Практическая реализация заданий по физике с целью формирования естественнонаучных умений
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Решение физических задач. Проверка знаний и умений учащихся по физике, проводимая в рамках ЕГЭ, показала, что с заданиями базового уровня сложности справляются около 67 % выпускников средней школы, с заданиями повышенного уровня сложности – около 40 %. Наибольшее затруднение вызывают задания высокого уровня – задания с развернутым ответом. По результатам ЕГЭ-2008 по РФ: средний уровень выполнения заданий по механике составил около 15 %, по молекулярной физике и термодинамике – 20%, электродинамике – 14 %, по атомной и ядерной физике – 20% (из числа приступивших к выполнению заданий). По результатам ЕГЭ-2007 в Иркутской области с задачами по механике справилось 29 % выпускников, по молекулярной физике и термодинамике – 20 %, электродинамике – 8%, физической оптике – 9%, по атомной физике – 2% (из числа приступивших к выполнению заданий). Следует отметить, что к выполнению комплексного задания (С6) 76 % выпускников МО не приступило. Результаты ЕГЭ позволяют констатировать слабые навыки решения задач. Многие ученики, решая задачу, испытывают затруднения при анализе её условия, выборе необходимых закономерностей, составлении системы уравнений и др. Для усиления практической направленности обучения физике главное внимание необходимо обратить на содержание, организацию и методику решения задач. Следует обратить внимание на подбор задач, включаемых в домашние задания. Цель их решения - закрепить знания и умения, полученные учащимися на уроке. Поэтому сложность таких задач не должна превосходить сложности задач, решаемых в классе, а способы их решения должны соответствовать задачам, рассмотренным на уроке. Особое внимание необходимо обратить на решение заданий, предлагавшихся на ЕГЭ предыдущих лет (2001 – 2009 гг.).
Особую роль, для формирования естественнонаучных умений, играют промежуточные вопросы и задания в ходе изучения каждой темы, задача которых не только получить формальную оценку знаний обучаемого, а также углубить понимание сути физического явления. С этой целью по вопросам и заданиям организуется диалог с учеником, в ходе которого обучаемый получает дополнительные сведения и глубже усваивает материал. Можно использовать как итоговый по темам, определяя уровень учащегося по усвоению основных естественнонаучных умений и овладению навыкам решения физических задач разного уровня сложности. Можно сконцентрировать внимание на умении решать разного уровня сложности-ступени задачи, включая задачи из практики и техники. Урокам решения задач нужно уделять особое внимание, так как умение решать задачи показывает, как усвоено изучаемое понятие на уровне применения, повышает жизненную значимость знаний. В зависимости от содержания учебного материала и подготовленности учащихся применяю разные формы организации таких уроков, но всегда тщательно отбираю из разнообразных источников практический материал. Важно, чтобы система заданий отвечала принципу развивающего обучения, способствовала формированию положительных мотивов учения. На “выходе” всегда предлагается дифференцированные по сложности задания, решение которых требует от учащихся различного характера познавательной деятельности – от подражательно-репродуктивной до творческой, при этом право выбора задач для решения оставляю за учащимися. Текст итоговых проверочных работ обычно содержит 9–10 задач разной степени сложности: это 3 типа задач уровней А, В, С. Ученик выбирает уровень сложности задач самостоятельно: один может прорешать все задачи уровня С, а другой, например, 1С, 2С и 2В и получить оценку “5”. Умение делать правильный (посильный) выбор, как и умение, решать достаточно сложные задачи, формируется не сразу. Для этого необходимы глубокие знания, гибкость мышления, уверенность в своих силах. Для образца привожу пример задач, предлагаемых учащимся 8 класса при прохождении и закреплении тем «Параллельное соединение проводников; Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца», а также пример теста (ТС-2) для самоконтроля с выбором ответа. Тест предназначены для проведения оперативного поурочного тематического контроля и самоконтроля знаний.
