Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка личности посредством выбора цвета




Глава 1
Психология цвета

Несмотря на то, что цвета природы окружают человека с самого начала его существования и люди подвержены их влиянию с незапамятных времен, тем не менее мы только относительно недавно оказались в состоянии создавать краски по своему желанию и пользоваться ими разносторонне, как это имеет место в настоящее время. До 19в. было известно лишь ограниченное число оттенков и пигментов. В основном они были органического происхождения, к тому же очень дорогими, так что цветные ткани и росписи были привилегией богатых. Сотни тысяч улиток должны были распрощаться с жизнью, чтобы римские императоры смогли носить свои одеяния из широкого пурпура, тогда как их подданным приходилось довольствоваться небеленными тканями из хлопка, льна, шкурами или шерстью.

Только за последние сто лет эта картина значительно изменилась, прежде всего благодаря синтезу анилиновых красок, а затем благодаря производству каменноугольных смол и окислам металлов. Сегодня осталось очень мало производимых нами предметов, которые сохраняют свой первозданный вид, не подвергаясь полной или частичной окраске, росписи или тонированию. В настоящее время существуют тысячи красок каждого оттенка и интенсивности, которыми можно воспользоваться почти в любое время почти для любой цели. Сегодня у нас есть не только голубизна неба, пурпур солнечного заката, зелень деревьев и остальные природные краски, но нас постоянно очаровывают или захватывают краски, созданные человеком: неоновый цвет, цветная окраска, обои, цветное телевидение.

Возрастающее использование красок и растущая повсюду конкуренция между предпринимателями, стремящимися добиться все более высоких оборотов, привели к быстрому развитию психологии цвета, хотя часть исследовательской работы, прежде всего в области «маркетинга», не была ничем иным, как разнообразными пробами.

Производитель сахара, например, знает, что ему не следует продавать свой продукт в зеленой упаковке; косметика в коричневых банках стоит еще на полках, а упакованная в розовые уже давно продана.

Краски влияют на нас, и это влияние воздействует глубоко на наше психическое и физическое состояние — хотим мы этого или нет.

Предприниматели должны знать мотивы, приводящие к покупке, чтобы быть уверенными, что потребители предпочтут его продукт какому-либо другому. Если он производит сахар, то он должен предлагать его покупателю в голубых упаковках. В любом случае ему не следует делать упаковку зеленой, но почему, это ему не известно. Голубой цвет психологически связан с ощущением мягкого, нежного и «сладкого».

При рассматривании картины или цветной фотографии психологическое значение красок остается неосознанным, так как здесь играют роль еще многие факторы. Но если мы имеем дело с отдельными цветами, то можно сделать совершенно точные определения. Предпочтение, отдаваемое одному цвету, и неприятие другого, имеют определенное значение: выбор цвета точно отражает душевное состояние. На этом опыте построен тест Люшера. Десятки тысяч опытов с цветным тестом Люшера на людях самых разнообразных уровней культуры, почти по всему миру показали, что влияние цвета существует везде и оно не зависит от расы, пола и социального положения.

Жизнь человека находится под влиянием двух важных с точки зрения психологии и физиологии факторов: день и ночь, темнота и свет. Ночь создает условия, которые раньше делали невозможной деятельность человека. То есть человек удалялся в свое жилище, закутывался в шкуры и спал до рассвета. День давал возможность снова стать деятельным. Тогда человек отправлялся на поиски пропитания. Ночь вынуждала его к пассивности и покою. Тело также вступало в фазу отдыха. День создает возможность для деятельности, все функции тела усиливаются; организм настраивается на работу. Свет и темнота, а вместе с тем и краски связаны с днем и ночью, с темной синевой ночного неба и светлой желтизной дневного света. Темно-синий цвет — это цвет покоя и пассивности, светло-желтый цвет — это активность и расцвет.

Для примитивного человека активность как правило принимала две формы: он или охотился и нападал, или на него охотились, и он должен был защищаться от нападения. Активность служила завоеванию и обогащению или сохранению собственной жизни. Действия нападения и завоевания представляются красным цветом, самоутверждение — зеленым цветом.

