Информационные монотехнологии
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Пространством взаимодействия субъектов педагогического процесса посредством информационных технологий является учебная информационная среда. Учебная информационная среда - совокупность средств и условий, обеспечивающих информационноучебное взаимодействие между учащимися, учителями и информационно-коммуникационными средствами обучения, направленное на формирование познавательной активности обучаемого (С. М. Попов). Учебная информационная среда может быть виртуальной, если она порождается во время интерактивного взаимодействия учителя и учащихся (преимущественно опосредованного через информационные технологии). Виртуальное обучение - процесс коммуникативного взаимодействия субъектов и объектов обучения в виртуальной учебной среде, специфику содержания которой определяют конкретные субъекты и объекты только во время самого взаимодействия (А. В. Хуторской). Развитие информационных технологий обусловило их применение на всех уровнях образования. Широкое распространение средств телекоммуникации в странах СНГ в начале 90-х годов актуализировало идею осуществления образовательной коммуникации на расстоянии посредством электронной почты, заложив практическое начало дистанционного обучения. Дистанционное обучение - это характеризующаяся удаленностью учителей и учеников друг от друга форма организации обучения, в рамках которой интерактивное взаимодействие между ними осуществляется при по- мощи компьютерных телекоммуникаций. Материальной основой современного дистанционного обучения выступают компьютеры, телекоммуникации, системы мультимедиа и другие виды информационных технологий. Дистанционное обучение может осуществляться через сеть Интернет, с помощью локальных сетей, видеосвязи и других средств.
Если в дистанционном обучении средством телекоммуникации является сеть Интернет, то такая форма организации обучения называется Интернет-обучение (А. В. Хуторской). Дистанционное обучение имеет следующие характеристики. 1. Ведщая роль учащегося. Для того чтобы пройти курс дистанционного обучения, от учащегося требуются высокая мотивированность, самоорганизация, трудолюбие и определенный начальный уровень знаний и навыков. 2. Координирующая роль учителя. На учителя возлагаются такие функции, как координирование образовательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование и т. д. Взаимодействие с обучаемыми осуществляется в основном асинхронно с помощью средств телекоммуникации. 3. Гибкость. Учащиеся в целом не посещают регулярных занятий, каждый может учиться столько, сколько ему необходимо для освоения предмета. 4. Модульность. В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучаемым, создают целостное представление об определенной предметной области 5. Нерегламентированность. В процессе обучения обучающий и обучаемый могут взаимодействовать по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе. 6. Широкий диапазон. Количество учащихся и их географическое местопребывание не является критичным параметром. Все учащиеся имеют доступ к Интернет-ресурсам, а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи. Дистанционное обучение преимущественно ориентировано на применение в высшей школе, в системе переподготовки и повышении квалификации специалистов; также накоплен позитивный опыт внедрения его элементов в средней школе. Развитие идеи дистанционного обучения о расширении возможностей доступности и личного выбора в процессе обучения, а также высокий уровень развития информационных технологий позволили реализовать открытую модель образования, основанную на применении информационных технологий.
Открытое образование - это система обучения, доступная любому желающему без анализа исходного уровня его знаний, использующая технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение в ритме, удобном учащемуся. Интеграцию дистанционной и традиционной форм организации обучения отражает понятие «электронное обучение». Электронное обучение - обучение, основанное на применении в педагогическом процессе информационных и телекоммуникационных технологий, таких как «он-лайн»-обучение, обучение на основе веб-технологий, мультимедиа и других. В настоящее время термин «электронное обучение» постепенно вытесняет термины «дистанционное обучение» и «компьютерное обучение», поскольку компьютерные технологии обучения широко применяются как в традиционных системах обучения, так и в системах дистанционного обучения.
5. Физиолого-гигиенические требования к взаимодействию учащихся с компьютером
Безопасная продолжительность работы учащегося за компьютером зависит от многих обстоятельств. При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе рода занятий время безопасной работы может быть увеличено в два-три раза по сравнению с ранее существовавшими нормами. А при плохой организации рабочего места даже общепринятые нормы могут быть вредны для здоровья. Специалисты по охране труда предлагают три варианта нормативов.
В практике обучения для старших классов применяется следующая система. Компьютерный урок занимает 1,5 астрономических часа в день. Он начинается с 15-минутной теоретической части, затем 30 минут работы, потом 15-минутный перерыв, затем еще 30 минут работы.Для снижения вреда от работы за компьютером специалисты предлагают учитывать следующие факторы влияния (см. таблицу).
Разработан ряд комплексов упражнений для выполнения во время перерывов в работе с компьютером. Они включают упражнения для глаз (для расслабления глазных мышц, улучшения кровообращения в зрительном аппарате, избавление от ощущения усталости глаз), для рук (для снятия напряжения в кистях и запястьях), для лица, шеи и тела (для расслабления тела, снятия нервного напряжения, восстановление нормального ритма дыхания). Вопросы и задания для самоконтроля 1. Раскройте содержание понятий «информационные технологии обучения» и «компьютерные технологии обучения». Установите соотношение между ними. 2. Дайте характеристику уровней применения информационных технологий в педагогическом процессе. 3. Назовите и охарактеризуйте формы применения компьютера на уроке. Соотнесите их с различными видами педагогических программных средств.
4. Раскройте сущность модели рациональной организации самостоятельной работы учащихся на основе применения компьютера. 5. Перечислите преимущества и недостатки использования компьютера в педагогическом процессе. Какие из них можно отнести к объективным, какие - к субъективным? Можно ли избежать перечисленных недостатков? 6. Охарактеризуйте основные информационные монотехнологии. Какие из них, на ваш взгляд, самые перспективные и почему? 7. С учетом физиолого-гигиенических требований к взаимодействию учащихся с компьютером разработайте рекомендации для педагога, применяющего компьютер на учебных занятиях, и памятку для учащихся, работающих за компьютером. Глоссарий Информационные технологии обучения - педагогические технологии, использующие специальные методы, программные и технические средства работы с информацией и предназначенные для создания новых возможностей эффективного достижения дидактических целей. Компьютерные технологии обучения - это технологии обучения, в которых главным средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер. Педагогические программные средства — компьютерные продукты и системы, специально разработанные или адаптированные для применения в обучении, отражающие содержание некоторой предметной области. Распределенный информационный образовательный ресурс совокупность ППС, электронных изданий и другой информации образовательного назначения, представленной в глобальных сетях. Учебная информационная среда — совокупность средств и условий, обеспечивающих информационно-учебное взаимодействие между учащимися, учителями и информационно-коммуникационными средствами обучения, направленное на формирование познавательной активности обучаемого. Учебная информационная среда может быть виртуальной, если она порождается во время интерактивного взаимодействия учителя и учащихся (преимущественно опосредованного через информационные технологии). Виртуальное обучение - процесс коммуникативного взаимодействия субъектов и объектов обучения в виртуальной учебной среде, специфику содержания которой определяют конкретные субъекты и объекты только во время самого взаимодействия. Дистанционное обучение - характеризующаяся удаленностью учителей и учеников друг от друга форма организации обучения, в рамках которой интерактивное взаимодействие между ними осуществляется при помощи компьютерных телекоммуникаций.
Интернет-обучение - дистанционное обучение, средством телекоммуникации которого является сеть Интернет. Открытое образование — это система обучения, доступная любому желающему без анализа исходного уровня его знаний, использующая технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение в ритме, удобном учащемуся. Электронное обучение - обучение, основанное на применении в педагогическом процессе информационных и телекоммуникационных технологий, таких как «онлайн»-обучение, обучение на основе веб-технологий, мультимедиа и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|