Дифференцированные задачи для самостоятельного решения 8 класс Тема: Параллельное соединение проводников Уровень А 1. К резистору сопротивлением 10 Ом подключили параллельно резистор сопротивлением 1 Ом. Как изменилось общее сопротивление цепи? 2. Два резистора, сопротивление которых 2 Ом и 10 Ом, подключены параллельно к батарейке. Сила тока, в каком из них больше? Уровень В 1. Проводники сопротивление 15 Ом и 20 Ом соединены параллельно. Вычислите общее сопротивление соединения. 2. Моток проволоки сопротивлением 20 Ом разрезали на две части и соединили параллельно. Каково сопротивление соединённой таким образом проволоки? Уровень С 1. Вычислите сопротивление цепи, состоящей из трёх резисторов, сопротивление которых равны 540 Ом, 270 Ом и 135 Ом, если они соединены параллельно. 2. Проводники сопротивлением 3 Ом и 15 Ом соединены параллельно и включены в цепь напряжением 45 В. Определите силу тока в каждом проводнике и в общей цепи. Тема: Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля -Ленца Уровень А 1. Напряжение на концах электрической цепи 1 В. Какую работу совершит в ней электрический ток в течении 1 с при силе тока 1 А? 2. Одна электрическая лампа включена в сеть напряжением 127 В, а другая - в сеть напряжением 220 В. В какой лампе при прохождении 1 Кл совершается большая работа? Уровень В 1.Чему равно напряжение на участке цепи, на котором совершена работа 500 Дж, при прохождении 25 Кл электричества? 2.Вычислите работу, которая совершается при прохождении через спираль электроплитки 15 Кл электричества, если она включена в сеть напряжением
220 В. Уровень С 1. Какую работу совершит ток силой 3 А за 10 мин. при напряжении в цепи 15 В? 2. К источнику тока напряжением 120 В поочерёдно присоединяли на одно и тоже время проводники сопротивлением 20 Ом и 40 Ом. В каком случае работа электрического тока была меньше и во сколько раз? ТС-2 Тема: Электризация тел. Строение атома 1. Какой из перечисленных примеров можно отнести к проявлению явления электризации? А) движение воздушных слоев атмосферы; Б) притяжение одежды к телу при ходьбе; В) натирание металлического стержня о ткань; Г) притяжение всех тел к Земле; А) внутренняя энергия в обеих стаканах одинакова; Б) внутренняя энергия в первом стакане больше; В) внутренняя энергия во втором стакане больше; Г) определить невозможно; 2. При электризации трением оба тела получают заряды … А) равные по величине и одинаковые по знаку; Б) разные по величине и одинаковые по знаку; В) равные по величине и противоположные по знаку; Г) разные по величине и противоположные по знаку. 3. Какие из перечисленных веществ можно считать проводниками электрического заряда? А) эбонит; Б) железо; В) стекло; Г) шелк; Д) раствор соли; Е) пластмасса. 4. Действие одного наэлектризованного тела передается на другое А) через воздух; Б) через вакуум; В) посредством электрического поля; Г) любым путем. 5. Электрической силой называют силу, с которой … А) молекулы воздуха действуют на электрический заряд; Б) электрическое поле действует на электрический заряд; В) электрический заряд действует на другой электрический заряд; Г) электрический заряд действует на окружающие его тела. 6. Как можно уменьшить отрицательный заряд электрона наполовину? А) соединить электрон с незаряженной частицей; Б) передать электрону половину положительного заряда; В) передать электрону половину отрицательного заряда; Г) отделить от электрона половину отрицательного заряда; Д) заряд электрона нельзя ни уменьшить, ни увеличить. 7. На основе строения атома явление электризации тел представляет собой…
А) перемещение электронов, входящих в состав атома, с одного тела на другое; Б) перемещение протонов, входящих в состав атома, с одного тела на другое; В) перемещение нейронов, входящих в состав атома, с одного тела на другое; Г) образование новых зарядов. 8. В ядре атома алюминия содержится 27 частиц, и вокруг атома движутся 13 электронов. Сколько в ядре атома протонов и нейтронов? А) 14 протонов и 13 нейтронов; Б) 13 протонов и 14 нейтронов; В) только 27 протонов; Г) только 27 нейтронов; Д) 13,5 протонов и 13,5 нейтронов. 9. От атома гелия отделился один электрон. Как называется оставшаяся частица? А) положительный иона; Б) отрицательный ион; В) нейтральный атом; Г) протон. 10. Если к заряженному электроскопу, не касаясь его, поднести заряженную палочку того же знака, то … А) листочки электроскопа разойдутся сильнее, т.е. заряд увеличится; Б) листочки электроскопа немного опустятся, т.е. заряд уменьшится; В) листочки электроскопа упадут, т.