Проблема профилактики наркомании
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И МОЛОДЕЖЬЮ В.М. Филиппов Министр образования Российской Федерации Сегодня мы открываем Всероссийскую конференцию, посвященную ключевым проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами в детско-молодежной среде. В настоящее время проблема распространения и употребления наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ по-прежнему является чрезвычайно актуальной. Наркомания быстрыми темпами распространяется в детской, подростковой и молодежной среде. По данным общероссийского мониторинга, численность детей и молодежи в возрасте 11-24 лет, с различной частотой потребляющих наркотические средства, достигает 4 миллионов, а численность среди них наркозависимых составляет от 900 тысяч до 1 миллиона 100 тысяч человек. Среди всего населения России эти показатели составляют соответственно примерно 6,5 миллионов и 1 миллион 800 тысяч человек. К психоактивным веществам, воздействующим на социальное, личностное, психическое и физическое здоровье детей и молодежи, следует относить и никотин, и алкоголь, включая так широко рекламируемое пиво, и собственно наркотики без существенного различия между так называемыми «легкими» и «тяжелыми» наркотиками. Для нас это должно быть принципиально важно, потому что ни один ребенок не должен воспринимать социальный мир, в который он входит, через призму измененного любыми психоактивными веществами сознания. Настоящая конференция должна подвести определенные итоги значимого поворота в антинаркотической политике государства, который был совершен три года тому назад, и ответить на вопрос о правильности выбранного направления.
Сегодня мы должны подтвердить приоритет первичной профилактики злоупотребления наркотиками и иными психоактивными веществами. Мы должны признать, что первичная антинаркотическая профилактическая работа является прерогативой всех социальных структур, которые ближе всего находятся к ребенку и его семье. Мы должны отдавать себе отчет, что только объединение усилий всех государственных и общественных структур позволит остановить вал наркотизации, который обрушился на российское общество, и преодолеть негативные тенденции в развитии наркоситуации в стране. Безусловно, решение многих задач по профилактике наркомании несовершеннолетних и молодежи находится в сфере компетенции органов и учреждений системы образования, так как через воспитательное воздействие этой системы проходит практически все молодое поколение россиян. Сегодня мы можем констатировать, что работники системы образования отказались от перекладывания обязанностей по проведению антинаркотической работы на другие структуры, и приняли на себя, как представители самой гуманной специальности, значительную долю ответственности за результат общей борьбы с распространением наркомании. В настоящее время первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым социальным заказом для Министерства образования Российской Федерации и это наша исходная базовая позиция для выстраивания всей антинаркотической профилактической деятельности. Организационной, теоретической и методической основой данного положения является Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами, утвержденная приказом Минобразования России и одобренная решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в 2000 году.
Первый итог, подтверждающий правильность выбранного нами направления, заключается в том, что сегодня Концепция положительно воспринята не только в системе образования, но и другими социальными структурами, решающими вопросы обеспечения первичной профилактики, – органами и учреждениями здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты, правоохранительными органами, что является залогом оптимального системного подхода к решению проблем профилактики. Концепция сыграла значительную роль в повышении эффективности антинаркотической работы в образовательной среде, став основой для разработки соответствующих целевых программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи на федеральном, региональном и местном уровнях. Сегодня мы говорим, что организация антинаркотической профилактической деятельности на местах – это организация нового социокультурального пространства, которое предполагает вовлечение в профилактику как социальный процесс всех здоровых интеллектуальных, нравственно-волевых, культурно-ценностных, мировоззренческих, профессиональных ресурсов. Мы рассматриваем антинаркотическую профилактическую деятельность как социальный процесс тогда, когда она опирается на идеи социального партнерства, когда она базируется на принципах и методах взаимодействия специалистов различных социальных практик. Это означает, прежде всего, новую управленческую, организационную культуру, которая должна соответствовать идеям оптимального взаимодействия государственных и общественных усилий, направленных на решение одной цели. Только административными усилиями органов управления на местах при всей правильности социального заказа задача остановки наркотизации в детско-молодежной среде в принципе не может быть решена. Проведем анализ необходимых условий, которые обеспечивают эффективную организацию антинаркотической профилактической деятельности в регионе. Деятельное и позитивное решение проблем первичной антинаркотической профилактики не может быть реализовано и обеспечено без грамотно организованного мониторинга наркоситуации на всех уровнях.
