Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка огневого тренажера для подготовки ствольщика

 

Слушатель До Василий Валерьевич

Научный руководитель Комраков Петр Владимирович

 

Москва, 2015 г.

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1 Литературный обзор..........................................................................................7

2 Теоретические основы тушения пожаров ручными водяными стволами…31

3  Формулировка требований к профессиональным навыкам ствольщика.72

4  Требования к огневому тренажеру ствольщика.........................................74

5  Выбор вида топлива и огневого оборудования тренажера........................77

6  Описание эксперимента по тушению учебного очага горения в масштабной модели огневого тренажера ствольщика.........................................81

7  Расчёт и обоснование параметров огневого тренажера ствольщика…....87

8  Расчет площади очага горения……………………………………………………89

9  Разработка конструкции передвижного очага-препятствия……….…....92

10 Огневой расчет тренировочного пожара……….……………………...…..…...93

11 Расчет вентиляции и определение режимов тренировочного пожара….94

12 Экологическая часть……………………….……………………..……………..….97

13 Экономическая часть…………………………….…….….……….………………101

14 Заключение……………………………………….……………….…….…………....104

15 Список использованных источников…………………………………………..105

 

Введение

В настоящее время эффективных методик обучения тушению горящих помещений с ручным пожарным стволом не имеется. Существует традиционная практика передачи знаний, умений и опыта от старшего товарища младшему непосредственно при работе в подразделении. До 90-х годов ХХ века она давала в целом удовлетворительные результаты. Такая практика теперь уже не может быть основой подготовки ствольщиков в пожарной охране по следующим причинам:

    Большая длительность. При обучении в условиях тушения реальных пожаров требуется не менее пяти лет практического обучения под руководством опытного и умелого наставника при условии частых выездов на пожар. При этом существуют значительные методические трудности, обусловленные невозможностью правильно сочетать глубокое теоретическое изучение явлений горения с отработкой действий ствольщика по тушению пожара при возникновении различных огневых явлений. Связано это с невозможностью прогнозировать время возникновения пожара и возникшую при пожаре огневую обстановку, из-за чего невозможно спланировать теоретическое обучение, дополненное соответствующей практикой.

    Нерегулярность практики. Пожары, огневая обстановка на них и тактические ситуации при их тушении распределяются по времени случайными и непредсказуемым образом и даже хорошо подготовленный под руководством наилучшего наставника ствольщик может не встретиться на практике с некоторыми важными случаями тушения и не иметь соответствующих практических навыков. В действительности очень многие опытные и длительно работающие пожарные имеют большие трудности с такими важными умениями, как, например, работа при пенной атаке с подачей генераторов от нескольких автомобилей. Что касается умения работать со стволом на позиции, то и здесь ствольщики, активно продвигающиеся со стволом к очагу горения являются редкостью. Среди пожарных преобладает стремление тушить пожар из «безопасного» места, то есть когда на позиции ствольщика отсутствуют опасные факторы пожара, даже если штатная экипировка пожарных по защитным свойствам значительно превосходит величину опасных факторов в местах, которые являются оптимальными для хорошей позиции. Это всеобщее нежелание продвигаться в «опасные» места, которые на самом деле являются вполне безопасными для экипированного пожарного и которые являются необходимыми для успешного тушения боевыми позициями, четко подтверждается таким фактом: в нашей пожарной охране отсутствует понимание, что огнестойкий подшлемник категорически необходим при тушении, так как без него вся остальная экипировка (боёвка, сапоги, дыхательный аппарат) теряют весь смысл как защита от повышенной температуры. Пожарные, не снабженные огнестойкими подшлемниками и те, кто ими не пользуется, совершенно точно не работают при тушении пожара современным образом, то есть не практикуют продвижение к очагу. Они воочию видят огонь только в двух случаях: когда пожар ещё маленький и температура в помещении, по сути, не поднялась (не выше 70єС) и в случае, когда огнем охвачено всё помещение, остекление вскрылось и огонь виден им с улицы через оконные проёмы и прогары в стенах и кровле. А если помещение с высокой температурой преградит таким специалистам путь к остальным помещениям в здании, даже не горящим, то всё здание, по крайней мере весь этаж, обречены полностью сгореть. Примеров весьма немало, из крупных — пожары в издательстве «Московская правда» и Центре реставрации им. Грабаря.

