«За 1800 секунд по детскому Ботаническому саду «Орлёнка»
Авторы-составители:
Каюмова Людмила Николаевна
заместитель начальника
по образовательной работе,
Шорстова Оксана Викторовна
заместитель начальника по
научно-методической работе
Материал подготовлен самостоятельно на основе рекомендаций, полученных от административной группы детского лагеря
9 смена, 2015 год
Цель: формирование у подростков сознательного восприятия окружающей природной среды, посредством знакомства с природными отделами детского ботанического сада ВДЦ «Орлёнок».
Задачи:
- познакомить подростков с природными отделами ДБС ВДЦ «Орлёнок» и произрастающими в них растениями через интерактивные формы работы;
- актуализировать интерес к природному миру «Орлёнка» для самостоятельного поиска ответов на возникающие вопросы и способствовать развитию мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, творческое воображение, логическое мышление;
- способствовать развитию умения работать самостоятельно, в паре, в группе.
Участники площадки: внеотрядное объединение «Экосовет», в количестве 25-30 человек, дети 13-15 лет, ориентированные на активный и познавательный отдых из разных регионов РФ.
Место проведения: Поляна сказок.
Оборудование: карта-схема ДБС «Орлёнка» (на ткани – лён) (приложение 1); макет д/л «Комсомольский» (приложение 2); 15 фотографий видов лагеря (формат А2); 35 билетов отделов ДБС (5-кавказский, 5-помологический, 5-гималайский, 5-дендрологический, 5-лекарственный, 5-японский, 5-субтропический и тропический) (приложение 3); шпагат (50 м.), леска (100 м.); прищепки (60 шт.); фонограмма «пение птиц»; цветок-ромашка (на лепестках названия отделов ДБС) (приложение 4); таблички с названиями отделов ДБС (приложение 5); цветные дорожки, ведущие к площадкам (по цветам отделов); форма ведущих (белая футболка, нашивка на плечо «Детский ботанический сад»); 7 мешочков для складывания полученных карточек на станциях, повязки на руки для ведущих станций (приложение 6).
КАВКАЗСКИЙ отдел: пеньки 50-60см – 8 шт.; корзины 8 штук (7-маленьких, 1-большая), на 7 корзинах сделать надписи деревьев по шишкам и плодам; песок на земле в прямоугольнике 50х70см в рамке из сосновых хвоинок или спилов дерева; карточки растений для вручения детям (приложение 7).
ПОМОЛОГИЧЕСКИЙ отдел: плетеный забор; загадки, ребусы на ягодках (из бумаги, приложение 8), нитки, ленты, на которых прикреплены ягоды с заданиями; растение для прививки – лимон, ветка яблоньки, пленка нарезанная соломкой, острый нож; памятка «Прививка растения» (приложение 9), карточки растений для вручения детям (приложение 10).
ГИМАЛАЙСКИЙ отдел: веревка для сушки, прищепки 30 шт.; авторские фотографии детей растений из отдела (А4, 15 шт. (приложение 11); листья 2-3-х растений: гималайский кедр, гинкго, бирючина, рябина, жимолость, можжевельник для работы с планшетом; планшет (4 шт., с программой Leafsnap: распознавание любого дерева простым фотографированием); карточки растений для вручения детям (приложение 12).
ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЙ отдел: каркас для спилов деревьев; спилы деревьев: кипарис туя, сосна, тис ягодной, магнолия, сирень (надписи на спилах); шпагат, на который подвешиваются спилы-10м; шарик (гелем) + лента, промаркированная метрами-3 шт.; памятка «Определение возраста деревьям» (приложение 13), карточки растений для вручения детям (приложение 9).
ЛЕКАРСТВЕННЫЙ отдел: мешочки для травы – 7шт. (приложение 14); лекарственные растения (сушёные): земляника лесная, розмарин аптечный, чистотел, одуванчик, мать-и-мачеха; медицинский справочник с описанием этих же растений – 3 шт.; словарь С.И. Ожегова с описанием растений – 2 шт; карточки растений для вручения детям (приложение 15).
