Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие уровня притязаний в психологии

 

Проблема уровня притязаний находится в самом центре исследований психологических механизмов регуляции деятельности и в непосредственной связи с анализом личностной сферы человека.

Понятие уровня притязаний личности было введено Т. Дембо – сотрудницей К. Левина – для обозначения стремления индивида к цели такого уровня сложности, который, по его мнению, соответствует его способностям. Он определяется двумя факторами: стремлением к успеху и боязнью неудачи. Стремление к успеху выражается в уверенности человека в возможности достичь намеченной цели. Боязнь неудачи связана с опасением, что ожидания не оправдаются, и человек испытает разочарование.

В литературе накопилось довольно много различных определений уровня притязаний.

В.Н.Мясищев понимал уровень притязаний как качественно-количественные показатели, которым должна удовлетворять, с точки зрения исследуемого лица, его производительность [19].

Согласно В.С.Мерлину уровень притязаний отражает ту степень оценки субъектом своих возможностей, в которой он нуждается, чтобы испытать удовлетворение [18].

По Е.А.Серебряковой уровень приязания — это потребность в определенной самооценке, принимаемой и одобряемой человеком [4].

По мнению Н.Л. Коломинского уровень притязаний представляет собой модель самосуществования, образ -Я, который личность считает для себя приемлемым и т.д[4].

Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.

Анализируя определения уровня притязания, даваемые различными авторами, Л.В.Бороздина отмечает, что в них (определениях) подчеркиваются отдельные аспекты и, как следствие, термин приобретает множество вариативных значений, что способствует неоднозначности в понимании данного феномена[4].

Но все-таки, большинство авторов сохраняет, в качестве наиболее общего, понимание уровня притязания близкое к исходному, т.е. как уровень трудности выбираемых субъектом целей (Божович, 1968 и др.).

Впервые теория уровня притязаний была предложена Ф.Хоппе в 1930г. Ее возникновение связано с поиском детерминант перехода к новому действию. Теория намерения (или преднамеренной деятельности), предложенная К.Левиным исходила из двух постулатов:

1. Действие, соответствующее намерению, детерминировано особым состоянием напряжения, которое оказывает давление в направлении выполнения намерения.

2. Если цель действия достигнута, давление "системы внутриличност-ного напряжения" стремится к нулю.

Таким образом, возникновение целенаправленной деятельности, согласно данной теории, определяется особым гомеостатическим механизмом: действие возникает в условиях нарушения равновесия между системами напряжения и выполняет функцию восстановления этого равновесия. Развитие гомеостатической модели поведения потребовало ответа на вопрос: каким образом успех или неудача в достижении поставленной цели влияют на возникновение нового действия? Особенно остро стоял вопрос о возникновении нового действия в случае успешной реализации намерения, т.к. в соответствии с теорией К.Левина в этом случае напряженная система, детерминирующая поведение индивида, должна прийти в равновесие. Изучая спонтанное возобновление действия, Ф.Хоппе приходит к выводу, что возобновление действия совершается с новой целью, не тождественной цели предыдущего действия. По его мнению, действие, возобновленное после успешного выполнения, носит характер не простого повторения, а улучшения прежнего достижения, т.е. ряд действий представляет собой некоторую структуру с одной общей целью: сделать как можно лучше[18].

Вводя понятие "уровень притязаний", Ф.Хоппе пишет: "В рассматриваемых здесь случаях испытуемые приступают к работе с определенными притязаниями и ожиданиями, которые в течение действия могут изменяться. Совокупность этих сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то точных ожиданий и притязаний, связанных с будущим достижением, мы будем называть "уровнем притязаний" испытуемого. Смотря по обстоятельствам, уровень притязаний может колебаться между целью «извлечь из действия максимум достижений» и полным отказом от какого-либо достижения"[10].

Рассматривая ситуацию, в которой проявляется характерный для данного человека уровень притязаний, Ф.Хоппе подчеркивает, что эта ситуация конфликтна. Уровень притязаний проявляется как результат решения конфликта двух разнонаправленных тенденций: тенденции как можно выше поднять притязания, чтобы достичь успеха, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Причем, успех или неудача рассматриваются как переживания, возникающие вследствие достижения или недостижения цели, расположенной в некотором фиксированном интервале трудности - "рабочей зоне задания". Уровень притязаний колеблется между верхней и нижней границами этого интервала. Переживание успеха возникает, если уровень достижения равен или превышает уровень притязаний. Если уровень достижения оказывается ниже уровня притязаний, переживается неудача. Чувства неудачи не возникает, если неуспех соответствует уровню трудности, находящемуся выше верхней границы интервала существования уровня притязаний, т.е. выше "слишком трудных задач". Аналогично, достижение успеха в задачах, уровень трудности которых ниже, чем нижняя граница, ("слишком легкие задачи"), не вызывает переживания успеха.

Анализ работы "Успех и неуспех" показывает, что Ф.Хоппе употребляет термин "уровень притязаний" по крайней мере в двух значениях: во-первых, уровень притязаний является элементом сложной целевой структуры, рассматриваемой в фиксированный момент времени (уровень притязаний в данный момент). Эта схема отражает намерения индивида, связанные с целью актуального действия, а также особенности задания. Второе значение термина "уровень притязаний" относится к последовательности притязаний, соответствующих общей, "идеальной" цели. Ф.Хоппе пишет: "Имеющийся в данный момент уровень притязаний испытуемого соответствует, как правило, одной из целей, которая допускается структурой задания. Ряд факторов позволяет утверждать, что общий образ действий испытуемого определяется не только временной целью, соответствующей уровню притязаний в данный момент, но и более общей, всеохватывающей целью, которая, хотя в данный момент не является актуальной, все же стоит за соответствующей отдельной целью и детерминирует поведение испытуемого" [10, С. 125].

Переход от изучения отдельных действий к исследованию их связи приводит к тому, что уровень притязаний начинает рассматриваться как общая характеристика тактики целеполагания. Д.Франк, развивая эту мысль, определяет уровень притязаний как уровень трудности будущих действий при решении знакомой задачи, который индивид, знающий свой уровень прошлых действий в этой задаче, явно предполагает достичь. В этом определении важно отметить, что речь идет о достаточно знакомой задаче, в которой определен уровень прошлых достижений. По мнению Ф.Хоппе, уровень притязаний выступает в качестве особой детерминанты процесса целеполагания лишь в тех случаях, когда испытуемый внутренне принял цель и пристрастно относится к исходу действия. Если цель выступает для индивида лишь как внешний фактор (например, инструкция, приказ или желание другого, постороннего лица, или когда достижение в незначительной степени зависит от действующего субъекта), уровень притязаний не формируется: "...яснее всего это проявляется в тех случаях, где, несмотря на существование цели действия, вообще не образуется никакого или почти никакого собственного уровня притязаний" [10, С 126]. Отсюда следует, что феномен уровня притязаний проявляется не во всех ситуациях неопределенности достижения и риска, а лишь в тех, где субъект личностно заинтересован в выполнении действия и сознательно соотносит свои возможности и объективную трудность выполнения задачи. Предварительное знакомство с трудностью задания определяет степень реалистичности идеальной цели. В случае успешного достижения частной промежуточной цели идеальная цель становится более реальной. Это не означает, однако, что уровень трудности идеальной цели понижается: "После успеха идеальная цель обычно остается на том же уровне, т.к. она в большинстве случаев с самого начала является максимально высокой для данного испытуемого при выполнении данного задания. Успехи и неудачи изменяют степень реальности идеальной цели, т.е. идеальная цель становится тем более реальной, чем больше фактическое достижение приближается к ней, и теряет в реальности при увеличении расстояния между возможным и желаемым" [10].

Дальнейшее развитие системы понятий, описывающих феномен уровня притязаний и указывающих на степень его реалистичности, прежде всего выразилось во введении различного типа целевых отклонений. Так, для обозначения субъективного расстояния между актуальной целью (уровень притязаний в данный момент) и идеальной целью был введен термин "внутреннее противоречие" (inner discrepancy); несоответствие между актуальной целью (action goal) и уровнем ожидаемого исполнения (level of the expected performance) было обозначено как "несоответствие цель- ожидание" (goal - expectation discrepancy); разница между уровнем притязаний в настоящий момент и уровнем трудности цели, выбранной в предыдущей попытке, была названа отклонением "прошлый поступок-цель" или просто "целевым отклонением" (goal discrepancy); "несоответствие достижения" (attainment discrepancy) определялось как разница между уровнем притязаний и величиной достижения[10].

Таким образом, для более детального описания особенностей уровня притязаний личности выделяются различные по степени реальности уровни; "уровень идеальной цели", "уровень ожиданий", "уровень прошлого достижения", "уровень настоящего достижения". Отклонение уровня притязаний от различных уровней реальности служило для психологов основной характеристикой процесса целеполагания. Развитие описанной выше системы понятий приводит к тому, что одной из основных характеристик уровня притязаний как черты личности становится "реалистичность" индивида.

Реалистичность притязаний означает ориентацию субъекта на определенную плоскость реальности. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Притязания, достижения, ценности (академические, социальные, этнические) могут оказывать влияние на выбор цели (Bagley, 1986). Так, например, в исследованиях австралийских ученых обнаружено, что англоязычные граждане Зеленого континента (составляющие большинство жителей Австралии) выбирают более престижные профессии, которые имеют высокий статус у жителей страны, чем представители небольших этносов (испано-говорящие, выходцы из Азии). Было также обнаружено, что подростки, чьи родители имеют высокое социально-экономическое положение в обществе стараются выбирать (поступая в соответствующие учебные заведения) престижные профессии.

