Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.




 

Часто встречаются такие вопросы, можно ли взять подарок от клиента если ты и так получаешь зарплату, с таким часто могут столкнутся медики, учителя, или разного вида чиновники.

 

Вопрос: «Какое правило действует в отношении чаевых тому, кто выполняет для меня услуги, как, например, работник телефонной компании, который чинит телефон, при условии, что он получает зарплату за свою работу? Можно ли мне дать ему чаевые или нет?»

 

Ответ:

Вся хвала Аллаху.

 

Нельзя давать чаевые или подарки работнику, который получает зарплату за свою работу.

 

📝 Доводом этому является переданное Бухари (6578) и Муслимо от Абу Хумайда аль-Саади, который сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) назначил человека из аль-Асад, которого звали бин аль-Лутбийа. Когда он пришел, то сказал: «Это для тебя, а это было дано мне». Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) поднялся на минбар и восхвалил Аллаха и сказал: «Что произошло с тем, кого я послал, и он говорит: «Это для тебя, а это было дано мне»? Почему он не сел в доме своего отца или матери и не посмотрел, дали бы ему что-то или нет. Клянусь тем, в чьей длани душа Мухаммада, каждый из вас, кто получит что-то из этого (незаконно), будет приведен в День Воскрешения, неся это на своих плечах, даже если это будет стонущий верблюд, мычащая корова или блеющий теленок». Затем он поднял руки, пока мы не увидели белизну его подмышек, и он сказал: «О, Аллах, донес ли я (послание)?» два раза».

 

✅ Ан-Навави сказал: «Этот хадис указывает на то, что давать подарки работникам является харамом. Так как в хадисе он упоминает о наказании и о том, что он будет нести на себе то, что подарили в День Воскрешения. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) указал в этом же хадисе причину, по которой является харамом подобные подарки, и причина в том, что он был назначен на выполнение этой работы, и это не подобно случаям, когда подарки дарят не работникам, что является мустахабом. Работнику следует вернуть подарившему то, что дается ему как подарок, и, если это невозможно, то должно быть возвращено в бейт уль-мал (казну мусульман)».

📖 Источник: Шарх Муслим (6/462).

 

📝 Передано от АбдуЛлаха ибн Бурайда, от его отца, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Кому мы поручаем задание и даем ему пропитание, то все, что он возьмет, кроме этого, является гулулем (украденным имуществом)».

📖 Передан Абу Даудом (2943), и оценен как сахих шейхом Альбани в Сахих Абу Дауд.

 

Что имеется в виду в этом хадисе: кого мы назначим выполнять задание и дадим за это деньги, то нельзя ему брать после этого что-либо. Если он возьмет что-либо, то это гулул, т.е. имущество, украденное из трофеев или из бейт уль мала мусульман.

 

Эти два хадиса показывают, что нельзя тому, кто нанят на работу и получает за это зарплату, принимать деньги или подарки от кого-либо за свою работу. Если он сделает это, то подобное будет относиться к гулул.

 

✅Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин был спрошен: «Мы являемся государственными работниками, и мы получаем чаевые и закят от некоторых бизнесменов во время рамадана, и мы не можем разделить между чаевыми и закятом, потому что не знаем, что является чем.

Вопрос: если мы возьмем эти деньги, даже если не нуждаемся и потратим на вдов, сирот и бедных, то каково будет решение?»

 

✔ ️Шейх ответил:

«Подарки работнику является разновидностью гулул т.е. если человек имеет государственную работу, и кто-то ведет с ним дела и дает ему подарки, то это гулул, и нельзя ему брать что-то из этого, даже если это дается по доброй воле.

 

Например, давайте предположим, что у вас сделка с определенным учреждением, и вы даете подарок главе учреждения или его работникам. Это харам принимать подобное, потому что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) отправил АбдуЛлаха ибн аль-Лутбийа собирать закат и когда он вернулся, то сказал: «Это было дано мне в качестве подарка, а это для тебя». Пророк (мир ему и благословения Аллаха) поднялся и обратился к людям: «Что с человеком из вашего числа, которого мы назначили выполнить задание, затем он приходит и говорит: «Это для тебя, а это было дано мне» Почему бы ему не остаться в доме у своего отца и матери и не посмотреть, дадут ли ему что-либо или нет?»

 

Нельзя работнику в правительственном учреждении принимать подарок в сделках, которые связаны с его отделом. Если мы откроем эти двери и скажем, что дозволено работнику принимать этот подарок, тогда мы откроем двери для взяточничества, а взяточничество очень серьезный вопрос и великий грех.

 

Если работнику дают подарок, связанный с его работой, то он должен отказаться от этого подарка, и нельзя ему принимать его, будь это подарок, милостыня или закят, особенно если работник обеспечен, потому что нельзя такому брать закят, как известно».

📖 Источник: Фатава аль-Шейх аль-Усеймин, (18/270).

 

И Аллаху известно лучше.

📖 Источник: Сайт Islam Q&A фатва № 83590.

✅ Был спрошен шейх Ибн Усеймин: «Группа учительниц организовала торжество в честь директорши из уважения к ее усилиям, которые она затрачивает в школе, и подарили ей подарки в конце года. Есть ли в этом проблема?»

 

✔ ️Шейх ответил:

 «Что касается приглашения на это торжество, то нет в этом проблем, обычное приглашение. Что же касается дарения подарков, то это не разрешено, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выразил порицание мужчине, которого он послал сборщиком закята, а когда он вернулся, то сказал: «Это вам, а это было подарено мне». И тогда Пророк сказал ему: «Если бы он сидел в доме его родителей, подарили бы ему это или нет?»