ЯПОНСКИЙ отдел: пеньки – 7 шт.; икебана готовые (в вазах) – 5 шт.; растения: сухие ветки ивы японской, бамбук, криптомерия японская, туевика японского; 2-3 вазы для составления икебан; карточки растений для вручения детям (приложение 16).
СУБТРОПИЧЕСКИЙ И ТРОПИЧЕСКИЙ отдел: 5 фоторамок со стеклом; цветные фотографии растений: мыльное дерево, агава, кактус, лимон, мандарин, но обратной стороне которых написаноназвание и описание этого растения (приложение 17); карточки растений для вручения детям (приложение 18).
Особенности подготовки дела:
Предварительная подготовка воспитателя:
- знакомство с содержанием образовательного проекта «Всероссийское школьное лесничество» Детский ботанический сад ВДЦ «Орлёнок»;
- консультация с методистом управления образовательных программ, курирующего проект ДБС ВДЦ «Орлёнок»; методистом УМЦ;
- подготовка идеи игры-путешествия;
- организация игры самостоятельно для воспитателей лагеря, для определения «сильных» и «слабых» сторон площадки.
- составление плана-работы с экосоветом по подготовке станций. Работа с детьми по подготовке игры в течение смены.
Предварительная подготовка детей, участников экосовета:
- знакомство с содержанием образовательного проекта «Всероссийское школьное лесничество» Детский ботанический сад ВДЦ «Орлёнок», посредствам экскурсий по территории Центра; обучающих занятий по образовательной программе «Детский ботанический сад» ВДЦ «Орлёнок» (по отделам ДБС, оранжерея, питомник отдела озеленения и благоустройства Центра); интеллектуальных игр, бесед.
- совместно с педагогом подготовка станций (содержание, дидактический материал).
Ход дела:
Игра оборудована по 8 станциям: «встречная», «кавказский отдел», «помологический отдел», «гималайский отдел», «дендрологический отдел», «лекарственный отдел», «японский отдел», «субтропический и тропический отдел» (приложение 19).
Перед началом работы игры-путешествия, для гостей и участников, будет организована «Литературная ботаническая гостиная», которая включит в себя: лесной гороскоп (приложение 20); распитие чая с чабрецом и рассказом об целебных свойствах чабреца (приложение 21); угощения (бублики и конфеты) от куклы.
1 этап – знакомство гостей и участников игры-путешествия с детским лагерем «Комсомольский», с ДБС ВДЦ «Орлёнок», формирование микро групп – 7 минут.
Речь ведущего
Обеспечение
Участники подходят к ведущему-ребенку, возле которого находится макет д/л «Комсомольского».
- Добрый день, мы рады вас приветствовать в нашем лагере! «Комсомольский» был открыт 30 мая 1966 года. Как вы можете увидеть на макете, наш лагерь находится в лесной части Черноморского побережья, поэтому первоначально детский лагерь назывался «Лесной», а его хозяевами стали старшеклассники – участники Всероссийского сбора школьных комсомольских организаций, по инициативе которых лагерь получил новое имя – «Комсомольский» в честь Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи. На протяжении всех лет лагерь является центром сбора лидеров школьного самоуправления и агитбригад, организаторов социальных акций, активистов школьных лесничеств. Вот и сегодня подростковый экологический центр «Комсомольского» приглашает совершить путешествие по Ботаническому саду «Орлёнка» (показывая на карту «Орлёнка, на которой разными цветами выделены отделы Ботанического сада) за 1800 секунд. Предлагаем каждому из вас открыть уникальный растительный мир «Орлёнка» (на эти слова помощники ведущего раздают каждому участнику бумажные билетики на которых выделен один из семи отделов).Участники приглашаются на кастовое местои рассаживаются по кругу
- У каждого из Вас сейчас на руках оказался билетик. Ваша задача объединится в группы по отмеченным отделам на билетике, и после этого отправиться в путешествие по отделам ботанического сада «Орлёнка».
- Во время путешествия вы будите слышать пение птиц, как только пение завершается – это знак для перехода на следующую станцию.
