Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семейная политика - составной элемент государственной социальной политики

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством понимается государство, в котором государственная власть ограничена необходимостью подчинения правам человека и гражданина и установленный государственно-правовой порядок обеспечивает всеобщую свободу, формальное равенство и господство права. Политика социального государства в первую очередь направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Свободное развитие человеческой личности достижимо, если права, закрепленные в Конституции и в законах, базируются на признании достоинства человека и если в государстве созданы условия для пользования каждым гражданскими и политическими свободами, равно как и экономическими, социальными и культурными правами[1].

Важнейшим условием для реализации этих прав и свобод человека и гражданина является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости.

Социальная политика-это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения[2].

«Социальная политика - это своего рода философия, идеология, программа воздействия на демографическую ситуацию, занятость населения, уровень, образ и качество жизни населения, его доходы, уровень и структуру потребления материальных и культурных благ, пенсионное и другие формы социального обеспечения, социальное обслуживание населения, на деятельность отраслей социальной сферы, а также обеспечение целевой государственной и благотворительной помощи наиболее незащищенным, социально уязвимым и малоимущим слоям населения. В эту систему входят и меры, направленные на создание условий для самозащиты граждан с целью поддержания и повышения уровня благосостояния их семей»[3].

Социальная политика должна быть направлена на то, чтобы трудоспособные граждане собственными усилиями достигали нормального материального достатка для себя и своей семьи, а социальную защиту от государства, общества получали лишь те категории граждан, которые обычно в любом обществе признаются социально уязвимыми (инвалиды, старики, дети и т. д.).

Главная задача этой политики состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер по их регулированию. Последовательное проведение социальной политики в жизнь способствует упрочению политической устойчивости общества[4].

Содержание этой политики всегда находится в диалектической взаимосвязи с конкретным этапом исторического и национального развития общества и во многом обусловлено его политическим, экономическим и духовно-культурным состоянием.

В условиях переориентации экономики с плановых начал на рыночные механизмы саморегуляции одним из важнейших направлений социальной политики государства является создание социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, т е социальная зашита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике.

Таким образом, сущность социальной политики выражается в ее стратегии и тактике деятельности государства, направленной на удовлетворение материальных и культурных потребностей членов общества, на оказание необходимой помощи прежде всего тем, кто особо нуждается в ней, осуществляемых на основе принципов справедливости и адресности.

В социальной политике государства исключительно большое место занимает забота об укреплении семьи. И это не случайно. Семья производит главное богатство общества - человека. Здоровый морально-психологический климат, общая и психолого-педагогическая культура семьи делают ее незаменимой социально-психологической, коммуникативной ячейкой формирования личности, укрепления здоровья человека Актуальность проблем семьи привела к выделению новой отрасли научных знаний — фамилистики, изучающей закономерности функционирования и развития семьи, ее взаимодействие с другими социальными институтами и сферами общества на основе междисциплинарного подхода[5].

Как отмечает Е. Н. Королева, «жизнедеятельность российской семьи сегодня пронизана комплексом серьезных проблем, которые условно могут быть представлены двумя группами первая - фоновые, или внешние проблемы, возникающие при взаимодействии семьи с внешним миром и связанные с особенностями социально-экономической ситуации (резкое падение уровня жизни, неуверенность в завтрашнем дне, социальная незащищенность и т. д.), вторая - внутренние проблемы, связанные с внутренними переменами, переживаемые семьей в связи с изменением ее исторического типа, с новыми тенденциями в ее развитии в качестве социального института и взаимоотношения с обществом (молодость, недостаточное качество социализации детей, нестабильность браков и т. д.)»[6].

Необходимость разрешения указанных проблем предполагает разработку семейной политики как составной части государственной социальной политики. Ее смысл - содействие пониманию и признанию обществом интересов и проблем семьи, поиск нового равновесия между обществом, семьей и личностью