На уровне образовательного учреждения – школы, колледжа, вуза – локальная оценка наркотической ситуации в учреждении должна приводить к своеобразному общественному договору всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогического корпуса) о неприятии наркотиков, о внутреннем укладе, своеобразном «этическом кодексе», который исключает наркотики из социального пространства этого учреждения, – это то, что в практической деятельности реализуется как «Школа без наркотиков», как «Пространство, свободное от курения». На муниципальном уровне, где переплетаются интересы и ценности конкретных граждан, отдельной семьи, школы, иных муниципальных, государственных, общественных организаций; на уровне, где сталкиваются пути ребенка и мелкого наркоторговца, ценности «здорового образа жизни без наркотиков» и ценности пронаркотической субкультуры, проводимые через двор, через улицу, через досуг детей, оценка наркоситуации должна приводить к организации взаимодействия всех социальных структур в целях противодействия распространяемому злу. На этом звене антинаркотической профилактики мы до настоящего времени проигрываем и проигрываем потому, что для нас более удобным является организованное и структурированное пространство школы, вуза, учреждения дополнительного образования. При этом именно школа должна стать центром воспитательного пространства в микрорайоне проживания детей, инициировать и развивать конструктивное взаимодействие всех участников профилактического процесса как в самом учреждении (обучающиеся, педагоги, родители), так и вокруг него (милиция, социальные и медицинские службы, общественные и религиозные объединения и др.) в целях реализации комплекса превентивных мер, формирования безопасной для жизни и здоровья детей среды. На региональном уровне, где формируются зональные программы профилактики, где в первую очередь реализуются основы и методы межведомственного и междисциплинарного взаимодействия в антинаркотической работе, выявляется адекватность социальному запросу региона того социокультурального процесса, с которым связано формирование антинаркотической работы отдельных учреждений, различных специалистов, обычных граждан, озабоченных наркогенной ситуацией в своем регионе. Особенно важна мониторинговая оценка этого уровня, потому что она является результирующей составляющей всех предшествующих усилий, определяет правильность выбранных приоритетов и конкретных мер, является своеобразным «лакмусом», который выявляет организационные просчеты.
На федеральном уровне при помощи мониторинга определяется правильность выбранной стратегии, эффективность антинаркотической государственной политики. Мониторинг, построенный таким образом, делает и для специалиста, и для обычных граждан осмысленными показатели медицинской, социально-профилактической статистики. Наркогенная ситуация получает свое выражение на уровне семьи, школы, района, области, страны и социально-медицинская информация становится инструментом действенной политики, а не иллюстрацией катастрофичности наркотизации в целом. К сожалению, именно общими катастрофическими иллюстрациями грешат многие при информационно-популистском подходе к антинаркотической профилактике, когда каждый доклад, статья перенасыщены удручающими цифрами статистики без динамического анализа, без привязки к ситуации, к региону, к учреждению. В этом случае материалы оказываются проявлением панической слабости или элементом «устрашения», а не ориентиром в антинаркотической работе. Начиная с 2002 года, Минобразование России осуществляет мониторинг наркоситуации во всех субъектах Российской Федерации, основываясь именно на системном многоуровневом подходе. Координирует реализацию мониторинга постоянно действующая межведомственная рабочая группа по разработке показателей, подлежащих исследованию в ходе ежегодного мониторинга наркоситуации в Российской Федерации. Региональные органы управления повсеместно оказывают помощь и содействие в обеспечении общероссийского мониторинга. Качественный и количественный анализ ключевых проблем наркогенной ситуации стал необходимым инструментом на местах, для того, чтобы сверять ориентиры региональной и федеральной антинаркотической профилактики. Следующее ключевое и принципиальное положение, вытекающее из Концепции, заключается в тезисе: антинаркотическая профилактика является планируемой и прогнозируемой, социально организованной антинаркотической деятельностью только тогда, когда она формируется в терминах и понятиях своеобразного «государственного стандарта».
