Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработана и обоснована авторская классификация услуг предприятий общественного питания, выделены основные и специфические свойства данного вида услуг.




Анализ теоритико-методологических положений по сущности классификации услуг и собственные исследования позволили дать авторскую классификацию услуг предприятий общественного питания, учитывающую современные тенденции развития отрасли.

Классификация услуг позволяет выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить их место и значимость в системе организации питания и досуга населения. По мнению автора, ранее приведенные классификации услуг не в полной мере отражают сущность услуг предприятий общественного питания, не в достаточной степени учитывают их специфику в развитии рыночных процессов.

Целью проведения классификации услуг предприятий общественного питания явилась необходимость их систематизации в соответствии с рыночными условиями хозяйствования, изменившимся содержанием понятия «услуга предприятия общественного питания», повышением спроса населения на услуги предприятий общественного питания.

Предлагаемая классификация услуг предприятий общественного питания основана на систематизации различных признаков с учетом современных требований к услугам, направлена на повышение их качества и интенсивного развития (рисунок 1).

 

 


Рисунок 1 – Классификация услуг предприятий общественного питания

 

Особенности общественного питания обуславливают и специфические черты услуг в данной сфере. Проведенный анализ позволил констатировать, что услугам предприятий общественного питания присущи как общие для всех видов услуг, так и специфические свойства (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 – Свойства услуг предприятий общественного питания

3. Систематизированы этапы эволюции предприятий общественного питания в России.

На основе комплексного анализа условий и факторов развития городов в контексте становления российской государственности, а также выявленных тенденций трансформации их экономической структуры, выделены и раскрыты семь этапов эволюции предприятий общественного питания в России (таблица 1).

 

Таблица 1 – Эволюция предприятий общественного питания в России

Этап

Тип предприятия общественного питания Предоставляемые услуги Основные факторы возникновения и развития предприятия

1

Древняя Русь –

ХVII в.

Корчма     Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции и алкогольных напитков, организация досуга

Концентрация общественной жизни в предприятиях общественного питания как центрах политической жизни.

Растущее значение развлекательной функции предприятий общественного питания.

Кабак   Производство, реализация и организация потребления алкогольных напитков, организация досуга
Харчевня Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции, полупива и кваса

2

Начало XVIIIв. - середина XIX в.

Трактир   Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции и алкогольных напитков, организация досуга

Европеизация страны, петровские реформы, развитие дорожного транспорта, торговли.

Герберга   Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции и алкогольных напитков, организация досуга, организация проживания

3

середина

XIXв. – 1917г.

Ресторация, кофейный дом, кафе   Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции и алкогольных напитков, организация досуга

Развитие промышленности, влияние научно-технического прогресса, индустриализация экономики. Формирование среднего класса

Столовая, кухмистерская Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции
Гостиница Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции и алкогольных напитков, организация проживания
4 1917 – 1985гг   Рабочая столовая, фабрика-кухня, чайная, комбинат питания Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции. Административно-командная система управления народным хозяйством, освоение целинных земель

5

1985 – 1991

Ресторан, бар, кафе, закусочная Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции и алкогольных напитков, организация досуга

Переход от административно-командной системы к рыночной экономике, развитие кооперации, частной собственности

Столовая   Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции

6

1992 – 1998

Ресторан Бар Кафе Закусочная Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции и алкогольных напитков, организация досуга

Либерализация цен, коммерциализация и акционирование государственных предприятий, «шоковая терапия»

Столовая   Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции

7

1999 – настоящее время

Ресторан, бар, кафе, кофейня, закусочная, предприятия быстрого обслуживания, предприятия выездного обслуживания Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции и алкогольных напитков, организация досуга  

Развитие рыночной экономики, конкуренции, диверсификация, индустриализация отрасли, интенсивное развитие торговли и общественного питания, появление сетей

Столовая   Производство, реализация и организация потребления кулинарной продукции

 

При анализе развития общественного питания в историческом разрезе, выявлена растущая диверсификация форм данного вида деятельности. В результате общественно-экономических преобразований возникают новые типы предприятий общественного питания, в то время как другие исчезают.