Всё это следствие положения с подготовкой ствольщиков в пожарной охране. Лучшие из существующих методик представляют из себя в основном теоретическое обучение, предоставляющее современную информацию об основах горения и взрыва, процессах теплообмена сплошных и распыленных водяных струй с раскаленной газовой средой и с горящими поверхностями, о свойствах дыма, пожарных стволах и рукавных схемах, применяемых при тушении. Этой информацией обосновываются современные правила и приемы работы со стволом. Обучение данным приемам происходит затем на открытой площадке без использования огня, либо с применением имитаторов дверей — обучаемых учат правильно входить в горящее помещение с применением мер защиты от выброса огня. Также на открытой площадке возможно обучать и тренировать пожарных правильному продвижению со стволом «в горящем помещении» и приемам управления формой и интенсивностью струй. Большинство пожарных не имеют доступа и к таким, условным, методам подготовки. Реальные навыки и умения в настоящее время дает только непосредственная работа со стволом в горящем помещении на реальном пожаре.

Такое положение ненормально, так как приводит к тому, что хорошо тушить мало-мальски нормальный пожар могут считанные десятки пожарных.Серьезных пожаров мало (а будет ещё меньше в десять раз, об этом говорит опыт западной Европы) и необходимое для формирования хороших умений число реальных случаев работы со стволом в горящем помещении набирается сейчас за шесть-восемь лет работы. Так получается, что многие приобретают умение тушить ближе к концу срока работы пожарным. Действительно, пожарные недавнего прошлого (70, 80 и 90 годы ХХ века) части имели превосходные навыки продвижения со стволом к очагу и тушения пожара за счет большего количества потушенных пожаров и трехкараульного графика работы. Выход видится во внедрении практического обучения на специально созданном тренажере. Тогда возникнут предпосылки для методически правильного обучения с соблюдением принципов связи теории и практики, обучения от простого к сложному, принципа многократного повторения. Будет соблюдаться и самый важный принцип обучения — принцип активности обучаемых. При столкновении с реальным огнем и опасными факторами пожара, пусть и в безопасных, контролируемых условиях, у обучаемых возникает огромное желание научиться правильно тушить. Как показывает опыт проведения экспериментов с моделями огневого тренажера, у многих пожарных это желание проявляется в положительных эмоциях от работы с близким мощным пламенем и высокой температурой в безопасных условиях (за счет эффективной защитой экипировки).

Целью данной работы является разработка огневого тренажера для подготовки ствольщика, а также экспериментальное определение параметров, влияющих на проведение тренировок.

Задачами данной работы являются Расчет параметров модельного пожара и условий достижений необходимых режимов пожара. Определение геометрических характеристик тренажера. Проведение натурных огневых испытаний на масштабных макетах тренажера

 

Литературный обзор

Существует большое количество работ зарубежных исследователей, посвященных натурному огневому обучению пожарных. Первоначально обучение пожарных работам по тушению пожаров с реальным огнем и соответствующие натурные учебные объекты были внедрены в практику в объектовых подразделениях, предназначенных для тушения пожаров, сочетающих высокую важность и ответственность результата тушения и редкость пожаров, например в аэропортах, на химических, нефтяных предприятиях (см. рисунок 1).