В противном случае она остается стихийным, малоуправляемым процессом, связанным с инициативностью отдельных авторских программ, образовательных и других учреждений, с административными усилиями управленческого аппарата. Идея стандарта как нормы, образца не является инновационной; в частности, в системе образования существует понятие образовательного стандарта. К организации антинаркотической профилактической деятельности понятие стандарта прежде не применялось, но его введение представляется чрезвычайно важным и необходимым на современном этапе, когда в рамках антинаркотической профилактической деятельности на уровне учреждения, муниципалитета, региона должен быть реализован определенный минимум профилактических воздействий. Эти профилактические воздействия должны быть реализованы в семье, в школе и в образовательной среде в целом, в среде вовлеченных в первичную профилактику учреждений и структур социальной помощи, правоохранительных органов, общественных организаций. Это тот минимум, при котором можно говорить о том, что в данном учреждении, муниципалитете, регионе, при всем их местном своеобразии, реализуется и обязательно даст планируемый результат антинаркотическая профилактика. Понятие стандарта антинаркотической профилактической деятельности в образовательной среде влечет за собой четкое определение минимума специалистов – участников профилактического процесса, особенностей организации их деятельности, выделение «целевых групп», с которыми они работают, и прогноз ожидаемого результата. В этом залог эффективности, потому что антинаркотическая профилактика перестает быть обсуждением наркологических проблем в организационном и информационно-просветительском плане, она становится осязаемым спектром определенных, профилактически направленных видов деятельности специалистов и учреждений с обозримым конечным эффектом. Прогнозируемый эффект должен содержать в себе необходимый, значимый уровень и комплекс мероприятий, который может и должен переломить наркогенную ситуацию. Следующее важное положение Концепции заключается в том, что необходимо было преодолеть медикобиологический центризм в подходе к первичной профилактике состояний зависимости от психоактивных веществ. По традиции основные усилия в профилактической деятельности направлялись на просвещение детей, подростков, молодежи и взрослых в отрицательных последствиях алкоголизации и наркотизации для здоровья человека. Это было движение за наркологической проблемой по "остаточному принципу" с ориентацией на исходные состояния наркологических расстройств. Наша деятельность ограничивалась приглашением медицинских специалистов для освещения наркологических проблем. Это лишало первичную профилактику самого важного воспитательного, ценностного компонента, формирования того отношения, которое реально может сделать ребенка и молодого человека невосприимчивым к образу и стилю жизни, в который включены психоактивные вещества – наркотики, никотин, алкоголь. Только преодолевая подобный малоэффективный подход к первичной профилактике, можно выйти на ее психологические и педагогические аспекты. Именно психолого-педагогические аспекты первичной профилактики позволяют сначала в методическом плане, а потом и на уровне реальной профилактической работы сформулировать и по-новому донести до детей ценности психического здоровья и здоровья вообще, ценности активного деятельного образа жизни, ценности физической культуры. Принятая Министерством образования Программа развития воспитания в системе образования Российской Федерации четко решила вопрос – воспитательная, психолого-педагогическая работа является важнейшим и обязательным компонентом антинаркотической профилактической помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений. Одним из итогов реализации программы стала активизация деятельности всех уровней образования по повышению статуса воспитания в образовательных учреждениях. Другим важным итогом стало более широкое и системное вовлечение в решение проблем воспитания родительской общественности, общественных организаций и других социальных институтов. В этом направлении много сделано, однако сегодняшнее положение – это только начало пути. В настоящее время в образовательные учреждения введены ставки специалистов, осуществляющих воспитательную, психолого-педагогическую и социально-педагогическую работу (социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, кураторы академических групп). В антинаркотической профилактической работе активнее стал использоваться ресурс школьной психологической службы, а также образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В образовательных учреждениях