В настоящее время основным признаком классификации предприятий общественного питания является тип предприятия. В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» основными типами предприятий общественного питания являются: ресторан, бар, кафе, закусочная, столовая. В результате рыночных преобразований в экономике России получили развитие новые типы предприятий общественного питания, адекватные рыночной экономике, которые не нашли отражения в нормативных документах.

В связи с этим была уточнена классификация типов предприятий, которая позволяет сгруппировать предприятия общественного питания по объему и характеру предоставляемых услуг (таблица 2).

 

Таблица 2 – Классификация типов предприятий общественного питания

Тип предприятия Классификационный признак Пример

Ресторан

Ассортимент реализуе­мой продукции Рыбный, пивной, национальной, зарубежной кухни, кофейня
Место расположения При гостинице, вокзале, вагон-ресторан

Бар

Ассортимент реализуе­мой продукции и способу приготовления Пивной, гриль-бар, молочный, коктейль-бар
Специфика обслуживания потребителей Видео-бар, спорт-бар

Кафе

Ассортимент реализуе­мой продукции Общего типа, кафе-мороженое, кафе-кондитерская
Контингент потребителей Детское, семейное, молодежное

Предприятие быстрого обслуживания

Ассортимент реализуе­мой продукции Общего типа, специализированные
Мобильность Стационарные, мобильные (киоски), фуд-корты

Предприятие выездного обслуживания

Ассортимент реализуе­мой продукции

Доставка блюд, обедов
Обслуживание различных мероприятий

Закусочная

Ассортимент реализуе­мой продукции

Общего типа
Специализированные: пельменная, блинная, пирожковая, чайная, кофейня

Столовая

Ассортимент реализуе­мой продукции Общего типа, диетическая
Обслуживаемый контингент Рабочая, школьная, студенческая
Место расположения Общедоступная, по месту работы, учебы

    Предложенная нами классификация предприятий общественного питания по типу предприятия учитывает особенности ведения бизнеса в данной сфере и определяет место новых типов предприятий в системе общественного питания.

   4. Р азработана методика оценки эффективности предприятий общественного питания, имеющая универсальный характер, и методический инструментарий ее применения на практике.   

Проведенный научный анализ методических подходов к оценке эффективности предприятий общественного питания отечественных экономистов показал, что в настоящее время отсутствует единая комплексная методика оценки эффективности предприятий, как в экономическом, так и в социальном аспектах. Это приводит к тому, что каждое предприятие общественного питания проводит оценку эффективности своей деятельности субъективно, а отсутствие единого подхода к оценке эффективности, не позволяет в большинстве случаев дать всестороннюю объективную оценку эффективности. В связи с этим, нами предпринята попытка разработки методики оценки эффективности предприятий общественного питания на основе системного, дифференцированного подхода с учетом социальной значимости предприятий отрасли в экономике и социальной жизни нашей страны.

Так как специфика предприятий общественного питания состоит в производстве, реализации, организации потребления продукции собственного производства и покупных товаров, организации досуга населения с помощью оказания услуг, то важнейшими критериями экономической эффективности предприятия общественного питания, по нашему мнению, являются: эффективность использования ресурсов, результативность деятельности предприятия, конкурентное положение предприятия, а социальной эффективности предприятия общественного питания: качество производственной деятельности, качество сервиса, качество обслуживания (рисунок 3).

Эффективность использования ресурсов

Рисунок 3 – Критерии эффективности предприятий общественного питания

Функционирование любого предприятия осуществляется в условиях сложного взаимодействия целого комплекса факторов, поэтому важной методологической проблемой становится построение развернутой системы показателей, характеризующих экономическую и социальную эффективность субъекта.