Физиология цвета

Эксперименты, при которых от людей требовали, чтобы они рассматривали некоторое время оранжевый цвет по тесту Люшера, показали, что этот цвет оказывает на нервную систему стимулирующий эффект: повышается давление крови, ускоряется дыхание и сердцебиение. Поэтому красный цвет оказывает возбуждающее действие на вегетативную нервную систему.

Опыты с темно-синим цветом Люшера показали обратный эффект: падает давление крови, замедляется сердцебиение и дыхание становится медленнее. Итак, темно-синий цвет оказывает «успокаивающее воздействие» на вегетативную нервную систему.

Сердцебиение, деятельность легких, пищеварение, все комплексные процессы организма, которые должны осуществляться непрерывно, без осознанного напряжения, регулируются вегетативной нервной системой.

Развитие зрительного восприятия цвета

Новорожденный ребенок, начинающий «видеть», сначала различает контрасты «светло» и «темно». Потом он учится воспринимать движения, затем он начинает воспринимать образы и формы. Узнавание цвета — это последняя ступень развития.

В 1953 году Бекер обнаружил, что ветвь от нерва ведет от ядра в сетчатке глаза прямо к среднему мозгу и к гипофизу и оказывает влияние на гормональную регуляцию.

Способность различать цвета, узнавать их, обозначать и испытывать их эстетическое воздействие — это всегда функции коры головного мозга.

Можно ли пользоваться тестом Люшера при дальтонизме?

Проверку действенности теста Люшера при дальтонизме провел Л. Штайнке, изучавший нормальную контрольную группу и лиц, страдавших частичной или полной слепотой к красному и зеленому цветам. Его обширные статистические результаты показывают, что неполноценность узнавания цветов при тесте Люшера не играет никакой роли, т.е., что частичную слепоту к цвету можно не принимать во внимание.

Тест Люшера

Принятие решения в пользу или против какого-нибудь цвета часто находится под влиянием внешних условий. Если речь идет о выборе одежды, обоев для комнаты или цвета автомобиля, то тогда окончательное решение определяется не только психологическим предпочтением или физической потребностью (хотя и их нельзя исключить), а эстетическими соображениями: моден ли цвет и покрой платья? Подходят ли обои к остальному убранству? И так далее.

В тесте Люшера цвета расположены в последовательности по симпатии, испытываемой к отдельным краскам. Ни в коем случае нельзя спрашивать об эстетической цели или каком-либо применении. То есть важно убедить лиц, подлежащих тестированию, и задающих такие вопросы, в том, что цвета следует выбирать за их собственную красоту, не оценивая их по тому, подойдут ли они в качестве ткани для одежды или обивки для мебели, или для сидений автомобиля.

Кроме того, ни в коем случае не следует производить выбор так, чтобы комбинация двух или нескольких цветов подбиралась именно как комбинация.

Клинический тест Люшера, из которого лишь небольшим фрагментом являются восемь цветов, состоит из семи таблиц. На них — 73 цветных поля из 25 различных красок, среди них следует выбрать 43 различных цвета. Весь протокол теста длится от семи до десяти минут, содержит объем информации, вскрывающий осознанную и неосознанную психические структуры личности. По нему можно прочитать различные области психического состояния, душевного равновесия, эффективности, тенденции к неврозам, характер и степень нарушений. Клинический тест Люшера, кроме того, дает много физиологической информации и соответствующие прямые терапевтические указания, имеющие важное значение для врача и психотерапевта.

Данная очень сокращенная форма теста известна как «Малый тест Люшера». Она даже приближенно не является столь всеобъемлющей и дифференцированной, как клинический тест, но, тем не менее, приводит к поразительным заключениям. Краткая форма выявляет характерные структуры личности и может направить внимание на психические и физические расстройства. Врачи в США и Европе пользуются клиническим тестом Люшера, но некоторые из-за недостатка времени пользуются только этой краткой формой в качестве вспомогательного диагностического средства с тех пор, как стало известно, что тест Люшера особенно пригоден для выявления физических и душевных расстройств. Тест представляет собой «систему раннего предостережения» при возникновении нарушений, например, при сердечных заболеваниях, нарушениях кровоснабжения мозга, расстройствах желудочного тракта и при других соматических заболеваниях.