Звучит фонограмма «Пенье лесных птиц».Формируются микрогруппы
- Итак, наше путешествие продолжается и первая группа отправляется по тропинкам Ботанического сада (показывает на разноцветные дорожки) в Кавказский отдел (ведущий показывает на Карте «Орлёнка» этот отдел), вторая группа узнает о растительном мире Помологического отдела (показывает на карте), третья группа будет открывать (крутит цветок-ромашку) Гималайский отдел, дендрологический отдел – это направление для знакомства четвертой группы, лекарственный отдел изучат ребята пятой группы, шестой группе предстоит познакомиться с японским отделом, а седьмая группа отправится в субтропический и тропический отдел детского ботанического сада «Орлёнка».
На эти слова каждой группе выдаетсямаршрутный лист с заданием.
- Пенье птиц будет сопровождать вас в пути! Итак, вперед, друзья!
Звучит фонограмма «Пенье птиц». Группы (3-5 человек) расходятся по цветным дорожкам (один цвет – отдел на Карте «Орлёнка», билет, дорожка из щебёнки, табличка с названием Ботанического сада) на творческие площадки и выполняют творческие задания.
Макет «Комсомольского»
Два ведущих, одетых в футболки «Комсомольского» с нашивками на плечо «Детский ботанический сад»
-Карта «Орлёнка», выполненная на ткани «Лен»: на ней контуры «Орлёнка» и объекты выполнены черными контурами, а отделы – тонированы разными красками под цвета цветка-ромашки.
-Билетики.
- Фонограмма «Пенье лесных птиц».
- Дорожки шириной 50см длиной до 4-8м, выложенные из щебёнки и покрашенные в разные цвета
- Маршрутный лист –это лист магнолии, на котором написаны задания.
- Таблички с названиями отделов ДБС.
Каждая творческая площадка оформлена табличкой с названием отдела Ботанического сада.Ведущие – 2 ребёнка: 1- работает с детской группой, 2 - с гостями или помогает 1-му.
2 этап – работа групп на творческих площадках (отдел ДБС) – 30 минут. Участники проходят все отделы, начиная с выделенного на билетике и далее продолжая по очереди. На работу в каждом отделе 4-5 минут.
Творческие площадки-отделы Ботанического сада
Речь ведущего
Оснащение площадки
Кавказский
- Добрый день, друзья! Мы рады приветствовать Вас в кавказском отделе Ботанического сада «Орлёнка».
- Кавказский отдел располагается за школой Центра и перед Домом авиации и космонавтики, также включает в себя рощу каштанолистного дуба (район от столовой Центра до пожарно-технической выставки). Содержит в себе представителей флоры Кавказа, наиболее яркие представители – дуб каштанолистный, граб, можжевельник, бук, каштан посевной, клён, пихта, рябина, шиповник. С некоторыми представителями отдела вы можете познакомиться прямо сейчас и попробовать определиться какое растение перед Вами
Показывает рукой на саженцы растений и предлагает участникам определить растения. Далее называет их, если участники не определили.
- Молодцы! А теперь проверим, насколько Вы знаете какие же шишки и плоды у деревьев Кавказского отдела. Перед Вами одна общая корзина, в которой все перемешалось. Ваша задача разложить шишки и плоды в маленькие корзины с названием деревьев: граб, бук, каштан посевной, клен, ель, можжевельник, пихта.
Участники выполняют задание.Затем ведущие кратко рассказывают о родине произрастания этих деревьев (приложение).
- Так быстро с этим заданием еще никто не справлялся! Вы большие молодцы! А чтобы закрепить Ваш успех я предлагаю, создать панно из шишек и плодов Вашей команды!
Участники создают панно.Пока участники создают панно, ведущий может кратко рассказывать о растительности этого отдела.
- На этом наше путешествие по Кавказскому отделу завершается, спасибо за работу! До новых встреч!
Ведущий выдаеткоманде карточки с изображением растений с надписями. Участники отправляются на следующую площадку.
По кругу стоят семь пеньков, на которых стоят по одной маленькой корзине, на которых написаны названия деревьев, растущих в этом отделе. В центре круга на пеньке стоит большая корзина с шишками и плодами деревьев: граб, бук, каштан посевной, клен, ель, можжевельник, пихта. Около пеньков в горшках располагаются саженцы деревьев этой зоны. Горшки оформлены палками бамбука.