То внимание, которое уделяется семье со стороны государства, далеко не достаточное, и многие проблемы семеино-бытовых отношений в обстановке экономического кризиса резко обостряются. В стране сейчас насчитывается более 72 млн. семей. Ежегодно заключается около 3 млн. браков и расторгается более 900 тыс. Из разведенных супругов лишь менее половины вступают в повторный брак. В России 14 млн. детей растут в неполных семьях. В Российской Федерации 58% семей имеют лишь одного ребенка. Катастрофически падает рождаемость. Детская смертность в России в 1,5 раза выше, чем в среднем в мире. Стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили рост детской безнадзорности и беспризорности. Приводятся разные показатели численности беспризорных детей в России: от 2,5 млн. (по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации) до 4 млн. (по данным независимых экспертов). Крайне болезненной является проблема социального сиротства. В настоящее время число детей-сирот доходит до 700 тыс. При этом дети, осиротевшие вследствие смерти родителей, составляют лишь 5%[7]. Только на учете в органах внутренних дел Российской Федерации состоят более 100 тыс. родителей, уклоняющихся от надзора за детьми, их воспитания или причиняющих им вред[8]. В связи с тяжелым финансовым положением ухудшаются условия пребывания детей в государственных сиротских учреждениях. Часть детей сегодня находятся вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конституция Российской Федерации и многочисленные законы.

Из-за ненормальных семейно-брачных отношений возникает огромное количество человеческих трагедий, растут наркомания, алкоголизм, проституция, реальной угрозой становится СПИД.

В развитии семейно-брачных отношений стала характерной тенденция, связанная с нуклеаризацией семьи. То есть образование небольших по численности семей, территориальное разделение старшего и среднего поколений, изменение форм социального контроля в связи с урбанизацией, а также в связи с социальным обеспечением по старости или в случае потери трудоспособности, когда родители не видят в детях своих основных кормильцев в старости. Нуклеаризация семьи является следствием снижения уровня деторождаемости, на которую оказывают воздействие как экономические, так и социальные факторы. Среди социальных факторов необходимо выделить прежде всего такие, как состояние и развитие социальной инфраструктуры, социальная защищенность материнства и детства, ценностные ориентации и нравственные идеалы в обществе.

Самой массовой группой малообеспеченных стали семьи с несовершеннолетними детьми. Принимаемые меры по улучшению системы детских пособий их положения практически не затрагивают. В категорию бедных попадает 41% семей с детьми, в том числе семей с одним ребенком -34%, с двумя детьми - 47%, с тремя и более детьми - 85%, а также 55% одиноких матерей с детьми до 6 лет, 63% семей, возглавляемых безработным.

По данным доклада «Десять лет переходного периода», опубликованного Исследовательским центром Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), в России недоедает каждый седьмой ребенок[9].

Разрушение социальной инфраструктуры, сокращение числа доступных детских дошкольных и внешкольных учреждений приводят, с одной стороны, к увеличению безработицы, а соответственно и бедности среди женщин, занятых в этой сфере. С другой стороны, рост стоимости услуг, оказываемых предприятиями социальной инфраструктуры, увеличивает объем традиционно закрепленной за женщинами домашней работы, отражается на здоровье женщин. Поэтому одним из возможных направлений предупреждения и преодоления массовой бедности является создание жизнеспособной социальной инфраструктуры, ориентированной на рыночные отношения[10].

Полноценное выполнение семьей ее функций является необходимым условием сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса.

Анализ отечественных и зарубежных источников по вопросам теории семейной политики не дает достаточно четкого понятия семейной политики. Сам термин в отечественной научной литературе используется относительно недавно, с конца 80-х годов. Однако широкое распространение он не получил. И только в рамках подготовки к Международному году семьи термин «семейная политика» стал употребляться часто, что и сыграло важную роль в его утверждении[11].

В попытках специалистов дать ее определение выделяются несколько основных подходов, обусловленных главным образом пониманием целей и сущности семейной политики.

Так, В. В. Елизаров отмечает, что точной и общепринятой дефиниции пока нет, сам характер употребления понятия «семейная политика» свидетельствует о том, что специалисты не настаивают на строго однозначном использовании данного термина, рассматривают семейную политику как область одновременно и социальной, и демографической политики, акцентируя внимание в зависимости от профессиональных интересов на демографических, социальных, культурных, медицинских и других аспектах[12].

Как пишет А. Г. Вишневский, «вопрос об осмыслении differentia specifica семейной политики, о вычленении ее области внутри всей широко понимаемой социальной политики едва ли можно считать до конца решенным. Ее можно понимать как относительно узкую сферу воздействия на распространение тех или иных типов или моделей семьи, форм семейного поведения Возможна и более широкая трактовка, включающая в сферу компетенции семейной политики всю деятельность, непосредственно направленную на изменение или сохранение условий жизни семей, повышение их благосостояния и улучшение социального самочувствия, нейтральную по отношению к конкретным типам и моделям семьи или формам семейного поведения. Наконец, можно раздвинуть область семейной политики еще шире и считать ее ответственной за побочные последствия всех решений, которые принимаются в различных сферах социальной жизни (в экономике, политике и пр.), не направлены специально на семью, но вольно или невольно оказывают на нее влияние»[13].

