Формирование вайнахского этноса.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ)
ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА
Кафедра теоретической и прикладной политологии
Работа студента 1-го курса очной формы обучения Третьякова Артемия Дмитриевича Политический аспект чеченского конфликта.
Москва
Оглавление: Введение……………………………………………………………… Глава 1: Предпосылки чеченского конфликта….……………………………………………………....... 1.1 Формирование чеченского этноса………………..................... 1.2 Политика Российской империи и СССР в Чечне………...….6 1.3 Экстремизм и терроризм………………………………………..6 1.4 Причины возникновения экстремизма……………………….7 Глава 2: Анализ проявлений политического экстремизма на примерах экстремистских организаций в Российской Федерации. ………………………………………………..………………………...9 2.1 Экстремистские организации в РФ. Анализ………………….9 2.2 Методы борьбы с экстремизмом……………………………....16 Заключение…………………………………………………………...18 Список использованной литературы и источников…………………………………………………………....19
Введение. Актуальность исследования В последние 20 лет и большую часть времени существования Российской Федерации Северный Кавказ и конкретно Чеченская республика остаются самыми беспокойными регионами страны. Боевые действия ведутся практически непрерывно ещё с 1990 года. Имея то характер локальных столкновений и контр террористических операций, то характер полномасштабных войн с применением бронетехники, авиации и крупных армейских частей.
Наиболее сложным периодом в регионе в период существования РФ являлся период чеченского конфликта – временной отрезок, включавший в себя т.н «чеченскую революцию», две чеченский войны и межвоенный период. Данный период во многом определяет политическую ситуацию в регионе и в настоящее время, особенно учитывая вероятность продолжения этого конфликта в будущем. Всё время существования Чечни как субъекта РФ, определёнными политическими кланами и организациями ведётся борьба за отделение этой республики от России. В связи с самой высокой опасностью сепаратизма на территории страны, экономической и геостратегической важностью региона, большим количеством вооружения в регионе и вниманием, которая приковывает к себе Чечня во всём мире со времён первого конфликта, краткая политическая история этой республики является необходимым знанием для любого политолога, который интересуется внутренней политикой России. Цель работы Целью моей работы является попытка достижения понимания причин и сущности чеченского конфликта, оценка решений политических акторов, анализ расстановки сил в регионе с начала 90х годов и до настоящего времени. Задачи 1) Описать и проанализировать исторические предпосылки Чеченского конфликта, начиная с условного периода формирования вайнахского этноса. 2) Выявить причины т.н. «чеченской революции», её особенности и отличия от аналогичных процессов в период развала Советского Союза. 3) Проанализировать и оценить с точки зрения политологии управленческие решения чеченских и российских политиков касательно установления власти в регионе. 4) Предложить систематизированную схему расстановки политических сил в регионе в течении Чеченского конфликта и в настоящее время.
5) Проанализировать дальнейшие возможности возобновления конфликта и пути его предотвращения. Объект исследования – политическая сторона Чеченского конфликта. Предмет исследования – расстановка сил и политические решения лидеров различных сторон Чеченского конфликта. Источники – Степень научной разработанности – Структура работы -введение, основанная часть, состоящая из трёх глав, заключение и список литературы
Глава 1: Исторические предпосылки Чеченского конфликта. Формирование вайнахского этноса. Одна из причин больших политических сложностей, которые возникали у российских властей в Чеченском регионе – это особые условия, в которых формировался и развивался вайнахский этнос, впоследствии разделившийся на два родственных народа – чеченцев и ингушей. Первое условие – это до сих пор не выясненное происхождение вайнахского этноса, которое даёт почву для дискуссий о цивилизационной генеалогии чеченцев, а также для мифотворчества. О рождении народа вайнахов и его переселении на Кавказ имеется множество легенд и полунаучных теорий, составленных также на основе устных рассказов. Например, согласно генеалогической схеме Леонтия Мровели, легендарный прародитель вайнахов носил имя “Кавкас”, откуда идет название кавкасианы, один из этнонимов, которым древнегрузинские письменные источники обозначали предков современных чеченцев и ингушей[1]. Таким образом, получается, что, по крайней мере, по названию, грузинская историческая традиция представляет вайнахов самым „кавказским“ народом из кавказцев. Популярность этой легенды говорит нам о том, что для вайнахов, а впоследствии чеченцев и ингушей всегда крайне важна была именно кавказская идентичность, связанная с местностью где они родились. А религиозная, этническая или гражданская идентичность часто отходили на второй план. Согласно другой легенде все чеченские кланы \ вышли из селения Нахша, где по преданию до первой половины XX в. хранился громадный котел, склепанный из отдельных медных пластинок, на которых якобы были выгравированы названия всех чеченских тайпов и тукхумов (тайповых союзов, племен). Если происходил спор о том, является ли данный тайп „чистым чеченским“, люди отправлялись в Нашх и удостоверялись в своей правоте или неправоте. Эта легенда указывает на особую важность родовых отношений, которые во многом будут определять чеченскую политику на протяжении всей истории вайнахского народа.
