Внутреннее устройство храма
Храмы разделяются на три части: притвор, средняя часть храма и алтарь.
Войдя во храм, мы попадаем в притвор. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т. е. люди, готовящиеся ко св. Крещению. Здесь мы можем купить свечи, подать прошение о своих близких, живущих и усопших. Далее мы переходим в среднюю часть храма, которая предназначается для молитвы верных, т. е. лиц, уже принявших крещение. Главные места этой части - солея, амвон, клиросы и иконостас. Солея - возвышенная часть храма перед иконостасом, для того чтобы богослужение было лучше видно для богомольцев. Амвон - полукруглая часть солеи против Царских Врат. С нее читаются ектеньи, Евангелие и произносятся проповеди. Клиросы - конечные боковые места солеи, где помещаются чтец и певцы (если нет хоров над притвором). Иконостасом называется стена, отделяющая церковь от алтаря и обставленная иконами. В иконостасе три двери, ведущие в алтарь. Средние двери называются Царскими, а боковые -Северными и Южными. На Царских Вратах икона Благовещения и четырех Евангелистов. На боковых дверях - икона Архангела или одного из архидиаконов. По сторонам Царских Врат справа - образ Спасителя и храмового праздника, а слева - Божьей Матери и особо чтимого святого. Сверху Царских Врат - икона Тайной Вечери, а по сторонам - иконы двунадесятых праздников. Алтарь составляет главнейшую часть храма, предназначенную для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь символизирует небо, жилище самого Господа. Главные предметы в алтаре: св. Престол, Жертвенник и Горнее место.
Святым Престолом называется стол, находящийся в алтаре против Царских врат. Он символизирует трон Господа, на котором Он таинственно присутствует во время богослужения. В престол влагаются частицы св. мощей. На престоле находятся: Дароносица (Дарохранительница), Напрестольный Крест, Антиминс и Напрестольное Евангелие. Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. I. Главный (летний) храм
II. Трапезный (теплый) храм
III. Колокольня (разрушена в 1929 г.)
1. Антиминс - плат со св. мощами, с изображением положения Иисуса Христа во гроб и четырех Евангелистов. На него ставятся св. Дары по внесении в Царские Врата. Без антиминса нельзя служить литургию. 2. Дарохранительница - в виде миниатюрной церкви, в которой хранятся запасные дары для причащения больных. 3. Крест и Евангелие полагаются на Престоле с целью показать, что он служит троном самого Господа нашего Иисуса Христа. Св. Жертвенником называется другой стол в алтаре, на котором приготовляется вещество для Святых Даров. Горним местом называется пространство между престолом и восточной частью алтаря. Иногда здесь устраивается возвышение или кафедра для епископа: места для священников идут полукругом от кафедры.
Литургия Божественная Литургия (в переводе с греческого - общее дело) представляет собой вечное повторение великого подвига любви, проявившегося в принесении Христа себя в жертву за наши грехи. Таким образом, во время Божественной Литургии мы вспоминаем историю земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, совместно творим молитвы - благодарственные, просительные, прославляем Господа нашего, Иисуса Христа, и, наконец, получаем возможность через причастие св. Тайн иметь тесное общение со Христом. Литургия является главным христианским богослужением. Божественная Литургия делится на три главных части: 1. Проскомидию, когда совершается приготовление вещества для Таинства из хлеба и вина. 2. Литургию оглашенных, когда верующие приготовляются к участию в Таинстве. 3. Литургию верных, когда Божией благодатью состоится Таинство превращения хлеба и вина во св. Тело и св. Кровь Христову и причащения ими верных. Проскомидия Для совершения проскомидии требуется вино и пять квасных хлебцев, называемых просфорами, что значит "приношение", так как в древности просфоры приносились в храм самими верующими. Просфоры сделаны из двух частей, означающих двуестество Христа, Божественное и человеческое. Проскомидия вкратце содержит в себе элементы земной жизни Господа Иисуса Христа. В начале проскомидии священник берет просфоры, обозначая Деву Марию, и кладет их в сосудохранительницу или в "святая святых" - в ознаменование введения Ее во храм. Затем берет просфоры и переносит их на жертвенник, продолжая как бы повествование о ее жизни, вплоть до прибытия совместно со св. Иосифом в Вифлеемский вертеп, место рождения Спасителя. Вслед за этим из просфоры с именем Иисуса Христа вырезается "кубообразный" - представляющий Христа - Агнец Божий и кладется на дискос (плоское круглое блюдо на подставке). Это обозначает Рождество Христово и положение в ясли. Затем священник крестообразно надрезает Агнца, провозглашая: "Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий вземляй (который взял на себя) грех мира" - и прокалывает одну из сторон "копи-ем", а в чашу наливает вино, смешанное с водой (проливается св. Кровь после прободения копьем воина).