Рисунок 1 - Огневой симулятор самолета в аэропорту Ротердам (Нидерланды)

Несколько позже, по мере снижения количества пожаров, необходимость обучения пожарных обучению работы со стволом на пожаре возникла и в городских пожарных подразделениях

Большинство работ рассматривают проблему натурного обучения пожарных распознаванию важных газодинамический явлений на пожаре. К наиболее важным из таких явлений относят разного рода вспышки (например, общая вспышка, выброс пламени), быстрое распространение пожара, выброс раскаленного пара. Большое внимание к натурному моделированию данных явлений при обучении пожарных проявляют не только исследователи, но также и руководство пожарной охраны ряда зарубежных государств. Такое внимание ученых, практиков и руководителей к обучению пожарных с применением натурного моделирования вспышек и выбросов объясняется распространенной на западе точкой зрения, что такие явления создают большую опасность для пожарных, при этом, с одной стороны, невозможно полностью исключить работу пожарных в условиях, угрожающих вспышкой, с другой стороны, данные явления предваряются рядом достаточно заметных признаков, и поэтому хорошо поддаются прогнозированию, причем имеются эффективные меры подавления вспышек и предотвращения ущерба для пожарных, такие, как охлаждение распыленной водой нагретого газового слоя, тактическая вентиляция (естественная и напорная), своевременный отход из опасной зоны и прочие.

ШанРафель (ShanRaffel), начальник пожарной части из Квисленда, Австралия, в своей статье [10] рассказывает, о принятых в Австралии реалистичных методах обучения, призванных научить поведению пожара в замкнутых объемах (отсеках). Цель обучения – научить пожарных тому, как пожар развивается в замкнутых объемах, и как распознать и безопасно справиться с выбросами пламени, обратной тягой и другими чрезвычайно опасными проявлениями пожара. Эти методы тренировок были разработаны в Швеции, где они были включены в базовый курс подготовки пожарных с середины 80-х. Пожарный должен выполнять свои обязанности в очень неблагоприятных условиях. ШанРафель сообщает, что обстановка типичного пожара в зданиях и сооружениях может быстро меняться от кажущейся относительно стабильной до адских условий с температурами более 1000 градусов Цельсия под потолком и более 300 градусов Цельсия на уровне пола. Хотя такие изменения бывают внезапными, их можно предвидеть, если распознать соответствующие признаки. Пока пожарный не будет «читать» сигналы, посылаемые пожаром, он будет становиться жертвой, вместо того, чтобы быть спасателем. Поэтому важно, чтобы пожарный имел твердое понимание фундаментальных основ поведения пожара. Это может быть достигнуто только путем, позволяющим пожарным увидеть фазы развития пожара в реалистичной, безопасной, контролируемой и предсказуемой среде, например в огневых симуляторах (см. рисунок 2)

 

Рисунок 2 - Схема огневого симулятора шведского типа.

 

Только таким образом пожарный может увидеть результаты различных методов пожаротушения и динамику развития процессов. Это приводит к пониманию последствий своих действий не только для пожара, но и для людей, находящихся в здании, других пожарных и, возможно, для распространения пожара на прилегающие территории. Только затем можно получить полную выгоду от следующего этапа «реалистического обучения» - так называемой тактической огневой подготовки.

В Австралии законодательство устанавливает «Обязанность соблюдать осторожность» как работодателя, так и работника, и их ответственность за обеспечение безопасности на рабочем месте. Работодатель отвечает за то, чтобы угроза была распознана, риск оценен, и были предприняты необходимые меры чтобы исключить или снизить этот риск. Это подразумевает не только соответствующую защитную одежду, но и безопасные приемы работы и соответствующую подготовку.

Многие противопожарные службы признали тренировки в условиях, приближенных к реальным, необходимыми и развивают их для своих сил немедленного реагирования. Пожарно-спасательная администрация Квинсленда провела обширные исследования и в настоящее время проводит основанный на реалистичной имитации курс по пожаротушению в зданиях и сооружениях.