Рядом с пнями расположена рамка из бамбука, заполненная песком, для оформления картины команды.
Помологический
Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в помологическом отделе!
Друзья, а Вы знаете, что грецкий орех – это дерево высотой до 25 м, с толщиной ствола достигающей 3 м в диаметре. Крона его мощная, раскидистая. Плоды грецкого ореха крупные шарообразные или эллиптические костянки разной величины. Растет грецкий орех очень быстро, начинает плодоносить в культуре в возрасте 5-10 лет после посадки, полной урожайности достигает в 50-60 лет и живет до 300 лет и более. Знали Вы об этом? (ответ участников)
Путешествуя по нашему отделу, вы не только узнаете какие растения его заселяют, но и попробуйте сделать прививку растению прямо здесь и сейчас.
- Но перед этим, я предлагаю Вам собрать урожай с нашего дерева и разгадать загадки, ответами которых будут названия растений Помологического отдела.
Участники снимают загадки с дерева и разгадывают их, после того как загадка разгадана ведущий дает краткую информацию об угаданном растении.
- Какие же Вы молодцы! Сейчас, когда Вы познакомились с растениями этого отдела, я предлагаю Вам попробовать сделать настоящую прививку растению – лимон. Для этого нам понадобятся: острый нож, лента и черенок, который мы будем прививать.
Прививку выполняет ведущий с комментариями. После чего сделать прививку предлагает участникам площадки.
«Алгоритм выполнения прививки:
1. На черенке и на дереве, к которому собираются прививать, делают надрезы одинаковой толщины. 2. Черенок прикладывают местом среза к нему и прочно привязывают. Толщина ствола или ветки на месте прививки должна достигать от 0,6 до 1,5 см.»Пока участники делают прививку ведущий сообщает где в Центре территориально расположен Помологический отдел – территория п.Лунный и автогорода – содержит представителей сортовых и плодово-ягодных культур, такие как вишня, черешня, орех грецкий и др.
- Ну что ж друзья, я благодарю Вас за путешествие по отделу – помологический! До скорой встречи! Желаю Вам удачи в дальнейшем путешествии.
Ведущий выдает команде карточки с изображением растений с надписями. Участники отправляются на следующую площадку.
Площадка ограничена плетёным забором. На дереве закреплены листочками/ягодки с загадками.
На пеньках в горшках располагаются саженцы деревьев этого отдела. Горшки оформлены палками бамбука.
В центре площадки располагается растение и все необходимое для прививки.
Гималайский
- Добрый день! Мы приветствуем Вас в Гималайском отделе. Обращаю Ваше внимание, что перед Вами находятся фотоработы детей, которые сделаны в течение данной смены. На работах изображен растительный мир Гималайского отдела.
- Я предлагаю Вам определить названия этих деревьев, если кому-то необходимо, то можно использовать атлас-определитель растений.
Ведущий показывает, как работать с атласом-определителем. Участники определяют названия растений и называют их.Гималайский отдел протянулся от столовой Центра до д\л Солнечный и включает в себя флору Гималайских гор: Гималайский кедр, гинкго двулопастной, бирючина и др.
- Молодцы! Но вы не так-то и быстро смогли определить по атласу. Но сейчас я поделюсь с Вами одним сокетом как можно это сделать гораздо быстрее!
- Друзья, кто-нибудь из Вас знаком с такой программой как «Leafsnap»? (ответы участников)
- Эта программа позволяет распознавать любое дерево простым фотографированием листка растения.Не верите? Сейчас я Вам это продемонстрирую.
Ведущий показывает, как работать в программе, после этого предлагает попробовать каждому участнику команды определить растение.
- Спасибо, что Вы посетили в своем путешествии наш отдел. А, кстати, как он называется? (ответ участников) Всего доброго, до новых встреч!
Ведущий выдает команде карточки с изображением растений с надписями. Участники отправляются на следующую площадку.
На территории площадке размещена «Сушка» с фотографиями растений этого отдела, сделанных детьми в течение смены.
На плетеном столе располагается атлас-определитель, белый лист, планшет и ветки растений: гималайский кедр, гинкго двулопастной, бирючина, рябина, бодлея, жимолость, можжевельник.