стали создаваться кабинеты профилактики наркомании, наркопосты, службы доверия для детей и подростков. Созданы условия для развития сети «школ здоровья», центров содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений. Важным фактором профилактики наркомании является обеспечение досуга и занятости детей во второй половине дня. Значительную роль в решении данной проблемы играет система дополнительного образования детей, выполняющая не только развивающую, обучающую, воспитывающую, но и социально-педагогическую, реабилитирующую, профилактическую функции. В субъектах Российской Федерации продолжается работа по развитию сети досуговых, спортивных, оздоровительных учреждений, вовлечению детей и молодежи в занятия физкультурой, спортом, туризмом. В 2003 г. на условиях софинансирования с регионами начали осуществляться меры по оснащению спортивным оборудованием и инвентарем общеобразовательных учреждений (из федерального бюджета на указанные цели выделено 300 миллионов рублей). Осуществляется и будет продолжена серьезная научная и методическая работа по профессиональному оснащению специалистов, осуществляющих профилактическую работу, методическими психологическими, педагогическими и социальными инструментами антинаркотической профилактики. Только обеспечение таким инструментарием делает их действительно настоящими специалистами-превентологами, специалистами в области антинаркотической профилактической деятельности. Разработка такого инструментария стала возможна во многом благодаря реализации федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту». В рамках программы образовательные учреждения всех уровней обеспечиваются современной методологией первичной антинаркотической профилактики при работе с детьми и молодежью во всех сферах их жизнедеятельности – в семье, в школе, в микросоциальном окружении, в сфере досуга. Важно, чтобы созданными методическими разработками были охвачены ведущие сферы антинаркотической профилактики, включая все целевые группы, все включенные в первичную профилактику социальные институты, даже, если они не относятся к системе образования. В настоящее время подготовлены и изданы общим тиражом 635 тысяч экземпляров 14 наименований учебно-методических материалов (руководств, пособий, рекомендаций) по ключевым вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами. Это позволило в 2003 году в значительной степени обеспечить образовательные учреждения Российской Федерации необходимой методической литературой. В текущем году подготовлен и будет издан новый комплект учебно-методических пособий и программ для образовательных учреждений различных типов и видов. Другим аспектом методического обеспечения специалистов-превентологов является поиск оптимального решения проблем подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений по всем направлениям антинаркотической профилактической работы. Начиная с 2001 года, на регулярной основе организовано проведение обучающих курсов по программе «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью», получившей экспертную оценку Федерального экспертного совета при Минобразовании России по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами. С октября 2002 года обучение проводится централизованно на базе 7 головных учреждений, обеспечивающих повышение квалификации работников образования по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами, в 7 федеральных округах. Следующее важное положение, вытекающее из Концепции, заключается в нашем отношении к проблемам социально-психологической реабилитации несовершеннолетних и молодежи, которые начали не просто «экспериментировать» с наркотиками, но и злоупотреблять ими. Принципиально вопрос стоит следующим образом: ребенок не завершивший общего образования, не получивший учебно-профессиональной ориентации, но вступивший на путь наркотизации и теряющий свои связи со школой, с семьей, после проведения необходимых социально-профилактических и лечебных мер должен быть возвращен в образовательную среду. Если в страхе перед наркоманией, перед заразительностью наркоманических привычек и наркоманического поведения ребенок с наркологическими проблемами будет "выталкиваться" из образовательной среды, он социально изолируется, навсегда остается в наркоманической среде, лишается шанса вернуться к нормальной жизни. Эта принципиальная позиция Министерства определяет линию на создание региональных реабилитационных центров для несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. В 2003 году начали функционировать 3 реабилитационных центра в Калининградской и Московской области, в 2003-2004 годах планируется открыть еще более 20 