Пришло в Муснаде имама Ахмада, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Подарки работникам — предательство».

 

И также потому, что подарок работнику заставляет его относиться с пристрастием к тому, кто подарил ему это, и закрывать глаза на его небрежности, и предоставлять ему то, чего он не заслуживает. И в общем не разрешено директорше принимать подарки от учительниц, что же касается приглашений, то нет проблем в этом».

📖 Источник: Фатауа Нурун аля ад-Дарб.

 

✅ Сказала аль-Ляджна ад-Даима: «Директор школы — не разрешено ему принимать подарки от учеников и их отцов, потому что все это относится к запрещенному предательству. И пришло достоверно от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Подарки работникам — предательство». Это потому, что их принятие является средством к отсутствию справедливости и удовлетворению чьих-то нужд не по праву».

📖 Источник: Фатауа аль-Ляджна ад-Даима, 23/58.

 

✅Сказал шейх Аль-Фаузан: «Если есть работник и у него фиксированная зарплата и вознаграждение от владельца работы, то не разрешено никому давать ему что-то, поскольку это портит его по отношению к остальным. Поскольку некоторые бедные люди не смогут дать ему ничего». 📖 Источник: Фатауа аль-Фаузан, 19/53.

 

Поэтому подарки такого рода в основе запрещены. Однако, если владелец фирмы разрешает это, и есть уверенность что это подарок лишь ради Аллаха, то нет проблем в этом.

 

Был спрошен шейх Ибн Джибрин: «Я работаю в транспортной фирме, и перевожу фрукты и овощи из Медины в Джидду или Мекку или Рияд, и когда я доставляю их, их владелец дает мне сумму 100-200 риалов, как вознаграждение за быструю доставку ему овощей, и владелец фирмы знает об этом. Мой вопрос- эти риалы которую дали мне как премию, халяль или харам, ответьте, да воздаст вам Аллах благом!»

 

Ответ шейха: «Нам видится, что нет проблем тебе если ты берешь эти деньги, которые платит тебе владелец овощей, и знает об этом владелец фирмы, и хочет этим владелец овощей поощрить тебя за быструю доставку и сохранение овощей от порчи. И так как ты заслуживал это, за твой труд и твою заботу об имуществе, и если доволен этим дающий, и владелец фирмы, то нет препятствий, которые мешали бы взять их, даже если они будут дополнительными к твоей зарплате, за которую ты работаешь». 📖 Источник:"Фатауа исламия", 4-347

 

И говорили и другие ученые, о том, что если имам (как в случае со сборщиками закята) или владелец фирмы разрешит принимать подарки на работе, то можно принимать их, если это подарок из того рода, как вы описали, то есть ради Аллаха, а не из желания добиться чего-то из целей от вас.

 

Сказал Ибн Батталь: «В халисе Ибн Лутбия довод на то, что подарки работникам обязательно поместить в казну мусульман, и нет у них на эти подарки никакого права, кроме как если они спросят имама об этом».  📖 Источник: "Шарх сахих аль-Бухари", 7-112

 

✅ Вопрос: «Какое правило действует в отношении чаевых для работников ресторана?»

 

✔ ️Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Подобный вопрос был задан шейху АбдуРрахману аль-Барраку и он ответил:

«Нельзя давать лишние деньги, потому что это считается взяткой с вашей стороны официанту, чтобы он вас лучше обслуживал или давал еду лучшую, чем ту, что дает тем, кто не дает ему чаевых.

 

Работник не имеет права выделять кого-либо и предоставлять ему лучший сервис, напротив, он должен относиться к людям одинаково хорошо.

 

Но если дополнительные деньги не подобны взятке или фаворитизму, то нет ничего неправильного в этом случае. Как например, если вы даете их в качестве проявления сострадания бедному и нуждающемуся работнику, и вы не собираетесь часто посещать этот ресторан.

И Аллаху известно лучше». Шейх АбдуРрахман аль-Баррак

📖 Источник: Сайт Islam Q&A фатва № 21605.

 

 

✅ Главный муфтий учителям: "Воздерживайтесь и будьте выше от того чтобы получать подарки учеников"

 

Главный муфтий Королевства Саудовская Аравия, Глава Комитета старейших учёных и Комитета по научным исследованиям и фетвам шейх АбдулАзиз бин АбдуЛлах ал-Шейх потребовал от учителей воздержанности и быть выше от того чтобы получать подарки от учеников, подчеркнув, что учитель прежде всего должен быть богобоязненным, искренне исполнять свою работу и довольствоваться назначенным ему жалованием.

 

Такой ответ дал шейх АбдулАзиз бин АбдуЛлах ал-Шейх в эфире программы "Фатава" в ответ на вопрос от учителя школы промежуточной ступени о суждении о подарке от учеников.

 

Шейх сказал: «Учитель должен стремится к беспристрастности и воздержанности, и быть выше от того чтобы принимать от учеников подарки». И далее сказал: «Ты же обучаешь их за ежемесячное жалование, так побойся же Аллаха и выполняй свою работу».

 

Далее шейх предостерёг, сказав: «Получение от учеников подарков - дверь к тому чтобы быть подкупленным ими как взяткой, чтобы потом исправлять им оценки, потакать их лени, а это недопустимо».

 

***

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...