Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Функциональные типы текстов (общая характеристика)

Лекция IX

ТЕКСТ

I. Понятие текста. Признаки текста. Классификации текста

II. Основные подходы к изучению текста

III. Функциональные типы текстов (общая характеристика)

IV. Описание

V. Повествование

VI. Рассуждение

I. Понятие текста. Признаки текста. Классификации текста

Текст как речевая и синтаксическая единица стал объектом лингвистического исследования и описания сравнительно недавно – с середины XX в., когда уже было накоплено немало знаний не только в области языкознания, но и в смежных науках. На стыке ряда наук (риторики, поэтики, стилистики, герменевтики, семиотики, психолингвистики и др.) даже возникла новая филологическая дисциплина – лингвистика текста, включившая в себя опыт разных школ и направлений. Вот почему существует множество подходов к изучению текста и, как следствие, множество попыток дать ему полное и всеобъемлющее определение. Одним из наиболее удачных и до сих пор часто цитируемых является определение текста, данное И.Р. Гальпериным (1981):

ТЕКСТ – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовок) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую целенаправленность и прагматическую установку.

Современное понимание текста включает не только письменные, но и устные сообщения (что обусловлено, вероятно, развитием технических возможностей, позволяющих создавать и хранить текстовую информацию в аудиоформате):

ТЕКСТ (лат. textum ‘связь, соединение’) – написанное или высказанное устно сообщение, состоящее из нескольких предложений (частей) и характеризующееся структурной и смысловой завершенностью.[1]

Признаки текста

Смысловая цельность Основная мысль текста, его законченность, автономность, наличие начала и конца, возможность подобрать заглавие.
Членимость По семантико-синтаксическому принципу – способность делиться на предложения, абзацы, параграфы, разделы; по тематическому принципу – на темы, подтемы, микротемы.
Стилистическое единство Отнесенность текста к тому или иному функциональному стилю.
Связность Последовательность и логичность высказывания, коммуникативная преемственность.
Два вида связности
ГЛОБАЛЬНАЯ (ГЛУБИННАЯ) ЛОКАЛЬНАЯ
Обнаруживается на смысловом уровне, объединяя различные элементы: заглавие, эпиграф, главы, разделы, параграфы, интертекстуальные элементы. В художественном тексте выявляется в единстве темы, идеи, стиле и жанре произведения, в авторской манере. Обнаруживается на лексическом, морфолого-синтаксическом (грамматическом) и логическом уровнях. Заметна при сопоставлении соседних слов, словосочетаний, предложений, абзацев. (См. тему «Сложное синтаксическое целое»)
     

Классификации текстов

Классификация Э. Верлиха – в зависимости от структурных основ текста. 1) дескриптивные (описательные); 2) нарративные (повествовательные); 3) объяснительные (о понятийных представлениях); 4) аргументативные (о концептуальном содержании высказывания); 5) инструктивные(например, тексты законов).
По характеру построения речи От 1-го лица, от 2-го лица, от 3-го лица.
По характеру ЧР Прямая, косвенная, несобственно-прямая.
По количеству участников Монолог, диалог, полилог.
По функционально-смысловому назначению Описание, повествование, рассуждение.
По типу связи между предложениями Тексты с цепными, параллельными, присоединительными связями.
Функционально-стилистическая типология Тексты научного, официально-делового, публицистического, художественного и разговорного стилей.

II. Основные подходы к изучению текста [2]

 