Дендрологический
- Мы рады приветствовать Вас в отделе – Дендрологический, который включает в себя флору, применяемую в зелёной архитектуре: хвойные, представители субтропиков, цветочные виды, декоративные кустарники.
- Знаете ли Вы, что некоторые представители этого отдела занесены в Красную книгу. Так, например ягодный тис (показывает на саженец дерева) – это хвойное реликтовое дерево, вырастающее высотой до 27 м на Кавказе и до 17 м в Европе. Растёт медленно, при этом отличается большой продолжительностью жизни — по данным разных авторов, от 1,5 до 4 тыс. лет. Одним из старейших в Европе считается растущий в Шотландии Фортингэльский тис, под сенью которого, согласно местной легенде, прошли детские годы Понтия Пилата.Также тис является ценным парковым деревом, часто это дерево используется для создания лабиринтов во французских парках, большие тисовые баскеты и решётки имеются в Версале.
- Вот такие вот интересные растения заселяют этот отдел. И это еще не все интересные растения! Сейчас Вы познакомитесь с ними чуть ближе через спилы деревьев.
Ведущий показывает спилы деревьев и дает краткую информацию о каждом.
- Кто мне может сказать, как же можно определить возраст деревьям? (ответы участников)
- Совершенно верно! И в помощь Вам висит памятка «Как определить возраст дерева по числу годичных колец».
Каждый участник совместно с ведущим определяет возраст деревьев.
- С возрастом Вы справились, а вот с ростом этой сосны справитесь (показывает на рядом растущую высокую сосну)?
- А я Вам в этом помогу! С помощью гелиевых шариков и метровой ленты, мы с Вами вместе определим рост этой сосны без проблем!
Участники измеряют рост сосны, отпуская привязанные шарики к метровой ленте в небо.
- Вот таким «хитростям» мы с Вами познакомились в отделе – Дендрологический! Большое спасибо за путешествие в мой отдел. До скорой встречи!
Ведущий выдает команде карточки с изображением растений с надписями. Участники отправляются на следующую площадку.
Деревянный или металлический каркас, на котором подвешены на шпагате срезы разных деревьев с надписями названий деревьев: кипарис, туя, сосна, тис ягодной, магнолия, сирень и т.п.
Рядом на дереве висит памятка «Как определить возраст дерева по числу годичных колец».
Для определения роста дерева рядом расположены 5 гелиевых шариков с размеренной лентой по метрам (или взять отдельно метр)
Лекарственный
- Добрый день, дорогие друзья! Лекарственный отдел находится за общеобразовательной школой Центра, в нём собраны актуальные представители лекарственной флоры и декоративных растений, такие как чистотел, мать-и-мачеха, розмарин аптечный, земляника лесная и др.
- Сейчас я буду Вам описывать растение, а Вы должны будите его угадать. В помощь вам растения, которые находятся перед Вами (показывает на саженцы растений):
1. За ярко-желтый сок это растение окрестили золотой травой. Однако наравне с такими лестными именами известен как чертово молоко и ведьмина трава, и не зря. Обладая сильными прижигающими и очищающими свойствами, сок этого растения может вызвать сильное отравление, поскольку содержит ядовитый компонент.
Ярко-жёлтые цветки,
Сок оранжевый внутри,
Он – знаток лечебных дел,
И зовётся – (Чистотел).
2. Это многолетнее травянистое растение с тонким ползучим корневищем. Стебель высотой 7-15 см покрыт продолговатыми красноватыми чешуями. Цветы желтые, собранные в корзинку, расположены на верхушке стебля. Цветет ранней весной в марте-апреле. После отцветания появляются листья, Листья крупные, прикорневые, на длинных толстых черешках. Зубчатая пластина листа имеет сердцевидную форму с большой выемкой у основания. Сверху листья темно-зеленые, блестящие, на ощупь холодные. Снизу – белые, сильно опушенные, на ощупь теплые, Характер поверхностей листьев объясняет название растения (Мать-и-мачеха).