аналогичных учреждений в других субъектах Российской Федерации. Это новая и во многом необычная задача для системы образования. С учетом международного и российского опыта сформулированы Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. На сегодняшний день эта концепция одобрена Федеральным экспертным советом Минобразования России и апробируется в созданных реабилитационных центрах. По концепции Министерства эти реабилитационные центры не должны быть «центрами изоляции»; они должны стать необходимым и обязательным промежуточным звеном при возвращении ребенка с наркологическими проблемами к здоровой, социально активной жизни без наркотиков. Одновременно они должны стать обязательным звеном того профилактического, реабилитационного пространства, которое создается в регионе при осуществлении антинаркотических программ. В обобщении и пропаганде опыта антинаркотической профилактической и реабилитационной работы ключевой проблемой также является взаимодействие образовательных структур всех уровней со средствами массовой информации. Сложился некий стереотип, по которому вопросы профилактики освещаются во многих общероссийских и региональных СМИ. Сегодня многие журналы и газеты, такие как «Нарконет», «Наркостоп», «ОБЖ», «Наркология», «Пока не поздно», «Учительская газета», «Вузовские вести», «Студенчество. Диалоги о воспитании» и другие, публикуют информацию о наркологических проблемах и различных аспектах профилактики. Однако, если речь идет об активной антинаркотической профилактической политике, существенным становится формирование позитивного антинаркотического общественного сознания. Важным и необходимым элементом такого сознания является противодействие различным проявлениям пронаркотической молодежной субкультуры на уровне федеральных и региональных СМИ. Исследования ученых показывают, что именно пронаркотическая молодежная субкультура в музыке, стиле одежды и поведения, экстремальном стиле жизни отдельных молодежных групп является проводником установок на безвредность и бесплатность «первой пробы», на допустимость и даже необходимость опыта приема наркотиков, не говоря уже о других психоактивных веществах. Деструктивную роль в данном смысле играет реклама алкогольной и табачной продукции. Наиболее яркий пример – реклама пива «Клинское», фактически пропагандирующая не просто употребление определенного сорта пива, но неразрывно связанный с употреблением пива образ жизни, обращающаяся непосредственно к подросткам и молодежи и активно использующая образы молодых людей. Наша работа со СМИ часто отстает в этом процессе, оказывается неэффективной. Это делает пропагандистский компонент антинаркотической профилактики сухим, скучным, малоинтересным и часто вызывающим отторжение у детей, подростков и молодежи. Антинаркотическая профилактика и профилактика ВИЧ-инфекции должна сопровождаться во всех образовательных учреждениях, где ведется эта работа, методически точно выверенным, информационно насыщенным и ярким визуальным рядом, который может бить точно в цель, формируя эффективные антинаркотические установки. В этой работе предстоит еще много сделать, но необходимо изменить ситуацию, потому что нельзя дальше закрывать глаза на вызов пронаркотической субкультуры и делать вид, что ее не существует. Необходимо увеличить в сетке телерадиовещания (прежде всего на государственных телерадиоканалах) объем регулярных тематических информационно-образовательных программ профилактической, воспитательной, спортивно-оздоровительной направленности, специализированных программ для детей и молодежи с учетом особенностей восприятия данных возрастных категорий, обеспечить создание и распространение роликов прямой социальной рекламы. В качестве положительного примера такой деятельности можно отметить подготовленную Госкомспортом России, МПТР России и Фондом «Спорт против наркотиков» серию специальных роликов «Альтернатива» с участием звезд российского спорта под девизом «Я выбираю спорт». Определенным вкладом в эту работу является организация антинаркотических материалов в сети «Интернет». На сегодняшний день антинаркотический ресурс широко представлен на ряде сайтов (Antipav.ru, Narkotiki.ru, Otrok.ru). На этих сайтах, кроме размещения информационного антинаркотического ресурса, осуществляется консультативная помощь по различным аспектам антинаркотической профилактики, что представляется очень важным, в том числе и при решении проблем дистанционного образования. Таким же важным аспектом активной антинаркотической профилактической работы является взаимодействие с общественными и религиозными организациями, группами само- и взаимопомощи, родительскими