Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ресурсы (в НЛП) – это состояния, которые увеличивают количество выборов.

КАРТА ПОИСКА РЕСУРСОВ

«…Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть!..» Р. Бэндлер

 

1. Создание рамки решения проблемы. Такие понятия как: позитивные ожидания, сосредоточенное внимание, оплата, вера в собственные возможности, а так- же вера в то, что раз решение проблемы находится под вашим контролем, могут стимулироваться посредством создания рамки разрешения проблемы. Таким образом, происходит усиление мотивации активных поисков. 2. Вопросы «Что тебе необходимо?» 1. Задайте вопрос о ресурсе «Что тебе необходимо для того, чтобы достичь цель (разрешить проблему/преодолеть препятствие)?». 2. Задайте вопрос об обстоятельствах переживания Спросите, например: «Когда ты это имел/сделал/сумел сделать?». Если клиент ответит: «Никогда», спросите у него: «Вообще никогда?!». Если клиент снова ответит: «Никогда», вы можете обратиться к другому ресурсу или попробовать использовать другую технику из данной главы. 3. Усильте данное переживание Постарайтесь сделать так, чтобы воспроизведение примера было более интенсивным. Это можно добиться двумя способами: а) непосредственно попросите клиента сделать образы/звуки/чувства более интенсивными; б) сначала установите субмодальности, а затем изменяйте их одну за другой в направлении большей интенсивности. При этом часто бу дут использоваться слова: «больше», «сильнее», «легче», «яснее», «теплее», «громче», «быстрее» и т. п. 3. Контрастный вопрос. 1. Спросите об аналогичной ситуации «Постарайся вспомнить ситуацию, которая очень похожа на нынешнюю проблемную, но в которой у тебя не было проблем». «Постарайся вспомнить подобную ситуацию, в которой ты действовал правильно». 2. Ищите различия «Что ты думаешь/чувствуешь/делаешь по-другому (по сравнению с проблемной ситуацией)?». (Если энелпер использует модель изменения, то он собирает данную информацию автоматически). 3. Переведите ресурс на проблемную ситуацию «Как бы ты мог думать/чувствовать/поступать в проблемной ситуации?». 4. Полярные эмоции. 1. Опишите эмоцию «Что именно ты чувствуешь в проблемной ситуации?». В случае необходимости помогите клиенту эмоционально войти в ситуацию. 2. Спросите о полярности «Какое чувство является противоположным этому чувству?». 3. Попросите клиента ассоциативно войти в ситуацию, в которой он испытал подобное чувство «Где и когда ты уже явно испытал это (противоположное) чувство? Попробуй войти в эту ситуацию и постарайся испытать это чувство с новой силой». 4. Используйте это чувство в проблемной ситуации «Постарайся удержать это чувство и перенести его на проблемную ситуацию». «Почувствуй, как теперь ты реагируешь по-другому». «Постарайся удержать в памяти манеру думать/чувствовать/, действо вать и перенеси ее на проблемную ситуацию».
5. Возрастная регрессия. 1. Попросите клиента мысленно представить себя ребенком «Постарайся мысленно увидеть себя, когда тебе было два года (или четыре года, или десять лет)». 2. Попросите клиента «ассоциироваться с собой-ребенком» «Войди в это представление и снова стань ребенком». Обратите внимание на следующее: если, будучи ребенком, клиент имел травмирующий опыт, существует возможность, что он вновь испытает сильные отрицательные эмоции. 3. Найдите ресурсы Спроси себя: «Что я думаю/чувствую/делаю в данный момент, ощущая себя ребенком, что я мог бы успешно использовать, во взрослом состоянии?» 4. Переведите ресурс на проблемную ситуацию Спроси себя: «Как этот способ думать/чувствовать/действовать поможет мне в проблемной ситуации?» 6. Возрастная прогрессия. 1. Попросите клиента мысленно представить себя человеком пожилого возраста «До какого возраста ты хочешь дожить (при условии, что не утратишь интереса к жизни)?». 2. Попросите клиента «ассоциироваться с собой-пожилым человеком» «Представь себя пожилым человеком и постарайся оглянуться на свое прошлое». 3. Пусть клиент попросит совета у себя — человека пожилого возраста «Там, в далеком прошлом, ты видишь себя сегодняшнего (в том возрас те, в котором ты сейчас находишься) со своими сегодняшними проблемами. Что бы ты посоветовал этому человеку?». 