е. заряд исчезнет; Г) сначала листочки электроскопа опустятся, а потом снова разойдутся. 11. Для заряда, переходящего с наэлектризованного на ненаэлектризованное тело при соприкосновении, справедливо утверждение А) чем больше масса тела, которому передают заряд, тем большая часть заряда на него перейдет; Б) чем больше масса тела, которому передают заряд, тем меньшая часть заряда на него перейдет; В) чем больше размер тела, которому передают заряд, тем большая часть заряда на него перейдет; Г) чем больше размер тела, которому передают заряд, тем меньшая часть заряда на него перейдет. Важным средством для эффективного формирования естественнонаучных умений по физике, является экспериментальные работы. Сложившаяся в настоящее время система школьного физического эксперимента включает следующие его виды: 1) демонстрационные опыты и наблюдения, 2) фронтальные лабораторные работы, 3) физические практикумы. Современные мультимедийные, печатные и экранные пособия, рационально сочетаясь с демонстрациями опытов, органически входят в общую систему учебного процесса. В настоящее время разработано новое учебное оборудование для кабинетов физики, позволяющее на достаточно высоком уровне обеспечить учебные опыты по всем разделам курса физики образовательных учреждений. Демонстрационные эксперименты, подготавливаемые и проводимые учителем для всего класса, позволяющие целенаправленно наблюдать изучаемые физические явления, зарождают правильные начальные представления о новых физических явлениях и процессах, раскрывают закономерности, знакомят с методами исследования, показывают устройство и действие некоторых приборов и установок, иллюстрируют технические применения физических законов. Кроме того, они подготавливают учащихся к практикумам и решению экспериментальных задач.
Фронтальные лабораторные работы. Фронтальный метод лабораторных занятий имеет ряд весьма важных положительных сторон. Прежде всего, он даёт возможность связать лабораторные занятия учащихся с изучаемым курсом, демонстрационные опыты учителя и самостоятельно выполняемые учащимися лабораторные работы. Благодаря фронтальному методу лабораторные занятия могут быть поставлены как введение к той или иной теме курса, как иллюстрация к объяснению учителя, как повторение и обобщение пройденного материала, как контроль приобретенных знаний и умений. Фронтальные занятия позволяют включать в поиски решения той или иной задачи одновременно весь класс, что в значительной степени активизирует мыслительную деятельность учащихся. Таким образом, лабораторный эксперимент становится необходимым звеном в процессе обучения, значительно помогающим углубленному усвоению материала. Фронтальные лабораторные занятия, в отличие от практикума, дают возможность в конце урока коллективно обсудить и оценить результаты, полученные каждым звеном учащихся, путем сравнения. Такое заключительное обсуждение может быть проведено в случае необходимости почти после каждой лабораторной работы. Физические практикумы. Фронтальные лабораторные работы не позволяют сформировать у учащихся экспериментальные умения в обращении с современными техническими приборами и установками, так как при их выполнении используется самое простое учебное оборудование. Для решения этой задачи служат физические практикумы. Содержание, цели и методика их проведения иные, чем фронтальных лабораторных работ. На физических практикумах учащиеся выполняют разные работы и более сложные, чем фронтальные лабораторные работы, охватывающие ряд изученных тем или разделов курса физики, используя более сложное техническое оборудование. Физический практикум целесообразно проводить в профильных классах и классах с углубленным изучением физики. Главная цель практикума — повторение, закрепление, обобщение и углубление основных вопросов пройденного материала. Успешное выполнение его предполагает владение учащимися первоначальными практическими умениями и навыками. Поэтому практикумы целесообразно ставить как небольшие самостоятельные исследования учеников. Физические практикумы, организуются после изучения большого раздела или всего годового курса физики. В задачу таких практикумов в основном входит развитие большей самостоятельности учащихся, дальнейшее расширение и углубление полученных ранее знаний и умений, ознакомление с более сложными приборами, методами измерений и т. д. Таким образом, физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему естественнонаучных знаний. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания должно проводиться при изучении всех разделов курса физики.
