Понятие и виды органов выявления и расследования преступлений
Выявление и расследование преступлений мы рассматриваем как направление деятельности (функцию) специально уполномоченных правоохранительных органов, к которым традиционно относятся органы предварительного следствия и дознания. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством предварительное расследование представляет собой деятельность органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора по установлению события преступления, изобличению лица или лиц в совершении преступления и подготовке материалов уголовного дела для судебного разбирательства. Предварительное расследование — вторая стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Предварительное расследование осуществляется в двух формах: форме предварительного следствия и форме дознания. В соответствии со ст. 151 УПК предварительное следствие осуществляется: -следователями ОВД; -следователями ФСБ; -следователями прокуратуры; -следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Срок предварительного следствия установлен в ст. 162 УПК. Предварительное следствие может завершаться следующими решениями: составлением обвинительного заключения (ст. 220 УПК), прекращением уголовного дела (ст. 212 УПК), постановлением о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК). Процессуальный статус следователя отражен в ст. 38 УПК. Дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело, считается подозреваемым (ст. 46 УПК).
К органам дознания относятся: -органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; -судебные приставы; -командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; -органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (ч. 1 ст. 40 УПК). На органы дознания возлагается производство дознания в отношении конкретных лиц (ст. 32 УПК) и выполнение неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК. Срок дознания установлен в ст. 223 УПК. При производстве предварительного расследования соответствующие органы, указанные выше, уполномочены производить следственные действия, процессуальные действия, применять меры процессуального принуждения к участникам уголовного процесса, выносить соответствующие процессуальные решения. Надзор за деятельностью органов дознания и предварительного следствия осуществляет прокурор (ст. 37 УПК). Понятие предварительного расследования и органы осущ. дан. функцию Предварительное расследование — вторая стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Предварительное расследование осуществляется в двух формах: форме предварительного следствия и форме дознания. В соответствии со ст. 151 УПК предварительное следствие осуществляется: -следователями ОВД; -следователями ФСБ; -следователями прокуратуры; -следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Срок предварительного следствия установлен в ст. 162 УПК. Предварительное следствие может завершаться следующими решениями: составлением обвинительного заключения (ст. 220 УПК), прекращением уголовного дела (ст. 212 УПК), постановлением о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК).
Процессуальный статус следователя отражен в ст. 38 УПК. Понятие дознания Дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело, считается подозреваемым (ст. 46 УПК). К органам дознания относятся: -органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; -судебные приставы; -командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; -органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (ч. 1 ст. 40 УПК). На органы дознания возлагается производство дознания в отношении конкретных лиц (ст. 32 УПК) и выполнение неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК. Срок дознания установлен в ст. 223 УПК. Органы, осущ. ОРД В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» такую деятельность вправе осуществлять только перечисленные в ст. 13 оперативные подразделения: ОВД (милиция), Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны РФ, Федеральная таможенная служба, служба внешней разведки, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств, органы внешней разведки Министерства обороны РФ. Органы обеспечения безопасности В соответствии с Законом «О безопасности» от 1992 г. под безопасностью понимают состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Для непосредственного обеспечения безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти образованы государственные органы обеспечения безопасности. На основании ст. 12 вышеназванного Закона к таковым относят: Вооруженные Силы РФ, органы Федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, органы внешней разведки, Федеральные органы государственной охраны, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, таможенные органы и др.
Из данного перечня видно, что в систему обеспечения безопасности входят самые различные органы и организации. Среди них имеются и силы для отражения внешних угроз (вооруженные силы, внешняя разведка), органы для отражения внутренних угроз (органы внутренних дел, внутренние войска), органы, которые обеспечивают безопасность от внешних и внутренних угроз (ФСБ, таможенные органы). Совет безопасности Совет безопасности является конституционным органом, на который возложена подготовка решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Он рассматривает вопросы внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства. В состав Совета безопасности входят: председатель (Президент РФ), секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности. Основными задачами Совета безопасности являются: -определение жизненно важных интересов личности, общества, государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности; -разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения; -подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и др. МВД -В РФ федеральный орган исполнительной власти; осуществляет в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализует основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. определена новая структура центрального аппарата МВД. Возглавляет МВД РФ министр МВД, который имеет первого заместителя и трех заместителей. Департаменты МВД: -департамент экономической безопасности;
-департамент общественного порядка; -департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом; -департамент уголовного розыска; -департамент обеспечения правопорядка на транспорте; -департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах; -департамент государственной защиты имущества; -департамент обеспечения безопасности дорожного движения; -административный департамент; -департамент собственной безопасности; -департамент кадрового обеспечения; -департамент тыла; -правовой департамент; -финансово-экономический департамент; -организационно-инспекторский департамент. Иные подразделения МВД: -оперативно-поисковое бюро; -бюро специальных технических мероприятий; -экспертно-криминалистический центр; -главный информационно-аналитический центр; -национальное центральное бюро Интерпола. Также в структуру МВД входят: -Следственный комитет при МВД; -Федеральная миграционная служба; -Главные управления по федеральным округам (Дальневосточный, Приволжский, Северо-Западный, Сибирский, Уральский, Центральный, Южный). МВД: система МВД России возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят: главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска. Перечень подразделений (организаций), непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел РФ, утвержден приказом МВД РФ от 10 ноября 2004г. №731. Промежуточным звеном между непосредственно Министерством внутренних дел РФ и отделами внутренних дел районов, городов, районов в городах и приравненных к ним, занимают министерства внутренних лед республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Таковых в соответствии с ч.1.ст. 65 Конституции РФ может быть не менее 89 (по числу субъектов Российской Федерации).
Низовым звеном системы органов Министерства внутренних дел РФ являются отделы внутренних дел районов, городов, районов в городах и приравненные к ним. Порядок создания и особенности деятельности органов промежуточного и низового звеньев системы органов Министерства внутренних дел РФ устанавливается в подзаконных нормативных правовых актах (приказах, положениях, наставлениях, инструкциях, правилах, уставах и иных актах), издаваемых Министерством внутренних дел РФ. Таким образом, органы внутренних дел и внутренние войска составляют систему МВД России; МВД РФ организовано в соответствии с федеративным устройством России и ее административно-территориальном делением. Высшим звеном системы является непосредственно Министерство внутренних дел России. Милиция Структуры милиции -ДОБДД (ГАИ, ГИБДД) -ОМОН -ОРУД -Участковый уполномоченный милиции -Центры по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Задачи милиции являются (ст.2 Закона «О милиции») - обеспечение безопасности личности; - предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; - выявление и раскрытие преступлений; - охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; - защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; - оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом. Иные задачи на милицию могут быть возложены только Законом. Основными направлениями деятельности милиции являются: административная деятельность, оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|