Индивидуальность - это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ И ее проявления» Когда пытаются понять человека, особенности его характера обращаются к его детству. И это не случайно: именно в раннем возрасте закладывается фундамент личности, в тех, далеких, годах можно сыскать корни некоторых поступков и проступков взрослого человека. Известно, что даже одной болезнью люди болеют по-разному. Так и в воспитании: дети находятся в примерно одинаковых условиях, а ведут себя по-разному. Даже в одной семье каждый ребенок обладает своим характером, своими привычками, своей индивидуальной неповторимостью.
Что же такое индивидуальность? Индивидуальность - это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения.
Индивидуальность составляют, прежде всего, способности и темперамент.
Из чего складывается ценность индивидуальности? Что влияет на первые ростки ее проявления? Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрека в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено… И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются - мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос - ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми - застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы этому его учили? Просто он не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.
Что же это за способности? Самая важная из них - способность вставать на точку зрения другого человека. Через ее развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности человек получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя, стать самим собой. Уже в детстве через чувства взрослых ребенок начинает воспринимать неоднозначность своих действий: замахиваться на маму нельзя, а отмахнуться от мухи можно. Усваивает ребенок и неоднозначность свойств вещей - палочкой можно как ложкой есть понарошку, а можно использовать ее в качестве градусника. Дальнейшее развитие способности вставать на точку зрения другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где все содержание подчинено развитию этой способности и воображения. Он уже может сказать «я - врач» или «я - мама» и вести себя определенным образом с окружающими, в зависимости от выбранного.
Когда же мы должны начинать работу по развитию способностей ребенка? Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. Умелое использование потенциальных возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат. Доказано: чем раньше начать работу по развитию способностей у ребенка, тем лучше будет результат. Первые годы жизни самые важные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. В возрасте 2-3 года важно пробудить чувственные сферы ребенка. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к музыке, театру, литературе, устному народному творчеству. На данном этапе искусство должно являться сопровождающим фоном развития.
ВТОРОЙ ЭТАП(3-4 года) погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Самое главное на этом этапе –максимальное погружение ребенка в деятельность, так как развитие осуществляется только в деятельности. Ребенок в этом возрасте очень активен, он с интересом берется за любое дело. Важно на данном этапе внимательно наблюдать за ребенком, присматриваться к нему, замечать, какие виды деятельности больше его привлекают, в какой деятельности он успешен. ТРЕТИЙ ЭТАП- (4-5) лет ИНТЕРЕС, ЖЕЛАНИЕ, ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК. На данном этапе дети начинают проявлять избирательный интерес: одному больше нравится петь, другому- рисовать, третий с особым желанием занимается хореографией или спортом,. Главное на этом этапе- поддержать ребенка, помочь ему определиться. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП (5-6)лет ЯРКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРИРОДНОГО ПОТЕНЦИАЛА Уровень развития способностей достигает достаточно высокого уровня. Ребенок не просто проявляет интерес и желание заниматься любимым делом- он достаточно серьезно и заинтересованно относится к его результату, прилагая максимум усилий, для того, чтобы деятельность была успешной. Пусть ребенок сам выберет пути и средства достижения результата. Нужно, чтобы ребенок почувствовал и осознал, хороший результат возможен только при наличии определенных усилий, старания и терпения. Главное- быть всегда рядом с ребенком, чтобы при необходимости помочь, подсказать, дать совет. На этом этапе еще больше внимания необходимо уделять развитию творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, для этого нужно давать детям максимум возможностей экспериментировать, импровизировать, фантазировать. Необходимо стремиться к тому, чтобы занятия с детьми на данном этапе либо были полностью творческими, либо содержали элементы творчества детей.
Условия развития способностей в дошкольном возрасте
Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. Дошкольника важно включить в разнообразные виды деятельности и, избегая ранней специализации позволить проявиться всем его задаткам и склонностям. Пусть малыш попробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создается предметная среда, малышу предоставляются всевозможные предметы: конструкторы материалы карандаши краски бумага ножницы клей. Присматриваясь к ребенку, к его склонностям и интересам нужно, не дожидаясь, когда он пойдет в школу. Современные дети очень рано развиваются. Рано начинают читать, владеть карандашом, поют, рисуют, лепят, мастерят, танцуют и т.д. Важно опереться на эти умения и склонности, развивать их. Разные умения и знания пригодятся ему в будущем: и в школе – на уроках рисования, пения, и в художественной самодеятельности, и в самостоятельной жизни. Для человека с широким кругозором жизнь становится богаче и интереснее. Исключительно важное значение для развития способностей имеют работоспособность и трудолюбие. Эти качества – непременное условие выработки любой способности. Важно предоставить ребенку больше самостоятельности, поощрять его творчество.
Проявления темперамента в дошкольном возрасте. В основе развития индивидуальности ребенка лежат его природные особенности, обусловленные всевозможными комбинациями человеческих генов, а также типологическими свойствами нервной системы, т.е. типом высшей нервной деятельности. Тип высшей нервной деятельности рассматривается как физиологическая основа темперамента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|