3. Народные названия следующего растения: невестино платье, свадебный цветение, дайка, морская роса, Роз-Мари, ладанная трава. Это мощный, сильно ветвящийся и приятно пахнущий кустарник, что может достигать 2-м высоты. Ветви плотно покрыты линейными, кожистыми, завернутыми по краю листьями, глянцевитыми сверху и войлочно-опу-шенными снизу. Цветки светло-голубые, относительно мелкие, собраны в ложные мутовки в верхней части ветвей.
4. Лесная и садовая,
Душистая, медовая,
Вся розовато-красная,
Да и на вкус прекрасная.
Лишь стоит нам поднять листок.
Увидим ягодку, цветок.
И ягодка та не без лика.
Зовут её все (Земляника).
Участники отгадывают растения из данного отдела по их описанию и загадкам.
- Какие Вы молодцы, с этим заданием вы быстро справились, а вот по запаху сможете отгадать, какое растение лежит в каком мешочке?
Участники по запаху определяют название растений.Пока участники определяют растения по запаху, ведущий дает краткое описание данных растений.
- Какие же Вы молодцы и с этим заданием справились. Мне остается только пожелать Вам удачи в вашем дальнейшем путешествии по отделам ДБС «Орлёнка»!
Ведущий выдает команде карточки с изображением растений с надписями. Участники отправляются на следующую площадку.
Площадка ограничена плетёным забором. Вокруг расположены саженцы деревьев в горшках на пеньках с табличками лекарственных растений. Горшки оформлены бамбуком.На плетеном столике мешочки с засушенными растениями.
Японский
- Добрый день, мы рады приветствовать Вас в Японском отделе ДБС «Орлёнка», который протянулся вниз от оранжереи Центра в сторону д/л «Солнечный». В нем собраны представители флоры Японии: бамбук, аукуба японская, туевик японский, керия японская, криптомерия и др.
- Перед Вами расположены три икебаны. А кто мне может сказать, что Вы знаете об этом искусстве?
Участники дают свои ответы.
- Да действительно, это традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.
- В представленных икебанах Вы можете познакомиться с растениями этого отдела. А чтобы наше знакомство состоялось более продуктивно, я предлагаю Вам создать икебану своей команды.
Участники создают икебану команды, а в это время ведущий дает краткую информацию о растениях и рассказывает легенду о японском клене.«Клен, ты, мой опавший, клен заледенелый» – так поётся в одной известной песне. О японском клене так не скажешь, так как даже зимой его крона, похожая на гриб, привлекательна тонкими плакучими ветвями. Пик зрелищности растения приходится на осень, когда оно окрашивается в яркие тона. Клен японский - один из излюбленных садовых декоративных растений. У японцев есть старинная легенда о мудром императоре и кленовых листьях. В ней говорится, о том, что давным-давно в Японии правил император по имени Такакура но Ин. Он любил природу, растения, и испытывал особую слабость к кленам. Их красота завораживала, околдовывала и умиротворяла его. Такакура но Ин приказал своим садовникам засадить гору, на вершине которой стоял его дворец, всевозможными кленами, какие они только смогут найти. Прошло много лет, клены выросли и мечта императора сбылась. Вся гора была причудливо покрыта разноцветными кленами, которые росли в форме грибов, вазонов или водопадов, а их вычурные листья напоминали руки, кружевные веера и даже струны старой арфы. Каждый год император терпеливо ждал наступления осени, когда листва на его кленах приобретала особо яркие цвета. Откладывая все свои важные государственные дела, Такакура но Ин приезжал в нагорный дворец, чтобы полюбоваться ковром разноцветных кленовых листьев на земле. Однажды холодным осенним днем на горе работал новый очень прилежный садовник, который ничего не знал о страсти императора. Стараясь произвести хорошее впечатление на хозяина, садовник и члены его семьи сгребли с земли буквально все опавшие кленовые листья и развели из них огромный костер, вокруг которого и расположились на ночевку. А утром придворные, увидев оголенные клены, чернеющую землю и пепел на горе, начали всерьез опасаться за жизнь нового садовника. В это время Такакура но Ин в одиночестве поднялся на вершину горы, чтобы насладиться долгожданной красотой. Вместо разноцветного гобелена листьев, его глазам предстало унылое зрелище черной земли и остывшего пепелища, вокруг которого мирно спала семья садовника. Император все понял. Вопреки опасениям самураев, внезапно лицо его озарила мягкая, добрая улыбка. Такакура но Ин вернулся во дворец и написал поэму об особом даре, которым обладают кленовые листья: они способны не только умиротворять наши души своей изысканной красотой, но и согревать наши бренные тела своим теплом.Клен особо почитается в Японии, как символ учености, жизненной мудрости, величия, поэтому во всех исторических местах, во всех храмах имеются посадки клена, поскольку осенью они создают прекрасные виды и формируют микроландшафты.
