Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новая парадигма в национальной модели управления на Дальнем Востоке

 

 

Степанов К.И.. статс-секретарь – заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока,

 

 

Орлов С.Л., д.э.н., профессор кафедры таможенного дела и Евразийской интеграции Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

 

 

Современная модель социально-экономического развития России в последние несколько лет складывается под воздействием глобальных

финансовых вызовов и непредсказуемых политических обстоятельств. Это требует поиска новых направлений источников стратегического развития, в основе которых лежат поистине исторические преобразования наиболее перспективных территорий в нескольких субъектах Дальневосточного федерального округа. Не отвергая сложившийся императив «европейского» направления взаимодействия, такой подход может стать поворотным моментом в развитии России на долгие годы и обеспечить упрочение евразийских интеграционных процессов

Ключевые слова: стратегическое планирование, национальная модель управления, Федеральные целевые программы, макрорегион, Азиатско-Тихоокеанский регион, территории опережающего социально-экономического развития, особые экономические зоны.

 

 

Экономика как сердцевина современной общественной системы и основа государственного управления на различных его уровнях в настоящее время требует безусловного перехода к стратегическому планированию в качестве основополагающей парадигмы на длительную перспективу. Основой этого процесса в России, кроме прогнозируемой на долгие годы мировой политической и экономической нестабильности, можно считать объективную необходимость построения национальной системы управления.

В современной управленческой иерархии важнейшими составляющими являются, как известно, планирование, а также организация, мотивация и контроль. Это единое целое, и без каждой из указанных частей современный алгоритм управления, в особенности на государственном уровне, не может существовать в принципе. Однако всё же позволим высказать мнение, что в сложившейся модели глобального развития, в её евразийском и национальных сегментах, приоритет должен быть отдан именно планированию, в первую очередь, стратегическому и программно-целевому. От него берёт начало дальнейший ход всех процессов, поиск ресурсов, подбор и расстановка кадров исполнителей для решения конкретных социально-экономических задач, в том числе по упрочению евразийской интеграции на просторах бывшего СССР. Успехи стратегического планирования в «дорыночные» годы вряд ли кто будет оспаривать, а ранее апробированный горизонт формирования прогноза во временном лаге двенадцати и более лет ныне взят за основу при разработке перспектив развития важнейших стратегических и наиболее затратных отраслей и народнохозяйственных комплексов [3]. Именно

Трансформация современного вектора управления и объективность перехода к системе стратегического планирования, на наш взгляд, удачно подмечены Г.Клейнером в статье «Какая экономика нужна России и для чего?» [7, с.с.4-27], а также неоднократно в более ранних работах этого автора по рассматриваемой тематике. Особенно явственно это прослеживается в нынешней концепции государства к развитию Дальнего Востока, где в настоящее время запущен важнейший социально-экономический эксперимент в евразийской и национальной моделях управления.

Современный Дальний Восток, кроме особого политического значения для России, концентрирует в себе значительные природные ресурсы и немалый стратегический потенциал. Ещё в последней четверти прошлого столетия был дан старт его успешному освоению: Байкало-Амурская магистраль и прилегающие территории, морские порты Восточный и Находка, угольные разрезы Якутии…

«Дальневосточный» вектор развития экономики претерпел заметный спад, как известно, в 1990-х – начале 2000-х годов. И лишь в последние несколько лет ситуация кардинально изменилась: приняты Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», а также новые Федеральные целевые программы (ФЦП) и региональные подпрограммы [4]. Наконец, совсем недавно научное сообщество и специалисты-практики ввели в обиход новое наименование - территории опережающего социально-экономического развития. В евразийский терминологический оборот подобное словосочетание также введено впервые.

Итак, что же представляет собой подобные территориальные образования? В общих словах, под территорией опережающего социально-экономического развития подразумевается территория определённого субъекта в макрорегионе - Дальневосточном федеральном округе, на которой устанавливаются особые правовые режимы осуществления предпринимательской, таможенной и иной сопутствующей деятельности. В целом, именно так трактуется данное понятие в принятом в конце 2014г. новом федеральном законодательном акте [6].

Подобная модель для Дальнего Востока разрабатывается впервые и должна способствовать удовлетворению потребностей основных «ячеек» в современной общественной системе, т.е. населения, государства и бизнеса. Вместе с тем предполагается, что она сможет обеспечить противодействие временным внутриэкономическим и, особенно, внешним вызовам, имеющим зачастую политическую основу. Именно это наблюдается в действиях ведущих западных стран по отношению к России, сложившихся к концу 2014 года, но пока национальная модель в целом успешно отражает поступающие извне преграды. Сколь долго будет продолжаться подобное противостояние, неизвестно. Ясно лишь одно: в условиях крайней непредсказуемости современной мировой геополитической системы, такой крупной экономике, каковой ныне является российская, необходимо, по возможности, иметь некий стратегический резерв в виде новых рынков и новых проектов для минимизации рисков и зависимости от внешнего воздействия.

