Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Общие положения концепции ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья II.

КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ВВЕДЕНИЕ Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) устанавливает требования к: - структуре основных образовательных программ общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программы) и их объему; - условиям реализации Программ; - результатам освоения Программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт разрабатывается на основе современного законодательства Российской Федерации, с учетом международных правовых актов (Конвенции ООН о правах ребёнка, Конвенции ООН о правах инвалидов и др.), и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

РАЗДЕЛ 1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная группа школьников Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети с различными нарушениями: слуха; зрения; речи; опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; интеллекта; расстройствами аутистического спектра; множественными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от детей, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей со стойкими и тяжелыми нарушениями развития; от детей, способных при специальной поддержке успешно обучаться в тех же условиях и по тем же программам, что сверстники без ограничений здоровья, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формирование элементарных жизненных навыков на протяжении всего школьного возраста. При этом диапазон различий наблюдается не только в группе детей с ограниченными возможностями здоровья в целом, но и внутри каждой входящей в неё категории детей.

Современные тенденции в изменении состава детей с ограниченными возможностями здоровья в России. Состав группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в последние годы ощутимо меняется, при этом выделяются два взаимосвязанных процесса. Одной из ведущих современных тенденций в динамике количества детей с ОВЗ, относимых к разным нозологическим группам, является рост в системе образования доли детей с тяжёлыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развёрнутой системы специальных условий обучения и воспитания. Вместе с тем наряду с «утяжелением» состава обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что к началу школьного обучения часть детей с ограниченными возможностями здоровья достигает близкого к возрастной норме уровня развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным. Благодаря этому значительная часть детей с ограниченными возможностями здоровья оказываются в общеобразовательном пространстве.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями. Можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ограниченными возможностями здоровья: – в максимально раннем начале обучения обеспечении раннего выявления (специально организованное обучение должно начинаться сразу же после выявления отклонения в развитии ребенка); – в изменении содержания образования (например, как за счет введения в содержание образования специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной сверстникам без ограничений здоровья, так и за счет сокращения объема содержания); – в необходимости использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), учитывающих особые образовательные потребности (обеспечение «обходных путей» в обучении); – в индивидуализации обучения (требуется в большей степени, чем для ребенка без ограничений здоровья); – в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды;– в максимальном расширении образовательного пространства (выход за пределы образовательного учреждения для расширения сферы жизненной компетенции). Только удовлетворяя особые образовательные потребности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, можно дать возможность получить образование.

РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ФГОС ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ II.

Предмет стандартизации и функции ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает: · максимальное расширение охвата обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образованием, отвечающим их возможностям и потребностям; · конституционное право на школьное образование вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения «цензового» уровня образования; вида образовательного учреждения; · гарантирует удовлетворение общих со здоровыми детьми и особых образовательных потребностей; · возможность реализации варианта образовательной Программы, адекватной возможностям обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, предоставление семье всей полноты информации о диапазоне возможных достижений ребёнка; · преемственности основных образовательных программ начального общего, и основного общего и среднего общего образования; · сопоставимое качество образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на всей территории Российской Федерации; · соотношение процессов дифференциации и инклюзии в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;· условия для инновационного развития отечественной образовательной системы, механизм взаимодействия специалистов, работающих как со здоровыми детьми, так и с обучающимися с ОВЗ.

Дифференциация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Концепция предлагает разработку на основе Стандарта четырех вариантов образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной Программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии. Определение варианта образовательной Программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования. Согласно статье 42 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ, обучающийся, испытывающий трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации «вправе получать психолого- педагогическую, медицинскую и социальную помощь» на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Совокупность видов помощи включает: 1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия, психологическую и логопедическую помощь обучающимся; 3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Варианты образовательных программ на основе ФГОС

Первый вариант образовательной программы (А). Этот вариант образовательной программы адресован обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со сверстниками без ограничений здоровья. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки. При необходимости может создаваться индивидуальный учебный план. Согласно ФГОС начального общего образования, программа коррекционной работы должна обеспечивать: - выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии); - возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

Второй вариант образовательной программы (В) Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом для каждой категории обучающихся. На основе Стандарта создается адаптированная образовательная Программа, которая при необходимости индивидуализируется. К образовательной Программе может быть создано несколько учебных планов или индивидуальный учебный план с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся. Вариант B образовательной Программы может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Третий вариант образовательной программы (С) Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом для каждой категории обучающихся. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. На основе Стандарта создается адаптированная образовательная Программа, которая при необходимости индивидуализируется. Вариант С может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность34. Во всех этих случаях предполагается реализация адаптированной основной образовательной программы.

Четвёртый вариант образовательной программы (D) Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (со сложными и множественными нарушениями развития) получает образование по адаптированной основной образовательной программе, созданной на основе индивидуального учебного плана. При значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. Обязательной является специальная организация среды обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей, развитие его жизненной компетенции в разных социальных средах (образовательной, дома и др.) Вариант D может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, освоившим адаптированную основную общеобразовательную программу выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Требования к структуре образовательных Программ ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является основой разработки структуры образовательных. Программ для каждой категории детей: · программа коррекционной работы; · примерной адаптированной образовательной Программы; · адаптированной основной образовательной программы; · адаптированной образовательной Программы на основе индивидуального учебного плана.

Программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предлагается выделить восемь образовательных областей, каждая из которых состоит из двух компонентов: «академического компонента» и компонента жизненной компетенции.

Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой частью общего образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В названии каждой образовательной области отражены оба компонента: · Язык – знания о языке и речевая практика; · Математика – знание математики и практика применения математических знаний; · Естествознание – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром; · Человек – знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми; · Обществознание – знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением; · Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве; · Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования; · Технологии – основы предметно-практической и трудовой деятельности, информационные технологии и практика их применения.

Требования к результатам освоения образовательных Программ Требования к результатам – это описание планируемых результатов на определенном уровне образования. Описание ожидаемых результатов должно носить интегративный характер и включать в себя: · требования к знаниям и умениям на данной ступени образования; · требования к использованию знаний и умений на практике; · требования к активности и самостоятельности их применения.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья В соответствии с текстом статьи 34 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся имеет право на44 · «выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет» (пункт 1); · «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого- медико-педагогической коррекции» (пункт 2); · «перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (пункт 15). При этом «дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».

Требования к кадровым условиям реализации вариантов федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 1. Педагоги образовательной организации, которые реализуют Программу коррекционной работы (вариант А) должны иметь квалификацию / степень бакалавра по направлению «Педагогика» или магистра. Предусматривается: один из профилей подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (Тифлопедагогика, Сурдопедагогика, Логопедия, Олигофренопедагогика) либо магистерскую программу соответствующей направленности; - программу подготовки по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Олигофренопедагогика».

1. Педагоги, реализующие адаптированные образовательные Программы (варианты B, C и D) должны иметь высшее профессиональное образование: · по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (степень бакалавра или магистра); В вариантах В, С, D детям с ограниченными возможностями здоровья может потребоваться временное или постоянное подключение тьютора (ассистента, помощника).

Материально-техническое обеспечение – общие характеристики инфраструктуры, включая параметры информационно-образовательной среды. В структуре материально-технического обеспечения процесса образования каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна быть отражена специфика требований к: · организации пространства, в котором обучается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья; · организации временного режима обучения· организации рабочего места ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для работы удаленно; · техническим средствам комфортного доступа ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к образованию (ассистирующие средства и технологии); · техническим средствам обучения каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей; · специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным электронным приложениям, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям детей и позволяющих реализовывать выбранный вариант стандарта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...