- Спасибо Вам за созданные икебаны, я приглашаю Вас для общего фото и желаю Вам удачного путешествия дальше!
Ведущий выдает команде карточки с изображением растений с надписями. Участники отправляются на следующую площадку.
Высокая подставка для цветочных композиций.
Растения, разложенные на циновках и маленьком низком столике из бамбука.
Субтропический и тропический
- Добрый день, друзья! Мы рады приветствовать Вас в субтропическом и тропическом отделе Ботанического сада «Орлёнка». В данном отделе собраны теплолюбивые представители флоры тропиков и субтропиков, такие как фикус Бенджамина, лимоны, мандарин, мыльное дерево, авокадо, агавы, кактусы. Располагается отдел в питомнике и оранжереи Центра.
- Давно ли Вы собирали картины из пазлов? Я предлагаю Вам вспомнить, как это было! Перед Вами лежак фоторамки, на которых изображены растения – представители данного отдела. Ваша задача собрать картинку и догадаться какое растение Вы собрали.
Участники собирают картинку. Угадывают название растения.В то время пока участники собирают картинки, ведущий дает краткую характеристику растениям из данного отдела.Если не угадывают название. Ведущий предлагает поднять фоторамку к верху и с обратной стороны можно прочитать название растения и краткую его характеристику.
- Вы большие молодцы! Продолжайте своё путешествие далее.
Ведущий выдает команде карточки с изображением растений с надписями. Участники отправляются на следующую площадку.
Площадка оформлена саженцами растений данного отдела. Горшки оформлены бамбуком.
В центре площадки стоит плетенный стол на котором расположены 3-5 фоторамок (А4), с пазлами; книги-подсказки.
-
3 этап – подведение итогов, вручение участникам природных подарков. 7 минут.
Ход дела
Обеспечение
Фонограмма «Пенье лесных птиц» прекращается, и все группы собираются у Карты «Орлёнка».
- Друзья, я рада видеть, что все вернулись из нашего путешествия «За 1800 секунд по ДБС «Орлёнка» (показывает на карту ДБС).
- Сейчас я предлагаю Вам вспомнить весь растительный мир нашего сада и «заселить» нашу карту растениями. Только смотрите не перепутайте!
- Сейчас Ваша задача закрепить на карте карточки с растениями, которые соответствуют отделам, а когда будите крепить расскажите, что же Вам запомнилось во время путешествия, что стало новым, и с чем бы Вы бы хотели поделиться со своими друзьями, семьей – дома.
И ведущий, называя отделы Ботанического сада, предлагает командам по очереди прикрепить на Карту карточки с изображением растений.Рекомендация: если участники высказываются долго или ведущий видит, что каждый готов высказывать своё мнение по всем отделам и растениям, то в целях экономии времени можно чтоб участники каждой команды крепили растения только к тому отделу, с которого начинали своё путешествие)Ведущий акцентирует внимание всех к сохранению этих растений, потому что это наши легкие, наше здоровье, поэтому закон зелени для орлят – это закон бережного отношения к растениям.
- Спасибо Вам за путешествие. Вы большие молодцы! Примите от нас в память о нашем путешествии небольшие подарки.
Ведущие благодарят всех за активное участие в путешествии и дарят каждому участнику конвертик (логотип 55-летия «Орлёнка», слоган «ЗАклумбим из «Орлёнка»)с семенами растений.А самых активных ребят награждают саженцами цветков в горшочках (на горшке название растенияпо-латински и по-русски)
- Фонограмма «Пенье лесных птиц»
- Карта «Орлёнка», выполненная на ткани «Лен»: на ней контуры «Орлёнка» и объекты выполнены черными контурами, а отделы – тонированы разными красками под цвета цветка-ромашки.
