Общая характеристика СПК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Рабочие материалы к выполнению заданий. Межличностная роль - фиксация положения человека в системе групповых связей на основе индивидуально-психологических особенностях личности. (например: «рубаха-парень», «козел отпущения» и др.). Специфика межличностных отношений. Строятся на эмоциональной основе (аффекты, эмоции, чувства). Можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы.
Общая характеристика СПК СПК - отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и др. факторами. СПК связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей группы, возникающих на основе их близости, симпатии, совпадении характеров, интересов и склонностей. СПК - динамическое образование. Эта динамика проявляется как в процессе коллективообразования, так и в условиях функционирования коллектива. Межличностные отношения являются одним из основных факторов, обусловливающих СПК группы. СПК складывается из: Ø Особенностей восприятия человека человеком Ø Взаимоиспытываемых чувств Ø Оценок и мнений Ø Готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. СПК оказывает влияние на: Ø Самочувствие членов коллектива Ø На выработку, принятие и осуществление совместных решений Ø На достижение эффективности совместной деятельности СПК — это качественная сторона межличностных отношений. Признаки благоприятного СПК группы 1) Преобладание деловой творческой атмосферы в течение всего дня. 2) Высокий уровень групповой сплоченности, взаимозаменяемости, взаимоподдержки. 3) Адекватные взаимоотношения между руководителем и подчиненными. 4) Высокий уровень профессионализма. 5) Равномерное распределение объема работы и нагрузок на каждого члена подразделения. 6) Своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуаций.
7) Справедливость и гласность в оценке деятельности членов подразделения, а также распределении вознаграждений; решение материальных и жилищных проблем. 8) Нежелание сотрудников уходить из данного подразделения. 9) Использование возможностей неформального лидерства для решения профессиональных задач. 10) Наличие адекватной, конструктивной критики и самокритики. 11) Коллегиальное обсуждение вариантов важнейших принимаемых решений. Признаки неблагоприятного СПК. 1) Частые опоздания и отсутствие на рабочем месте. 2) Обсуждение указаний руководства в кулуарах. 3) Неточное выполнение решений и приказов руководства. 4) Распространение слухов друг о друге. 5) Скрытая критика условий работы. 6) Частые конфликты между работниками и устранение остальных от их решения. 7) Частые нарушения дисциплины. 8) Высокая текучесть кадров, частые переходы в др. подразделения на равнозначные должности. 9) Отказ от работы в сверхурочное время. 10) Пустая трата рабочего времени. Причины неблагоприятного СПК. 1) Различные ценностные ориентации. Несовпадение эстетических, моральных, идеологических и др. оценок. 2) Столкновение социальных ролей, которые играют личности в ходе совместной деятельности. 3) Столкновение ролевых функций. 4) Возникновение ложных образов из-за недостатка информации о других сотрудниках. 5) Недостаток делового и межличностного общения. 6) Низкий уровень социально-психологической компетентности сотрудников. 7) Недостаток социально-психологической компетентности руководителя. Стили руководства Авторитарный стиль руководства характеризуется централизацией и концентрацией власти в руках одного руководителя. Он единолично решает все вопросы, определяет деятельность подчиненных, не давая им возможности проявить инициативу. Подчиненные исполняют только то, что приказано; при этом необходимая для них информация сводится к минимуму. Деятельность подчиненных жестко контролируется. Руководитель-автократ использует власть, основанную на принуждении, либо традиционную власть. С психологической точки зрения, авторитарный стиль управления является неблагоприятным. У руководителя автократа интерес к работнику как к личности отсутствует. Сотрудники вследствие подавления их инициативы творческих проявлений пассивны. Они, как правило, в основной массе не удовлетворены своей работой положением в коллективе. При таком стиле руководства появляются дополнительные причины, влияющие н возникновение неблагоприятного психологического климата: появляются «подхалимы», «козлы отпущения>. создаются интриги. Все это является причиной повышенной психологически-стрессовой нагрузки, которая вредна дл психического и физического здоровья людей.
Авторитарный стиль руководства целесообразен и оправдан: 1) в ситуациях, требующих максимальной и быстрой мобилизации ресурсов (в условиях чрезвычайных ситуаций, аварий, боевых действий, производства во время войны и т. п.); 2) на первых этапах создания нового коллектива; 3) в коллективах с низким уровнем сознательности членов этого коллектива; 4) в армии. Демократический стиль руководства характеризуется децентрализацией власти. Руководитель-демократ советуется с подчиненными и консультируется у специалистов, участвующих в выработке решений. Подчиненные получают достаточную информацию, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. Инициативе сотрудников стимулируется. Руководитель делегирует часть своих властных полномочий подчиненным. При осуществлении контроля он вводит элементы коллективного самоуправления. Руководитель-демократ использует преимущественно власть, основанную на поощрении и эталонную власть (власть примера). С психологической точки зрения демократический стиль управления наиболее благоприятен. Руководитель - демократ проявляет интерес и оказывает доброжелательное внимание к сотрудникам, учитывает их интересы, потребности, особенности. Это положительно влияет на результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность их своей работой и положением в коллективе. Благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива положительно воздействуют на психическое и физическое здоровье сотрудников. Однако при всех положительных характеристиках демократического стиля управления его реализация возможна лишь при высоком авторитете руководителя, его интеллектуальных, организаторских, психолого-коммуникативных способностях.