ЛИНГВОЦЕНТРИЧЕСКИЙ аспект соотнесенности «язык - текст» Григорьев В.П., 1979; Ларин Б.А., Новиков Л.А., Долинин К.А. Наиболее традиционный подход, основанный на изучении функционирования языковых еди­ниц и категорий (как лексических, так и фонетических, словообразовательных, грамматических, стилистических) в художественном тексте. Практиковался в рамках тра­диционной стилистики, стилистики языковых единиц, эстетики слова.
ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ текст как автономное структурно-смысловое целое вне соотнесенности с участниками литературной коммуникации Золотова Г.А., Ковтунова И.И., Кожевникова К.В., Гальперин И.Р., 1981, Гончарова Е.А., Падучева Е.В., Кухаренко В.А., Чернухина И.Я. и др. Основан на представлении о тексте как результате и продукте творческой деятельности. Текст рассматривается как целостный завершенный объект исследования. При этом в зависимости от предмета рассмотрения в качестве самостоятельных направлений изуче­ния текста выделяются: семантика и грамматика (или отдельно синтаксис) текста, основу которых составляет взгляд на текст как на структурно-семантическое целое.  
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ аспект соотнесенности «автор - текст - читатель»   Направления: Связан с интерпретацией тек­ста в аспекте его порождения (позиция автора) и восприятия (позиция читателя). В зависимости от фокуса исследования выделяется ряд направлений.
Психолингвистическое Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, Л.В. Сахарный, А.М. Шахнарович Психолингвистическое исследование текста опирается на представление о нем как о двуедином процессе порождения/восприятия, лежащем в основе коммуникативной деятельности.
Прагматическое А. Г. Баранов Текст является действием, связывающим участников литературно-эстетической коммуникации – автора и читателя. Он рассматривается как сложный речевой акт, который осуществляется с определенными намерениями и целями и в котором используется комплекс языковых средств и приемов воздействия на адресата.
Деривационное Е. С. Кубрякова, Л. Н. Мурзин   Текст рассматривается как множество создаваемых элементов с формирующимися между ними отношениями. Текстообразование при этом понимается как семиотический процесс развития текста.
Коммуникативное Г.А. Золотова, Н.С. Болотнова Основывается на теории актуального членения, которое проявляется в текстовом пространстве. Теория АЧ рассматривает предложение в динамическом аспекте. Выделяются два коммуникативных центра: тема и рема, составляющие единство и выполняющие текстообразующую функцию. Динамическое единство текста обеспечивается поступательным движением в нем информации.
Речеведческое (жанрово-стилевое) М.М. Бахтин, М.Н. Кожина, М.Ю. Федосюк, Т.В. Шмелева   Существенный параметр любого текста – принадлежность его к определенному стилю и жанровая оформленность. В лингвистике последних лет активно развивается теория речевых жанров в свете которой литературно-художественное произведение рассматривается как речевой акт, речевая деятельность, что обусловлено эстетико-познавательной и коммуникативной природой текста.
КОГНИТИВНЫЙ аспект соотнесенности «автор - текст - внетекстовая деятельность» Ван Дейк, Т. Виноград, Ю.Н. Караулов, Т.М. Николаева, Б.А. Серебрянников и т.д. Исходит из понимания языка как основного средства выражения знаний о мире. В свете когнитивной парадигмы художественный текст осмысляется как сложный знак, который выражает знания писателя о действительности, воплощенные в его произведении в виде индивидуально-авторской картины мира.

 

 


III. Функциональные типы текстов (общая характеристика)

  ОПИСАНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Тип текста, используемый для характеристики предметов, признаков, явлений, впечатлений, состояний, действий. Тип текста, используемый для характеристики развития действий, событий, поступков. Тип текста, используемый для размышлений, построения доказательств, подведения итогов и др.
ПРИЗНАК СТАТИЧНОСТЬ ДИНАМИЧНОСТЬ СТРУКТУРИРОВАННОСТЬ текста.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ - художественный текст; - научный стиль; - публицистика; - разговорная речь. - художественный текст; - публицистика; -официально-деловой стиль (протокол) - разговорная речь. - художественный текст; - научный стиль; - публицистика; - разговорная речь.
ПРИМЕРЫ из студенческих сочинений Студенческая жизнь…. Это прекрасная пора юности, надежд, достижений, познания нового. Это веселое время общения, знакомств, участия в студенческих фестивалях и КВН, работы в студенческих отрядах. А еще это время становления личности. И время любви…   Однажды к нам приехала моя двоюродная сестра – студентка педагогического университета. Она рассказала веселые истории о студенческой жизни. А назавтра собрала детей с нашей улицы и устроила конкурс «Самый смешной танец». Дети ее полюбили и ходили за ней гурьбой. Именно тогда я решила, что обязательно поступлю в университет и стану педагогом. Быть студентом – это тяжело или здорово? С одной стороны – скучные лекции, бессонные ночи над конспектами, хвосты, пересдачи. Значит, тяжело. С другой, если не запускать материал, все делать вовремя, то учеба будет в радость. Можно участвовать в работе научных обществ, клубов по интересам, выступать в КВН. Значит – здорово! Итак, быть студентом и нелегко, и в то же время весело. Все в ваших руках.
Функциональные типы текста в чистом виде встречаются далеко не всегда. Чаще всего они комбинируются, причем один из них доминирует.