- конвертики с логотипом «Орлёнка» с семенами растений по количеству участников.
- саженцы цветков из оранжереи Центра.
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
ДЕТСКИЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД ВДЦ «ОРЛЁНОК»
E-mail:
orlyonok@orlyonok.ru
Веб-сайт:
http://orlyonok.ru
Отделы:
ü Кавказский
· Помологический
· Гималайский
· Дендрологический
· Лекарственный
· Японский
· Субтропический и тропический
ДЕТСКИЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД ВДЦ «ОРЛЁНОК»
E-mail:
orlyonok@orlyonok.ru
Веб-сайт:
http://orlyonok.ru
Отделы:
· Кавказский
ü Помологический
· Гималайский
· Дендрологический
· Лекарственный
· Японский
· Субтропический и тропический
ДЕТСКИЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД ВДЦ «ОРЛЁНОК»
E-mail:
orlyonok@orlyonok.ru
Веб-сайт:
http://orlyonok.ru
Отделы:
· Кавказский
· Помологический
ü Гималайский
· Дендрологический
· Лекарственный
· Японский
· Субтропический и тропический
ДЕТСКИЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД ВДЦ «ОРЛЁНОК»
E-mail:
orlyonok@orlyonok.ru
Веб-сайт:
http://orlyonok.ru
Отделы:
· Кавказский
· Помологический
· Гималайский
ü Дендрологический
· Лекарственный
· Японский
· Субтропический и тропический
ДЕТСКИЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД ВДЦ «ОРЛЁНОК»
E-mail:
orlyonok@orlyonok.ru
Веб-сайт:
http://orlyonok.ru
Отделы:
· Кавказский
· Помологический
· Гималайский
· Дендрологический
ü Лекарственный
· Японский
· Субтропический и тропический
ДЕТСКИЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД ВДЦ «ОРЛЁНОК»
E-mail:
orlyonok@orlyonok.ru
Веб-сайт:
http://orlyonok.ru
Отделы:
· Кавказский
· Помологический
· Гималайский
· Дендрологический
· Лекарственный
ü Японский
· Субтропический и тропический
ДЕТСКИЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД ВДЦ «ОРЛЁНОК»
E-mail:
orlyonok@orlyonok.ru
Веб-сайт:
http://orlyonok.ru
Отделы:
· Кавказский
· Помологический
· Гималайский
· Дендрологический
· Лекарственный
· Японский
ü Субтропический и тропический
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
ГРАБ
БУК
КАШТАН
КЛЁН
ЕЛЬ
МОЖЖЕВЕЛЬНИК
ДУБ КАШТАНОЛИСТНЫЙ
ПИХТА
Приложение 8
Загадки вписываются на внутреннюю сторону персиков и крепятся на ниточках к веткам деревьев.
Родилась она
Зелёной
На цветущей
Белой кроне.
А потом
Росла, краснела.
Как созрела -
Посинела. (Слива)
Варенье солнечно, как юг,
На пирожки с повидлом - спрос.
В сушёном виде он - урюк,
А в натуральном...
(Абрикос)
Все о ней боксеры знают С ней удар свой развивают. Хоть она и неуклюжа, Но на фрукт похожа.
(Груша)
На сучках
Висят шары -
Посинели
От жары!.. (Сливы)
Круглые зеленые
на дереве растут Как бочок краснеет,
тут их и сорвут Сладкие и спелые
соберут в корзинку Все на вид красивые,
прямо как с картинки.
(Яблоки)
Он почти как апельсин, С толстой кожей, сочный, Недостаток лишь один – Кислый очень, очень.
(Лимон)
Была зеленой маленькой, Потом я стала аленькой, На солнце почернела я, И вот теперь я спелая.
(Вишня)
На шнурочке-стебелёчке Сладких ягод груда На большое блюдо.
(Виноград)
Очень крепкий этот малый, Зубу непослушный, Расколи его сначала, А потом и кушай.
(Орех)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева