серии конкретных действий. Эти системы обладают более высокой, степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

Классификация по сфере применения. ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто любые ИС понимают именно в данном толковании. Основные функции подобных систем: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи.

ИС управления технологическими процессами служат для автоматизации функций производственного персонала. Их широко используют для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.

ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники и технологии. Основные функции САПР: инженерные расчеты, создание гра­фической (чертежей, схем, планов) и проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) ИС применяют для автоматизации всех функций данной организации в рамках всего цикла — от проектирования до сбыта продукции. Их создание весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т. д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре организации, на что может решиться не каждый управляющий.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

/. Дайте определение понятия «информационная система управления»

. 2. Назовите виды информационных систем управления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...