Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационные монотехнологии




Пространством взаимодействия субъектов педагогического процесса посредством информационных технологий является учебная информационная среда.

Учебная информационная среда - совокупность средств и условий, обеспечивающих информационноучебное взаимодействие между учащимися, учителями и информационно-коммуникационными средствами обучения, направленное на формирование познавательной активности обучаемого (С. М. Попов). Учебная информационная среда может быть виртуальной, если она порождается во время интерактивного взаимодействия учителя и учащихся (преимущественно опосредованного через информационные технологии).

Виртуальное обучение - процесс коммуникативного взаимодействия субъектов и объектов обучения в виртуальной учебной среде, специфику содержания которой определяют конкретные субъекты и объекты только во время самого взаимодействия (А. В. Хуторской).

Развитие информационных технологий обусловило их применение на всех уровнях образования. Широкое распространение средств телекоммуникации в странах СНГ в начале 90-х годов актуализировало идею осуществления образовательной коммуникации на расстоянии посредством электронной почты, заложив практическое начало дистанционного обучения.

Дистанционное обучение - это характеризующаяся удаленностью учителей и учеников друг от друга форма организации обучения, в рамках которой интерактивное взаимодействие между ними осуществляется при по-

мощи компьютерных телекоммуникаций. Материальной основой современного дистанционного обучения выступают компьютеры, телекоммуникации, системы мультимедиа и другие виды информационных технологий. Дистанционное обучение может осуществляться через сеть Интернет, с помощью локальных сетей, видеосвязи и других средств.

Если в дистанционном обучении средством телекоммуникации является сеть Интернет, то такая форма организации обучения называется Интернет-обучение (А. В. Хуторской). Дистанционное обучение имеет следующие характеристики.

1. Ведщая роль учащегося. Для того чтобы пройти курс дистанционного обучения, от учащегося требуются высокая мотивированность, самоорганизация, трудолюбие и определенный начальный уровень знаний и навыков.

2. Координирующая роль учителя. На учителя возлагаются такие функции, как координирование образовательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование и т. д. Взаимодействие с обучаемыми осуществляется в основном асинхронно с помощью средств телекоммуникации.

3. Гибкость. Учащиеся в целом не посещают регулярных занятий, каждый может учиться столько, сколько ему необходимо для освоения предмета.

4. Модульность. В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучаемым, создают

целостное представление об определенной предметной области

5. Нерегламентированность. В процессе обучения обучающий и обучаемый могут взаимодействовать по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.

6. Широкий диапазон. Количество учащихся и их географическое местопребывание не является критичным параметром. Все учащиеся имеют доступ к Интернет-ресурсам, а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи.

Дистанционное обучение преимущественно ориентировано на применение в высшей школе, в системе переподготовки и повышении квалификации специалистов; также накоплен позитивный опыт внедрения его элементов в средней школе. Развитие идеи дистанционного обучения о расширении возможностей доступности и личного выбора в процессе обучения, а также высокий уровень развития информационных технологий позволили реализовать открытую модель образования, основанную на применении информационных технологий.

Открытое образование - это система обучения, доступная любому желающему без анализа исходного уровня его знаний, использующая технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение в ритме, удобном учащемуся. Интеграцию дистанционной и традиционной форм организации обучения отражает понятие «электронное обучение». Электронное обучение - обучение, основанное на применении в педагогическом процессе информационных и телекоммуникационных технологий, таких как «он-лайн»-обучение, обучение на основе веб-технологий, мультимедиа и других.

В настоящее время термин «электронное обучение» постепенно вытесняет термины «дистанционное обучение» и «компьютерное обучение», поскольку компьютерные технологии обучения широко применяются как в традиционных системах обучения, так и в системах дистанционного обучения.

 

5. Физиолого-гигиенические требования к взаимодействию учащихся с компьютером

 

Безопасная продолжительность работы учащегося за компьютером зависит от многих обстоятельств. При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе рода занятий время безопасной работы может быть увеличено в два-три раза по сравнению с ранее существовавшими нормами. А при плохой организации рабочего места даже общепринятые нормы могут быть вредны для здоровья. Специалисты по охране труда предлагают три варианта нормативов.