Первые результаты организации такого курса выразились в том, что число несчастных случаев с пожарными стало заметно снижаться. Обычно, тренировки с использованием огневых средств имитации проводятся, чтобы имитировать условия, характерные для борьбы с нефтехимическими и газовыми пожарами. Это, в основном, «тренировки на свежем воздухе». С целью организации тактических тренировок на огневых симуляторах, имитирующих условия пожаротушения в зданиях и сооружениях, на воздушных судах и кораблях и т.д. строятся специальные здания. Имитация огня, в основном, обеспечивается с использованием бытового газа, потому что он сгорает без остатка и легкодоступен. Проблема заключается в том, что использование бытового газа не позволяет пожарному получить опыт тушения пожара в замкнутых объемах с имитацией начальной стадии развития вспышки, или тренироваться с эффектами, возникающими при направлении струй воды различной конфигурации на дым, зону горения или взрывоопасный слой, возникший из-за скопления богатых энергией продуктов пиролиза.

Пожарно-спасательная администрация Квинсленда осознала необходимость иметь для пожарных альтернативную возможность изучения поведения пожара и отработки техники пожаротушения в контролируемых условиях. Огневая тренировка рассматривается, как основа для понимания поведения пожаров в отсеках.

В своей основополагающей работе «Тактика пожаротушения»[1]

П. Гримвуд и К. Десмет обращают внимание на то, что условия работы пожарных сильно изменились за последние 50 лет произошли огромные изменения в строительных материалах и типичном содержимом зданий и сооружений. Наиболее знаковым для пожарных явилось широкое использование синтетических материалов и пластиков. Эти материалы не сгорают «чисто», но производят большие объемы плотного, черного, богатого энергией дыма. Несгоревшие газы в этом дыму концентрируются под потолком помещения и постепенно нагреваются до температуры самовоспламенения. Результатом может стать быстрая вспышка газов, производящая волну пламени, которая распространяет тепло на пожарных и содержимое помещения.
В мире также произошли огромные изменения в защитной одежде и оборудовании пожарных. Наиболее значимым стало широкое использование изолирующих дыхательных аппаратов. Произошли также изменения в боевой одежде, составе подразделений и средствах связи. Результатом этих изменений стало то, что пожарные могут входить глубже в здания и оставаться там дольше, чем когда-либо раньше. В общем, все это позволило пожарным делать свою работу с большей безопасностью и эффективностью. Однако это создало и новые проблемы.

Стало увеличиваться число пожарных, убитых или травмированных внезапными проявлениями пожара такими, как выбросы пламени и обратная тяга. Во многих странах наблюдается тенденция связывать это с комбинацией улучшенной защитной одежды и использованием дыхательных аппаратов, позволяющей пожарным глубже проникать в здания и сооружения. Одновременно, улучшение теплоизоляционных свойств защитной одежды снижает возможность почувствовать большие тепловые потоки. Нет сомнений, что это только часть общей картины. То, что, к несчастью, упускали пожарные из виду, это взрывоопасная природа дыма в современных зданиях.

Городские пожарные часто прибывают на пожары в зданиях, к моменту, когда пожар достигает фазы «предвспышки». Они могут легко оказаться в ситуации, когда неспособность распознать признаки неизбежной вспышки и принять соответствующие меры предосторожности, может привести к опасной для жизни ситуации. Часто ситуации, которые выглядят очень опасными, не являются таковыми, а иногда и «рутинный пожар» превращается в угрожающий жизни.

По мнению Гримвуда и Десмета, реалистичная тренировка пожарных на огневых симуляторах дает возможность наблюдать и понимать развитие пожара в зданиях и учит, как не стать жертвой выброса пламени или обратной тяги.
Жизненно важно осознать, что дым может воспламениться после выхода из помещения, в котором он возник. Этот холодный серый дым, который раньше практически не рассматривался, как опасность, при соответствующих условиях может воспламеняться с катастрофическими последствиями. Эта «отложенная вспышка» может быть неожиданной и очень мощной. Она может стать причиной гибели большого числа пожарных.