Демократический стиль руководства целесообразно использовать в производственных коллективах независимо от отраслевой принадлежности и вида производимой продукции (услуг). Наибольшей эффективности этот стиль руководства достигает в сложившихся коллективах с микрогруппами и неформальными лидерами. Либеральный стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность группы. Руководитель-либерал не принимает активного участия в производственной деятельности подчиненных. Он ставит перед ними задачи, указывает основные направления работы, обеспечивает необходимыми ресурсами и предоставляет сотрудникам самостоятельность в достижении конечных результатов. Его роль сводится к функциям консультанта, координатора, организатора, снабженца, контролера. Руководитель-либерал старается использовать власть, основанную на вознаграждении, экспертную либо эталонную власть. С психологической точки зрения либеральный стиль руководства можно рассматривать с двух сторон в зависимости от того, во главе какого коллектива стоит руководитель-либерал. Этот стиль дает положительные результаты, если коллектив состоит из высококвалифицированных специалистов, обладающих большими способностями к творческой самостоятельной работе, дисциплинированных и ответственных. Он может применяться и в виде индивидуального подхода к работнику. Наиболее успешно руководитель-либерал управляет тем коллективом, в котором есть энергичные и знающие помощники (заместители), могущие взять на себя функции руководителя. В этом случае практически коллективом руководят и принимают решения заместители, они же и разрешают конфликтные ситуации. Управленческие функции при либеральном стиле руководства может взять на себя и сильный неформальный лидер. В этом случае руководитель-либерал должен выявить «платформу» лидера и умело воздействовать на него, чтобы не допустить анархии, ослабления дисциплины и возникновения неблагоприятного социально-психологического климата. Наиболее эффективен либеральный стиль управления в научных творческих коллективах, состоящих из признанных авторитетов, талантливых, одаренных людей в конкретных областях науки, техники, культуры и искусства. Если же коллектив не «дорос» до либерального стиля управления, а во главе его все же стоит руководитель-либерал, то подобный стиль превращается в либерально-анархический (попустительский). При этом «максимум демократии» и «минимум контроля» приводят к тому, что: 1) некоторые сотрудники не считают нужным выполнять принятые решения; 2) отсутствие контроля со стороны руководства пускает на «самотек» работу подчиненных; 3) результаты работы снижаются из-за отсутствия контроля и ее систематической оценки; 4) люди не удовлетворены своей работой и руководителем. В итоге все это отрицательно сказывается на состоянии психологического климата в коллективе.
В некоторых коллективах руководителем-либералом командуют его подчиненные, а он слывет у них «хорошим человеком». Однако это продолжается до тех пор, пока не возникнет конфликтная ситуация. В этом случае недовольные подчиненные выходят из повиновения, либеральный стиль переходит в попустительский, что ведет к конфликтам, дезорганизации и ухудшению трудовой дисциплины. Приведенная классификация основных стилей руководства не исчерпывает всего многообразия форм взаимодействия руководителей и подчиненных. Характеристика стилей руководства в соответствии с некоторыми формами такого взаимодействия приведена в таблице 1. ТАБЛИЦА 1 Характеристика стилей руководства в соответствии с формами взаимодействия руководителей и подчиненных
В настоящем, быстро меняющемся мире применяется ситуативный стиль управления, гибко учитывающий уровень психологического развития коллектива подчиненных. В таблице 2 приведены формы управленческого поведения руководителей в зависимости от уровня развития коллектива в целом и членов коллектива Таблица 2 Взаимосвязь форм управленческого поведения руководителей с уровнем развития коллектива и сотрудников
Кроме ситуативного стиля управления, популярным и эффективным является новаторско - аналитический стиль (особенно в преуспевающих японских фирмах), способный обеспечить организационное выживание в условиях острой рыночной конкуренции. Ему присущи: 1) генерирование большого числа идей; 2) способность логически анализировать реалистичность и перспективность этих идей; 3) энергичность, новаторство, чуткость к новым идеям и информации; 4) терпимость к неудачам; 5) умение работать с людьми. По мнению большинства зарубежных специалистов в области менеджмента эффективным стилем управления является партисипативный (соучаствующий) стиль управления, для которого свойственны следующие черты: Ø регулярные совещания руководителя с подчиненными; Ø открытость в отношениях между руководителем и подчиненными; Ø вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений; Ø делегирование (передача) руководителем ряда полномочий и прав подчиненным; Ø участие рядовых работников, как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений; Ø создание особых групп, наделенных правом самостоятельного принятия решений (например, «групп контроля качества»); Ø предоставление работнику возможности автономно (отдельно от других членов организации) разрабатывать проблемы, новые идеи. Партисипативный стиль руководства наиболее эффективно применять в научных организациях, фирмах новаторского типа, в наукоемких производствах при условиях, если: Ø руководитель имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных; уверен в себе; Ø подчиненные имеют высокий уровень знаний и умений, потребность в творчестве, независимости и личностном росте, интерес к работе; Ø цели и задачи, стоящие перед сотрудниками организации, предполагают множественность решений, требуют теоретического анализа и высокого профессионального исполнения, напряженных усилий и творческого подхода. Непоследовательный (непрогнозируемый, алогичный) стиль руководства: руководитель владеет всеми тремя способами управления организацией (людьми и производством), но переход от одной манеры управления к другой зависит не от уровня развития сотрудников, не от обстоятельств ситуации, а от настроения руководителя. Предугадать, спрогнозировать данный фактор практически невозможно. Сотрудники не могут выбрать линию поведения во взаимодействии с таким руководителем. Данный стиль является причиной частых конфликтов, и как следствие низкой производительности рабочей группы.
Читайте также: I. Характеристика группы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|