Другие ученые отождествляют семейную политику с социальной защитой, сводят ее фактически к материальной поддержке, льготам, компенсациям, пособиям[14].

Обоснованным представляется мнение чешских ученых, считающих, что «семейная политика не может быть однозначно идентифицирована ни как социальная, ни как экономическая. Мы не должны принимать неправомерное и. в сущности, опасное отождествление производительных и социальных сфер, социальной и семейной политики... Семья является первичной ячейкой общества, причем как социальной, так и экономической»[15].

Таким образом, можно констатировать, что отождествление целей социальной, семейной и экономической политики приводит к серьезным последствиям в социальной практике, семейная политика не подменяет другие направления государственной политики, а обеспечивает в процессе их разработки и реализации учет интересов семьи.

По определению, данному в докладе «О положении семей в Российской Федерации», «государственная семейная политика представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного порядка, адресованных непосредственно семье»[16].

Сейчас процесс выделения семейной политики в самостоятельную отрасль находится в стадии признания ее государством составной частью социальной политики Российской Федерации. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»[17] прямо констатируется, что государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семей».

Семейная политика по сравнению с социальной более целенаправленна, имеет конкретный объект-социальный институт семьи, защищает его интересы и права в процессе общественного развития. Именно семейная политика позволяет выявить специфические проблемы семьи и найти их решение

Осуществляют семейную политику государство и негосударственные субъекты (партии, общественные организации и фонды, церковь, предприятия и объединения различных форм и видов собственности, благотворительные организации, отечественные и зарубежные спонсоры).

Однако, как отмечает О. А. Горшкова, в «последние годы в нашем обществе и в странах Европы происходит переоценка подходов к семейной политике в плане перехода от государственного попечительства к принципу самообеспечения семей, развития деятельности негосударственных субъектов семейной политики, рационализации бюджетного ассигнования, активизации семейной политики на муниципальном уровне»[18].

Развивая новую концепцию семейной политики, необходимо обосновать принцип саморазвития, самообеспечения семьи, который, на наш взгляд, является основополагающим в семейной политике. Важно подчеркнуть, что речь идет о создании государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного и другого потенциала Переход семьи в позицию субъекта семейной политики предполагает существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством. Следует поддержать предложение ряда ученых о необходимости разработки в ближайшей перспективе комплексного федерального закона «Об охране семьи», который позволит укрепить правовые гарантии государственной политики по охране семьи'[19].

Укажем при этом, что социальная защита семьи в условиях неустойчивости, кризисного развития общества, на этапах его трансформации (например, переход к рыночным отношениям в России) становится ключевым элементом социальной и как ее части семейной политики

Проблемы жизнедеятельности семьи, обеспечения ее прав, повышения ответственности государства за укрепление и развитие социального института семьи, создание необходимых условий для его функционирования получили отражение в документах и материалах Организации Объединенных Наций (ООН), других международных организаций (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка, Венская декларация, Программа действий Всемирной конференции по правам человека и др.).

Так, во Всеобщей декларации прав человека (1948 г) подчеркивается, что «семья является естественной основополагающей ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства».

В соответствии с рекомендациями ООН разработка «политики и соответствующего законодательства, содействующих укреплению семьи, должна стать приоритетным направлением деятельности национальных правительств и межправительственных организаций».

Отметим, что термин «семейная политика» широко применяется на международном уровне, в документах и материалах ООН, государственных актах многих стран мира Обсерватория семейной политики, функционирующая в рамках Европейского союза, выпускает ежегодники «Взаимодействие национальных систем семейной политики» и «Развитие национальных систем семейной политики»

В последние годы пол эгидой ООН Венским комитетом неправительственных организаций по вопросам семьи осуществлялась работа по созданию Декларации о правах и ответственности семьи. В рамках этого проекта разработаны «Руководящие принципы по вопросам семьи», которые отражают международные нормы и призваны содействовать созданию национальных систем семейной политики, конкретных программ поддержки семей.

На основе анализа этого документа модно выделить наиболее важные положения, отражающие принципы семейной политики в современном мире.

