Информационные системы. Структура и классификация информационных систем
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Информационные технологии Лекция Тема: Основные понятия
Формирование информационного пространства в период информатизации предполагает широкомасштабную компьютеризацию процессов переработки информации во всех сферах деятельности и активное использование телекоммуникационных систем информационного обмена. Основными инструментами этого процесса являются информационные и телекоммуникационные технологии, технологии связи, системы и средства их обеспечения. Становление цивилизованных рыночных отношений в нашей стране невозможно без широко использования новых информационных технологий во всех социально значимых видах человеческой деятельности. Понятие "технология” в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение. Технология, как процесс, означает последовательность ряда действий с целью переработки чего-либо. Технологический процесс реализуется различными средствами и методами. Процесс материального производства предполагает обработку ресурсов с целью получения материальных продуктов (товаров). Если речь идет об информационных технологиях, то роль ресурсов играют данные. Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств методов сбора, обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, т.е. информационного продукта. Информационный продукт используется, в частности, для принятия решений. Существует разница между понятиями "информационная система” и "информационная технология”. Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных операций по преобразованию информации (сбор данных, их регистрация, передача, хранение, обработка, использование). Компьютерная информационная система является человеко-машинной системой обработки информации с целью организации, хранения и передачи информации. Например, технология, работающая с текстовым редактором, не является информационной системой.
Информационные технологии состоят из этапов, каждый из них включает операции, а последние состоят из элементарных действий, таких как нажатие какой-нибудь клавиши, выбор позиции в меню и т.д. Динамика внедрения информационных технологий Программные средства информационных систем · базовое программное обеспечение; · инструментальные средства; · прикладные средства. К базовому программному обеспечению относятся локальные и сетевые операционные системы (Windows, Unix, Solaris, OS/2, Linux и др.), а также сервисные средства для расширения возможностей операционных систем, обеспечения работоспособности компьютеров и выполнения процедур обслуживания АИС (антивирусные программы, архиваторы файлов, утилиты для тестирования компьютеров и сетей и т.п.). Инструментальные средства предназначены для изготовления новых программ. Это алгоритмические языки, интериретаторы и колипляторы к ним. Прикладные программные средства включают: · ПС общего назначения (офисные, коммуникаций, мультимедиа, издательские системы, переводчики и пр.). · Методо-ориентированные ПС (статистика, бухгалтерский учет, планирование, управление проектами, экспертные системы, искусственный интеллект и др.). · Проблемно-ориентированные ПС (локальные, комплексные, интегрированные, корпоративные и др.). В информационных технологиях экономических систем широкое распространение получили офисные программы, включающие: табличные процессоры; текстовые процессоры; СУБД; интегрированные пакеты и пр. Этапы развития информационных технологии
Каждый этап определяется техникой, программными продуктами, которые используются, т.е. уровнем научно-технического прогресса в этой области. · С начала шестидесятых годов. Характерно решение трудоемких задач, в частности, в области бухгалтерского учета с централизованным коллективным использованием вычислительных средств. · С середины семидесятых годов. Этот этап связан с появлением ПЭВМ. Происходит смещение технологических процессов с ориентацией на индивидуального пользователя, с внедрением частичной децентрализации и полной децентрализованной обработки данных. · С начала девяностых годов. Ориентировка меняется на использование локальных сетей компьютеров с выходом на региональные и глобальные сети (Internet, SWIFT и др.). Ориентация технологических процессов вновь смещается в сторону централизованной обработки экономических данных. В настоящее время используется понятие " новая информационная технология ”. Это понятие предполагает: · Использование персональных компьютеров и сетей ПК.