По всему миру на пожарные департаменты осуществляется огромное давление с целью снижения расходов. Во многих случаях это достигается уменьшением численности расчетов и к ситуации, когда «молодые» пожарные не имеют возможности, как раньше, под руководством опытных товарищей, получить навыки, необходимые для безопасного выполнения поисково-спасательных работ и агрессивного наступления на очаг пожара. К тому же вследствие большой работы по пожарной профилактике со стороны застройщиков, эксплуатантов зданий, страховых компаний и пожарных инспекторов, а также благодаря массовому применению автономных пожарных извещателей, развившиеся пожары стали происходить намного реже, что также сильно снижает возможность для пожарных учиться на собственном опыте.

ШанРаффель пишет, что в Австралии востребован на опыт шведской пожарной охраны: В противоположность остальному миру, в Швеции не отмечено случаев серьезных травм и гибели пожарных от вспышек и выбросов пламени с момента введения в 80 годах XX века в программу подготовки пожарных тренировок с «живым» пламенем на огневых симуляторах, имитирующих эффекты вспышки.

В Швеции теорию взрываемости дыма поняли уже давно, и с середины 1980-х стали применять практические методы тренировки пожарных распознанию, предвидению и борьбе с феноменом вспышки. Такой подход позволил снизить количество пожарных, убитых вспышками и обратной тягой с примерно 3-х человек каждые два года до НУЛЯ с начала тренировок в условиях, приближенных к реальным.

Традиционно, пожарные настроены на подавление очага или «основы» пожара – то есть места, где происходит сгорание пожарной нагрузки. При тушении пожара в замкнутых объемах это может привести к доставке со струей воды дополнительного кислорода в слой сверхнагретых сгораемых продуктов пиролиза в около потолочном пространстве. Это может привести к вспышке и последующей обратной тяге. Шведский метод тушения более целостный и направлен на охлаждение, разбавление и удаление взрывоопасного дыма с целью предотвращения вспышки и обратной тяги, а также облегчения поиска пострадавших и очага пожара с обеспечением большей безопасности и эффективности. Очень важно, чтобы пожарный понимал, что этот взрывоопасный слой дыма может самовозгораться при достижении температуры самовоспламенения (при поступлении достаточного количества кислорода). Это может произойти в комнате, где этот взрывоопасный дым образовался, или в других помещениях, куда он мог распространиться.

Одним из главных факторов, которые привели к переосмыслению в Швеции, стал трагический пожар в 1985 году, в результате которого два пожарных потеряли жизнь, когда, казалось, потушенное пламя внезапно превратилось в огненный шар. Это произошло всего через несколько месяцев после гибели двух пожарных в результате выброса пламени. Эти события изменили Шведскую противопожарную службу. Было проведено национальное исследование проблемы, в результате которого большой количество рекомендаций стало законом. Была пересмотрена тактика работы в дыхательных аппаратах и были введены правила, по которым все подразделения обеспечивают работу газодымозащитников так называемыми звеньями «ныряльщиков в дым», состоящими из двух пожарных (ныряльщиков в дым), и руководителя, который обеспечивает управления работой в дыхательных аппаратах на границе задымленной зоны. Он также должен быть обеспечен заполненной рабочей линией и поддерживать радиосвязь. Его основная задача – убедиться в безопасности расчета. Были введены нормативы по физической подготовке и ежегодные тесты. Было также понимание того, что для пожарных необходимо иметь четкое понимание поведения огня и развития пожара в зданиях и сооружениях.
За несколько лет до этих событий, два Шведских пожарных инженера, КристерГислессон (KristerGiselsson) и МэтсРозандер (MatsRosander) выработали несколько радикальных теорий по взрываемости дыма. В попытках доказать свои теории они бросили вызов существовавшим знаниям и науке поведения огня в замкнутых объемах. КристерГислессон и МэтсРозандер[12] взглянули под новым углом на огнестойкость, причины трагических случаев на пожарах и, самое главное, техники тушения пожара, которые должны усилить безопасность пожарных.

Примерно в то же время, Андерс Лаурен (AndersLauren), командир пожарной части противопожарной службы Стокгольма, претворил теории Гислессона и Розандера в жизнь, производя реальные поджоги в выселенных зданиях.

