Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая природа решений третейских судов




Положительные и отрицательные стороны разрешения споров третейскими судами

К положительным моментам разрешения споров третейскими судами относятся: конфиденциальность, возможность выбирать судей (арбитров), которые будут рассматривать спор, в соответствии с их опытом, профессиональными знаниями и репутацией, а также немедленное вступление решения в силу. Кроме того, что касается решений третейских судов по спорам с участием иностранных лиц (международных коммерческих арбитражей), эти решения исполнимы в рамках Нью-Йоркской Конвенции 1958 г., в которой участвует большинство государств мира. В случае с государственными судами подобной всеобъемлющей конвенции не принято, и исполнение решений государственных судов за рубежом значительно более трудоемко.

К отрицательным моментам разрешения споров третейскими судами следует отнести:

затратность третейского разбирательства по сравнению с разбирательством в государственном суде;

возможные осложнения с обжалованием решений третейского суда, как то:

ограниченный круг лиц, имеющих право на обжалование решений третейского суда (исходя из договорной природы третейского разбирательства, третьи лица не имеют права на обжалование решений третейского суда;

пресекательный срок для подачи заявления об отмене решения третейского суда;

перечень оснований для обжалования решений третейского суда направлен на соблюдение процедурных требований, а не на защиту материальных либо процессуальных прав;

обжалование решений третейского суда возможно лишь в том случае, если стороны не договорились, что решение третейского суда не оспаривается и является окончательным;

обязательность уплаты третейского сбора, как условия принятия третейским судом дела к своему производству, отсутствие процедуры освобождения неимущей стороны, которой необходимо обратиться за защитой нарушенного права в третейский суд, от уплаты третейского сбора.

К отрицательным моментам можно отнести также отсутствие у третейских судей или организаций, при которых действуют третейские суды, какой — либо ответственности за заведомо неправильное или ошибочное решение.

Компетенция третейских судов и обжалование их решений по законодательству России

Гражданским процессуальным (глава 46 ГПК РФ) и арбитражным процессуальным (глава 30, параграф 1 АПК РФ) законодательством определен порядок оспаривания решений третейских судов. Принудительное исполнение решений третейского суда осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого компетентным судом по заявлению стороны спора, после процедуры судебной проверки при отсутствии основания для отказа в его выдаче (глава 47 Гражданского процессуального кодекса (ГПК)РФ и глава 30, параграф 2 АПК РФ), в частности, если третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;сторона не была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, суд выдает исполнительный лист только на ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением; состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению или федеральному закону;решение еще не стало обязательным для сторон третейского разбирательства или было отменено судом в соответствии с федеральным законом, на основании которого было принято решение третейского суда; спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом; решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего. Третейские суды могут создаваться как постоянно действующие (например, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ), так и для рассмотрения конкретного спора. Порядок создания и деятельности третейского суда для рассмотрения споров между российскими организациями на территории РФ определяется Федеральным Законом «О третейских судах в Российской Федерации» № 102-ФЗ от 24.07.2002г (до принятия этого закона — «Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров» (утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.)), а рассмотрение споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.

Правовая природа решений третейских судов

Особую правовую природу имеет решение третейского суда. По мнению ученого О. Скворцова[ источник не указан 329 дней ], решение третейского суда обладает следующими признаками:

не является общеобязательным актом;

принудительное исполнение решения третейского суда не может быть осуществлено без процедуры его признания со стороны компетентного государственного суда;

решение третейского суда не обладает преюдициальным эффектом;

решение третейского суда не может быть обжаловано в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

 

Иные арбитражные органы

Экономический спор по соглашению сторон может быть передан на разрешение третейского суда. В Российской Федерации могут создаваться третейские суды для рассмотрения конкретного спора, а также постоянно действующие третейские суды. К последним относятся Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ) и Морская арбитражная комиссия, действующая там же.
Рассмотрение конкретного спора происходит на основании Положения о третейском суде, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24. 06.92 г.
Число третейских судей должно быть нечетным (как правило три). Судьей может быть только физическое лицо, обладающее дееспособностью, давшее согласие на выполнение соответствующей обязанности. Каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных судей назначают третьего.
Стороны по своему усмотрению определяют порядок и место разрешения спора; язык, применяемый при разрешении спора. При разрешении спора третейский суд руководствуется действующим законодательством.
Решения третейского суда исполняются добровольно в порядке и в сроки, им установленные.
Постоянно действующие третейские суды - Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) созданы при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, действуют на основании Положения о Международном коммерческом арбитражном суде, утвержденном Законом Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" от 7.07.93 года. В компетенцию Международного коммерческого арбитражного суда входит разрешение споров, связанных с договорными и иными гражданско-правовыми отношениями, возникающими при внешнеторговых и других видах международных экономических связей, если хотя бы один из учредителей коммерческого предприятия находится за границей.
Морская арбитражная комиссия разрешает споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, касающихся торгового мореплавания.
Производство в этих органах ведется по правилам, сходным с действующими в третейском суде.

Билет 41. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 11. Судьи

1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.

3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Заработная плата (денежное содержание) судьи не может быть уменьшена в течение всего времени пребывания его в должности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...