Согласованный при обсуждении и подготовленный для принятия законопроект, в совокупности с Федеральными законами от 5 апреля 2013г., №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2] и от 28 июня 2014г., №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [3], по общему мнению, формирует сейчас новое законодательное поле России. Одновременно на просторах страны продвигаются вглубь поистине революционные инициативы в стратегическом подходе к развитию отдельных территорий.

В первую очередь, имеется ввиду идеология и последующая практика глобального масштаба применительно к конкретным территориальным образованиям, вытекающая из этих документов и формируемая общественное сознание на длительную перспективу. Можно не без оснований утверждать, что именно этот документ в совокупности с конечными программными разработками стал своеобразным теоретическим фундаментом для экономического обоснования и формирования законодательной базы современных ТОР (иногда их ещё называют ТОСЭР) на Дальнем Востоке.

В чём же отличия современного подхода к развитию дальневосточных территорий? Главное состоит в следующем. Если раньше при подготовке планов и прогнозов развития территорий и/или макрорегионов, включая «советский» период, речь шла, как правило, о формировании концепций или программ комплексного развития крупного, так сказать, «многосубъектного» образования, включающего несколько республик, краёв и областей, то в настоящее время за основу принят иной, скорее всего «точечный», подход. Речь идёт о принятии к исполнению программы развития отдельных, сравнительно небольших, территорий, примыкающих к более крупным промышленным центрам, но имеющих в перспективе собственное направление специализации.

Основные принципы создания территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке были определены Правительством России сравнительно недавно, в начале 2014 года. В целях обеспечения формирования указанных территорий в настоящее время создана система институтов, включающая, в частности, ОАО «Дальний Восток», которое должно непосредственно участвовать в управлении территориями опережающего развития. Кроме этого, в стадии формирования находятся ещё несколько структур, отвечающих за финансирование проекта, кадровое обеспечение и обеспечивающие инвестиционное и внешнеэкономическое продвижение всего ДФО на внутреннем рынке России и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В настоящее время разработаны схемы размещения и условия финансирования для 14-ти ТОР, которые будут располагаться на территории шести субъектов Дальневосточного федерального округа. Предполагается, что совокупный объем финансирования инфраструктуры на стадии создания указанных ТОР составит более 80-ти млрд. рублей. [6]

Подготовленный Минвостокразвития России Федеральный закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [5] в своей основе учитывает ФЗ-№116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [1], однако идеология этого нового законодательного акта носит иной, более развёрнутый и конкретный характер. Так, изначально определяются границы каждой из территорий и, как было упомянуто ранее, они формируются вблизи промышленных центров, но всё же в большей степени начинаются с «чистого» листа. Здесь применяются значительные льготы для бизнеса: по страховым платежам в социальные внебюджетные фонды, арендным ставкам, льготному подключению к объектам инфраструктуры, упрощённому порядку привлечения и использования иностранной рабочей силы и т.д. Таким образом, предусматривается создание не только самой ОЭЗ в прямом понимании, но и формирование индустриальных и технопарков, агропарков и, что особенно важно, мощной социальной инфраструктуры. Президент России в ежегодном Послании Федеральному Собранию в декабре 2014года предложил использовать подобный подход и к преобразованию проблемных территорий при разработке программ социально-экономического развития моногородов [5]

Вообще, по замыслу авторов самой идеи о территориях опережающего развития, её законодательное обеспечение, необходимое для привлечения инвестиций в этот макрорегион, в первую очередь, должно решить проблему, связанную с дебюрократизацией всей системы государственного управления на уровне «государство-бизнес». Во-вторых, принимаемая нормативная база должна предоставить обоснованные налоговые преференции и льготы по страховым платежам для тех предпринимательских структур, которые пожелают в течение длительного периода связать основную деятельность с Дальним Востоком.

В связи с этим предполагается, что создаваемые территории в перспективе смогут успешно конкурировать с подобными образованиями в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Причём, евразийская интеграция, имея ввиду не только предполагаемые связи с государствами АТР, но также с Казахстаном и Центральной Азией, вполне может вписаться в будущие параметры каждой из ТОР. Проект создания территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке, несомненно, пока в самом начале своего пути. Но важно понять весь смысл стратегической задумки государства: именно в таких масштабных проектах и начинает трансформироваться в практическую плоскость новая парадигма в национальной экономической модели управления.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Федеральный закон №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (2005г., с изм. и доп.);

2. Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (2013г., с изм. и доп.);

3. Федеральный закон №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (2014г.);

4. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 г, №1950. Перечень Государственных программ Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2015 г.)

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. – «Российская газета», 4 декабря 2015г.

6. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года, №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (с изм. и доп.);

7. Г. Клейнер Какая экономика нужна России и для чего? Вопросы экономики, №10, 2013, с.с.4-27;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...