Принципы, основные задачи и функции обеспечения информационной безопасности
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Принципы. Поскольку информационная безопасность, как было сказано выше, должна быть связующим звеном между политикой национальной безопасности и информационной политикой страны, то логично было бы проводить ее по единым принципам, общим и для национальной безопасности, и для информационной политики. В то же время, если сопоставить принципы обеспечения национальной безопасности, закрепленные в Законе РФ «О безопасности» и в Концепции национальной безопасности, с принципами государственной информационной политики (ГИП), изложенными в парламентском варианте Концепции ГИП, то прямо они не совпадают друг с другом, а в ряде случаев взаимопротиворечивы по своему содержанию (например, баланс интересов — равенство, государственные интересы — социальная ориентация). Так в новой Концепции национальной безопасности по ряду принципов, закрепленных в Законе, раскрыто их содержание (приведено в скобках): • законность (соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности); • соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства (единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, гибкое изменение их приоритетности в зависимости от ситуации); • не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (уважение прав и свобод человека); Ряд принципов не нашел отражения в Концепции, хотя закреплен в Законе (взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности);
Добавлены новые принципы обеспечения безопасности (приоритет политических и экономических мер обеспечения национальной безопасности с опорой на военный потенциал России; сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей в соответствии с федеративным устройством России части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления). Авторы Концепции ГИП исходят же из того, что государственная информационная политика должна опираться на следующие базовые принципы: • открытости политики (все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение); • равенства интересов (политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности); • системности (при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности); • приоритетности отечественного производителя (при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг); • социальной ориентации (основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России); • государственной поддержки (мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством); • приоритетности права (развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы).
Таким образом, можно сделать вывод, что необходима как взаимная корректировка принципов обеспечения национальной безопасности и реализации информационной политики, так и учет ряда приведенных принципов ГИП при обеспечении информационной безопасности. Исходя из этого к принципам обеспечения информационной безопасности можно отнести: • законность (соблюдение норм международного права, Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности); • сбалансированность (соблюдение баланса. интересов субъектов, их взаимная ответственность); • системность; • открытость; • реальность выдвигаемых задач (с учетом имеющихся ресурсов, • сочетание централизованного управления силами и средства • интеграцию с международными системами обеспечения информационной безопасности. Аналогичный подход, по-видимому, необходимо применить и при определении задач и функций обеспечения информационной безопасности, учитывая при этом результаты сравнительного и системного анализа других нормативных документов и разработок по этим вопросам. Основные задачи в сфере обеспечения информационной безопасности. К основным задачам в сфере обеспечения информационной безопасности относятся: • формирование и реализация единой государственной политики по обеспечению защиты национальных интересов от угроз в информационной сфере, реализации конституционных прав и свобод граждан на информационную деятельность; • совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности; • определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере обеспечения информационной безопасности; • координация деятельности органов государственной власти по обеспечению информационной безопасности;
• создание условий для успешного развития негосударственного компонента в сфере обеспечения информационной безопасности, осуществлений эффективного гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти; • совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, ускорение развития новых информационных технологий и их широкое распространение, унификация средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения России в глобальную информационную инфраструктуру; • развитие стандартизации информационных систем на базе общепризнанных международных стандартов и их внедрение для всех видов информационных систем; • развитие отечественной индустрии телекоммуникационных и информационных средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами распространение на внутреннем рынке; • защита государственных информационных ресурсов, прежде всего в федеральных органах государственной власти, на предприятиях оборонного комплекса; • духовное возрождение России; обеспечение сохранности и защиты культурного и исторического наследия (в том числе музейных, архивных, библиотечных фондов, основных историко-культурных объектов); • сохранение традиционных духовных ценностей при важнейшей роли Русской православной церкви и церквей других конфессий; • пропаганда средствами массовой информации элементов национальных культур народов России, духовно-нравственных, исторических традиций, норм общественной жизни и передового опыта подобной пропагандистской деятельности; • повышение роли русского языка как государственного языка и языка межгосударственного общения народов России и государств — участников СНГ; • создание оптимальных социально-экономических условий для осуществления важнейших видов творческой деятельности и функционирования учреждений культуры; • противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере; • организация международного сотрудничества по обеспечению информационной безопасности при интеграции России в мировое информационное пространство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|