Было проведено много исследований, касающихся влияния притязаний на успех-неуспех в профессиональной сфере. В исследовании Т.Тивана и Б.Смита постулируется мысль о том, что люди с высокой боязнью неудачи и с низкой потребностью в достижении имеют низкие профессиональные притязания и низкий профессиональный престиж[10].

В рамках исследований притязаний как показателей мотивации достижения изучалась связь профессиональных целей, собственных установок с параметрами достижения (экспертными статусом, достижением независимости, жадностью, соперничеством, отношением превосходства, статусом равенства)

В последние годы популярным становится изучение механизмов уровня притязаний на компьютере. Делаются попытки связать процесс выбора задач разной сложности (в компьютерном варианте) с мотивационной сферой субъекта: выделяются показатели динамических особенностей мотивационной регуляции деятельности индивида, происходит разбиение испытуемых на группы в зависимости от преобладающей мотивации по структуре целеполагания [1]. Данные исследования представляют собой попытки показать возможность эффективного изучения механизмов УП в машинном варианте (без непосредственного контакта с испытуемым), которые, по существу, приводят к излишней детализации в анализе целеполагания и, в целом, упрощают представления об этом процессе.

Изучалось влияние успеха и неудачи на уровень притязаний и внутренние позиции. В исследовании Стейсел и Коэна обнаружено, что при нескольких неудачах в решении задач (арифметических, у студентов) уровень притязаний возрастает (делается попытка решить более сложные задания) и сокращается время на его решение (студент старается быстрее выполнить задание). Это не происходит при слабых неуспехах. В другом исследовании определялось, как влияет успех, неудача в решении достиженческих задач (которые выдавались за задания на индивидуальные способности) на испытуемых. Было установлено, что при успехе изменяется в позитивную сторону самоуважение, повышается эгоцентризм. При неудаче отмечалось снижение самоуважения, социального интереса, властных амбиций[1].

Исследовались отношения уровня притязаний со свойствами личности (тревожность), темперамента (эмоциональная устойчивость). Я.Рейковский установил, что занижение уровень притязаний характерно для так называемых перестраховщиков, отличающихся меньшей эмоциональной устойчивостью, нежели люди, избирающие цели на уровне фактического выполнения. Такую позицию (перестраховщика) определяет эмоция тревоги: ситуативной или пролонгированной. В исследовании А.Н.Капустина (1980) обнаружено, что индивиды с сильной нервной системой обладают высоким и адекватным или завышенным уровень притязания, испытуемые со слабой нервной системой проявляют склонность к занижению притязаний[4].

Эмоции оказывают большое влияние на поведение индивида в ситуации неуспеха. В работе И.А.Васильева отмечается, что в случае неуспеха изменяется стратегия решения задачи: люди, ориентированные на состояние, в следствие переживания негативных эмоций, склонны в дальнейшем решать задачи последовательно — аналитически (что, по экспериментальным данным автора, менее эффективно); у людей, ориентированных на действие, не происходит переживания негативных эмоций, их стратегия решения задач является целостно-интуитивной, направленной на выявление смыслового контекста, схватывание общего замысла нахождения решения [4].

Особое место занимает изучение уровня притязаний как показателя самооценки.

Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний [9]

 

Самооценка =Успех / Притязания

 

Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи.

Анализ притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя, т.е. его самооценку (Серебрякова). О самооценке свидетельствует, при таком подходе, уровень трудностей выбираемых заданий (Резниченко,; Захарова, и др.). При этом, в качестве задач часто выступают учебные задания (т.к. большинство таких исследований проводятся на школьниках и студентах) и рассматривается такой параметр как адекватность-неадекватность..

Однако, в ряде работ, совпадение самооценки и уровня притязаний фиксируются далеко не в 100% случаев. Н.Л.Коломинский показал, что притязания могут быть скромнее вербальной самооценки. По мнению Л.В.Бороздиной, необходимо учитывать, что более глубокое изучение рассматриваемых феноменов диктует их разделение и применение разных методов регистрации[4]. Экспериментально показано, что самооценка и уровень притязаний не всегда совпадают по высоте, устойчивости, адекватности. Случаи совпадения уровней самооценки и притязания характеризуются самоприятием, удовлетворенностью актуальным статусом. При подъеме уровня притязания относительно самооценки регистрируется недовольство собой и достигнутым результатом, намерение изменить, а иногда сломать сложившиеся положения. Заниженный уровень притязания по сравнению с самооценкой говорит об известной осторожности субъекта, избегании риска, оберегании достигнутого[4].

Однако такого рода исследований проведено мало; они являются, скорее, исключением из правил. Большинство же авторов диагностируют самооценку через механизм уровня притязаний (Алексеева, Бурова, Суворова, и др.).