Показатели эффективности нами сгруппированы в блоки, позволяющие оценивать экономические и социальные аспекты деятельности предприятия.

На базе рассмотрения каждого блока, как относительно обособленной системы, в работе предложена совокупность аналитических показателей и методика их преобразования в синтетические показатели, позволяющие выявить причинно-следственные связи и степень влияния на эффективность предприятия общественного питания (таблица 3).

 

Таблица 3 – Методика оценки эффективности предприятия общественного питания

Наименование блока Показатели эффективности хозяйствующего субъекта

Экономическая эффективность предприятия

1. Эффективность использования ресурсов (Эр)   1.1 Коэффициент изменения уровня издержек (I(И)) 1.2 Коэффициент изменения фондоотдачи (I(Ф)) 1.3 Коэффициент изменения оборачиваемости оборотных средств (I(ОС))
2. Результативность деятельности предприятия общественного питания (Эрп)   2.1 Коэффициент роста розничного оборота предприятия (I(ООП)) 2.2 Коэффициент рентабельности оборота (I(R)) 2.3 Коэффициент рентабельности валового дохода (I(RВД))
3. Конкурентное положение предприятия (Экп)   3.1 Коэффициент соотношения уровня рентабельности оборота к среднему по территории (КR) 3.2 Индекс уровня цен (КЦ) 3.3 Доля рынка (КДР)

Социальная эффективность предприятия

1. Качество производственной деятельности (Экпд) 1.1 Коэффициент удовлетворенности качеством продукции (I(КП)) 1.2 Коэффициент удовлетворенности широтой ассортимента продукции (I(ША)) 1.3 Коэффициент удовлетворенности обновляемостью ассортимента продукции (I(ОА))
2. Качество сервиса (Экс)   2.1 Коэффициент удовлетворенности качеством сервиса (I (КС)) 2.2 Коэффициент удовлетворенности номенклатурой услуг (I(НУ)) 2.3 Коэффициент удовлетворенности временем обслуживания (I(ВО))
3. Качество обслуживания (Эко)   3.1 Коэффициент удовлетворенности атмосферой предприятия (I(АТМ)) 3.2 Коэффициент удовлетворенности режимом работы предприятия (I(РР)) 3.3 Коэффициент удовлетворенности уровнем рекламно-информационной работы (I(РИ))

 

 

Данная система показателей обладает аналитическими возможностями и обеспечивает диагностику текущего состояния предприятия, что служит основой для принятия управленческих решений, направленных на рост эффективности.

Для расчета комплексных коэффициентов экономической и социальной эффективности предприятия общественного питания рекомендуется поэтапный расчет коэффициентов по каждому блоку в отдельности.

 

I Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности предприятия общественного питания:

1. Расчет коэффициента по 1 блоку «Эффективность использования ресурсов» на предприятии общественного питания

Эр = 0,32 I(И) + 0,28 I(Ф) + 0,40 I(ОС)

2. Расчет коэффициента по 2 блоку «Результативность деятельности предприятия общественного питания»

 Эрп = 0,32I(ООП) + 0,30I(R)+ 0,38I(RВД)

3. Расчет коэффициента по 3 блоку «Конкурентное положение предприятия»

Экп = 0,3КR + 0,55КЦ + 0,15КДР

4. Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности предприятия общественного питания  (К ээп)

К ээп = 0,30Эр + 0,35Э рп + 0,35 Экп

II Расчет комплексного коэффициента социальной эффективности предприятия общественного питания:

1. Расчет коэффициента по 1 блоку «Качество производственной деятельности» предприятия общественного питания

Экпд= 0,48 I(КП) + 0,32 I(ША)+ 0,20 I(ОА)

2. Расчет коэффициента по 2 блоку «Качество сервиса» на предприятии общественного питания

Экс = 0,51 I (КС) + 0,29 I(НУ) + 0,20 I(ВО)

3. Расчет коэффициента по 3 блоку «Качество обслуживания» на предприятии общественного питания

Эко = 0,41 I(АТМ) + 0,38 I(РР) + 0,21 I(РИ)

4. Расчет комплексного коэффициента социальной эффективности предприятия общественного питания  (К сэп)

К сэп = 0,42ЭКПД + 0,28 ЭКС +0,30 ЭКО

Исходя из предлагаемой комплексной оценки эффективности предприятия общественного питания, нами были выделены следующие уровни эффективности предприятия.