— утверждение ценности семьи, уважение и защита всех типов семей независимо от национальных, культурных, региональных различий, недопущение их дискриминации;

— обеспечение лучших условий для организации жизнедеятельности семьи, создание предпосылок для здорового развития общества, социального и экономического прогресса в интересах семьи, перераспределение в этих целях ресурсов в пользу социальных программ прежде всего за счет военных расходов,

— разработка гибкого законодательства о семье, его развитие с учетом изменяющихся условии жизни,

— оказание поддержки членам семьи в сочетании их профессиональных и семейных обязанностей;

— осуществление специальных мер социальной, экономической поддержки бедных семей, семей с особыми проблемами (семьи, имеющие в своем составе иждивенцев, престарелых, инвалидов, многодетные семьи, неполные семьи и др.),

— содействие семьям в организации домашнего хозяйства, производства продовольственной продукции для внутреннего потребления;

— разработка систем налогообложения, учитывающая интересы семьи,

— создание систем социальной помоши семьям, в том числе информационной, психологической, юридической;

— осуществление программ планирования семьи, предоставление молодым людям комплекса информации, необходимой для вступления в брак и функционирования семьи,

— социальная и медицинская защита материнства и детства в дородовой и послеродовой периоды, предоставление родительских отпусков в связи с рождением детей;

— содействие полноценному физическому и умственному развитию девушек, подготовка их к материнству;

—предупреждение насилия в семье, злоупотреблений и эксплуатации по отношению к ее членам, осуществление мер по усилению их защиты;

— предоставление помощи семьям, столкнувшимся с проблемами наркомании, алкоголизма, преступности, принятие мер по их искоренению,

— формирование позитивного для семьи информационного пространства,

— организация подготовки и переподготовки соответствующих специалистов, работающих с семьей[20].

Основные направления российской государственной семейной политики включают: а) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям; б) обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; в) кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;

г) усиление помощи семье в воспитании детей (пп. 18-21 Основных направлений государственной семейной политики).

В Российской Федерации основными принципами государственной семейной политики провозглашены: а) самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития; б) равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений; в) приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается; г) равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможности самореализации а трудовой сфереи в обшественной деятельности;

д) единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях; е) партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями; ж) принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами; з) осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе; и) преемственность и стабильность мер государственной семейной политики (пп. 9-17 Основных направлений государственной семейной политики).

Одной из основных стратегических задач социальной политики государства является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функции, повышение уровня жизни семей. В этих целях Программой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. № 222[21], предусмотрено реализовать первоочередные меры в области поддержки семьи, детей и молодежи, в том числе: а) совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми; б) государственное стимулирование малого, в том числе семейного, предпринимательства, различных форм самозанятости, введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей, семей, имеющих несовершеннолетних детей; в) развитие новых социальных технологий поддержки семьи, сети специализированных учреждений социального обслуживания семей, детей, молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных, в том числе консультативных, и психотерапевтических услуг по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям; г) стимулирование развития видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи, направленных на создание дополнительных возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее жизненного цикла, реализация мер по обеспечению устойчивости и надежности страховых систем в выполнении страховых обязательств; д) увеличение в федеральном бюджете целевых расходов на мероприятия по социальной поддержке семьи, женшин, детей и молодежи, обеспечение защищенности и финансирования важнейших мероприятий; е) повышение эффективности использования выделенных средств, в том числе за счет объединения ранее принятых программ в этой сфере, концентрации усилий на более важных и приоритетных направлениях этих программ; ж) создание внебюджетного фонда поддержки материнства и детства, определение источников его финансового пополнения и основных направлений расходования; з) создание благоприятных условий для более полного использования возможностей негосударственного сектора для решения проблем улучшения положения семьи, женщин, детей и молодежи; и) закрепление норм по обеспечению жизненно важных социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи в законодательных актах, регулирующих распределение полномочий органов государственной власти и взаимоотношения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; к) совершенствование законодательства в области защиты прав и интересов семьи, женщин, детей и молодежи[22].

Таким образом, можно сделать вывод, что семейная политика - это часть государственной социальной политики, отстаивающая специфические интересы семьи как социального института и человека как носителя семейных прав и обязанностей.

Необходимо также отметить, что в данной работе семейная политика государства исследуется лишь в аспекте правового регулирования социальным законодательством трудовых отношений лиц с семейными обязанностями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...