4. Начните диалог «Как ты, сегодняшний, относишься к этому совету?». Попробуй вести диалог между собой, в пожилом возрасте, и собой сегодняшним. Таким способом можно также помочь клиенту использовать ресурсы из прошлых или будущих воплощений (предыдущих или последующих жизней). Необходимо отметить, что этот метод подходит только тем людям, чье вероисповедание допускает подобные опыты. 7. Как если бы. 1. Перемещение в будущее «Переместись во времени к тому моменту, когда ты разрешил проблему». Внимание: данная техника предполагает, что проблема будет раз решена в будущем. Если клиент не способен принять это предположение, эта техника ему не подходит. 2. Восприятие будущего и ассоциирование с определенной ситуацией «Постарайся представить и почувствовать свое состояние в определенный момент в будущем: все, что ты видишь, слышишь и чувствуешь». 8. Метафоры. 1. Создание метафорического контекста Выберите время, место и действующее лицо рассказа (сказ- ки, описания случая, анекдота, пересказа фильма, книги и т. п.). 2. Определение сути проблемы Опишите, какую проблему имеет действующее лицо. Позаботьтесь о том, чтобы эта проблема имела точки соприкосновения с проблемой клиента. 3. Описание неспецифичных ресурсов Расскажите, каким образом действующему лицу удалось достичь такого состояния сознания, в котором он сумел найти наилучший способ разрешения проблемы (расслабление, творчество, транс и т. п.). 4. Описание специфичных ресурсов Опишите, как действующему лицу удалось найти и использовать специфичные ресурсы.
9. Создание ресурса. 1. Определите ресурс Какой ресурс необходим клиенту? 2. Определите необходимые мысли и необходимые эмоции Что он будет думать и чувствовать при этом? 3. Определите вытекающее из этого поведение Что бы он стал делать, если бы он так думал и чувствовал? 4. Дайте задание применительно к этому поведению Попросите его попробовать вести себя таким образом. На пример: мы обыгрываем такую ситуацию, словно клиент является нашим другом, которого мы встретили сразу после какого-нибудь травмирующего события. «1942 год, местность в Белоруссии. Я иду тебе навстречу. О чем ты хочешь мне рассказать?». 10. Провокация. Терапевт выступает с ироничной речью в защиту недостатков клиента. Он надлежащим образом сочетает шокирующие высказывания с невербальной теплотой. В шутливой манере он говорит о тех вещах, о которых клиент должен всерьез задуматься. Эта уникальная комбинация теплоты и вызова дает поразительный эффект: с одной стороны, у людей появляется чувство сопротивления, с другой стороны, они чувствуют понимание и поддержку. Происходит изменение в том, что мы называем нормальными терапевтическими отношениями. Клиенту больше не приходится доказывать, что он беспомощен, он начинает весьма активно отстаивать свои сильные стороны и — что является самым важным — начинает смеяться над самим собой. 11. Поиск модели/Ролевое моделирование. 1. Выбор модели «Знаешь ли ты кого-нибудь, кто может то (в проблемной ситуации), что хотел бы уметь ты?». (Реально существующий человек или, к примеру, действующее лицо романа, герой фильма или животное.) 2. Обдумывание решений «Представь себе, как этот человек относится к проблемной ситуации. Что он думает, что он чувствует, что он делает?». 3. Нахождение примера при помощи ассоциирования с моделью «Войди в образ этого человека. Попробуй смотреть его глазами, слушать его ушами, думать его головой и чувствовать его чувствами». 4. Перевод решений на свою ситуацию «Вернись к своей собственной проблемной ситуации. Действуй так, как действовал бы он». В различных духовных традициях и магических практиках адепты могут отожествлять себя с различными существами, духами, животными, святыми, силами или божествами, которые обладают необходимыми им ресурсами. 12. «Духовные» ресурсы. Ресурсы могут находиться на любом логическом уровне. Иногда ресурс находится на «личностном уровне», к примеру, когда клиент осознает, что он, по сути, является неизменной, единствен- ной в своем роде лич ностью. Другие ресурсы могут находиться на уровне окружения, уровне поведения, уровне возможностей, уровне убеждений или духовном уровне.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...