Абсолютно эффективное предприятие - это теоретическая модель предприятия, которая на рынке использует максимально продуктивно свой совокупный потенциал, приспосабливая его к окружающей среде 1-0,99.

Высоко эффективное предприятие – это хозяйствующий субъект, который наиболее полно реализует свою рыночную политику, занимает на данном рынке лидирующее положение, получает наибольшее признание потребителей, способен развиваться в долгосрочном периоде. Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности 0,98 – 0,85.

Эффективное предприятие – это хозяйствующий субъект, занимающий на данном рынке достаточно устойчивое положение, способный противостоять конкурентным силам в сфере реализации своих интересов и быть востребованным в течение среднесрочного периода (до 5 лет). Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности 0,84 – 0,70.

Низко эффективное предприятие - это хозяйствующий субъект, который не способен активно противостоять конкурентам, не вносит существенные изменения в свою деятельность, низко рентабельное. Угроза вытеснения его с рынка охватывает период от 1 до 3 лет. Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности ниже 0,70 – 0,55.

Неэффективное предприятие - не соответствует требованиям рынка, имеет низкую эффективность хозяйственной деятельности, не имеет возможности развиваться, находится в зоне существенного хозяйственного и коммерческого риска. Интегральная оценка конкурентоспособности ниже 0,55.

Следует отметить преимущество представленной методики. Получение частных и интегральных показателей по каждому блоку дает возможность выявить резервы или достижения в сфере важнейших направлений деятельности предприятия общественного питания, а на этой основе подтвердить, скорректировать или коренным образом изменить управление по каждому направлению деятельности. Данная методика позволяет быстро и объективно получить картину эффективности предприятия общественного питания, базируется на доступной информации и адекватна уровню подготовки и квалификации менеджеров.

Из функционирующих на потребительском рынке г. Екатеринбурга 840 предприятий общедоступной сети по состоянию на 01.01.2007г. выбрано 210 предприятий. При этом в их число были включены предприятия, охватывающие своей деятельностью практически всю территорию города, представляющие репрезентативную выборку. 

Полученные результаты подтверждают универсальность методики и возможность ее использования при разработке стратегии развития общественного питания и предприятия (таблица 4).

Таблица 4 - Оценка эффективности предприятий общественного питания г. Екатеринбурга

 

Тип предприятия общественного питания

Количество предприятий

Коэффициент эффективности

Кээп Ксэп Кээп Ксэп Кээп Ксэп Кээп Ксэп

0,99-0,85

0,84-0,70

0,70-0,55

Ниже 0,55

Рестораны 32 11 5 21 27 - - - -
Бары 29 3 2 17 14 9 10 - 3
Кафе 62 5 4 39 22 17 26 1 10
Закусочные 29 - - 10 3 16 6 3 20
ПБО 26 - - 16 6 10 12 - 8
Столовые 32 - - 8 2 18 13 6 17
Итого 210 19 11 111 74 70 69 10 58

 

Анализируя итоговые данные, можно отметить, что наиболее высокие коэффициенты как социальной, так и экономической эффективности наблюдаются у таких типов предприятий, как ресторан, бар, кафе, в центральной зоне г.Екатеринбурга. Эффективные предприятия сосредоточены в средней зоне города. Наименьшей эффективностью обладают столовые, закусочные в периферийной зоне г.Екатеринбурга.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...