Это, конечно, обеспечивало ограниченные возможности, и Лаурен обратился к Гислессону за помощью в развитии идеи по модификации грузовых контейнеров в огневой симулятор, имитирующий пожар в здании. Это переделанные грузовые контейнеры, рассчитанные на горение пяти листов ДСП.

Эти симуляторы, основанные на проверенных методах впервые были внедрены АндресомЛауреном из противопожарной службы Стокгольма. Эти симуляторы также подтвердили теорию взрываемости дыма. Было четко видно, что когда в заднем углу контейнера горит небольшая связка дров, весом около 20 кг, то другим доступным топливом в металлическом контейнере может быть только дым. Можно было видеть горящий дым, катящийся кольцами вдоль негорючего металлического потолка.

 

 

Рисунок 3 - Тренировка в огневом симуляторе

 

Как только температура достигала порога самовоспламенения, появлялись языки пламени даже вдали от очага. Секунды спустя происходила вспышка дымового слоя. Эта вспышка «пожарных газов» и ее тепловое излучение приводили к моментальному воспламенению всех других сгораемых материалов в помещении (вспышка). Она достигается использованием огневых симуляторов вспышки. Это переделанные грузовые контейнеры, рассчитанные на горение пяти листов ДСП. Эти симуляторы, основанные на проверенных методах впервые были внедрены АндресомЛауреном из противопожарной службы Стокгольма. И пожарными инженерами КристеромГиселссеном и МатсомРосандером. Их методы были внедрены Шведским агентством спасательных служб с середины 80-х годов и стали основой всех тренировок по «Пожаротушению в зданиях и сооружениях». Сегодня, спустя более, чем 30 лет проведения таких тренировок, Шведы являются признанными мировыми экспертами в пожаротушении. Многие противопожарные службы мира сегодня используют Шведский метод подготовки.

В последние 10 лет в Швеции появились огневые тренажеры для подготовки ствольщиков, работающие на газовом топливе (см. рисунок 4). Их недостатком является условный характер тренировки: оператор тренажера управляет интенсивностью подачи и перекрывает поток газа при правильных действиях тренирующегося, то есть ход тренировки на прямую не зависит от правильности действий ствольщика.

 

Рисунок 4 - Огневой тренажер ствольщика на сжижженом газе, г. Ревинг (Швеция)

 

В настоящее время в большинстве европейских стран для обучения пожарных используются огневые симуляторы шведского типа.

В США также повсеместно распространена практика натурных тренировок пожарных с огнем в огневых симуляторах Шведского типа, которые там получили название CompartmentFireBehaviorTrainingsimulator (CFBT) – «Тренажер поведения огня в отсеке» (см рисунки 5 и 6).

 

Рисунок 5 - Занятие в cимуляторе CFBTг.Нью-Йорк (США)

 

Рисунок 6 Пожарные США у огневого симулятора.

 

Эд Хартин(EdHartin) в работе «Натурные тренировки в огневом симуляторе: роль достоверности моделирования ОФП в эффективности тренировок» [3] пишет, что на безопасность и эффективность действий пожарных по тушению пожара большое влияние имеет ясное понимание им динамики горения, а также наличие прочных навыков тушения и опыта действий в реальной обстановке. Для хорошей подготовки пожарных и командиров требуется создавать учебные объекты (и методики их обучения с их применением), которые создают высокий уровень физической достоверности моделируемых факторов (горит и задымляется так же, как в жизни), также высокий уровень функциональной достоверности (работает, открывается, имеет ширину проходов, размер и направление открывания окон, как в жизни). Стандартные для США методы реальных огневых тренировок на базе контейнерных симуляторов поведения огня (CompartmentFireBehaviortraining (CFBT) (см. рисунок 6) обеспечивают высокую физическую достоверность, но низкую функциональную (контейнерный симулятор не похож ни на какое помещение в реальных домах, к тому же совершенно не моделирует планировку зданий).