 

 

 

  1 класс   2—3 классы 4—6 классы 7—9 классы 10—11 классы
Вариант 1.   Запрещено 30 мин/нед. 1 ч/нед. 2 ч/нед. 4 ч/нед.
Вариант 2 30 мин/нед. 45 мин/нед. 1,5 ч/нед., но не более 45 мин. в день 2,5 ч/нед., не более 1 часа в день 6 ч/нед.,не более 1 часа в день
Вариант 3. 45 мин/нед. 45 мин/нед 2 ч/нед., 1 час в день 2,5 ч/нед., 1 час в день 7 ч/нед., 1 час в день  

 

В практике обучения для старших классов применяется следующая система. Компьютерный урок занимает 1,5 астрономических часа в день. Он начинается с 15-минутной теоретической части, затем 30 минут работы, потом 15-минутный перерыв, затем еще 30 минут работы.Для снижения вреда от работы за компьютером специалисты предлагают учитывать следующие факторы влияния (см. таблицу).

 

 

Факторы снижения вреда от работы за компьютером  
1. Снижение утомляемости глаз и психического напряжения   2. Снижение физического утомления (стесненной позы 3.Снижение электромагнитного излучения  
 Правильное расстояние до дисплея (45—60 см).  Для того чтобы избавиться от бликов на экране от дополнительных сточников света, их необходимо использовать только для подсветки документов, при этом естественный свет должен падать сбоку (слева).  Регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут.  Ограничение времени работы в Интерне-те и с играми, подобными Doom (наиболее вредны для зрения и психики).  Поощрение мультимедиа со звуком (расслабляет зрение)   Специальный компьютерный стул на газпатроне, без подлокотников. Специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру    Установка монитора задней стенкой к стене.  Исключение пыли в помещении.  Умывание холодной водой после работы.  Работа в хорошо пpоветpенном помещении (желательно установить ионизатор)  

 

Разработан ряд комплексов упражнений для выполнения во время перерывов в работе с компьютером. Они включают упражнения для глаз (для расслабления глазных мышц, улучшения кровообращения в зрительном аппарате, избавление от ощущения усталости глаз), для рук (для снятия напряжения в кистях и запястьях), для лица, шеи и тела (для расслабления тела, снятия нервного напряжения, восстановление нормального ритма дыхания).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятий «информационные технологии обучения» и «компьютерные технологии обучения». Установите соотношение между ними.

2. Дайте характеристику уровней применения информационных технологий в педагогическом процессе.

3. Назовите и охарактеризуйте формы применения компьютера на уроке. Соотнесите их с различными видами педагогических программных средств.

4. Раскройте сущность модели рациональной организации самостоятельной работы учащихся на основе применения компьютера.

5. Перечислите преимущества и недостатки использования компьютера в педагогическом процессе. Какие из них можно отнести к объективным, какие - к субъективным? Можно ли избежать перечисленных недостатков?

6. Охарактеризуйте основные информационные монотехнологии. Какие из них, на ваш взгляд, самые перспективные и почему?

7. С учетом физиолого-гигиенических требований к взаимодействию учащихся с компьютером разработайте рекомендации для педагога, применяющего компьютер на учебных занятиях, и памятку для учащихся, работающих за компьютером.

Глоссарий

 Информационные технологии обучения - педагогические технологии, использующие специальные методы, программные и технические средства работы с информацией и предназначенные для создания новых возможностей эффективного достижения дидактических целей.

 Компьютерные технологии обучения - это технологии обучения, в которых главным средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.

 Педагогические программные средства — компьютерные продукты и системы, специально разработанные или адаптированные для применения в обучении, отражающие содержание некоторой предметной области.

 Распределенный информационный образовательный ресурс совокупность ППС, электронных изданий и другой информации образовательного назначения, представленной в глобальных сетях.

 Учебная информационная среда — совокупность средств и условий, обеспечивающих информационно-учебное взаимодействие между учащимися, учителями и информационно-коммуникационными средствами обучения, направленное на формирование познавательной активности обучаемого. Учебная информационная среда может быть виртуальной, если

она порождается во время интерактивного взаимодействия учителя и учащихся (преимущественно опосредованного через информационные технологии).

 Виртуальное обучение - процесс коммуникативного взаимодействия субъектов и объектов обучения в виртуальной учебной среде, специфику содержания которой определяют конкретные субъекты и объекты только во время самого взаимодействия.

 Дистанционное обучение - характеризующаяся удаленностью учителей и учеников друг от друга форма организации обучения, в рамках которой интерактивное взаимодействие между ними осуществляется при помощи компьютерных телекоммуникаций.

 Интернет-обучение - дистанционное обучение, средством телекоммуникации которого является сеть Интернет.

 Открытое образование — это система обучения, доступная любому желающему без анализа исходного уровня его знаний, использующая технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение в ритме, удобном учащемуся.

 Электронное обучение - обучение, основанное на применении в педагогическом процессе информационных и телекоммуникационных технологий, таких как «онлайн»-обучение, обучение на основе веб-технологий, мультимедиа и др.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...