Из второй просфоры вынимается треугольная частица в честь Божьей Матери и кладется с правой стороны Агнца. Из третьей вынимаются 9 частиц в честь всех святых и кладутся с левой стороны. Из четвертой - частицы за здравие живых. Из пятой - за поминовение мертвых. Частицы из последних двух просфор кладутся под Агнцем. Таким образом, Господа окружает вся Церковь, небесная и земная. Молящиеся могут подавать свои просфоры, из которых священник вынимает частицы, поминая живых и мертвых. Затем священник ставит сверху звездицу (крестообразную пирамиду) и кладет сверху дискоса и чаши покров (означающий погребальные пелены). После этого священник кадит Св. Агнца и частицы и молится о принятии св. Даров. Тем временем в храме чтец читает "часы". Краткое содержание: В 3-м часе вспоминаются добровольные страдания Христа до Голгофы и сошествие св. Духа на св. Апостолов. В 6-м часе - осуждение Господа, шествие под тяжестью креста и пригвождение ко кресту. В 9-м часе - предсмертные страдания Господа и смерть его. Одновременно вспоминается Рождество Христа, пришедшего на страдания для спасения людей. Литургия оглашенных В конце проскомидии священник тайно воспевает Бога словами: "Слава в вышних Богу... ", что означает славу, воспетую ангелами при рождении Спасителя. В начальном возгласе "Благословенно Царство" священник выражает хвалу Богу за то, что Он нас привел к истинной вере. Последующая мирная ектенья (прошение к Богу), сопровождаемая молитвой священника означает, что Литургия - не только воспоминание Христовых страданий, но и забота св. Церкви о прощении наших грехов. Вместе с этим молящимся напоминается о благодеяниях Бога к людям в Старом Завете и о воплощении Сына Божия, которое было предсказано пророками. Особенно это подчеркивается в гимне "Единородный сыне... ". Следующие за этим заповеди блаженства напоминают нам проповедь Иисуса Христа о главных качествах христианина.
Открытие царских врат во время пения заповедей блаженства означает, что Царство небесное открыто верующим. Вслед за этим, выход священника с Евангелием изображает выход Спасителя на проповедь о Царствие Божием. Свеча, которую несут перед св. Евангелием символизирует Иоанна Предтечу. Верующие, смотря на св. Евангелие, преклоняют головы и восклицают "Приидите поклонимся и припадем ко Христу... ". Последующее пение "Трисвятой песни" подготавливает молящихся к покаянию. Дальнейшее чтение Апостола и св. Евангелия излагает жизнь и учение Иисуса Христа, необходимое для спасения души. Каждение между чтением Апостола и св. Евангелия обозначает духовное обновление после проповеди Христа и апостолов. В сугубой ектенье перечисляются наши просьбы к Господу. В ектенье и молитвах об оглашенных св. Церковь приглашает верующих помолиться за некрещеных и напоминает, что крещеные из-за грехов могут тоже потерять благодать Божию. Обращение к некрещеным и неверным покинуть церковь является знаком, что настало время для совершения св. Таинств. Литургия верных Торжественным перенесением св. Даров с жертвенника на св. Престол с пением "Херувимской песни " Церковь подготовляется к Таинственной бескровной жертве. "Великий Вход " представляет собой второе явление Сына Божия - для принятия за нас страданий и крестной смерти. После входа и ектений: "Исполним молитву нашу Господеви... " присутствующие в храме приглашаются выразить свою взаимную любовь друг к другу, а затем и общую веру. Со всей церковью повторяем мы "Символ веры" - основы нашей Веры. Когда по возгласу: "Двери, двери... "- открывается завеса Царских Врат - тихим колыханием платка над св. Дарами творится видимый образ невидимого веяния св. Духа. По возгласу: "Вонмем, святое возношение в мире приносити " - мы благоговейно приготовляемся к духовной встрече с Богом. Начиная совершение св. Таинства, священник призывает всех возблагодарить Господа и во время "Достойно и праведно есть, поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу... "молится, перечисляя благодати Божий... Затем священник произносит слова Самого Иисуса Христа: "Примите, ядите, сие есть Тело мое... ", указывая на хлеб, затем, указывая на вино: "Пиите от нея вей сия есть кровь моя... " и, поднимая св. Дары, возглашает приношение Господу: "Твоя от Твоих, Тебе приносяще... " После этого - "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш ". Во время последующих молитв священника, по нашей вере, Святой Дух невидимо нисходит и освящает св. Дары, т. е. хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христову.
За освящением Даров и благодарственными молитвами поется хвалебная песнь Богородице "Достойно есть... " Из последующих молитв, когда поминаются несчастные, обездоленные и все люди, познаем мы глубину любви матери нашей Церкви. После возгласа священника "И даждь нам едиными усты славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое" - обращаемся мы словами молитвы Господней - "Отче Наш" - к Богу. И вот открываются Царские врата, является чаша Спасения со святыми Дарами - как Воскресение Христа. Со словами "со страхом Божиим и верою приступите " мы, редко подходящие ко св. Причастию, невольно думаем о том, как далеки мы от чистоты древних христиан, причащавшихся за каждой литургией... При последнем явлении св. Даров, как при Вознесении Господа, вспоминаем его обещание таинственно быть с нами всегда. С чувством любви и благодарности ко Спасителю нашему выходим мы из храма, стараясь распространять эту любовь на наших близких, на окружающих нас людей, делая им добро, ради страдавшего за нас и спасающего нас Иисуса Христа.
|
|