В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели [4].

Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, — это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки. [4]

Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями — так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и, прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других.

Рассогласование самооценки и уровня притязаний может быть причиной, приводящей к внутреннему конфликту (Бороздина, Видинсг.сц 1986), которые является одним из важных составляющих дискомфорта субъекта.

Вместе с тем, уровень притязаний не является однозначной, стабильной личностной характеристикой [10], [17]. Можно различить исходный уровень притязаний, определяющийся степенью трудности заданий, которые человек считает выполнимыми для себя, соответствующими его возможностям. Далее можно говорить об известной динамике уровня притязаний в соответствии с тем, насколько уровень притязаний оказался адекватным уровню достижений. В результате деятельности человека (это относится и к условиям экспериментальной ситуации) устанавливается, наконец, некоторый типичный для данной личности уровень притязаний.

В формировании уровня притязаний большую роль играет соответствие деятельности обследуемого его предположениям о степени сложности заданий, выполнение которых приносило бы ему удовлетворение. В. С. Мерлин придавал большое значение социальным факторам, считая, что в одной и той же деятельности существуют различные социальные нормы достижений для разных социальных категорий в зависимости от должности, специальности, квалификации индивида[18]. Этот фактор играет известную роль и в условиях экспериментального исследования уровня притязаний - даже правильное выполнение экспериментальных заданий при определенной самооценке обследуемого может не восприниматься им как успешное. Отсюда вытекает принцип важности значения подбора экспериментальных заданий, Характер реакции обследуемого на успех или неуспех в первую очередь определяется тем, насколько устойчива у него самооценка. Анализируя динамику уровня притязаний, В. С. Мерлин находил, что легкость или трудность приспособления личности к деятельности путем изменения уровня притязаний зависит от свойств темперамента (тревожность, экстра - или интровертированность, гмоциональность) и от таких сугубо личностных свойств, как начальный уровень притязаний, адекватность или неадекватность самооценки, степень ее устойчивости, мотивы самоутверждения[18].

Помимо самооценки, в динамике уровня притязаний существенную роль играют такие моменты, как отношение обследуемого к ситуации эксперимента и исследующему, оценка деятельности обследуемого экспериментатором, регистрирующим в ходе опыта успех или неуспех, характер экспериментальных заданий.

Одним из основных вопросов исследования уровня притязаний является изучение его онтогенеза. Работа в этом направлении также была начата в школе К. Левина. Было выявлено, что первичным притязанием является стремление к независимости, самостоятельности в выполнении определенных действий, возникающее уже у детей двух-трех лет [10]. В качестве критерия сформированности подобного притязания использовался процент отказов детей от помощи взрослых. Желание ребенка все сделать самому расценивается как фаза, предшествующая развитию истинных притязаний. Мы говорим о «зачаточных» притязаниях, так как ребенок еще не в состоянии оценить достигнутый результат. Далее, начиная с трех лет, развитие уровня притязаний идет по линии нарастания. В этом процессе, по мнению К. Левина, роль социальных влияний является важнейшей детерминантой формирования притязаний [10]. Сравнение уровня притязаний детей трех с половиной и восьми лет показывает статистически значимое повышение зрелости притязаний, определяемое по характеристике целевого отклонения. Установлено, что к восьмилетнему возрасту складываются основные компоненты уровня притязаний; дети не упрощают способа действий, стремятся к выполнению более трудных действий, после неудачи прилагают дополнительные усилия для достижения успеха и т.п. [10].

Данные о возрастной динамики зрелости, полученные в группе К. Левина, впоследствии были подтверждены. Детальный качественный анализ возрастных особенностей целеобразования проведен в работе А. Мюллер. В исследовании участвовали дети в возрасте от 3,2 до 7,8 лет. Все основные компоненты зрелого целеобразования были обнаружены автором уже у детей 5-7 лет. Дети этого возраста тщательно и осторожно осуществляли выбор цели, ориентируясь при этом на предшествующие достижения, испытывали полноценные переживания успеха и неуспеха как гордости или стыда за собственные достижения, стремились к успехам в наиболее трудных задачах. У детей от 3,11 до 4,11 лет цели не зависели от реальных достижений, а у детей в возрасте от 3,2 до 3,11 лет целей как таковых не возникало, обнаружилось лишь «зачаточное» притязание. В исследованиях А. Мел, где сопоставлялся уровень притязаний детей 8-10 и 13-15 лет, найдено различие в способе реакции на успех и неуспех: у детей младшего возраста отмечались более частые атипичные реакции. Анализ поведения студентов (19 лет) и школьников (13,5 лет) выявил у подростков неустойчивость притязаний, слабую дифференцированность цели, тенденцию искать причины неудач в объективных обстоятельствах, а успехи относить за счет собственных умений, группа студентов же оказалась более критичной. [11]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...