Самые ранние корни вайнахского этноса находятся в т.н. «Кобанской культуре» - осёдлой культуре, от которой ведут своё происхождение также и многие другие народы Кавказа. Однако отношение вайнахов в Кобанской культуре оспаривается многими исследователями как националистический миф, призванный укрепить представление и древности вайнахской цивилизации и её высоком развитии в прошлом. Согласно наиболее расптространённой версии вайнахи были одной из автохонных общин Хазарского каганата. Однако само, окончательное формирование Вайнахского этноса заканчивается достаточно поздно, в XIVвеке нашей эры.
Второе особое условие, из за которого этнос и формировался так поздно - это география той местности, в которой формировался вайнахский этнос. Северный Кавказ с его горами и долинами всегда был ареной столкновения крупных восточных держав, а также дорогой, по которой различные кочевые орды устремлялись в Европу. Таким образом маленькие этносы Кавказа постоянно испытывали на себе военное и культурное давление гораздо более многочисленных и развитых народов, что выработало у них чрезвычайную сплоченность и, отчасти, недоверие к чужакам. После развала и уничтожения Хазарского каганата, на Кавказе наступает долгий период войн и разорения, в результате которого протовайнахи уходят в наиболее труднодоступные горные районы региона. Здесь укрепляется родовая община, создаётся вайнахская идентичность, в тяжёлых условиях огромную роль играют взаимопомощь и круговая порука. Третье условие – это адат. Адаты в исламском праве – это дошариатские законы и обычаи мусульманских народов, которые могут совпадать, а многие и противоречат нормам шариата. Для вайнахов и до и после принятия ислама законы предков играли решающую роль, которую они не утратили и в дальнейшем. Известный ученый-кавказовед В. К. Гарданов, в частности, писал, что «адаты горцев Северного Кавказа являются главнейшим, а подчас и единственным источником для характеристики социальных отношений у этих народов на протяжении многих столетий, начиная с эпохи средневековья и, в особенности, для периода XVIII — начала ХІХвв[2]. Вайнахский, а впоследствии и чеченский адат, во многом противоречат нормам шариата, в частности в вопросе о кровной мести, что показывает высокую степень религиозного и культурного партикуляризма – т.е. стремление к обособленности у вайнахов.
Четвёртое условие – религия. До XI века вайнахи были язычниками политеистами, но затем, в XII – XIII веках благодаря активному влиянию православных Грузии и Византии христианство стало основной религией горцев. Однако влияние его было не таким глубоким, и с падением Византии и Грузии вайнахи вернулись к языческим верованиям. В XIV веке, когда происходит формирование вайнахского этноса, основной религией горцев Кавказа становится ислам. Несмотря на то, что ислам пустил глубокие корни в вайнахском народе, как уже было сказано выше он не затронул правовые обычаи вайнахов. Однако, при этом, ислам стал играть огромную роль в идеологическом воспитании молодой чеченской нации и остаётся решающим фактором культурных противоречий, которые образовались впоследствии с распространявшей своё влияние на Кавказ Россией. Таким образом на политические традиции вайнахов, а в дальнейшем и чеченцев оказали влияние четыре фактора – невыясненное легендарное происхождение, дающее повод для мифотворчества и высокую степень национальной гордости, трудные историко – географические условия которые укрепили сплоченность народа, Адат, система права укрепившая важность родовых отношений и обособленную идентичность вайнахов и ислам, оказавший решающее культурное и политическое влияние на взаимоотношения Чечни с Россией и остальным миром.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|