Врач — это очень занятый человек, у которого почти нет времени для сложных диагностических оценок. При работе с тестом Люшера он без раздумья может поручить запись результатов теста своему помощнику по приему. После небольшой тренировки врач определяет по результатам теста, нормально ли состояние его пациента, или есть признаки, вызывающие тревогу, за которыми следует проследить и дальше.

Ведущий врач, профессор И.Эрбале из университета в Киле говорит в своей статье «Использование цветного теста Люшера во врачебной практике»:

«Мы должны поблагодарить профессора Люшера за открытие психологического значения красок и за создание цветового теста, особым преимуществом которого является простота его применения. Им пользуются мои акушерки в родильном отделении и секретарши в моей практике. Однако толкование цветов — это задача врача.»

Продемонстрировав преимущества теста при ранней диагностике на нескольких примерах, когда другие методы оказались бессильными, он продолжает:

«Тест углубляет понимание врачем психического состояния человека и делает его менее предубежденным. Он дает важные указания, которыми можно пользоваться как при диагностике, терапии, так и при прогнозе определенных болезней. Благодаря надежности и простоте, его можно рекомендовать для повсеместного использования.»

Заведующий медицинской частью, ведущий врач, доктор медицины Вальтер Гре пишет в работе «О тесте Люшера в области медицины»:

«Тест убеждает своей простотой, быстротой его проведения, наибольшей возможностью исключения ошибочных результатов, наглядностью членения и результатами, которые можно многократно соотносить и контролировать, что повышает объективную ценность его применения для получения психовегетативных результатов. Им можно пользоваться как для диагноза состояния, так и для контроля за протеканием лечения.

Для врача особое значение имеет диагноз аффективных и психомоторных настроений, заблуждений, страха и его компенсации, а по данным о состоянии чувств, воли, побуждений и контактов пациента, о его вынужденных реакциях можно сделать существенные заключения о терапевтических мерах.»

Возможность использования тестов для вопросов воспитания является многоплановой. Карехайнц Флеинтхауз и другие проводили многочисленные исследования по этому поводу. А.Кресслер, Рим, исследовал свыше 10000 детей при помощи теста Люшера в Африке, Азии и Европе. Многопланово проверяли использование теста также в области этнологии (Х.Клар; Х. и Н. Дичи), психологии религии (Бекшлаг), геронтологии (Бекшлаг) и в области консультации по вопросам брака (Капциани).

Более того, фирма Люшер-Персонел-Сервис в Лондоне накопила большой практический опыт работы с тестом при профориентации и подбору кадров для промышленности и торговли (Скотт).

Со времени своего появления более двадцати лет тому назад, тест был усовершенствован и уточнен, но в своей основе он не изменился за 20 лет. Оценка была расширена и специализирована, однако теоретические предпосылки к тесту выдержали испытание временем. Нет никаких причин для какой-либо ревизии. Солидная факторно-аналитическая статистика различных институтов теперь, спустя два десятилетия после его создания, обнаружила и подтвердила теорию и надежность теста Люшера.

Функциональная психология

Цветовой тест построен на разработанной профессором Люшером функциональной психологии. В тесте Люшера «Структура» или основное значение цвета остается постоянным. Эта структура определяется как «объективное значение» цвета. Темно-синий цвет означает, например, «покой», безразлично, нравится он кому-либо или нет. Напротив, «функцией» профессор Люшер обозначил «субъективную позицию относительно цвета», которая различна у различных людей. Один может находить определенный цвет приятным, другому он может казаться скучным, третий может относиться к нему индифферентно, тогда как четвертому этот цвет может показаться абсолютно отвратительным.

Подопытная личность избирает цвета в последовательности от наиболее приятных до наиболее неприятных. Цвет, который нравится ей больше всех, стоит на первом месте. К цвету, который она избирает последним, и который стоит на восьмом месте, она испытывает наибольшее неприятие или наименьшую склонность. Разрядное положение, которое цвет занимает в ряду, называется «функцией».

В начале ряда мы находим цвета, которым отдается решительное предпочтение. Затем следуют разряды менее сильного предпочтения, затем зона индифферентности, в конце ряда стоят отвергнутые цвета.

Отдельные разряды обозначаются следующими характеризующими знаками:

Сильное предпочтение цвета + (знак плюс).
Симпатия к цвету х (знак умножения).
Безразличие к цвету = (знак равенства).
Неприятие цвета – (знак минус).
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...