· Наличие коммуникационных средств. · Наличие диалоговой (интерактивной) работы с компьютером. · Наличие интеграционного подхода. · Гибкость процессов изменения данных и постановок задач. · Органическое "встраивание” компьютеров в существующую на предприятиях технологию управления. Классификация информационных технологии · по способу реализации, · по степени охвата задач управления, · по классу реализуемых технологических операций, · по типу пользовательского интерфейса, · по способу построения сети, · по обслуживаемым предметным областям и пр. По способу реализации в АИС выделяют традиционные и новые информационные технологии. По степени охвата задач управления различают следующие АИТ: · электронная обработка экономических данных; · автоматизация функций управления; · поддержка принятия решений; · электронный офис; · экспертная поддержка. По классу реализуемых технологических операций выделяют такие АИТ: · работа с текстовым редактором; · работа с табличным процессором; · работа с СУБД. · работа с графическими объектами; · мультимедийные системы; · гипертекстовые системы. По типу пользовательского интерфейса различают АИТ пакетные, диалоговые, сетевые. По способу построения сети бывают АИТ локальные, многоуровневые, распределенные. По обслуживаемым предметным областям выделяют АИТ в бухгалтерском учете, в банковской деятельности, в налогообложении, в страховом деле, в казначействе и других сферах.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Лекция Тема: Основные понятия
Информационная система — это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации для достижения цели управления. В современных условиях основным техническим средством обработки информации является персональный компьютер. Большинство современных информационных систем преобразуют не информацию, а данные. Поэтому часто их называют системами обработки данных.
По степени механизации процедур преобразования информации системы обработки данных делятся на системы ручной обработки, механизированные, автоматизированные и системы автоматической обработки данных. Важнейшими принципами построения эффективных информационных систем являются следующие. Принцип интеграции, заключающийся в том, что обрабатываемые данные, однажды введенные в систему, многократно используются для решения большого числа задач. Принцип системности, заключающийся в обработке данных в различных аспектах, чтобы получить информацию, необходимую для принятия решений на всех уровнях управления. Принцип комплексности, заключающийся в механизации и автоматизации процедур преобразования данных на всех этапах функционирования информационной системы. Информационные системы также классифицируются: · по функциональному назначению: производственные, коммерческие, финансовые, маркетинговые и др.; · по объектам управления: информационные системы автоматизированного проектирования, управления технологическими процессами, управления предприятием (офисом, фирмой, корпорацией, организацией) и т. п.; · по характеру использования результатной информации: информационно-поисковые, предназначенные для сбора, хранения и выдачи информации по запросу пользователя; информационно-советующие, предлагающие пользователю определенные рекомендации для принятия решений (системы поддержки принятия решений); информационно-управляющие, результатная информация которых непосредственно участвует в формировании управляющих воздействий. Структуру информационных систем составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Функциональные подсистемы реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. Состав функциональных подсистем весьма разнообразен и зависит от предметной области использования информационной системы, специфики хозяйственной деятельности объекта, управления. В состав обеспечивающих подсистем обычно входят: 1. информационное обеспечение — методы и средства построения информационной базы системы, включающее системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документов, схемы информационных потоков, принципы и методы создания баз данных; 2. техническое обеспечение — комплекс технических средств, задействованных в технологическом процессе преобразования информации в системе. В первую очередь это вычислительные машины, периферийное оборудование, аппаратура и каналы передачи данных;
3. программное обеспечение включает в себя совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе; 4. математическое обеспечение — совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых в системе; 5. лингвистическое обеспечение — совокупность языковых средств, используемых в системе с целью повышения качества ее разработки и облегчения общения человека с машиной. Организационные подсистемы по существу относятся также к обеспечивающим подсистемам, но направлены в первую очередь на обеспечение эффективной работы персонала, и поэтому они могут быть выделены отдельно. К ним относятся: 1. кадровое обеспечение — состав специалистов, участвующих в создании и работе системы, штатное расписание и функциональные.обязанности; 2. эргономическое обеспечение — совокупность методов и средств, используемых при разработке и функционировании информационной системы, создающих оптимальные условия для деятельности персонала, для быстрейшего освоения системы; 3. правовое обеспечение — совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационной системы, порядок получения, преобразования и использования информации; 4. организационное обеспечение — комплекс решений, регламентирующих процессы создания и функционирования как системы в целом, так и ее персонала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|