Сфера художественной деятельности.
Методика определения склонностей ребенка Автор: А. И. Савенков Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, а так же способностей ребенка. Диагностику проводят: воспитатели. Возраст: старший дошкольный возраст. Инструкция: Работа проводится в два этапа. Первый – заполнение листа ответов (36 вопросов) на каждого ребенка. Если то, о чем говорится в вопросе, не свойственно, ставьте в соответствующей клетке (-); свойственно, но выражено не ярко (+); если качество выражено ярко и этим он заметно отличается от своих сверстников (++). Второй этап – опрос родителей. Его можно провести индивидуально или коллективно (на родительском собрании). Для обдумывания ответа вполне достаточно 12-15 секунд. Инструкция для родителей: для того, чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 36 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а так же собственное имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не свойственно вашему ребенку, ставьте знак (-); если свойственно, но выражено не ярко (+); если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной. Лист вопросов: 1. Хорошо рассуждает, ясно мыслит. 2. Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
3. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения. 4. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. 5. Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за рисованием и лепкой. 6. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений. 7. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. 8. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. 9. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное. 10. Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей. 11. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на характер и настроение музыки. 12. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 13. Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас. 14. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются. 15. Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею. 16. Часто руководит играми и занятиями других детей. 17. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь. 18. Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений. 19. Наблюдателен, любит анализировать события и явления. 20. Любит читать (когда ему читают) книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше. 21. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
22. Легко общается с детьми и взрослыми. 23. В пении и музыке выражает свое настроение и состояние. 24. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. 25. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями. 26. Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации. 27. Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие. 28. Инициативен в общении со сверстниками. 29. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев их переживания и чувства. 30. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.) 31. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность. 32. Часто применяет математические навыки и понятия в занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. 33. Способен по-разному подойти к одной же проблеме. 34. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста. 35. Легко входит в роль какого – либо персонажа. 36. Бегает быстрее всех в детском саду. Обработка результатов. Вопросы составлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствует о степени выраженности склонности. Лист ответов ___________________________ __________ Фамилия, имя Дата Источник: Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 22 с.
Наблюдение воспитателей за детьми старшего возраста. Показатели одаренности ребенка перед поступлением в школу Интеллектуальная сфера. Наблюдательность, хорошая память, умение излагать мысли, хорошая общая осведомленность, зачатки мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), понятийного мышления (интуитивное, логическое, речевое, образное). Сфера академических достижений: · чтение: выбирает чтение своим частым занятием, богатый словарный запас, зачатки навыка произвольного владения речью, чувствительность к синтаксической структуре речи, сохранение внимания при чтении, желание продемонстрировать умение читать. · математика: интерес к вычислениям, измерениям, упорядочению предметов, легкость в восприятии и запоминании математических символов, способность легко разобраться в измерении времени, денег, чувствительность к составу числа. · естествознание: внимание к предметам, явлениям мира, интерес к любопытным фактам, явлениям природы, интерес к происхождению предметов, явлений. Творчество. Пытливость, любознательность, способность «с головой уходить» в занятие, высокий энергетический уровень (не устает, когда занимается творчеством), стремление делать по – своему, изобретательность в игровой, изобразительной деятельности. Общение и лидерство. Легко приспосабливается к новым условиям, другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм, сохранение уверенности в себе в общении, легкость обращения к взрослым, способность принять на себя ответственность. Сфера художественной деятельности. · изобразительное искусство: большой интерес к визуальной информации, в деталях запоминает увиденное, проводит много времени за рисованием, лепкой и т. д., получает удовольствие от этих занятий, использует оригинальные средства выразительности, уделяет внимание деталям. · музыка: интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на настроение музыки, легко воспроизводит ритм, узнает знакомую мелодию по первым звукам.
Двигательная сфера. Интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики, хорошая зрительно – моторная координация, любовь к движениям, широкий диапазон движений, хорошо удерживает равновесие, хорошо владеет темпом, хороший уровень освоения двигательных навыков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|