Рисунок 6 - Огневой симулятор CFBT г. Феникс (США).

 Эд Хартин делится опытом создания полноразмерных учебных объектов для тренировок с реальным огнем (причем, нередко с большой площадью и мощностью горения). Кроме стандартных контейнерных огневых симуляторов предложено использовать предназначенные под снос жилые дома, специально подготовленные для проведения тренировок пожарных. Для этого из дома удаляют мебель и обшивают его листовым трудногорючим или негорючим материалом (гипсокартоном, асбестоцементной плитой, оцеитом). Для тренировки в помещениях размещают мебель, личные вещи и прочую горючую нагрузку, в соответствии с задачами тренировки. В течении учебного дня проводят до 5 тренировок. Также Эд Хартин делится опытом строительства капитальных «Огневых домов» с огневыми очагами на газовом топливе (пропан-бутановой смеси) и «Огневых домов», составленных из морских контейнеров с очагами на газовом топливе и на твердом топливе (см. рисунок 7). При этом физическая достоверность симулятора на твердом топливе значительно превосходит газотопливные.

 

 

Рисунок 7 - Огневой симулятор и огневой дом в г. Остин (США)

 

Самым главным является то, чтобы пожарные понимали различные явления, как они случаются, как распознать условия, которые могут вызвать эти явления, и, самое важное, как безопасно справиться с этими феноменами. Методы подготовки, разработанные Гиселссоном, Розандером и Лауреном привели к значительному увеличению безопасности пожарных и эффективности их действий.

В России и Советском Союзе практические занятия с пожарными по пожарно-строевой подготовке с применением открытого огня проводились ещё в конце XIX века. Данные упражнения сводились к тренировкам по применению огнетушителей и других первичных средств пожаротушения для тушения небольших загораний в противне, заполненном небольшим количеством жидкого топлива поверх слоя воды, а также к психологической подготовке пожарных по работе в присутствии открытого пламени и при несколько повышенной температуре. О таких тренировках можно прочитать в работах Э.Э. Лундта. [14] При развитии в СССР массовой Газодымозащитной службы пожарной охраны, оснащенной эффективными СИЗОД, (конец 1930 - 1950 годы), потребовалось организовать систематические и приближенные к реальным условиям тренировки по работе пожарных в СИЗОД в непригодной для дыхания среде, для чего стали применяться специальные учебные объекты — теплодымокамеры различных конструкций и с разнообразными источниками задымления — от сжигаемых покрышек и тлеющей соломы до глицеринового дыма. В 70 годах XX века известный исследователь психологии пожарного дела А.П. Самонов провел большую исследовательскую и организационную работу по разработке конструкции и методики психологической и специальной подготовки пожарных-газодымозащитников в звукотеплодымокамере. [16], результатом которой стало проектирование типовой теплодымокамеры для тренировки личного состава во всех гарнизонах пожарной охраны республик и областей СССР. Психолога А.П. Самонова профессионально интересовали вопросы психологической готовности пожарных, его задачей было обосновать такой процесс их психологической подготовки, который обеспечит оптимальное психологическое состояние «готовности при работе на пожаре. Экспериментально выявив, что пожарные, у которых развито психологическое качество, названное Самоновым «тягой к риску», значительно успешнее работают в ситуации стресса на пожаре, Самонов видел две важные задачи: а. Выявлять и отбирать среди кандидатов в пожарные лиц с развитой «тягой к риску» и б. Повышать готовность пожарных к работе в экстремальных ситуациях путем тренировок в условиях, максимально приближенных к экстремальным условиям пожара. Таким образом, Самонов старался при разработке учебных объектов (звукотеплодымокамеры и огневой полосы психологической подготовки) в максимальной степени нагрузить их стрессогенными факторами.