IV. Описание

ТИПЫ ОПИСАНИЯ СТАТИЧЕСКОЕ ДИНАМИЧЕСКОЕ
Портретное (описывается внешность или характер); пейзажное (виды природы); сценическое, интерьерное (место протекания действия); ситуативное (условия, в которых протекает действие); психологическое (внутреннее состояние, впечатления, эмоции); предметное (внешний вид чего-либо) и др. Не связано с развитием во времени и с перемещением в пространстве. Занимает промежуточное место между описанием и повествованием.   Описываются повторяющиеся действия, представляющие собой определенный порядок, ритуал (в технической литературе – инструкцию). Воспроизводятся разного рода действия и чувства людей, которые проявляются в их жестах, движениях, поступках.  
ПРИЗНАКИ -однотипность форм сказуемых; -преобладание именных типов сказуемых; -частотность номинативных и неполных предложений; -преобладание существительных и прилагательных над глаголом; -присутствие глаголов движения; -преобладание глаголов несовершенного вида; -хронологическая последовательность предложений; -разворачивание во времени и пространстве;
ПРИМЕРЫ На берегу происходило утро. Оно было крепким, как неразведенный спирт, голым, как свежеснесенное куриное яйцо, безукоризненным, как алфавит. За спиной Новенькой дымился провал, и она ощущала его как грубый шов разносортных материй. К тому же он не представлял теперь ни малейшего интереса. Мир, разворачивающийся перед ее глазами, был похож на все лучшее, что она видела в своей жизни. (Л. Улицкая) Она приходила ко мне каждый день, а ждать ее я начинал с утра. Ожидание это выражалось в том, что я переставлял на столе предметы. За десять минут я садился к оконцу и начинал прислушиваться, не стукнет ли ветхая калитка. Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти. Иногда она шалила и, задержавшись у второго оконца, постукивала носком в стекло. Я в ту же секунду оказывался у этого окна, но исчезала туфля, черный шелк, заслоняющий свет, исчезал, − я шел ей открывать. (По М. Булгакову)

V. Повествование

Повествование– изображение событий или явлений в их хронологической последовательности, причинно-следственной или условно-следственной обусловленности. Для повествования характерно не просто действие, но развитие действия, которое реализуется в определенной структуре (завязка, собственно развитие, кульминация, развязка) Повествование представляет собой рассказ о событии, имеющем отношение к какому-либо временному плану, чаще прошедшему. От динамического описания повествование отличается тем, что представляет собой рассказ о конкретном событии, произошедшем однократно. (Текст инструкции по эксплуатации пылесоса тоже основывается на последовательности действий, но не является повествованием, так как, во-первых, в нем отсутствует развитие и, во-вторых, описываемые в нем действия являются рекомендуемыми и потенциально многократными).
ПРИЗНАКИ - развитие действия; - преобладание сказуемых глагольного типа; - среди видо-временных форм глаголов заметно преобладание глаголов совершенного вида; - активное употребление обстоятельств места, времени;
  Заглавие Пожарные собаки (Быль)
СТРУКТУРА   Завязка Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка.
Развитие действия Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом.
Кульминация Пожарные подумали, что в доме есть ещё что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах.
Развязка Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу. (Лев Толстой)

VI. Рассуждение

С помощьюрассуждения выясняется какое-либо понятие, развивается, доказывается или опровергается какая-либо мысль.
ПРИЗНАКИ - Структурированность текста; - Использование вводных слов, указывающих на взаимосвязь или последовательность компонентов текста (во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом и др.). - Использование подчинительных союзов, выражающих условно-следственные, причинно-следственные, сопоставительные значения (если – то, не только – но и, потому что, поэтому) - Употребление цитат.
  Тезис Во всей сложности прогресса можно выделить три основные линии.
СТРУКТУРА[3]   Аргументация (доказательство) Первая связана с тем, что человек как таковой развивается, становится быстрее, сильнее, ловчее. Какой бы вид спорта мы не взяли, повсюду мы встречаемся с достижениями, которые сто лет назад казались бы нереальными. Вторая линия наиболее очевидна. От каменного топора к водородной бомбе, от пироги, выдолбленной из ствола дерева, к современному авианосцу, от мотыги к шагающему экскаватору. Третья линия развития – это нравственность, моральные принципы, нормы поведения, воспитание духовных качеств, а значит, и все искусство и его изменение на протяжении веков.
Вывод (заключение) Итак, мы наметили три линии. Первая – это развитие мышц, вторая – развитие интеллекта и третье – духовная жизнь. (По В.А. Солоухину)

 


[1] Стариченок, В.Д. Современный русский литературный язык: учеб. Пособие / В.Д. Стариченок [и др.]; под ред. В.Д. Стариченка. – Минск: Выш. Шк., 2012. – 591 с.

[2] Таблица составлена на основе Вихрян О.Е. Лекции по филологическому анализу текста.

[3] В риторике текст такого типа называется хрия. Структура классической (строгой) хрии включает 8 последовательных частей:

  1. Приступ, в котором, как писал М.В. Ломоносов, «похвален или описан должен быть тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темой хрии».
  2. Парафразис, или экспозиция, то есть, по словам М.В. Ломоносова, «изъяснение темы через распространение».
  3. Причина, достаточная для доказательства тезиса. Причин может указываться несколько.
  4. Противное, то есть указание на контраргументы (если это не так, то...).
  5. Подобие, которым изъясняется и подтверждается тема.
  6. Пример.
  7. Свидетельство, в котором обычно используется ссылка на авторитет.
  8. Заключение, в котором приводится цитата, афоризм или даётся собственный вывод.

Схема хрии может быть более свободной: слегка меняться последовательность частей, некоторые из них могут быть вообще опущены.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...