объединениями, группами активной и деятельной молодежи. В этом ключе, несомненно, важной является подготовка волонтеров для работы в детско-молодежной среде. Интерес к волонтерскому движению является новым значимым общественным феноменом в менталитете нашего сознания. Всю подобную работу сегодня следует рассматривать как бережное взращивание новых ростков общественной активности в ключе антинаркотической профилактики. Ценный опыт многих таких интересных проектов негосударственных структур представлен в материалах конференции. Необходимость взаимодействия различных направлений антинаркотической профилактики сделала крайне востребованным создание Федерального экспертного совета. Федеральный экспертный совет при Минобразовании России по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами вносит существенный вклад в обеспечение единого подхода к формированию принципов и основных механизмов антинаркотической работы в системе образования России. В состав Совета включены представители не только системы образования, но и органов и учреждений иной ведомственной принадлежности (Минздрава, МВД), а также общественных организаций. Экспертный совет в едином методическом ключе: формирует направленность антинаркотической профилактической работы на федеральном уровне; дает экспертную оценку материалов региональных программ в сфере профилактики злоупотребления психоактивными веществами; анализирует динамику и ключевые проблемы развития наркоситуации по результатам мониторинга на федеральном уровне; вырабатывает единую позицию при взаимодействии органов и специалистов образования с общественными, религиозными организациями и средствами массовой информации по всем вопросам антинаркотической профилактики в образовательной среде. Говоря о достигнутых результатах, нельзя не отметить существующие проблемы и сохраняющиеся просчеты в организации активной антинаркотической профилактики. Сохраняется недостаток необходимых финансовых и кадровых ресурсов в антинаркотической профилактической работе, если к ней подходить как к системному динамичному процессу, а не как к набору единичных мероприятий и разовых кампаний. Не до конца преодолен информационно-просветительский подход в решении проблем профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и молодежи, когда антинаркотическая работа обеспечивается за счет регулярных, но недостаточно эффективных мероприятий (чтение лекций, проведение антинаркотических акций, конкурсов плакатов, рисунков) с акцентированием внимания на негативных последствиях наркомании. Отстает уровень индивидуальной профилактической работы с детьми и подростками, потребляющими наркотики. Еще сохраняются случаи, когда образовательное учреждение стремится скрыть наличие «наркотических» проблем или избавиться от обучающихся, вступивших на путь приема и злоупотребления психоактивными веществами. Кропотливая коррекционная работа с такими детьми подменяется «выведением» их из образовательной среды, что нарушает их права и противоречит основным принципам государственной политики в области образования, и в любом случае не решает проблему. Остаются не урегулированными вопросы правового обеспечения оценки случаев токсиконаркотического опьянения в условиях образовательной среды; защиты прав детей, вставших на путь приема психоактивных веществ; не в полной мере определено правовое поле, в рамках которого силами и средствами образовательной системы должны решаться проблемы реабилитации несовершеннолетних с состояниями зависимости до и после лечения. Крайне тревожными и для специалистов, и для общественности остаются нерешенные в правовом отношении вопросы защиты несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Вместе с тем в последние три года ситуация в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами изменилась в положительную сторону. От позиции декларативного признания необходимости профилактической активности государство и общество переходят к реальным конструктивным мерам. В настоящее время профилактика наркомании в России уже не ограничивается отдельными малоэффективными попытками информирования подростков и молодежи о наркотиках и последствиях их потребления, а имеет четко сформулированные цели, задачи и стратегии действий. Следующим шагом в развитии антинаркотической работы должна стать полноценная реализация региональных программ профилактики злоупотребления наркотиками и иными психоактивными веществами с учетом индивидуальных особенностей каждого региона и возможностей привлечения к этой деятельности всего интеллектуального, нравственного, духовного и общественного потенциала страны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|