Напротив, зарубежные исследователи приняли концепцию тренировок в безстрессовой обстановке: чтобы пожарные могли компетентно и безопасно работать в опасных ситуациях и условиях, в которые они нередко попадают, они должны тренироваться в условиях, приближенных к реальным, однако в безопасной безстрессовой обстановке (ШанРаффель). Это обеспечивает понимание и позволяет научится распознавать условия, которые могут угрожать их жизни.

В конце 90-х годов XX века в г. Петрозаводске, а затем и в ряде других городов России были созданы огневые симуляторы шведского типа для обучения пожарных действиям при угрозе вспышки и выброса пламени (см рисунок 8). В 2008 году группа пожарных и спасателей (Д.Ф. Штыров, Д.А. Большаков) обучилась в петрозаводском гарнизоне при содействии начальника спецчасти г. Петрозаводска Д.А. Ширлина методике проведения занятий с газодымозащитниками в огневом симуляторе вспышки шведского типа.

 

 

Рисунок 8 - Огневой симулятор в г. Петрозаводск.

 

Полученные знания и опыт позволили Штырову и Большакоову создать на базе ОАО «ПТО ПТС» огневой симулятор «Уголёк» (см рисунки 9,10), впоследствии широко внедрённый в практику пожарной охраны.

Огневой симулятор «Уголёк», подобно шведским симуляторам и американским симуляторам CFBT, в основном применяется для динамики развития пожара и показа газовых эффектов вспышки и признаков скорой вспышки на пожаре, а также используется для обучения пожарных действиям со стволом при угрозе вспышки и при попадании в выброс пламени. Для обучения тушению огня, использовать огневой симулятор вспышки практически нецелесообразно из-за небольшого объема и площади зоны горения, которые не обеспечивают устойчивого горения при попытках тушения.

Рисунок 9 - Огневой симулятор «Уголек» ПТО ПТС в д.Сынково.

 

 

Рисунок 10 - Тренировка в огневом симуляторе «Уголек».

 

Чтобы обеспечить максимальный эффект от тренировок в условиях, приближенных к реальным, необходимо, чтобы пожарный имел теоретическое понимание природы пожара в замкнутых объемах. Это может быть достигнуто через комбинацию теории, небольших демонстраций, затем обучения на оборудовании, специально разработанном, чтобы безопасно научить пожарного всем стадиям развития пожара в замкнутых объемах. После этого пожарный готов к тренировки в условиях, приближенных к реальным, на огневом симуляторе. Следующий логичный шаг – использование выселенных зданий для контролируемых тренировок по пожаротушению (см. рисунок 11).

 

 

Рисунок 11 - Тренировка в выселенном доме.

 

Разбор реалистичных тренировочных упражнений может оказать огромную помощь в распознании и устранении дефектов в обучении, оборудовании, защитной одежде и тактике действий. Заключительный шаг – это разбор реальных случаев.

В России для обучения работе ствольщиков с пожарными стволами, в рамках дисциплин «Пожарно-строевая подготовка» предлагаются различные упражнения, не связанные с тушением реальных очагов пожара. В соответствующем учебнике [17] сказано, что «...Лучшим методом обучения и тренировки ствольщиков является практическое исполнение ими упражнений на местности, затем — на высоте. В качестве примера можно привести упражнения со стволами для ствольщика из различных положений. Упражнения: работа со стволом РСК-50 из различных положений: стоя, с колена и лежа — по мишени; работа со стволом РСК-50 с выдвижной пожарной лестницы и сидя на подоконнике; создание различных струй...»

В 2011-2014 годах Московском учебном центре ФПС ГПС МЧС России преподаватель А.В. Ананьин в статье [18] сообщает о практике применения при обучении начинающих пожарных методики обучения приемам работе со стволом на открытой площадке без использования огня, либо с применением имитаторов дверей — обучаемых учат правильно входить в горящее помещение с применением мер защиты от выброса огня. Также на открытой площадке обучают и тренировать пожарных правильному продвижению со стволом «в горящем помещении» и приемам управления формой и интенсивностью струй. Обучение происходит без создания огневой обстановки.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...