Выводы по второй главе
Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни. В содержание курса физики для базового уровня включены знания и умения, наиболее значимые для формирования общей культуры. На профильном уровне, кроме знания и умений, значимых для формирования общей культуры, большое внимание уделяется знаниям и умениям, необходимым для продолжения образования и подготовки к приобретению профессий, требующих хорошей физико-математической подготовки. Формирование естественнонаучных умений включает рассмотрение разнообразных видов работы учащихся по физике, способствующих формированию комплексного применения знаний и умений по другим естественнонаучным дисциплинам. Универсальным средством обучения, способствующим реализации задач по формированию естественнонаучных умений, являются задачи. В данном случае речь идет о заданиях, способствующих обучению учащихся работе и обучению их умению применять свои знания и умения на практике.
Заключение
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы: Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных учебных предметов. Содержание школьного курса физики любого уровня должно быть ориентировано на формирование научного мировоззрения и ознакомление учащихся с методами научного познания окружающего мира, а также с физическими основами современного производства, техники и бытового окружения человека. Именно на уроках физики дети должны узнать о физических процессах, происходящих и в глобальных масштабах (на Земле и околоземном пространстве), и в быту. Основой для формирования в сознании учащихся современной научной картины мира являются знания о физических явлениях и физических законах. Эти знания учащиеся должны получать через физические опыты и лабораторные работы, помогающие наблюдать то или иное физическое явление. Формирование естественнонаучных умений включает рассмотрение разнообразных видов работы учащихся по физике, способствующих формированию комплексного применения знаний и умений по другим естественнонаучным дисциплинам. Универсальным средством обучения, способствующим реализации задач по формированию естественнонаучных умений, являются задачи. В данном случае речь идет о заданиях, способствующих обучению учащихся работе и обучению их умению применять свои знания и умения на практике Литература 1. Абышева, Н. А. Физика и искусство: программа элективного курса предпрофильной подготовки (13 ч). 9 класс/Н. А. Абышева. //Физика: газ. издательского дома "Первое сентября".-2006.-N 2.- С. 3-6 2. Брынева, В. В. Элементы механики и явления природы/В. В. Брынева. //Физика в школе.-2007.-N 3. - С. 50-53 3. Денисова, И. Э. Физика в твоей будущей профессии. Предпрофильный элективный курс, 17 ч. 9-й класс/И. Э. Денисова. //Физика: газ. издательского дома "Первое сентября".-2007.-N 2. - С. 19-22. 4. Единый государственный экзамен 2007. Физика: учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ; авторы-составители В.А. Орлов, М.Ю. Демидова, Г.Г. Никифоров, Н.К. Ханнанов. – М.: Интеллект-Центр. 5. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа (7-9 класс) / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект – Центр, 2006. 6. Сборник нормативных документов. Физика /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. 111 с. Тоже изданием 2007 г. 7. Программы элективных курсов. Физика. 9 11 классов. Профильное обучение /сост. В.А. Коровин. 2-ое изд.,стереотип. М.: Дрофа, 2006. 125с. (Элективные курсы). 8. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089); Размещено на
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|